Менеджмент в сестринском деле

1. Планирование как одна из основных функций в работе сестры-руководителя

Основными функциями в деятельности сестры-руководителя являются:

  • планирование,
  • организация,
  • мотивация,
  • контроль.

Планирование помогает любому руководителю определить цели и задачи предстоящей работы. Это дает возможность наиболее эффективно распределить рабочее время, ресурсы и материальные затраты. К сожалению, не все руководители среднего звена планируют свой рабочий день, что приводит к постоянному дефициту времени и ресурсов, снижению трудоспособности, плохому настроению и самочувствию. От того, как организован трудовой день главной медицинской сестры, зависит организация рабочего времени старших медицинских сестер.

Для этого составляется перспективный план работы главной медицинской сестры на год, в который вносятся основные крупные мероприятия, планируемые для проведения работы с медицинскими сестрами разных уровней, сестрами-хозяйками и санитарками. На основании годового плана ежемесячно разрабатывается более детальный текущий план, где указываются:

  • дни и часы участия главной медицинской сестры в мероприятиях, проводимых администрацией лечебно-профилактического учреждения (обходы отделений, совещания, комиссии и т. п.);
  • дни и часы участия сестры-руководителя в мероприятиях в соответствии с перспективным годовым планом;
  • время для ознакомления и работы с медицинской документацией (приказы, протоколы, акты, медицинская литература и т. п.);
  • дни и часы для самостоятельных обходов отделений лечебного учреждения;
  • выездная работа и т. д.

План утверждается главным врачом, тиражируется и распространяется между старшими медицинскими сестрами отделений.

Значение контроля в системе управления

Каждая проделанная работа требует проверки и сопоставления фактических результатов с планируемой работой, этот процесс называется КОНТРОЛЕМ. Сестра-руководитель всегда должна быть готова проверить качество работы подчиненных.

Результаты деятельности сестринского персонала не будут эффективными, если отсутствует контроль и оценка со стороны руководителя. Поэтому одной из важнейших задач любого лечебного учреждения является своевременное фиксирование, оценивание и исправление ошибок до того, как они повлияют на достижение целей организации. Каждый руководитель должен проводить контроль и оценку деятельности подчиненных, не забывая о том, что они являются неотъемлемой частью его функциональных обязанностей. Проводимый контроль может быть:

  • ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫМ,
  • ТЕКУЩИМ
  • ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫМ.

Предварительный контроль реализуется в виде правил и процедур, их строгое соблюдение помогает работе развиваться в заданном направлении. Он включает в себя человеческие, материальные и финансовые ресурсы. В области человеческих ресурсов предварительный контроль достигается за счет тщательного анализа деловых и профессиональных знаний и навыков, которые необходимы для выполнения должностных обязанностей и отбора наиболее подготовленных и квалифицированных специалистов сестринского дела. В области материальных ресурсов такой контроль осуществляется путем выработки стандартов качества и проведения проверок на соответствие этим требованиям. Важнейшим средством предварительного контроля финансовых ресурсов является бюджет (текущий финансовый план), который позволяет сестре-руководителю осуществлять функцию планирования. Бюджет устанавливает предельные затраты и не позволяет тем самым лечебному учреждению исчерпать свои наличные средства до конца.

Текущий контроль осуществляется непосредственно в ходе проведения сестринской деятельности, когда обсуждаются проблемы и предложения, возникшие в ходе этой деятельности, устраняются неясности и корректируется выполнение задачи, что позволяет исключить отклонения от намеченных целей и задач. Если не обращать внимание на возникшие отклонения в деятельности персонала, то они могут, развиваясь, перерасти в серьезные проблемы для всего лечебного учреждения. Для получения эффективных результатов такого контроля необходима обратная связь (данные о полученных результатах в процессе работы), которая позволит руководителю выявить множество непредвиденных проблем и избежать нарушений трудовой деятельности.

Заключительный контроль осуществляется, когда работа уже завершена или истекло запланируемое время на ее выполнение. Такой контроль дает руководителю сестринской службы информацию, необходимую для планирования будущей аналогичной деятельности, и он способствует повышению мотивации медицинских сестер. То есть, хорошо выполненная работа требует вознаграждения, а плохо выполненная - выяснения причин и их устранения.

Одним из методов проведения контроля и оценки является проведение обходов (административный, комплексный, целенаправленный).

Административный обход проводится главным врачом или его заместителем совместно с главной медицинской сестрой. На этот обход приглашаются и представители хозяйственной службы.

Комплексный обход главная медицинская сестра проводит самостоятельно вместе с представителями совета медицинских сестер. Проверка проводится по нескольким направлениям: санитарное состояние, выполнение врачебных назначений, учет и хранение сильнодействующих и наркотических средств, ведение документации и т. д. Для получения более полной оценки результатов обхода составляются памятки по проверке работы старших медицинских сестер, процедурных сестер, сестер-хозяек и т. д. Такими памятками обеспечиваются все сестры-руководители.

Целенапрвленный обход имеет более узкие, конкретные задачи. Он преследует цели выборочной проверки. Например: учет, хранение, расходование медикаментов, перевязочного материала, спирта и т. п. Обход проводится в присутствии старшей медицинской сестры. Все полученные замечания доводятся до сведения заведующего отделением.

Установленные методы и способы проведения контроля и оценки могут быть усовершенствованы, дополнены в зависимости от профиля выполняемой работы и творческого потенциала руководителя. Для получения более достоверных данных по поводу качества оказания сестринской помощи полезно проводить анкетирование среди пациентов. Анкета составляется произвольно, в зависимости от профиля отделения или кабинета. Результаты проведенного анкетирования анализируются, оцениваются, делаются соответствующие выводы и замечания, после чего учитываются предложения и проводится необходимая корректировка плана действий.

3. Лидерство, определение понятия. Значение лидерства в сестринском деле

Лидер - это член группы, за которым группа признаёт право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, т. е. наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе.

Лидер может быть наделен тремя видами полномочий:

а) полномочия, даваемые положением;

б) авторитет, даваемый личностью;

в) авторитет знаний.

Лидер организации - лицо, эффективно осуществляющее формальное и неформальное руководство и лидерство в организации.

Если Вы стали менеджером, то Вы должны помнить:

. Лидерство - существенная сторона менеджерской деятельности.

. Лидерство - это способность человека управлять людьми с учетом их наклонностей и желаний. Лидерские навыки развиваются и совершенствуются.

. Перед менеджером всегда стоит дилемма: «Что важнее - дело или люди?». Предпочтение надо отдать людям. Будет внимание к людям, будет и успех дела.

. Стиль руководства должен соответствовать сложившейся в рабочей группе ситуации. Все стили в известной степени хорошие, плохих стилей в природе нет.

. Разница между посредственным и хорошим менеджером состоит в том, что первый - старается командовать, а второй - руководитель - вести за собой людей. Второму приходится труднее, в условиях рыночных отношений побеждают «трудяги».

В классической работе Теда Энгстрома «Формирование христианского лидера» приведено сравнение соотношений лидерства и управления:

а) Лидерство - это качество,

Управление - это наука и искусство.

б) Лидерство дает нам видение,

Управление - реальные перспективы.

в) Лидерство связано с концепциями,

Управление - с функциями.

г) Лидерство опирается на веру,

Управление - это работа с фактами.

д) Лидерство - это стремление к результату («делаем то, что должно»).

Управление же имеет своей целью «эффективность» («делаем должным образом»).

е) Лидерство - это работа с потенциальными ресурсами, Управление же подразумевает наиболее эффективную мобилизацию уже имеющихся ресурсов.

ж) Лидерство направлено на руководство,

Управление - на контроль.

з) Лидерство преуспевает в поисках возможностей,

Управление - в осуществлении задуманного.

Медицинскому менеджеру, чтобы успешно осуществлять управленческие функции, нужно уметь вести за собой подчиненных. Лидерские действия в современном менеджменте превалируют во всех направлениях профессиональной деятельности руководителя любого ранга. Трудовой процесс протекает в определенных социальных группах. И в каждой такой группе имеется человек, к которому прислушиваются и присматриваются другие люди и который оказывает влияние на окружающих, главным образом, по двум социально-психологическим каналам:

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: