Тема 3. Что такое совесть

В.Н. Козлова

Задачи:

1. Образовательные – дать определение понятия "совесть", помочь воспитанникам разобраться в его сути.

2. Развивающие – продолжить работу по развитию мышления, внимания, памяти.

3. Воспитательные – в процессе подготовки продолжать воспитывать ответственность за порученное дело, чувство долга, самостоятельность; убедить воспитанников в том, что совесть – одно из самых нужных и главных качеств человека; проанализировать, насколько у них сформировано это качество.

Оборудование: плакаты с высказываниями известных людей, доска, карточки-задания, магнитофон.

Плакаты:

- "Совесть – это наш внутренний судья", Г. Гольбах;

- "Самое главное украшение – чистая совесть", Цицерон.

Ход занятия

Воспитатель: Дорогие друзья!

Мы продолжаем серию часов общения о нравственности. Мы с вами уже говорили о доброте, милосердии, старались усвоить моральные понятия, составляющие основу нравственной устойчивости личности. Сегодня тема нашего часа общения звучит так: "Что такое совесть?" Мы постараемся разобраться в сути этого сложного морального качества, подумать над тем, есть ли оно у каждого из нас. Для того чтобы лучше понять, что такое совесть, предлагаю внимательно послушать ситуацию и затем обсудить ее, ответив на ряд вопросов.

Ситуация "Авария"

Авария произошла в самом начале второй смены. Виктор увидел свободно катящуюся к цистерне с ацетоном вагонетку – и тут же стремительный бросок Николая, пытавшегося ее остановить. Он успел подложить под колеса брусок, вагонетка упала, придавив Николая к стене. Взрыв был предотвращен. Когда Николая укладывали на носилки, врач "Скорой помощи" сказал, что у него открытый перелом бедра и что ему нужна срочная операция.

Страшная мысль пронзила Виктора. Ведь это ему мастер вчера велел закрепить вагонетку, а он, ничего не сделав, соврал, что поставил ее на тормоз. И теперь самый близкий друг в больнице, и врачи говорят, что он может лишиться ноги.

Виктор физически ощутил острую боль вины. Зачем он пил в тот день? Но ведь раньше ничего не случалось. Чувство вины очень медленно и неуверенно начало переплавляться в какое-то новое чувство.

Он не мог понять своего состояния. Ясно было, что оно новое, никогда не испытанное. Раньше он всегда насмехался над теми, кто восхищался красотой природы, например. Он этого не принимал и не затруднял себя желанием понять: "Что тут такого? Лирика все это...".

Он впервые в жизни заметил, что зимний лес красив. А снег – какой он белый! Кажется, белее этого белого цвета уже ничего не может быть. Внизу у земли стволы деревьев прикрыты снегом – это похоже на легкие воланами юбочки.

Дятел выбивал дробь, и Виктору казалось, что он радуется вместе с ним. Николаю стало лучше, врачи сохранят ему ногу. Но только ли этому радуется Виктор?

Вчера он решительно отверг приглашение "дружков", соблазнявших его выпивкой после получки. Сегодня он тщательно подмел пол вокруг станка и убрал все обрезки, не оставляя их старику–сменщику. На днях после работы пошел в детский сад строить там теремок... А уж то, что он принес домой матери нетронутую зарплату, наполнило его таким приятным, доселе неизвестным чувством, что он даже казался себе выше ростом. Он не услышит больше никогда страшного слова "бессовестный"...

В больнице он подолгу сидел возле кровати друга. Там он познакомился с хирургом Зворыкиным. Это он поставил Николая на ноги. Много они говорили. И о том, что такое совесть. Это твой взгляд, твоя оценка самого себя, своих поступков, отношения к окружающим. "В совести – правда жизни, смысл жизни", – так говорил Зворыкин.

Чистая совесть возвышает, нечистая – заставляет прятаться, уходить в себя, скрывать свои мысли и поступки. Сейчас Виктор словно выбрался из-под какой-то тяжести. Дал слово, если Николай выздоровеет, то он начнет новую жизнь. Может быть, эта сегодняшняя прогулка по лесу и есть проявление новой жизни?

Зворыкин говорил, что нельзя жить без чувства ответственности. Ответственности за то, что ты делаешь, как сохраняешь то, что сделано для тебя, за то, что передать своим детям.

Вопросы:

1. Как обычно работал Виктор?

2. Когда у него "заговорила" совесть?

3. Правильно ли поступил Николай, рискуя своим здоровьем?

Спасибо за ваши ответы-рассуждения.

Теперь давайте попытаемся дать четкое определение понятия "совесть", которые вы должны были найти в разных словарях.

Воспитанники:

- "Совесть – есть самооценка личностью своих помыслов, чувств, поступков через призму высших нравственных ценностей".

- "Совесть – чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом".

- "Совесть – понятие морального сознания, внутренняя убежденность в том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за свое поведение".

Воспитатель: Вы хорошо поработали со словарями. Хочу познакомить вас с наиболее полным определением, которое дано в словаре по этике: "Совесть – это категория этики, выражающая нерасторжимую связь морали и человеческой личности, характеризующая способность личности осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершенных поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности".

А сейчас внимательно посмотрите на плакат со словами:

"Со – чувствие, Со – переживание, Со – страдание, Со – весть", и подумайте, что означает приставка "Со". Правильно, "вместе".

Таким образом, эти слова означают совместное переживание, чувствование, страдание и взаимный отклик на весть.

По мнению ученых, совесть может проявляться не только в форме разумного осознания нравственного значения совершаемых действий, но и в форме эмоциональных переживаний, например, в чувстве угрызений совести или положительных эмоциях "спокойной совести", "спокойной, чистой совести", и так далее.

Воспитатель: А сейчас зачитайте, пожалуйста, представленные на плакатах высказывания великих людей.

Воспитанники:

- "Совесть – это наш внутренний судья", Г. Гольбах;

- "Самое главное украшение – чистая совесть", Цицерон;

- "Закон, живущий в нас, называется совестью. Совесть есть собственно соотношение наших поступков с этим законом", И. Кант.

- "Высший суд – суд совести", В. Гюго.

- "...В несметном нашем богатстве

Слова драгоценные есть:

Отечество, верность, братство...

А есть еще: совесть, честь...

Ах, если бы все понимали,

Что это не просто слова,

Каких бы мы бед избежали!

И это не просто слова", А. Яшин.

(Обсуждение стихотворения).

Воспитатель: Спасибо! Существует еще много разных высказываний, но мы выбрали самые яркие и запоминающиеся.

А теперь я предлагаю вам принять участие в конкурсе: "Кто быстрее подберет правильное толкование". Разделитесь, пожалуйста, на две команды (затем каждой команде выдается по шесть карточек с устойчивыми выражениями и по шесть карточек с соответствующим объяснением-толкованием).

1. Делать на совесть – добросовестно, хорошо.

2. Для очистки совести – чтобы потом не винить себя ни в чем.

3. По совести говоря – говоря откровенно.

4. Надо и совесть знать – пора прекратить, остановиться.

5. Это поступок лежит (остается) на его совести – он несет за это моральную ответственность.

6. Свобода совести – право исповедовать любую религию.

7. Поступить по совести – так, как требует совесть.

8. Со спокойной совестью – делать что-нибудь, будучи уверенным в своей правоте.

9. И как только у него совести хватило – как он не постыдился, не постеснялся.

10.Люди с чистой совестью – люди, поступающие по зову сердца, воли так, как это одобряется в обществе.

11.Совесть заела – совесть мучает, человек не находит себе места из-за совершенного поступка.

12.Бессовестный человек – самая низкая оценка человека как личности.

(Жюри подводит итоги конкурса).

Молодцы! Почти все справились с заданием, а победила в этом конкурсе команда...

А сейчас мы проанализируем несколько жизненных ситуаций и посмотрим, насколько их участники находились в ладу с совестью.

Ситуация "Мы спасали…"

Двое друзей-восьмиклассников, Никита и Андрей, пошли кататься на санках. Вдруг они увидели, что две девочки провалились под лед. Заметив лежащее рядом замерзшее дерево, ребята отломили ветку и поползли по льду. Первую девочку они вытащили, Никита стал возиться с другой. Он дал ей палку, но девочка сорвалась и ушла под лед. У Никиты тоже лед под грудью проломился, мальчишка влез наполовину в воду и за руку вытащил девочку. Она уже не могла двигаться. Ребята ее поволокли по снегу. А там уже бабушки стояли, и мужчина один спустился... посмотреть. Он ничего не делал – просто стоял и смотрел.

Кто они, эти герои? Обычные питерские парни. Одному – тринадцать, другому – четырнадцать лет.

Вопросы:

1. Оцените поступок друзей-восьмиклассников. Назовите, какие личностные качества мальчишек вам понравились?

2. А какое впечатление произвело на вас поведение мужчины? Совестливый ли он человек?

3. А как бы поступили вы?

Воспитатель: Спасибо. Ваши ответы говорят о том, что вы глубоко разобрались в понятии "Совесть".

Ситуация "Из милицейской сводки"

Этот трагический случай произошел в Добрянском районе.

Два друга собрались в лес покататься на лыжах. С утра сильно мело и дул ветер, но это их не остановило. Катались долго, и один из товарищей обессилел, дальше идти он не мог. Саша, так звали этого мальчика, решил не возвращаться домой, а пойти в ближайшую деревню к бабушке. Его друг уехал на лыжах домой, но родителям Саши в тот вечер так ничего и не сказал. Лишь на следующее утро отец Саши нашел своего сына мертвым в лесу.

Вопросы:

1. Как ты оцениваешь поступок друга Саши?

2. Как, по-твоему, почему друг смог бросить товарища в беде и не сообщил ничего его родителям?

3. Как ты думаешь, будет ли его мучить совесть?

4. Как бы ты поступил в подобной ситуации?

Перед тем, как мы начнем решать ситуацию, предлагаю вам очень внимательно послушать песню.

(Исполняет Таня Тишинская).

Песня "Волчица"

Это было или не было в сибирских краях.

Шел пацан с охоты как-то домой.

Вдруг увидел волчонка в придорожных кустах

Рядом с матерью, волчицей седой.

Тот скулил и дергал матери пустые соски,

А под ней кипела кровью земля.

Взял пацан его домой из непокорной тайги.

У него теперь другая семья.

Целый год его лечил, а вернее, ее,

Пополам все, что имел, с ней делил.

Сколько волка не корми,

Возьмет природа свое.

И весной ее в лес отпустил.

Шел ему тогда всего лишь 19-й год.

Небо синью отражалось в глазах,

Он лежал, а над ущельем душу рвал пулемет.

И сошлись лоб в лоб господь и аллах.

Тучи шли и добивали его лучших друзей,

Ждал, когда дойдет очередь до него.

Словно резали под горло молодых лебедей,

Он увидел над собою ее и подумал, смерть пришла

Чуть раньше, чем он ожидал,

На каких-нибудь 15 шагов. Он примерно

Представлял ее звериный оскал, острые, как штык,

Ножи от клыков.

Маме он сказал: "Прости", а девчонке: "Прощай"

И душою провалился во мглу.

А волчица потащила то ли в ад, то ли в рай

Его тело по камням за скалу.

Сколько времени прошло,

Теперь не скажет никто.

Все мелькало перед ним, как в бреду,

Она над звездными ночами согревала его,

Рядом с ним ложилась спать на снегу.

Он отчетливо услышал вдалеке гул брани

И вертушек барабанную дробь.

Еле слышно прохрипел волчице: "Это свои".

И, как мать, поцеловал ее в лоб.

Вопросы:

1. Мы знаем, что у животных нет сознания, но не кажется ли вам, что у волчицы больше совести, чем у Сашиного друга?

2. Как, по-твоему, почему друг смог бросить товарища в беде и не сообщил ничего его родителям?

3. Как ты думаешь, будет ли его мучить совесть?

4. Как бы поступил ты в подобной ситуации?

А следующую ситуацию мы представим в виде инсценировки.

(Инсценировка "У подъезда").

Вопрос:

1. Какими нравственными понятиями обладает Таня, есть ли у нее совесть? Оцените ее поступок.

Мы решили несколько ситуаций, в которых участниками являлись посторонние люди.

При подготовке к часу общения вы написали мини-сочинения и ответили на вопрос: "Как я понимаю слово "совесть"? Каковы же ваши ответы?" Воспитатель читает выдержки из сочинений:

- совесть – когда человек не берет чужого, зарабатывает сам;

- совесть – когда что-то сделал плохое, кого-нибудь убил и очень переживаешь;

- совесть – это внутренний голос, предупреждающий о последствиях, надо подумать, прежде чем что-то совершить;

- совесть есть у каждого, но открывается она не у всех.

Спасибо за ваши откровенные ответы. Сейчас проведем конкурс "Кольцовка", посмотрим, кто из вас знает больше пословиц и поговорок.

Две команды поочередно называют пословицы и поговорки, выигрывает та команда, которая последней называет поговорку или пословицу.

Подведение итогов.

Воспитатель: Проверить, насколько глубоко мы разобрались, в таком качестве как совесть, поможет игра "Рассуждалки". Послушайте следующие высказывания:

- Она должна быть у каждого человека, но некоторые про нее давно забыли.

- Когда ты неправильно поступаешь или зря кого-то обидишь, она должна тебя мучить.

- Она помогает стать настоящим человеком.

- О чем идет речь?

Молодцы! Вы хорошо усвоили материал нашего часа общения.

Воспитатель: Сжигая совесть, становишься животным.

У апостола Павла – ученика Христа – мы находим такое понятие, как "сожженная совесть". Совесть есть некий сигнал, свидетельствующий о воздействии внешнего мира, внешних обстоятельств, человеческих мыслей на нравственную природу самого человека. Если это воздействие отрицательное, то сигнал срабатывает, мы чувствуем угрызения совести. К примеру, человек украл, и совесть заговорила – мучительное состояние стыда. Но взял человек, выпил стаканчик водки, и уже легче стало. Совесть можно разрушить, можно сжечь, если убедишь себя, что за этот порок мне не стыдно. Когда такое происходит, человек теряет всякую нравственность, он становится животным. И если у человечества совсем изъять совесть и нравственность, то человечество превратится в стаю.

А теперь посмотрим, что происходит вокруг нас. Преступность. Люди озлоблены. Жить стало тяжело, нравственное начало все больше покидает людей. И если оно нас покинет совсем, то мы, подобно скорпионам в банке, не сможем существовать. Я бы сказала, что нравственность есть условие выживания человеческой цивилизации. Люди, если хотите жить, будьте нравственны!

В заключение предлагаю выполнить упражнение "Альтернатива".

Сейчас я вам буду читать пары предложений, вы должны будете выбрать одно из них и записать.

1. а) совесть – это необходимость;

б) совесть – это роскошь.

2. а) моя совесть меня обезоруживает;

б) моя совесть меня вооружает.

3. а) совестливые люди мне нравятся;

б) совестливые люди меня раздражают.

4. а) совесть заставляет меня относиться ко всему критично;

б) совесть заставляет относиться ко всему доброжелательно.

5. а) совесть – это врожденное качество;

б) совесть надо воспитывать в человеке.

6. а) с совестью жить легче;

б) с совестью жить трудно.

Теперь на основе выбранных вами предложений составьте свое понимание совести.

Воспитатель: Сегодня задание выполним, а результаты будем рассматривать на следующем часе общения. (Выполняется задание).

Всем большое спасибо за активное участие!

Литература

1. Алексеева А., Стреляный А. Азбука для несовершеннолетних. – М., 1985.

2. Этика: Курс лекций. – М.: Центр, 1998.

3. Словарь по этике. – М.: Политиздат, 1989.

4. Советский энциклопедический словарь. – М., 1974.

5. Толковый словарь русского языка / Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. – М., 4-е изд., 2000.

6. Энциклопедия для мужчин. – М.: Изд-во "Идеал", 1992.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: