Понятие и стадии законотворчества в РФ

 

Законодательный процесс - это система действий парламента и главы государства, связанных с разработкой, обсуждением и принятием законов.

Законодательный процесс состоит из следующих основных стадий:

законодательная инициатива и предварительное обсуждение законопроекта;

принятие закона; опубликование закона.

Законодательная инициатива и предварительное обсуждение законопроекта. Правом законодательной инициативы (правом внести законопроект) согласно ч. 1 ст. 104 обладают Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

При внесении законопроекта в Государственную Думу РФ должны быть представлены следующие документы: текст законопроекта; обоснование необходимости его принятия; финансовое и экономическое обоснование, подтверждающее, нужны ли будут затраты на реализацию будущего закона; перечень нормативно-правовых актов, которые утрачивают силу либо должны быть изменены в связи с принятием данного закона; необходимость разработки новых правовых актов, чтобы будущий закон мог быть реализован.

Для рассмотрения этих и других вопросов Совет Государственной Думы РФ назначает ответственный комитет по законопроекту. Законопроект направляется в комитеты и комиссии Государственной Думы, депутатские объединения, Президенту РФ, в Совет Федерации, в Правительство РФ. При необходимости проект направляется в Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ. Если законопроект относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов - в законодательные (представительные органы) субъектов РФ для дачи замечаний и предложений в месячный срок. Представленные в установленный срок предложения и замечания подлежат обязательному рассмотрению соответствующим комитетом Государственной Думы.

Проекты федеральных законов о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, выпуске государственных займов, изменении финансовых обязательств государства, а также другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены в Государственную Думу только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.

Для работы над законопроектом могут создаваться рабочие группы. В их состав могут включаться депутаты, представители соответствующего субъекта права законодательной инициативы, представители органов государственной власти, общественных объединений, научных учреждений, эксперты и специалисты.

Если поступают альтернативные законопроекты, они предварительно изучаются в комиссиях, за основу принимается один, остальные используются в качестве поправок и дополнений.

Принятие закона. В соответствии с регламентом, Государственная Дума принимает федеральный закон в трех чтениях.

На первом чтении обсуждается концепция закона. Обсуждение начинается с доклада инициатора проекта закона, затем выступает представитель ответственного комитета Госдумы. Далее следуют выступления (предложения или замечания) депутатов, депутатских объединений, иных лиц, приглашенных на обсуждение. Если Дума принимает законопроект, то он передается в комитет, ответственный за его разработку.

Во втором чтении законопроект обсуждается постатейно вместе с поправками. До начала второго чтения ответственный комитет составляет таблицы поправок.

В ходе третьего чтения депутаты Государственной Думы голосуют за или против законопроекта в целом. Для принятия федерального закона необходимо большинство голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Принятый Государственной Думой федеральный закон в течение пяти дней передается в Совет Федерации для дальнейшего рассмотрения. Совет Федерации в течение 14 дней рассматривает принятый Государственной Думой федеральный закон.

В случае если Совет Федерации отклонил принятый Думой федеральный закон, обе палаты создают согласительную комиссию. Комиссия рассматривает предложения Совета Федерации и выносит решение. После этого закон вторично рассматривается в Государственной Думе. Если комиссия не пришла к согласованному решению или ее решение не устраивает Государственную Думу, отклоненный закон ставится на голосование в ранее принятой редакции. В этом случае закон считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Стадия рассмотрения в Совете Федерации может быть пропущена, если принятый Государственной Думой закон не подлежит обязательному рассмотрению в нем (ст. 106 Конституции РФ) или если в течение 14 дней Совет Федерации не приступил к рассмотрению законопроекта.

Конституцией РФ (ст. 106) установлен перечень законов, которые Совет Федерации обязан рассмотреть. К ним относятся:

законы по вопросу федерального бюджета;

законы по вопросам налогов и сборов;

законы по вопросам ратификации международных договоров;

законы по вопросам статуса и защиты Государственной границы Российской Федерации;

законы по вопросам войны и мира.

Принятый Государственной Думой федеральный закон, в случае одобрения его Советом Федерации, в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Если же принятый Думой федеральный закон не был рассмотрен Советом Федерации, то по истечении 14 дней с момента его направления в Совет Федерации Государственная Дума направляет закон Президенту.

Президент в течение 14 дней принимает решение о подписании закона либо использует право наложить вето на закон (отклоняет закон). В этом случае возможны следующие варианты:

1) принятие предложений Президента Думой и принятие закона в новой редакции Советом Федерации и Государственной Думой;

2) преодоление вето 2/3 голосов от общего числа в каждой палате и обязательное подписание и обнародование закона (промульгация) Президентом РФ.

Более сложная процедура предусмотрена для принятия федеральных конституционных законов. Они принимаются квалифицированным большинством голосов в каждой из палат (не менее 3/4 от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы). Президент РФ не вправе отклонить принятый федеральный конституционный закон.

Законы Российской Федерации о поправке в Конституцию РФ принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона. Кроме того, они должны быть одобрены органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов РФ. Вступивший в силу после одобрения необходимым числом законодательных органов субъектов РФ Закон РФ о поправке к Конституции РФ подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию.

Опубликование закона. Принятый парламентом закон должен быть официально провозглашен и опубликован в официальных источниках, после чего закон приобретает обязательную силу.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в "Парламентской газете", "Российской газете", Собрании законодательства Российской Федерации или первое размещение (опубликование) на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru).

При опубликовании в этих изданиях указываются полное наименование закона, дата его подписания, полный текст.

Законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации:

со дня его официального опубликования или с даты, указанной в самом тексте закона;

если в тексте закона не указана дата его вступления в силу, то через десять дней со дня официального опубликования.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: