Бессонница. Гомер. Тугие паруса

Поэт обращается к сюжету гомеровской «Илиады». В нём звучат неповторимые, свойственные только ему слова о любви. Первая строчка – три назывных предложения, образы как будто наплывают друг на друга. Внутреннее состояние лирического героя обозначено только слегка, он читает поэму Гомера. Но вот перед читателем встаёт картина, вызванная содержанием прочитанного. Автор имеет в виду вторую песнь «Илиады», посвящённую кораблям, отправившимся из Греции на войну с Троей. Причина похода – похищение Парисом, сыном правителя Трои Приама, Елены, супруги царя Спарты Менелая. Вернуть Елену Менелаю, воссоединить любящих – такова была цель Троянской войны, надолго затянувшейся.. Эта история вошла в европейскую культуру. Мандельштам говорит о ней свежо и неповторимо. Любовь, по его мнению, выше политики, именно она может быть причиной всех катаклизмов. Любовь – это тот духовный элемент, который связывает все мировые события, все бесчисленные проявления Вселенной и человеческой жизни. Автор вводит своих читателей в удивительный мир, где неживые предметы сравниваются с летящими журавлями, море витийствует, а метонимия (божественная пена) помогает представить курчавые волосы царей. Торжественность стихотворения усиливается пятистопным ямбом, своеобразной лексикой – церковнославянизмы (сей, мужи, витийствуя).

Кольцевая композиция усиливается рифмами. Цепочка: искусство пробуждает жизнь (море) и любовь, но пробуждённая жизнь сильнее искусства (море витийствует)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: