Систематизация законодательства

 

Все нормативные акты, действующие на территории того или иного государства, создаются различными правотворческими органами, наделенными сугубо конкретной властной компетенцией, ограниченной жесткими рамками. Поэтому в нашей стране положения законов РФ, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, распространяясь на многочисленных субъектов общественных отношений и разное территориальное пространство, вместе с тем обладают неодинаковой юридической силой, а также имеют несовпадающее по времени действие.

Кроме того, количественное увеличение объемов нормативных материалов ведет к возникновению известных трудностей в их применении, поскольку могут возникать определенные противоречия не только между отдельными актами, но и внутри их между какими-либо требованиями и условиями. Наиболее оптимальный выход из подобной ситуации заключается в систематизации текущего законодательства, под которой понимается деятельность уполномоченных на то государственных органов, направленная на уточнение, совершенствование и упорядочение тех или иных правовых норм.

В конечном итоге данная работа призвана повышать качество управления государственными делами, прежде всего в интересах человека и гражданина, способствовать укреплению правопорядка и обеспечивать нормальное функционирование всех сфер и областей современной общественной жизни.

Как правило, в процессе систематизации ликвидируются определенные противоречия и коллизии, существующие между правовыми нормами, отменяются устаревшие нормативные акты и принимаются новые, более совершенные и объективно отвечающие политическим, экономическим, социальным, культурным и иным потребностям общества и государства. Так, в 90-е годы прошлого века становление рыночной экономики в нашей стране естественным образом потребовало принятия иного законодательства по сравнению с советским периодом. Достаточно быстро были разработаны и вступили в действие Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, другие кодифицированные акты, а также большой блок отдельных федеральных законов, регулирующих практически все сферы предпринимательства и иной разрешенной законом экономической деятельности.

В настоящее время существуют три основных юридических способа систематизации законодательства: кодификация, консолидация, инкорпорация.

Среди них кодификация является наиболее сложным и трудоемким видом систематизации. Она предполагает внутреннюю коренную переработку закона, его изменение, дополнение или внесение радикальных и качественных изменений. В процессе кодификации не только устраняются устаревшие правовые положения, но и создаются новые, отвечающие требованиям времени правила поведения, обеспечивается их согласованность, конкретность и логичность.

Как правило, по своему строению кодекс имеет в своем составе Общую часть, где формулируются положения, раскрывающие содержание и основные черты, в целом присущие определенной отрасли права, а также Особенную часть, закрепляющую те или иные конкретные условия, правила и требования.

Кодификация законодательства характеризуется наличием ряда признаков:

а) кодификационной деятельностью имеют право заниматься только специально уполномоченные компетентные правотворческие органы на основании конституционных или иных законных полномочий;

б) в результате проведенной кодификации создается практически совершенно новый, сводный нормативный акт, существенным образом отличающийся от ранее действовавшего кодекса (для сравнения: Уголовный кодекс РСФСР и Уголовный кодекс РФ) или объединяющий воедино определенные нормы из различных иных актов, регулирующих одну и ту же конкретную область общественных отношений (например, Бюджетный кодекс РФ);

в) каждый кодекс, являясь ведущим нормативным актом, по сравнению с другими законами, регулирующими определенную сферу общественных отношений, рассчитан на длительное применение, поскольку призван учитывать и возможность возникновения в перспективе более сложных и совершенных общественных отношений.

Кодификационные акты могут иметь различные формы: собственно кодекс, основы законодательства, уставы. Например, дисциплинарный устав, устав гарнизонной и караульной службы в Вооруженных Силах РФ; Устав железных дорог РЖД и пр.

Особо следует подчеркнуть, что традиция кодификации ведет свое историческое начало со времен Византийской империи, с Кодекса Юстиниана (VI в. н. э.), в котором получило систематизацию великое юридическое достояние прошлого - римское право.

Инкорпорация предполагает объединение законов в сборники и собрания по алфавитному, предметному или хронологическому критерию и является внешне обработкой законодательства без какого-либо изменения его содержания (например, Собрание законодательства РФ, где все изданные за текущий год законы, Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и иные нормативные акты публикуются еженедельно, в хронологическом порядке, по мере их принятия). В отличие от кодификации, связанной с существенным изменением права, цель инкорпорации заключается в том, что она приводит в стройную, упорядоченную систему те нормативные акты, которые уже созданы соответствующими правотворческими органами.

Инкорпорация подразделяется на официальную и неофициальную. К первой можно отнести Собрание законодательства РФ, поскольку данное издание имеет официальный характер, что позволяет ссылаться на него как в процессе правотворчества, так и в ходе применения норм права.

В свою очередь, неофициальная инкорпорация есть внешняя обработка законодательства, проводимая различного рода организациями, учебными заведениями, ведомствами, учеными-правоведами. В частности, это могут быть сборники нормативных актов по конкретным отраслям права, справочники для отдельных категорий специалистов, студентов или иных заинтересованных лиц (например, издаваемые в учебных целях, для просвещения населения и т.д.). Основное отличие материалов неофициальной инкорпорации заключается в том, что на них нельзя ссылаться как в процессе правотворчества, так и в ходе применения норм права.

Консолидация - это объединение в единый нормативный акт нескольких других актов, посвященных одному и тому же предмету регулирования в одной и той же сфере общественных отношений. При этом какого-либо изменения содержания не осуществляется. Таким образом, консолидированный нормативный акт не вносит новых положений в регулирование общественных отношений. Обычно консолидация используется там, где отсутствует возможность кодификации или нет соответствующей необходимости. Тем не менее данный вид систематизации представляет собой достаточно эффективное средство для сокращения числа действующих нормативных актов.

 

Контрольные вопросы

 

1. Дайте определение правотворчества.

2. Назовите принципы правотворчества.

3. Какие виды правотворчества вы знаете?

4. Дайте определение законотворчества.

5. Кто является субъектом права законодательной инициативы?

6. Назовите основные стадии законодательного процесса.

7. Каков порядок принятия федерального конституционного закона?

 

Литература

 

1. Артамонов А.Н. Законотворчество субъектов Российской Федерации: стадии законодательного процесса // Российская юстиция. 2011. N 5.

2. Иванова Е.Н. Вопросы сочетания экономических и экологических интересов общества и государства в процессе правотворчества // Юридический мир. 2010. N 9.

3. Казаков Д.В. Методологические проблемы исследования законотворчества // История государства и права. 2009. N 6.

4. Колесников Е.В., Пажетных Д.В. Участие Совета Федерации в законодательном процессе // Конституционное и муниципальное право. 2009. N 11.

5. Михеева И.В. Российское правотворчество: традиционные акценты истории // Журнал российского права. 2010. N 10.

6. Мозженко И.И. Систематизация законодательства и ее признаки // Конституционное и муниципальное право. 2010. N 12.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: