double arrow

Управление в планировании новых городов в США


ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ.

Решения, принимаемые на стадии планирования и разработки программы нового горо­да, становятся определяющими в его жизни. На первом этапе ставятся основные задачи фор­мирования нового города, формируется или выбирается основная организация (команда), за­нимающаяся проектированием, определяется участок, решаются основные вопросы финан­сирования, разрабатываются концепция и детальные планы развития, составляется програм­ма застройки, получается принципиальное одобрение местных властей.

Для разработки этих управленческих решений использовался ряд методов и процедур: уточнение формулировки целей и определение детальных критериев для оценки прогресса в достижении целей; выбор организации, компании по застройке; повышение точности и де­тальности прогноза мест приложения труда и численности населения территорий и их частей для определения местоположения и величины нового города; совершенствование методов развития; определение затрат и статей дохода с целью уточнения финансовой осуществимо­сти, усовершенствования системы; финансирование с учетом долгосрочного характера капи­таловложений; разработка эффективных стратегий покупки земли; введение гибкой системы планирования и программирования; установление хороших деловых контактов с местными властями для ускорения процесса утверждения планов.




Формирование целей стало самостоятельной процедурой в процессах управления раз­витием новых городов, так как это особенно ответственная исходная процедура. Целями, ко­торые стремится достичь застройщик, определяются размещение и характер любого нового города. Американские исследователи приводят пример различия целей. Цели застройщика города Колумбии (штат Мериленд) были следующие:

- создание законченного города с полным комплексом индивидуальных и многоквартирных домов, магазинов, контор, деловых и промышленных предприятий, а также социальных, культурных, учебных и других учреждений для удовлетворения различных потребностей населения;

- сохранение природных ландшафтов (долин рек, холмов и деревьев в системе открытых пространств), эстетических особенностей этих ландшафтов в пространствен­ной организации нового города;

- обеспечение высокого качества условий жизни населения;

- получение значительной прибыли.

Цели создания нового города ранчо Бернардо (штат Калифорния) были иными:

- создание нового города с общим характером при выявлении индивидуальных особенностей образующих его микрорайонов;

- развитие образа города как важного жилого, производственного, торгового и рекреационного центра;



- создание привлекательного города с использованием благоприятных факто­ров окружающей среды, интересных природных элементов;

- формирование разнообразных условий жизни на основе разнообразия типов и плотности жилой застройки, размеров и стоимости создаваемых домов с соблюдением плотности застройки, предусмотренной проектом развития города;

- организация тесно взаимосвязанных зон торговли, обслуживания и общест­венных учреждений, легко доступных для населения жилых районов города;

- создание системы транспорта, обеспечивающей безопасность движения в го­роде, а также связи с другими системами строящихся дорог урбанизированного района;

- объединение школ, парков и общественных учреждений обслуживания с планируемой системой открытых пространств;

- содействие борьбе с преступностью, заключающееся, в частности, в создании в микрорайонах специальных пунктов тревоги.

При этом в системы целей формирования обоих новых городов непременно входили цели получения адекватной прибыли.

Для многих новых городов США существенное значение имели социальные цели, в частности такие как:

- обеспечение заметной доли низко и умеренно доходного жилищного строи­тельства;



- создание микрорайонов, имеющих хороший доступ к местам проживания, работы и отдыха;

- обеспечение возможностей выбора мест проживания и работы для всех лиц, в том числе для национальных меньшинств;

- повышение благосостояния всего района на основе формирования нового города;

- внедрение достижений в области технологий проектирования и строительст­ва для повышения эффективности использования территорий, создания общественных объектов и учреждений обслуживания;

- сохранение и улучшение природного и городского окружения, противодейст­вие стихийности городского роста.

Достижение для новых городов некоторых из указанных целей было обяза­тельным и входило в федеральные программы [39].

Основные цели непосредственно отражались на направленности планировоч­ных решений в основных используемых методах.

Планирование нового города должно было увязываться с уровнем регионального планирования, утверждаться соответствующими органами управления штатов и местными органами. В процессе планировки должны постоянно привлекаться местные общественные учреждения, жители, группы общественности и частные агентства с целью создания необходимых сооружений и учреждений обслуживания.

Все цели - социальные, природно-экологические, управленческие и финансовые - в процессе управления развитием нового города требуют их учета на всех стадиях его развития: от проекта до завершения строительства. При этом застройщик должен не только формулировать цели, но и систематически оценивать степень их достижения, чтобы быть уверенным, что осуществление одной из целей не препятствует реализации других. Например, цель получения максимальных доходов должна быть сбалансирована с целями создания качественного окружения и строительства жилья для людей с низкими и умеренными дохода­ми. Застройщик должен соотносить свои цели с целями заинтересованных в доходах групп людей в городе или округе, находить необходимый компромисс, чтобы получать одобрение местных органов управления.

Существенной задачей данной стадии управления является установление взаимопонимания с жителями нового города. Застройщик должен находить компромиссы с населением и только в этом случае он получит одобрение местных властей.

Организация компании по застройке города, как показал опыт развития новых городов США, представляет собой самостоятельное и сложное мероприятие. Обычно организация такой компании для новых городов происходила двумя способами:

- создание специальной, более мелкой организации для реализации проекта нового города;

- создание организации, осуществляющей 1-й этап проекта.

В соответствии с процессами и системами деятельности формировались организационные структуры и определялся состав так называемой команды проекта, происходило определение оптимального штата сотрудников. Их численность варьируется в широких пределах от 20 до 700 и более служащих. Она отчасти зависит от того, насколько широко привлекаются специалисты из других областей.

Организации, максимально использующие услуги внештатных консультантов, имеют небольшой штат постоянных сотрудников. Другие формируют собственный штат высококвалифицированных специалистов, которым поручаются разработка и реализация проекта. В частности, застройщики города Сент-Чарльз (Мериленд) имели в своем распоряжении небольшое число сотрудников и максимально использовали по ключевым вопросам консультантов, которые получали зарплату за каждое выполненное задание. Другие компании предпочитали обладать большим контролем, возлагая решение задач в основном на своих сотрудников. Выявилась эффективность смешанного подхода. Некоторые застройщики, располагая собственным штатом специалистов по вопросам сбыта и строительства, заключали кон­тракты на выполнение большей части архитектурно-проектных и исследовательских работ.

Основная, исходная задача стадии планирования - определение местоположения и целесообразности проекта. Данный анализ подчиняется прежде всего установлению общих факто­ров, влияющих на размещение и эффективность проекта. При этом рассматривались такие
прогрессивные методы, которые применялись и могли применяться для усовершенствования
процессов принятия решений при планировке нового города. Среди основных факторов, кото­рые принимались во внимание при определении величины, местоположения, осуществимости
и эффективности нового города, американские исследователи выделяют несколько:

- экономические и политические;

- природно-географические;

- социально-экономические;

- социальные.

Экономическая эффективность формирования новых городов США во многом зависела от выбора участка с учетом возможностей для его перспективного роста. Это взаимосвязано с размещением промышленности и созданием рабочих мест. Развитие как промышленности, так и самого города в перспективе обусловлено экономическими и хозяйственными условиями метрополитенского ареала - среды города. Территория города, выбранная в границах района, должна иметь хорошую транспортную доступ­ность, что является фактором привлечения рабочей силы, жителей и покупателей.

С местоположением нового города в экономическом аспекте, как показывает опыт, тесно связаны его величина и функции. Некоторые из городов, испытывающие финансовые затруднения, были запроектированы, вероятно, слишком большими для тех метрополитенских ареалов, где их расположили. Недостаточно учитывался именно потенциал роста этих городов, потенциал района.

Значительную роль в размещении свободно стоящих новых городов имели природно-географические условия и природные ресурсы. Эти условия были во многом взаимосвязаны с социально-демографическими особенностями района. Так, застрой­щики, заинтересованные в рынке сбыта застройки пенсионерам, выбирали районы с теплым климатом. Например, Лейк-Хавасу-Сити (Аризона), будучи предназначенным для расселения уходящих на пенсию людей и для отдыха, размещен на озере и реке Колорадо.

Выбор экономически отсталой сельской территории, где преобладает афроа-мериканское население (округ Уоррен, Северная Каролина), был обусловлен задачами социального и экономического развития национальных меньшинств, которые стояли перед Саул - Сити, городом, при застройке которого оказывало финансовую помощь федеральное правительство.

При выборе участка, величины и функций нового города оказывались сущест­венными факторы местной политической жизни, мнение местных органов власти, влияющих на размещение и функции участков и основных объектов нового города.

В анализе и учете указанных факторов в формировании новых городов США получили развитие различные методы. Некоторые из этих методов еще не раскрыли полностью своих возможностей. Другие были достаточно усовершенствованы и ус­пешно внедряются. С помощью экономических моделей землепользования можно с достаточной точностью предсказать рост районов в границах региона, если дана пра­вильная оценка их общего роста. Были выявлены большие потенциальные возможно­сти этих моделей в оценке той доли регионального роста, которую может принять на себя данный новый город. В частности, широкое распространение получили модели финансового и налогового влияния, позволяющие в зависимости от темпов развития города прогнозировать поступление денежных средств и налоговое давление. Получи­ли распространение также методы моделирования роста городов. При этом подавляю­щее большинство американских ведомств и специализированных проектных организа­ций положительно оценили эффективность этих методов.

В планировании новых городов США самостоятельное место заняли также модели отдельных типов систем и процессов: модель промышленного развития, модель потребности в жилье, модель потребности в территории для административных зданий, модель предприятий розничной торговли.

Модель промышленного развитияопределяла потребности промышленного развития на территории нового города путем использования системы сравнительных оценок с другими промышленными зонами.

Модель потребности в жилье- еще один существенный компонент, определяющий размещение жилой застройки. Эта модель предназначена для выявления возможной потребности в жилье в новом городе в соот­ветствии с 21-й категорией потребителей: три социально-экономические группы (вы­сокий, средний и низкий уровень доходов) в каждой из семи семей: молодые, одиноч­ки, семьи без детей, семьи с детьми дошкольного возраста, семьи с детьми школьного возраста, семьи, где взрослые дети ушли из семьи, и пенсионеры.

Модель потребности в территории для административных зданийдополняет две указанные выше модели и является их аналогом. В этой модели учитываются три типа административных зданий: местного уровня для территорий с населением менее 150 тыс. жителей; среднего уровня с населением свыше 150 тыс. жителей; уровня ре­гионов, призванных обслуживать весь район, часть штата, всю страну. В соответствии с различными факторами модель дает ответ на вопрос о том, на каком участке целесо­образно размещать административные здания.

Модель предприятий розничной торговлиразрабатывалась как усложненная, она имела развитые формы вычислений и реализовалась на ЭВМ. Прежде всего, эта модель позволяла оценить товарооборот и масштабы "охвата" населения предприятия­ми розничной торговли в новых городах для различных категорий покупателей и раз­личного ассортимента товаров.







Сейчас читают про: