Технология группового сбора
Утренний сбор - обязательная часть ежедневного распорядка работы группы, которая проводится в определенное время, в специально оборудованном месте. Это время, когда дети и взрослые собираются вместе для обсуждения распорядка дня, обмена информацией, обсуждения проблем, совместного планирования и организации своей дальнейшей деятельности в течении дня.
Задачи группового сбора
§ формирование доброжелательных отношений между детьми, создание атмосферы поддержки и сотрудничества между детьми и взрослыми, общего положительного эмоционального фона, ощущения психологического комфорта
§ обмен информацией о прошедших или предстоящих событиях, детских интересов
§ решение некоторых обучающих задач (расширение детских представлений, развитие речи, логического мышления и др.)
§ формирование мотивации к предстоящей деятельности
§ предоставление информации о материалах в центрах активности на текущий день и планирование деятельности в центрах
|
|
§ осуществление выбора деятельности на основе собственных интересов и потребностей
Структура группового сбора:
1. Установление сопричастности, общности детей и взрослых.
2. Выдвижение и решение дидактических задач: содержание, инициатива, время.
3. Формирование мотивации к предстоящей деятельности (приемы, инициатива, время).
Выбор и планирование деятельности (инициатива).
Организация группового сбора подразумевает:
1. Установленное время для сбора в режиме дня.
2. Наличие структуры сбора.
3. Наличие специально оборудованного места для сбора (доска выбора, распорядок дня, правила).
4. Вовлечение в сбор взрослых.
5. Продолжительность 10-20 минут в зависимости от возраста.
6. Содержание сбора учитывает интерес детей в данный момент, текущую тему недели, жизненный опыт детей.
Приемы организации выбора и распределения по центрам деятельности
§ Очередность выбора определяется
§ цветом глаз, волос, одежды и т. д. Цвет устанавливает кто- то из детей или гость группы
§ день рождения по сезонам
§ девочки- мальчики
§ игра- считалка
§ игра "флюгер": раскручивается любой предмет типа бутылочки или кегли - на кого покажет, тот делает выбор первым
§ жребий: по кругу пускается шляпа со скрученными бумажками. На некоторых из них стоит определенный знак, который дает право сделать выбор первым и т. д.
§ вертушка со стрелкой, юла
§ микрофон, кукла и др. предметы, передаваемые по кругу
§ Подвижная игра "Поезд", "Вагончики": воспитатель и дети двигаются по центрам активности, разглядывают материалы, выбирают центр
§ Доска выбора (разные способы оформления)
|
|
§ Калейдоскоп интересов
§ Цветок выбора:
1 вариант- каждый лепесток цветка имеет обозначение определенного центра. Дети делают выбор при помощи обычных своих карточек, выкладывая их на тот лепесток, какой центр они выбрали
2 вариант: разноцветные лепестки, обозначающие центры, разрезаны на такое количество частей, сколько детей может играть одновременно в данном центре. Дети разбирают лепестки по своему выбору.
§ Дорожка выбора. На дорожке есть обозначения центров, количество детей, которые могут играть в данном центре одновременно.
1 вариант: ребенок, сделавший свой выбор, может встать на дорожку у обозначенного центра
2 вариант: ребенок обрисовывает на дорожке свою руку в том центре, который он выбрал
3 вариант: дети раскладывают свои карточки для выбора по центрам на дорожке
§ Картограф с обозначенными центрами. Дети приклеивают листочки со своими именами в тот центр, который они выбрали
§ Индивидуальные маршрутные листы с план- схемой группы, на которой обозначены центры. Ребенок рисует план движения.
§ Индивидуальные листы выбора, на которых ребенок может закрасить клеточку в том центре, который он выбрал
§ Выставка: Воспитатель устраивает выставку предметов и материалов из разных центров активности. Дети рассматривают их и делают выбор.
Методы и приемы сбора детей
§ Звуковые сигналы (колокольчик, музыкальный инструмент, использование грампластинок и аудиокассет)
§ Любимая песня группы - 1-2 ребенка начинают петь, другие подхватывают, т.о. постепенно собираются все дети
§ Сюрпризный момент - внесение новой игрушки, приход взрослого в любом интересном «костюме» - сказочный любимый герой, который от лица сказочного героя приглашает детей на групповой сбор и т.д.
§ Дидактическая игра из серии "Пазлы", "Собери целое из частей" - это может любая картинка, связанная с той темой, которая на данный момент интересует детей: машина, цветок, грибок, птица, пчелка, сюжет и т.д..
Приходя утром в холл отряда, каждый ребенок получает одну часть от большой картины. Перед групповым сбором воспитатель предлагает собрать на ковре целую картинку.
§ Подвижная игра "Паровозик" или "Поезд", колонна машин и т. д. Дети или воспитатель изображают поезд, собирают детей по группе и "привозят" на место группового сбора.
§ Любимая детьми игра (например "Ручеек"), затеянная на месте группового сбора
§ Ребенок - дежурный по сбору детей па групповой сбор.