В лагерной обстановке системе физического воспитания отводится ведущая роль, которое должно вестись в строгом соответствии с возрастными особенностями ребят. Цель физического воспитания ребят – укрепить организм (органы дыхания, сердце, мускулатуру), воспитать в человеке ловкость, смелость, находчивость, уверенность в себе. Человеческий организм – сложная и чрезвычайно мудро устроенная машина, в которой нет ничего лишнего. Большое внимание следует обратить на то, что бы спорт не был слишком утомительным. Физическое воспитание не только развивает тело, но и целый ряд данных морального порядка: воля, дух, терпение, упорство, точность, аккуратность, настойчивость, твердый характер, приучает ребят к честности и правдивости. Повышается общая организованность в действиях, и дети проявляют особый интерес к сравнению своих сил и умений со сноровкой своих товарищей.
Соревнования, прежде всего, проявляются в играх. Всякая игра предусматривает победу одной стороны над другой и вместе с тем неизбежно строиться на взаимопомощи ребят внутри каждой группы, на стремлении выручить того, кто попал в беду. Групповые игры пробуждают в каждом ребенке личную инициативу, выдумку для достижения победы, развивают дисциплину, приучают к сотрудничеству и честному выполнению правил, принятых добровольно. Игра всегда вызывает удовольствие; наиболее глубоко оно чувствуется в случае победы, однако не угасает и при поражении. Удовольствие, радость неизменно возникает потому, что ребята побуждаются к игре с интересом и, преодолевая в играх препятствия, с полнотой ощущают свои физические и умственные силы, которые особенно ярко проявляются при групповых состязаниях.
|
|
Благодаря разностороннему положительному воздействию на ребят игры являются не только средством воспитания, но и активной формой отдыха: они повышают жизнедеятельность и бодрость, несут с собой веселье, непринужденность и дружескую общительность.
Олимпиада
В скаутской работе все построено на соревнованиях – состязаниях. Любое соревнование оживляет скаутскую работу, подтягивает отстающих, помогает развивать инициативу, сплачивают ребят воедино, вырабатывают драгоценное «чувство плеча».
Возраст | Прыжок в длину (м) | Прыжок в высоту (м) | Бег (дистанция/время) |
11 лет | 3 м | 0,95 м | 50 м за 9 сек |
12 лет | 3,25 м | 1 м | 50 м за 8,4 сек |
13 лет | 3,45 м | 1,06 м | 50 м за 8,2 |
14 лет | 3, 75 м | 1,10 м | 50 м за 8 сек |
15 лет | 4,10 м | 1,15 м | 100 м за 15 сек |
16 лет | 4,40 м | 1,18 м | 100 м за 14,4 сек |
17 лет | 4,60 м | 1,20 м | 100 м за 13,8 сек |
18 лет | 4, 85 м | 1,25 м | 100 м за 13 сек |
Помимо различных игр в лагерной обстановке можно провести занятия и состязания по легкой атлетике (бег, прыжки в длину и высоту, метание копья), занятия по плаванию, стрельба из лука, упражнения на устойчивость, в переноске товарищей и организация различных игр на местности. И если в программе лагеря намечено проведение «олимпиады», то необходимо составить
|
|
соответствующую программу с учетом возраста ее участников. Наилучший метод вовлечения всех скаутов в общелагерные спортивные соревнования – это скаутское многоборье, которое включает в себя соревнования по четырем видам легкой атлетики: бег, прыжки в длину, прыжки в высоту и метание. Норма и оценка в очках производится по соответствующей таблице. В беге и прыжках мальчики имеют определенное преимущество перед девочками – приблизительно от 12% до 15%, конечно при одинаковом возрасте.
Плавание вольным стилем независимо от возраста: на третий разряд (25 метров), на второй разряд (50 метров), на первый (100 метров). Любые занятия спортом следует проводить с разрешения родителей и доктора.
Игры на местности
В играх на местности встречается ходьба, бег, прыжки, лазание и другие способы передвижения, и преодоление препятствий. Во многих случаях они сочетаются с упражнениями на развитие наблюдательности, глазомера, слуха и требуют от участников появления инициативы и смекалки. Игры такие можно проводить во время экскурсий, походов, в лагере, даже на сборах звена или отряда.
Цель каждой такой игры – предоставить скаутам возможность применить на практике те, скаутские знания и практические навыки, которые они получили в походах и на сборах, для того, что бы одержать победу в игре. Игры на местности – традиционные лагерные игры. В основу игры на местности обычно всегда заложен какой-то игровой сюжет. Победа в таких играх во многом будет зависеть от смекалки, тактической находчивости и организованности играющих, от их практической подготовленности к решению возникающих в ходе игры задач. Умение разбираться в следах, пользоваться топографической картой, компасом и планом местности, разбираться в скаутских дорожных знаках, умение ползать по-пластунски, подкрадываться, лазить по деревьям, сигнализировать флажками – все это включается в игру на местности, как ее составные части. Подготовка к играм проводится на звеновых сборах, что должно быть учтено при составлении отрядного плана работы. Выбранный участок для игры должен быть четко ограничен со всех сторон: ручей, река, лес, холм и так далее. Играющим разрешено действовать в пределах указанной зоны игры. Место для игры должно быть невдалеке от лагеря – в ближайших его окрестностях. Скаутов знакомят с содержанием игры, ее правилами и с выбранным для нее участком местности.