Предприятия социальной сферы являются большей своей частью некоммерческими организациями. И даже те из них, которые могут получить прибыль (например, частные больницы, коммерческие вузы) оценивают свою деятельность не по размерам прибыли, а по тому социальному результату, на который в итоге и нацелена их основная деятельность.
Основная проблема, с которой сталкиваются организации социальной сферы – это высокие затраты их деятельности, а также их обоснование. Так как многие из них находятся на бюджетном финансировании, вопрос о выделении средств и расходовании их по целевому назначению становится наиболее остро, особенно в условиях нехватки последних. В последнее время органы государственной власти уделяют особое внимание эффективному расходованию бюджетных средств и поощряют различного рода исследования в области оценки эффективности деятельности социальной сферы как основного объекта бюджетного финансирования.
Эффект представляет собой сложение двух моментов:
1) разницы между результатами и затратами, которая свидетельствует о положительном «сальдо», т. е. пользе, принесенной человеческими усилиями;
2) способности этой разницы удовлетворять реальные жизненные потребности общества, людей.
Эффекта от любого вида деятельности не наблюдается, если вследствие ее нет прироста материальной и духовной продукции, улучшения социальных условий жизни. Также нельзя говорить об эффекте, если прирост имеется, однако он не используется для нужд людей, решения их проблем (валяется где-то на полках, складах или архивах, существует бесцельно и бессмысленно).
Эффект от каждого вида деятельности имеет свои особенности оценки, определения. Но можно выделить наиболее типичные виды эффекта, среди которых особо значимыми являются: производственный, экономический и социальный.
Производственный эффект возникает тогда, когда тот или иной управляемый объект призван производить строго определенную продукцию или оказывать такую же четко обозначенную социальную услугу (снабжение водой, электричеством, газом и т. п.). Такой эффект управления, выражаемый в результатах деятельности управляемых объектов, заключается в соотнесении результатов, полученных на выходе продукта (услуги) из стадии производства, и затрат на его изготовление (осуществление).
Социальный эффект показывает актуальность, рациональность и эффективность любого труда, в том числе и затрачиваемого на стадии потребления.
В управлении социальной сферой, как одного из основных объектов государственного управления, результаты должны оцениваться, главным образом, по социальным эффектам. Здесь сосредоточены все противоречия и соотношения между частной собственностью, рыночной экономикой, предпринимательством, интересами и свободами отдельных людей, с одной стороны, и государством как объединением всех в историческом масштабе времени, с другой.
Реальный уровень исполнения государственных задач, в том числе и в социальной сфере, должен определяться по социальным эффектам, приносящим обществу, людям определенную пользу, развивающим их в материальном и духовном аспектах.
Эффект в социальной сфере – связь 2ух этапов:
1) Разница между результатами и затратами
2) Способность этой разницы удовлетворять реальные жизненные потребности общества и населения
Виды эффектов:
1) Производственный эффект – результат по отношение к затратам на производство
2) Экономический эффект. Возникает когда есть спрос на производимую продукцию или услугу и производитель получает реальные деньги от этого.
3) Социальный эффект – совокупность результатов которые получает общество в процессе потребления того или иного продукта или услуги.
Оценка эффективности управления в социальной сфере
Эффективность можно измерить, если:
1) Есть критерии оценки эффективности
2) Если цель четко сформулирована и ее понимают все те, перед кем она поставлена.
Как выяснить эффективность управления:
1) Выяснение того действительно ли результат возник вследствие направленного воздействия
2) Поиск источника данного эффекта управления чтобы его активно искать в дальнейшем
3) Установление взаимозависимости между заданными елями и результатами
Направления повышения эффективности управления в социальной сфере.
Методы:
1) Создание конкурентной бюрократии стимулирование конкуренции между государственными
учреждениями
2) Создание негосударственных учреждений социальной сферы.
3) Правила 2/3 при голосовании за бюджетные трансферты государственный учреждений
4) Трансферты и ваучеры получатель услуги может сам выбирать, где их можно использовать