Руководитель в лагере

Индивидуальный подход и индивидуальная оценка.

Итак, задолго до лагеря, найдено место для лагеря, проделана вся организационная работа, выработан план лагеря и разработана программа каждого дня в лагеря.

Имя и девиз лагеря могут иногда выражать задачу лагеря и облегчить составление программы лагеря. Намечены беседы у костра, игры, места для походов и игр, собран нужный материал: пособия, лагерный инвентарь, спортивные принадлежности…

Перед вашими скаутами открываются дни, полные захватывающих переживаний, замечательных приключений, веселья. Лагерем, как уже было сказано, управляет начальник лагеря, который по мере надобности, собирает штаб лагеря для осуждения тех или иных вопросов. Долг руководителя тактически подводить штаб лагеря к тем или иным правильным решениям.

Лагерная жизнь дает руководителю – начальнику отряда огромные возможности личного контакта со всеми скаутами отряда. Отряд должен выйти из лагеря спаянной спортивной командой. Если капитан этой команды стоит вне ее – не слился с ней, то эта команда никуда не годиться. В скаутской работе, пост начальника отряда самый важный и самый интересный. Разве не интересно наблюдать, как под твоим руководством, происходит саморазвитие ребят. Никакая самая продуманная организационная система, никакая программа не заменит личного влияния руководителя, который влияет на ребенка всем своим видом, образом жизни, силою духа, примером. Идеалы воспитания заключены в наших ясных и простых законах. Индивидуальное воздействие на ребят будет облечено руководителю применением звеновой системы. Почти вся скаутская работа в лагере проводится путем состязаний – соревнований. Например, в первые дни лагеря надо многое сделать, доделать и привести в порядок. Соберите скаутов и объясните им, что именно надо сделать сегодня, распределите работу по звеньям и добавьте, что в такое то время будет сделан осмотр всех лагерных работ, а также смотр всего лагеря:

- Самая лучшая палатка (звено) получит в награду приз – скажем свисток и почетный флажок этого лагеря на этот день. Посмотрим, чье звено лучше всех отличиться и выиграет! Разойдитесь!

И вы увидите, что вместо скучного, первого дня в лагере с работами, уборками и приборками, выйдет интересная игра – состязание. Например, в ваше задание вы могли включить, что помимо заданных работ к указанному времени каждая палатка должна быть окопана, перед палаткой должно быть сделано какое-то украшение из природного материала (камешков, ракушек. Только не перегружайте ребят, а то пропадет интерес. Можно, например, выложить в четырехугольнике скаутскую лилию, силуэт звена, девиз, название звена), все кровати установлены и застелены, все вещи на подставках – ведь в лагере ничего не смеет лежать на земле.

Если время в лагере у вас заполнено интересными играми, состязаниями, походами, экскурсиями и прохождением скаут – практики (постройкой разных мостов через ручей, сигнальной вышки, шалашей, глазомерной съемкой, определения скорости течения реки, ширины реки, высоты дерева и так далее), то вы сами удивитесь, как легко управлять лагерем. И секрет лежит в следующем:

  1. изучите как следует окрестности лагеря (это нужно для игр и походов)
  2. твердо помните, что лагерь это не две недели жизни на лоне природы по образцовому расписанию, а две недели непрерывных переживаний и приключений для ребят.
  3. эти переживания и приключения вы должны вперед продумать и уложить их в точный план лагеря (конечно, это нужно делать заранее, скажем за полгода до лагеря)
  4. движущая сила лагеря, не расписание, дежурства, дисциплина и ваше, возможное молодецкое покрикивание, а увлечение ребят новыми, интересными вещами и воодушевление состязаниями, победами своего звена, походами которые открывают перед ребятами чудесный мир скаутской разведки.

В лагерной обстановке условия для воспитательной работы исключительно благоприятны. Находясь целый день в непрерывном общении с детьми, руководитель может чаще беседовать с детьми, более полнее познакомиться с индивидуальными особенностями каждого из них. Особое значение имеют беседы на морально – этические темы: о скаутском долге, о дружбе, о братстве, о воспитании твердой воли и главное это тема о наших законах.

В течение всего года руководитель (начальник отряда) ведет «индивидуальную книгу», куда записывает свои наблюдения о каждом скауте: его здоровье, интересах, характере, стремлениях, слабостях, домашнее положение…

Индивидуальное воздействие на ребят будет значительно облегчено руководителю лагерной обстановкой и звеновой системой и именно в лагере установятся близкие и дружеские отношения между начальником отряда и его скаутами. Это важная и не всегда легкая задача. Наша работа направлена на индивидуальное воспитание ребенка посредством индивидуального воздействия на каждого из них. Опыт показал, что лагеря при 25 – 30 участниках дают наилучшие результаты.

Бывают отличные начальники отрядов, которые прекрасно ведут свой отряд, отлично действуют на него свои примером, но все-таки никогда не ведут задушевных разговоров со своими скаутами. Причины этому разные – застенчивость, занятость и так далее. Но эти причины нужно преодолеть и надо этот «лед» сломать и стать ребятам своим, близким человеком, другом, старшим братом к которому они охотно, с доверием, обращаются со своими проблемами. Особенно это важно в лагере, где на некоторое время, дети, оторванные от дома, имеют только один авторитет – руководителя.

Руководить скаутами надо с учетом их уровня развития и возраста, так как в каждом возрасте свои интересы, потребности и знания. Нужно сделать так, что бы любое скаутское дело – сбор, поход, различные занятия, задания соответствовали возрасту и уровню знаний ребят. Необходимо учитывать и направлять все наклонности и стремления ребят в нужном направлении и давать, каждому из них, возможность проявить свои способности в том или ином деле. Ежедневное общение со скаутами, в лагерной обстановке, позволит руководителю хорошо узнать своих ребят, постоянно оказывать на них влияние. Вовремя поданным советом, оценкой того или иного поступка, личным примером руководитель воспитывает в ребятах необходимые качества характера.

Руководитель направляет поступки и деятельность скаутов не как начальник, а как их старший друг. Это предполагает дружеское общение руководителя со скаутами, не только на сборе, но и в более интимной обстановке, которая располагает к задушевной беседе. Ребенок не доверит свих чувств, мыслей равнодушному, сухому руководителю, не раскроет своего сердца человеку, в котором он не чувствует друга. Это необходимо помнить каждому руководителю. Дело руководителя (начальника отряда) направить, поощрить, заинтересовать и воодушевить скаута. Когда это достигнуто, скаутам немедленно надо дать практическую возможность использовать свои силы, дать простор их энтузиазму. Только так, на деле, на трудностях и ошибках создается характер скаута, но ни в коем случае не нравоучением и не приказом. Поэтому руководитель, помимо общей программы работы, должен разработать и проводить, на основании психологических наблюдений, систему различных заданий индивидуального характера. Задания эти должны быть интересны, индивидуально подобраны, окрашены занимательной темой, часто неожиданны и неизвестны никому, кроме получивши их. После каждого задания надо не забыть спросить подробный отчет о сделанном. В общем, руководителю следует строить свою работу так, чтобы скауты знали, что руководитель – это старший друг, старший товарищ, чуткий, но требовательный руководитель, который знает и умеет больше их. К нему всегда можно обратиться за советом, за помощь, наконец, можно ему открыть свое сердце.

Процесс воспитания скаута довольно длительный и сложный. Он требует умелого подхода к детям, способности глубоко вникать в психологию ребенка и систематически влиять на него. Руководитель должен тщательно продумывать идейное содержание каждой беседы, экскурсии, похода, сбора и учитывая то, что будут ли они развивать их инициативу и самодеятельность. Свой авторитет руководитель завоевывает умелым подходом к детям, чутким отношением к ним, своими знаниями, уменьем и своим примером, а чтобы служить примером детям, повторяем, надо не мало знать и уметь. Роль руководителя не такая уж и простая – чрезвычайно ответственная и эту ответственность его помощники не разделяют.

Дисциплина в лагере

Принимая во внимание, что каждый ребенок, посещая скаутские сборы один раз в неделю, естественно старается вести себя согласно скаутским правилам, тем более что сбор продолжается 2–3 часа. Другое дело скаутский лагерь, где ребенок будет целых две недели находиться в среде своих сверстников. Ребята есть ребята и каждый далеко не совершенен. Поэтому необходимо точно объяснить ребятам лагерные правила, ход лагерной программы и дать точное определение того, что вы от них ожидаете, и какие работы в лагере они должны будут там исполнять. С первого же дня лагеря нужно твердо придерживаться тех лагерных правил, что вы объясняли ребятам, а в лагере они висят на лагерной доске.

В лагерной жизни очень и очень важна дисциплина и она создается самими скаутами. Нет «Я», а есть «МЫ». Не «Я» так хочу, а есть только «так нужно» для правильной работы в жизни лагеря. В наших условиях скаутский лагерь – это прежде «уголок России», так как он проходит под сенью Российского Флага. В лагере мы отрываемся от городской жизни, поэтому в лагере нет места магнитофонам, плеерам и другим «звукам цивилизованного мира». Одна из целей лагеря – отдохнуть на лоне природы.

Успех лагеря зависит от дисциплины поддерживаемой в нем. Это вопрос первостепенной важности. Скаутское поведение ребят будет основой всей прочей работы. Дисциплина достигается не молодецким окриком, не властью начальника отряда, а посредством звеновой системы и вожаков (авторитет вожаков нужно постоянно укреплять), а также интересными планированными занятиями, соревнованиями, победами своего звена и походами. С первого дня лагеря, подтяните ребят, научите их строю – не только основным положениям, но и хождению в строю с песней, научите их отдавать четко рапорта и объясните к кому и как нужно обращаться, настаивайте на знании «лагерных правил». В скаутской организации нет никаких особых наказаний, кроме как исключительно морального свойства, как например кружка воды вылитая в рукав провинившегося скаута перед строем. Можно так же поручить наряд на мытье котлов, но злоупотреблять этим не следует. А лучше провинившегося отправить к руководителю и тот, поговорив с «нарушителем» по душам достигнет гораздо большего. Порицание нужно высказывать или наедине или перед строем, но не называя имени провинившегося. В самом крайнем случае можно прибегнуть к удалению скаута из лагеря, но только тогда, когда руководитель убедился в том, что за время лагеря ребенок не может быть исправлен, и будет причинять моральный ущерб всему духу лагеря. Конечно, в случае серьезного проступка у нас есть суд чести, по постановлению которого скаут может быть удален из лагеря. Но это самая крайняя мера и можно надеется, что до этого дело не дойдет. Во всяком случае, сперва нужно побеседовать с провинившимся в кругу его товарищей по звену.

Лагерный комфорт

В скаутском лагере все необходимое для удобства лагерной жизни сделано самими ребятами. Старый скаут – разведчик, побывавший уже в походах, устраивается в лагере с удобствами – с комфортом, и знает для этого массу разных сноровок:

  • при отсутствии палатки он построит себе шалаш из веток и выберет для него место, где его не зальет водой при дожде.
  • Он знает, как развести костер не только в сухую погоду, но и под дождем.
  • Он знает, как устроить кровать из еловых веток.

Бывалый скаут обладает неиссякаемой находчивостью и всегда найдет выход из затруднительного положения и устроится на лоне природы с комфортом. В приложении казаны некоторые самодельные предметы лагерного обихода, но если ты сам проявишь инициативу и смекалку, то сумеешь устроиться на природе с еще большими удобствами.

Лагерные правила

Прежде чем скауты отправятся в лагерь, они должны познакомиться с лагерными правилами, которые позже вывешиваются на видном месте в лагере. Эти правила касаются дисциплины каждого скаута в лагере, его обязанностей, местоположения каждого звена, купания, водоснабжения, чистоты в его палатке и вообще в самом лагере. Он знает, куда следует бросать отбросы, и в какой чистоте держать «Голливуд». Должен знать свои обязанности в случае пожара, ночной тревоги или нападения «неприятеля».

  1. весь лагерь живет по установленным правилам, которые одинаковы для всех. Чего нельзя скаутам, того нельзя и руководителям.
  2. гости не скауты должны уважать расписание лагерного дня и должны согласовывать свое поведение с нашими законами и традициями.
  3. дисциплина в лагере. Успех лагеря зависит от дисциплины поддерживаемой в нем всеми лагерниками. Каждый лагерник сознающий, что правила созданы для того, чтобы их исполнять уже на пути к успеху.
  4. чистота в лагере. В скаутском лагере царит чистота, как на военном корабле. Ничто не валяется в палатке или за палаткой и все вещи на подставках – патентах. Помните, весь мусор, все объедки и отбросы, надо относить в специально вырытую яму и каждый раз присыпать землею (пеплом). Особенно нельзя разбрасывать консервные банки, битое стекло об которое, во время игры, вы же можете порезаться.
  5. о всех несчастных случаях надо немедленно доложить дежурному.
  6. купание в реке (море) только по разрешению и под наблюдением дежурного.
  7. в течении дня никто не имеет права уходить за черту лагеря без разрешения на то дежурного начальника по лагерю. Граница лагеря точно обозначена флажками или другими отличительными знаками.
  8. приезжающие скауты и руководители. По прибытию в лагерь обязаны немедленно явиться к начальнику лагеря и отрапортовать о своем прибытии, после чего поступают в распоряжении дежурного начальника, который зачисляет их на довольствие и указывает место в палатке.
  9. посетители. Скауты или руководители, к которым приехали их родители или знакомые должны немедленно их представить дежурному начальнику по лагерю, который записывает их в журнал лагеря, отмечая время их прибытия и отбытия.
  10. лагерник, получивший из дома пакет с вкусными вещами, по традиции, делиться со своим звеном или со своей палаткой.
  11. ни одно зеленое деревцо не может быть срублено без разрешения.
  12. вход во все палатки только по разрешению.
  13. в случае пожара скаут знает, где расположены средства тушения пожара, знает свои обязанности и строго выполняет указания старших.
  14. в ночное время в лагере не спят только часовые.
  15. ночью по лагерю имеют право ходить только часовые, зелёногалстучники или лица назначенные начальником лагеря для проверки и ночного контроля лагеря.
  16. Голливуд. Лицам, которым необходимо, в ночное время отлучиться в «Голливуд» ни в коем случае не вступают в разговоры с часовыми.
  17. во время тревоги, все лагерники занимают заранее указанное место и действуют согласно инструкциям руководителя.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: