Тема 3. Структура и программа социологического исследования

Основные этапы социологического исследования. Место и роль программы в социологическом исследовании. Особенности составления программы в прикладном социологическом исследовании. Структура и содержание основных разделов программы. Методологический и процедурный разделы программы. Социальная проблема. Предметная и познавательная стороны социальной проблемы. Проблема исследования. Объект и предмет исследования. Их описание в социологических терминах. Операционализация ключевых понятий. Формулирование целей и задач исследования. Системный анализ объекта исследования. Формулирование гипотез исследования. Основные требования к гипотезам. Краткое содержание процедурного раздела программы.

 

Тема 4. Система методов социологического исследования

Классификация методов научного исследования. Общенаучные и специальные методы. Методы сбора и методы анализа данных. Специальные методы социологического исследования. Опросные методы. Методы наблюдения. Методы анализа документов. Сравнительно-исторический метод.

 

Тема 5. Первичное измерение характеристик социальных объектов

Понятие измерения в науке. Прямые и косвенные измерения. Связь между измерением и свойствами измеряемого объекта. Измерительные Шкалы. Основные виды измерительных шкал: номинальная, порядковая, интервальная шкалы и шкала отношений. Понятие и критерии надежности измерительных шкал: обоснованность, устойчивость и точность. Принципы и основные этапы разработки измерительных шкал в социологии.

 

Тема 6. Методы наблюдения и опросы в социологическом исследовании

Понятие наблюдения. Правила научного наблюдения. Виды наблюдения в социологическом исследовании. Простое и включенное наблюдение. Достоинства и недостатки методов наблюдения. Правила фиксации результатов наблюдения. Виды опросов как метода сбора социологических данных. Анкетный опрос и интервью. Их достоинства и недостатки. Виды анкетных опросов и интервью. Порядок составления социологических анкет и проведения интервью.

Тема 7. Методы анализа документов. Контент-анализ

Понятие документа в социологическом исследовании как носителя информации о социальных событиях и поведении людей. Виды документов и особенности анализа документов. Личные и безличные документы. Первичные и вторичные. Принципиальные различия между описанием и оценкой событий. Официальные и неофициальные документы как источник социологической информации. Понятие контент-анализа. Выделение и классификация смысловых единиц текста. Обеспечение надежности информации, получаемой посредством контент-анализа. Практические и научные задачи, решаемые с помощью методов анализа документов.

Тема 8. Количественные методы анализа эмпирических

Данных социологического исследования

Цели эмпирического анализа данных. Дескриптивные способы анализа. Типологизация и классификация. Теоретическая и эмпирическая типологизации. Группировка данных. Простая и перекрестная группировки. Установление связей между переменными. Корреляционный и регрессионный анализ. Состав задач, решаемых с помощью регрессионного анализа. Факторный анализ. Социальный эксперимент и его специфика. Основные стадии процесса анализа эмпирических данных.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: