Из труда современного историка

Задание 1

1)Расположите в хро­но­ло­ги­че­ской по­сле­до­ва­тель­но­сти ис­то­ри­че­ских деятелей. За­пи­ши­те цифры, ко­то­ры­ми обо­зна­че­ны ис­то­ри­че­ские де­я­те­ли в пра­виль­ной последовательности.

 

1) Иван IV

2) Дмитрий Шемяка

3) Кардинал Ришелье

 

2)Расположите в хро­но­ло­ги­че­ской по­сле­до­ва­тель­но­сти ис­то­ри­че­ских деятелей. За­пи­ши­те цифры, ко­то­ры­ми обо­зна­че­ны ис­то­ри­че­ские де­я­те­ли в пра­виль­ной последовательности.

 

1) Иван III

2) Александр Невский

3) Стефан Баторий

 

3) Расположите в хро­но­ло­ги­че­ской по­сле­до­ва­тель­но­сти ис­то­ри­че­ские события. За­пи­ши­те цифры, ко­то­ры­ми обо­зна­че­ны ис­то­ри­че­ские со­бы­тия в пра­виль­ной последовательности.

 

1) Опричнина

2) Стояние на Угре

3) Тридцатилетняя война

Задание 2

1)Установите со­от­вет­ствие между со­бы­ти­я­ми и годами: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

 

СОБЫТИЯ   ГОДЫ
А) первая сель­ско­хо­зяй­ствен­ная вы­став­ка в России Б) взятие Астрахани В) учреждение Синода Г) Прутский до­го­вор с Турцией     1) 1711 г. 2) 1737 г. 3) 1843 г. 4) 1223 г. 5) 1721 г. 6) 1556 г.

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г
       

2)

СОБЫТИЯ   ГОДЫ
A) оборона Брест­ской крепости Б) пле­не­ние и казнь Сте­па­на Разина B) убийство Алек­сандра II Г) смерть князя Вла­ди­ми­ра «Красное Солнышко»    

1) 1671 г.

2) 1881 г.

3) 1015 г.

4) 1941 г.

5) 1940 г.

6) 1883 г.

 

А Б В Г
       

 

3)

СОБЫТИЯ   ГОДЫ
А) «Правда Ярослава» Б) поход Дмит­рия Дон­ско­го про­тив Твери В) венчание на царство Ивана Васильевича Г) Курская битва     1) 1810 г. 2) 1375 г. 3) 1941 г. 4) 1943 г. 5) 1016 г. 6) 1547 г.

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г
       

 

Задание 3 № 3609

1)Ниже приведён пе­ре­чень терминов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к событиям, яв­ле­ни­ям XVI−XVII вв.

 

1) За­по­вед­ные лета

2) белые слободы

3) ордынский выход

4) уроч­ные лета

5) закупы

6) воеводы

 

Най­ди­те и за­пи­ши­те по­ряд­ко­вые но­ме­ра тер­ми­нов, по­яв­ле­ние ко­то­рых от­но­сит­ся к дру­го­му ис­то­ри­че­ско­му пе­ри­о­ду.

 

2) Ниже приведён пе­ре­чень терминов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к событиям, явлениям, про­ис­хо­див­шим во вто­рой половине XII—XV в.

 

1) Дворяне

2) стрельцы

3) поместье

4) пожилое

5) старообрядцы

6) местничество

3) Ниже приведён пе­ре­чень терминов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к событиям, яв­ле­ни­ям XVI−XVII вв.

 

3)1) за­по­вед­ные лета

2) погосты

3) под­вор­ная подать

4) уроч­ные лета

5) ор­дын­ский выход

6) воеводы

 

Най­ди­те и за­пи­ши­те по­ряд­ко­вые но­ме­ра тер­ми­нов, по­яв­ле­ние ко­то­рых от­но­сит­ся к дру­го­му ис­то­ри­че­ско­му пе­ри­о­ду.

 

Задание 4

1) Напишите пропущенное слово.

 

Денежный штраф в пользу князя за убийство свободного человека в Древнерусском государстве назывался _______.

2) Название территориальной общины в Древней Руси, члены которой несли коллективную ответственность за убийства и кражи, совершённые в границах общины; упоминается в Русской Правде.

3) Высшая должность в Новгородской и Псковской республиках, избирался на вече на один-два года и руководил деятельностью всех должностных лиц, вместе с князем ведал вопросами управления и суда.

 

Задание 5

1) Установите со­от­вет­ствие между опре­де­ле­ни­я­ми и понятиями. В ответ за­пи­ши­те последовательность цифр.

 

ОПРЕДЕЛЕНИЯ   ПОНЯТИЯ
А) земледельцы, за­клю­чив­шие с хо­зя­и­ном земли до­го­вор на вы­пол­не­ние работ Б) сво­бод­ные или за­ви­си­мые земледельцы, ос­нов­ная масса на­се­ле­ния Древней Руси В) люди, на­хо­див­ши­е­ся в пол­ной зависимости от хо­зя­и­на земли Г) земледельцы, взяв­шие ссуду   1) смерды 2) холопы 3) закупы 4) тиуны 5) ря­до­ви­чи 6) помещики

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

A Б В Г
       

 

2) Установите соответствие между терминами и их определениями.

 

ТЕРМИНЫ   ОПРЕДЕЛЕНИЯ
A) барщина Б) посад B) рада Г) былина   1) народное сказание о подвигах героев 2) совет знати в Великом княжестве Литовском 3) труд зависимых крестьян в хозяйстве землевладельца 4) община у восточных славян 5) торгово-ремесленная часть города

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г
       

 

3) Установите соответствие между категориями населения в начале XIX в. и их правами, обязанностями.

 

КАТЕГОРИИ НАСЕЛЕНИЯ В НАЧАЛЕ XIX В.   ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ
А) крепостные крестьяне Б) поместные дворяне В) казачество Г) мещане   1) обязанность охранять границы государства, участвовать в военных действиях 2) право заниматься мелкой торговлей 3) обязанность работать на барщине 4) право получать оброк с крестьян 5) обязанность работать на принадлежащих монастырям землях

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г
       

 

Задание 6

1) Установите со­от­вет­ствие между фраг­мен­та­ми ис­то­ри­че­ских ис­точ­ни­ков и их крат­ки­ми характеристиками: к каж­до­му фрагменту, обо­зна­чен­но­му буквой, под­бе­ри­те по две со­от­вет­ству­ю­щие характеристики, обо­зна­чен­ные цифрами.

 

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

 

А) «В год 6390 (летоисчисление от Со­тво­ре­ния мира). Вы­сту­пил в поход Олег, взяв с собою много воинов: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей, и при­шел к Смо­лен­ску с кривичами, и при­нял власть в городе, и по­са­дил в нем сво­е­го мужа. От­ту­да от­пра­вил­ся вниз, и взял Любеч, и также по­са­дил мужа своего. И при­шли к горам Киевским, и узнал Олег, что кня­жат тут Ас­кольд и Дир. Спря­тал он одних во­и­нов в ладьях, а дру­гих оста­вил поза-ди, и сам приступил, неся мла­ден­ца Игорь. И под­плыл к Угор­ской горе, спря­тав своих воинов, и по­слал к Ас­коль­ду и Диру, го­во­ря им, что-де "мы купцы, идем в Греки от Олега и кня­жи­ча Игоря. При­ди­те к нам, к ро­ди­чам своим". Когда же Ас­кольд и Дир пришли, вы­ско­чи­ли все осталь­ные из ладей, и ска­зал Олег Ас­коль­ду и Диру: "Не кня­зья вы и не кня­же­ско­го рода, но я кня­же­ско­го рода", и по­ка­зал Игоря: "А это сын Рюрика". И убили Ас­коль­да и Дира, от­нес­ли на гору и по­греб­ли Ас­коль­да на горе, ко­то­рая на­зы­ва­ет­ся ныне Угорской, где те­перь Оль­мин двор; на той мо­ги­ле Ольма по­ста­вил цер­ковь свя­то­го Николы; а Ди­ро­ва мо­ги­ла - за цер­ко­вью свя­той Ирины. И сел Олег, княжа, в Киеве, и ска­зал Олег: "Да будет это мать го­ро­дам русским". И были у него варяги, и славяне, и прочие, про­звав­ши­е­ся русью. Тот Олег начал ста­вить го­ро­да и уста­но­вил дани словенам, и кривичам, и мери, и уста­но­вил ва­ря­гам да­вать дань от Нов­го­ро­да по 300 гри­вен еже­год­но ради со­хра­не­ния мира, что и да­ва­лось ва­ря­гам до самой смер­ти Ярослава».

Б) «И стал Вла­ди­мир кня­жить в Киеве один, и по­ста­вил ку­ми­ры на холме за те­рем­ным двором: де­ре­вян­но­го Пе­ру­на с се­реб­ря­ной го­ло­вой и зо­ло­ты­ми усами, и Хорса, Дажьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь. И при­но­си­ли им жертвы, на­зы­вая их богами, и при­во­ди­ли своих сы­но­вей и дочерей, и при­но­си­ли жерт­вы бесам, и осквер­ня­ли землю жерт­во­при­но­ше­ни­я­ми своими. И осквер­ни­лась кро­вью земля Рус­ская и холм тот. Но пре­бла­гой Бог не за­хо­тел ги­бе­ли грешников, и на том холме стоит ныне цер­ковь свя­то­го Василия, как рас­ска­жем об этом после. Те­перь же воз­вра­тим­ся к прежнему.

Владимир по­са­дил Добрыню, сво­е­го дядю, в Новгороде. И, придя в Новгород, Доб­ры­ня по­ста­вил ку­ми­ра над рекою Волховом, и при­но­си­ли ему жерт­вы нов­го­род­цы как богу».

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

1) после Олега пра­вил Русью князь Святослав

2) Олег пер­вым из кня­зей под­пи­сал вы­год­ный для Руси до­го­вор с Византией

3) ука­зан­ные со­бы­тия от­но­сят­ся к концу IX в.

4) князь Вла­ди­мир взошёл на ве­ли­ко­кня­же­ский пре­стол в Киеве, со­глас­но за­ве­ща­нию сво­е­го отца Свя­то­сла­ва

5) в ле­то­пи­си го­во­рит­ся о «языческой реформе» князя Вла­ди­ми­ра

6) «Языческая реформа» по­тер­пе­ла неудачу, но не оста­но­ви­ла по­пы­ток князя ре­фор­ми­ро­вать сферу ре­ли­гии

 

Фрагмент А Фрагмент Б
       
       

 

2) Установите со­от­вет­ствие между фраг­мен­та­ми ис­то­ри­че­ских ис­точ­ни­ков и их крат­ки­ми характеристиками: к каж­до­му фрагменту, обо­зна­чен­но­му буквой, под­бе­ри­те по две со­от­вет­ству­ю­щие характеристики, обо­зна­чен­ные цифрами.

 

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

 

А) «1. Убьет муж мужа, то мстит брат за брата, или сын за отца, или сын брата, или сын сестры; если не будет никто мстить, то 40 гри­вен за убитого. Если уби­тый — русин, или гридин, или купец, или ябедник, или мечник, или же изгой, или словенин, то 40 гри­вен упла­тить за него.<….>

4. Если уда­рить мечом, не вынув его из ножен, или ру­ко­я­тью меча, то 12 гри­вен за обиду. <….>

8. Если кто вынет меч, а не ударит, то тот пла­тит гривну. <….>

10. Если холоп бежит и скро­ет­ся у ва­ря­га или у колбяга, а они его в те­че­ние трех дней не выведут, а об­на­ру­жат на тре­тий день, то гос­по­ди­ну отобрать сво­е­го холопа, а 3 грив­ны за обиду.

11. Если кто по­едет на чужом коне без спросу, то упла­тить 3 гривны. <….>

16. Если холоп уда­рит сво­бод­но­го мужа и убе­жит в хо­ро­мы сво­е­го гос­по­ди­на и тот нач­нет его не выдавать, то хо­ло­па взять и гос­по­дин пла­тит за него 12 гривен, а затем, где хо­ло­па за­ста­нет тот уда­рен­ный человек, пусть бьет его.

17. А если кто сло­ма­ет копье, щит или ис­пор­тит одежду, и ис­пор­тив­ший за­хо­чет удер­жать у себя, то взять с него деньгами; а если тот, кто испортил, нач­нет на­ста­и­вать (на воз­вра­ще­нии ис­пор­чен­ной вещи), пла­тить деньгами, сколь­ко стоит вещь.

18. Если убьют ог­ни­ща­ни­на умышленно, то убий­це пла­тить за него 80 гривен, а люди не платят; а за кня­же­ско­го подъ­езд­но­го 80 гривен. <….>

20. Если убьют ог­ни­ща­ни­на у клети, у коня, или у стада, или во время кражи коровы, то убить его, как пса; тот же закон и для тиуна.

23. А за уби­то­го смер­да или хо­ло­па 5 гривен. <….>»

Б) «В год 6605 (летоисчисление от Со­тво­ре­ния мира). <…>. При­шли Святополк, и Владимир, и Давыд Игоревич, и Ва­силь­ко Ростиславич, и Давыд Святославич, и брат его Олег, и со­бра­лись на совет в Лю­бе­че для уста­нов­ле­ния мира, и го­во­ри­ли друг другу: "Зачем губим Рус­скую землю, сами между собой устра­и­вая распри? А по­лов­цы землю нашу несут розно и рады, что между нами идут воины. Да от­ны­не объ­еди­ним­ся еди­ным серд­цем и будем блю­сти Рус­скую землю, и пусть каж­дый вла­де­ет от­чи­ной своей: Свя­то­полк - Киевом, Изя­с­ла­во­вой отчиной, Вла­ди­мир — Всеволодовой, Давыд и Олег и Яро­слав — Святославовой, и те, кому Все­во­лод роз­дал города: Да­вы­ду — Владимир, Ро­сти­сла­ви­чам же: Во­ло­да­рю — Перемышль, Ва­силь­ку — Теребовль". И на том це­ло­ва­ли крест: "Если от­ны­не кто на кого пойдет, про­тив того будем мы все и крест честной". Ска­за­ли все: "Да будет про­тив того крест чест­ной и вся земля Русская". И, попрощавшись, пошли восвояси».

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

1) Документ по­свя­щен по­пыт­ке пре­кра­тить меж­до­усоб­ную рознь в Ки­ев­ской Руси в конце XIIв.

2) Отрывок из до­ку­мен­та взят из пер­во­го пись­мен­но­го сбор­ни­ка за­ко­нов на Руси.

3) Первые пись­мен­ные за­ко­ны на Руси по­яви­лись при кня­ги­не Ольге.

4) Одним из участ­ни­ков съез­да кня­зей был Вла­ди­мир Мономах.

5) Одним из со­ста­ви­те­лей «Русской правды» яв­лял­ся Яро­слав Мудрый.

6) По ре­ше­нию съез­да кня­зья хо­те­ли объ­еди­нить­ся для борь­бы про­тив половцев.

 

Фрагмент А Фрагмент Б
       
       

Задание 7

1)Выберите из списка три события, относящихся к правлению Ивана III, и запишите номера, под которыми они указаны, в ответ.

 

1) присоединение Смоленска

2) введение государственного герба — двуглавого орла

3) присоединение Новгорода

4) расцвет приказной системы

5) создание стрелецкого войска

6) постройка краснокирпичного Московского Кремля

 

2) Какие три события из перечисленных ниже связаны с царствованием Ивана Грозного? Соответствующие цифры запишите в ответ.

 

1) «Стояние на реке Угре»

2) деятельность Избранной рады

3) присоединение Тверского княжества к Москве

4) созыв церковного собора (Стоглав)

5) присоединение Астраханского ханства

6) Соловецкое восстание

 

3) Выберите из списка три исторические личности, связанные с княжением Ивана III. Запишите номера, под которыми они указаны, в ответ.

 

1) хан Ахмат

2) хан Тохтамыш

3) Сергий Радонежский

4) Иосиф Волоцкий

5) Софья Палеолог

6) Елена Глинская

 

Задание 9

1) Установите соответствие между названиями произведений культуры и именами их создателей.

 

ПРОИЗВЕДЕНИЯ   СОЗДАТЕЛИ
A) «Хождение за три моря» Б) икона «Святая Троица» B) «Повесть временных лет» Г) «Поучение детям»   1) Афанасий Никитин 2) Нестор 3) Андрей Рублёв 4) Владимир Мономах 5) Максим Грек

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г
       

 

 

2) Установите соответствие между именами князей и событиями, связанными с их деятельностью.

 

ИМЕНА   ПРОЗВАНИЯ
A) Владимир Мономах Б) Владимир Святославич B) Олег Вещий Г) Игорь Старый   1) разгром половцев 2) объединение Киева и Новгорода 3) восстание древлян 4) крещение Руси 5) разгром печенегов

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г
       

 

3) Установите со­от­вет­ствие между име­на­ми современников

 

СОВРЕМЕННИКИ   СОВРЕМЕННИКИ
А) Иван III Б) Ва­си­лий Тёмный В) Дмит­рий Донской Г) Иван IV   1) хан Батый 2) Марфа Борецкая 3) Сер­гий Радонежский 4) Ва­си­лий Косой 5) Елена Глинская

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

A Б В Г
       

 

Задание 11

Заполните пу­стые ячейки таблицы, ис­поль­зуя представленные в приведённом ниже спис­ке данные. Для каж­дой ячейки, обо­зна­чен­ной буквами, вы­бе­ри­те номер нуж­но­го элемента.

 

Отец правителя Правитель Сын правителя
Александр Невский Даниил Александрович __________(А)
Иван III __________(Б) Иван IV Грозный
Михаил Романов __________(В) __________(Г)
__________(Д) Павел I __________(Е)

 

Пропущенные элементы:

1) Ва­си­лий III

2) Алек­сандр II

3) Пётр III

4) Алек­сей Михайлович

5) Алек­сандр I

6) Иван III

7) Иван Калита

8) Пётр I

9) Дмит­рий Донской

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г Д Е
           

 

Заполните пу­стые ячейки таблицы, ис­поль­зуя представленные в приведённом ниже спис­ке данные. Для каж­дой ячейки, обо­зна­чен­ной буквами, вы­бе­ри­те номер нуж­но­го элемента.

 

Отец правителя Правитель Сын правителя
Александр Невский Даниил Александрович __________(А)
Иван III __________(Б) Иван IV Грозный
Михаил Романов __________(В) __________(Г)
__________(Д) Павел I __________(Е)

 

Пропущенные элементы:

1) Ва­си­лий III

2) Алек­сандр II

3) Пётр III

4) Алек­сей Михайлович

5) Алек­сандр I

6) Иван III

7) Иван Калита

8) Пётр I

9) Дмит­рий Донской

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г Д Е
           

 

Заполните пу­стые ячей­ки таблицы, ис­поль­зуя пред­став­лен­ные в приведённом ниже спис­ке данные. Для каж­дой ячейки, обо­зна­чен­ной буквами, вы­бе­ри­те номер нуж­но­го элемента.

 

Пра­ви­тель Со­бы­тие Век
Иван IV Вве­де­ние оприч­ни­ны __________(А)
__________(Б) __________(В) Х в.
__________(Г) Со­став­ле­ние пер­во­го пись­мен­но­го за­ко­но­да­тель­ства XI в.
Урбан II __________(Д) __________(Е)

 

Пропущенные элементы:

 

1) Вла­ди­мир Крас­ное Солнышко

2) XVI в.

3) про­воз­гла­ше­ние крестовых походов

4) кре­ще­ние Руси

5) пре­да­ние анафеме Пра­во­слав­ной церкви католиками

6) XIV в.

7) Иван III

8) XI в.

9) Яро­слав Мудрый

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г Д Е
           

 

Задание 12 № 2169

Прочтите отрывок из произведения современного автора

 

«В первые же годы своего правления князь добился того, что в Москву из Владимира была переведена митрополичья кафедра. Он сумел приобрести расположение митрополита Петра, так что этот святитель жил в Москве больше, чем в других местах. Пётр умер и был погребен в ней. Гроб святого мужа был для Москвы так же драгоценен, как и пребывание живого святителя: выбор Петра казался внушением Божьим. Другие князья хорошо видели важные последствия этого явления и сердились; но поправить дело в свою пользу уже не могли. Во все продолжение своего правления князь ловко пользовался обстоятельствами, чтобы, с одной стороны, увеличить свои владения, с другой — оказывать влияние на князей в прочих русских землях. В этом помогала ему более всего начавшаяся вражда между Тверью и Ордой. Княживший в Твери князь Александр Михайлович принял участие в народном восстании, в котором тверичи убили Чол-хана и перебили всю его свиту. Узбек очень рассердился, узнав об участи Чол-хана, и, по некоторым известиям, послал за московским князем, но, по другим известиям, московский князь поехал в Орду сам, торопясь воспользоваться тверским происшествием. Узбек дал ему ярлык на великое княжение и 50 000 войска. Присоединив к себе еще князя суздальского, московский князь пошел в Тверскую волость; татары пожгли города и села, людей повели в плен и, по выражению летописца, положили пусту всю землю Русскую. Спаслись лишь Москва да Новгород, который дал татарским воеводам 2000 гривен серебра и множество даров. Александр бежал в Новгород, потом в Псков, но и оттуда его вынудили уехать в Литву. Обстоятельства продолжали благоприятствовать Москве…..»

 

Используя отрывок, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

 

1) князя, о котором говорится в отрывке произведения современного автора, звали Дмитрий Донской

2) события, связанные с восстанием в Твери, произошли в XIV в.

3) перемещение кафедры митрополита из Владимира в Москву сделало её духовной столицей Руси

4) карательного поход, в котором участвовали московские войска, серьёзно ослабил позиции тверских князей в качестве претендентов на Владимирский престол

5) Чол-хан был наследником ханского престола в Золотой Орде

6) из Литвы тверской князь Александр Михайлович возглавил поход против своего конкурента — московского князя

 

Задание 13

Напишите имя полководца, осуществившего поход, обозначенный на схеме стрелками.

 

Напишите имя правителя, осуществившего поход, обозначенный на схеме стрелками.

 

 

Напишите имя русского полководца, участ­во­вав­ше­го в походах, обо­зна­чен­ных карте.

Задание 17

Установите со­от­вет­ствие между па­мят­ни­ка­ми куль­ту­ры и их крат­ки­ми характеристиками: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

 

ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ   ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) Собор Ва­си­лия Блаженного Б) «Слово о полку Игореве» В) Дон­ская богоматерь Г) «Архипелаг Гулаг»   1) Данное тво­ре­ние от­но­сит­ся к XII в. 2) Данное тво­ре­ние со­зда­но в честь по­бе­ды на Ку­ли­ко­вом поле. 3) Автор дан­но­го тво­ре­ния был вы­нуж­ден по­ки­нуть СССР. 4) Этот ше­девр со­здан в честь при­со­еди­не­ния Казани. 5) Автором дан­но­го тво­ре­ния яв­ля­ет­ся В. Шаламов. 6) Автором дан­но­го тво­ре­ния яв­ля­ет­ся Ан­дрей Рублев.

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г
       

 

Установите со­от­вет­ствие между па­мят­ни­ка­ми куль­ту­ры и их крат­ки­ми характеристиками: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

 

ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ   ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) храм Хри­ста Спасителя Б) «Хождение за три моря» В) «Жизнь за царя» Г) «Оттепель»   1) В 1954 г. вышел роман И. Эренбурга, на­зва­ние ко­то­ро­го стало затем обо­зна­че­ни­ем целой эпохи. 2) Создателем этого тво­ре­ния стал ве­ли­кий рус­ский ар­хи­тек­тор Ва­си­лий Баженов. 3) Памятник со­здан в честь 50-летия по­бе­ды в Оте­че­ствен­ной войне 1812 г. 4) Творение со­зда­но в XV в. 5) Творение по­вест­ву­ет о по­ко­ре­нии Си­би­ри Ермаком. 6) Автором дан­но­го тво­ре­ния яв­ля­ет­ся ве­ли­кий рус­ский ком­по­зи­тор М. Глинка.

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г
       

 

Установите со­от­вет­ствие между па­мят­ни­ка­ми куль­ту­ры и их крат­ки­ми характеристиками: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

 

ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ   ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) «Родина-мать» Б) па­м ят­ник Ми­ни­ну и Пожарскому В) «Царь-пушка» Г) Со­фий­ский собор в Киеве   1) Данный па­мят­ник на­хо­дит­ся в зна­ме­ни­той Брест­ской крепости. 2) Памятник по­стро­ен в честь по­бе­ды над печенегами. 3) Автором дан­но­го ше­дев­ра яв­ля­ет­ся Ан­дрей Чохов. 4) Памятник по­свя­щен осво­бож­де­нию Моск­вы от по­ля­ков в годы Смуты. 5) Автором па­мят­ни­ка яв­ля­ет­ся из­вест­ный со­вет­ский скуль­птор Е. Вучетич 6) Памятник уста­нов­лен в Нов­го­ро­де Великом.

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г
       

 

Задание 18 № 2335

Рас­смот­ри­те изоб­ра­же­ние и вы­пол­ни­те за­да­ние

Какие суж­де­ния о па­мят­ни­ке архитектуры, изоб­ра­жен­ном на фотографии, яв­ля­ют­ся верными? Вы­бе­ри­те два суж­де­ния из пяти предложенных. За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) Церковь на­хо­дит­ся в г. Владимире.

2) Храм по­стро­ен в стиле «нарышкинское барокко».

3) Церковь была по­стро­е­на в честь рож­де­ния на­след­ни­ка Ва­си­лия III.

4) Церковь по­стро­е­на в ша­тро­вом стиле.

5) Церковь была раз­ру­ше­на во время бом­бар­ди­ров­ки в годы Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войны.

 

Рассмотрите изоб­ра­же­ние и вы­пол­ни­те задание

Какие суж­де­ния о дан­ном па­мят­ни­ке ар­хи­тек­ту­ры яв­ля­ют­ся верными? Вы­бе­ри­те два суж­де­ния из пяти предложенных. За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) Церковь была по­стро­е­на в X в.

2) Это пер­вая ка­мен­ная по­строй­ка на Руси.

3) Церковь по­стро­е­на в стиле на­рыш­кин­ско­го барокко.

4) Церковь от­но­сит­ся к ше­дев­рам владимиро-суздальской архитектуры.

5) Строительство этого храма от­но­сит­ся к прав­ле­нию Ан­дрея Боголюбского.

 

Рассмотрите изоб­ра­же­ние и вы­пол­ни­те задание.

 

 

Какие суж­де­ния о дан­ном изображении яв­ля­ют­ся верными? Вы­бе­ри­те два суж­де­ния из пяти предложенных. За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) Данная мо­не­та выпущена в пе­ри­од существования СССР.

2) Событие, ко­то­ро­му посвящена медаль, свя­за­но с име­нем князя Вла­ди­ми­ра Святого.

3) На дан­ном изображении пред­став­лен символ цар­ской власти в России.

4) Одним из ав­то­ров памятника, изображённого на монете, яв­ля­ет­ся A. M. Опекушин.

5) Памятник, изображённый на монете, на­хо­дит­ся в Новгороде.

Задание 20 № 1188

Как назывался период в истории России, о котором идёт речь в документе? Укажите его хронологические рамки.

 

 

Прочтите отрывок из исторического документа и кратко ответьте на вопросы С1-СЗ. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

 

Из сочинения историка В.О. Ключевского

 

«С половины XII в. становятся заметны признаки запустения Киевской Руси. Речная полоса по среднему Днестру с притоками, издавна так хорошо заселённая, с этого времени пустеет, население ее исчезает куда-то. <...> В числе семи запустелых городов Черниговской земли мы встречаем один из самых старинных и богатых городов Поднепровья - Любеч. Одновременно с признаками отлива населения из Киевской Руси замечаем и следы упадка её экономического благосостояния: Русь, пустея, вместе с тем и беднела. <...> Отлив населения из Поднепровья шёл в двух направлениях, двумя противоположными струями. Одна струя направлялась на запад, на Западный Буг, в область верхнего Днестра и верхней Вислы, в глубь Галиции и Польши. Так южнорусское население из Поднепровья возвращалось на давно забытые места, покинутые его предками. Другая струя колонизации из Приднепровья направляется в противоположный угол Русской земли, на северо-восток, за реку Угру, в междуречье Оки и Верхней Волги. <... > Она - источник всех основных явлений, обнаружившихся в жизни верхневолжской Руси с половины XII в.; из последствий этой колонизации сложился весь политический и общественный быт этой Руси».

 

 

Задание 20 № 2057

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-СЗ. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

 

Из труда современного историка.

«Вокруг его имени вращаются почти все важные события русской истории конца XI - начала XII века... Он выделялся блестящими способностями государственного деятеля, умением противопоставить узким, корыстным интересам нужды своего государства... В период его правления была составлена древнейшая из известных летописей — "Повесть временных лет". Сам он написал "Поучение детям", которое показывает, что этот князь обладал литературным талантом. В этом произведении он отмечал, что со-вершил более восьмидесяти крупных походов против половцев, а мелких - и не упомнить. В более поздние времена появилась легенда о том, что византийский император - его родной дед - прислал ему знаки царского достоинства».

 

О каком князе идет речь в документе? Когда и в результате какого события он занял киевский престол?

Задание 20 № 2088

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1—СЗ. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: