1. Назовите основные положения философии Гегеля и диалектического материализма К.Маркса, развитые в культурно-исторической концепции Л.С.Выготского.
2. Докажите, что поведенческое направление в России возникло вследствие «исторической необходимости» признания марксизма как философской основы психологии.
3. Какие идеи реактологии К.Н.Корнилова, рефлексологии В.М.Бехтерева представляют механистическую модель функционирования психики и преодолеваются введением категории деятельности?
4. Обоснуйте преемственность культурно-исторической концепции и деятельностного подхода в психологии.
5. Назовите дату становления деятельностного подхода в психологии.
6. Проиллюстрируйте положение, что М.Я.Басов – первый теоретик деятельностного подхода в психологии.
7. В чем заключается субъектно-деятельностная концепция С.Л.Рубинштейна?
8. Какие методологические принципы психологии разработаны С.Л.Рубинштейном?
9. Раскройте положения культурно-исторической концепции деятельности А.Н.Леонтьева.
10. Укажите, какие связана теория отражения с концепцией деятельности А.Н.Леонтьева
11. Какие уровни психического отражения выделены в филогенетических исследованиях А.Н.Леонтьева?
12. Назовите основные методологические проблемы теории деятельности.
13. В чем заключается представление о теории деятельности А.Н.Леонтьева как «неклассической» психологии.
14. Какие проблемы деятельности раскрываются в филогенетических исследованиях А. Н. Леонтьева, ца, К. Э. Фабри.
15. Приведите аргументы в пользу возникновения сознания в процессе трудовой деятельности человека
16. В чем заключаются психологические различия между орудиями труда у человека и вспомогательными средствами деятельности у животных (по П.П.Гальперину).
17. Назовите самостоятельные деятельностно-ориентированные теории.
18. Каковы основные идеи функционально-генетических исследований на основе принципа единства сознания и деятельности?
19. Приведите примеры, иллюстрирующие пато- и нейропсихологические исследования роли конкретных форм деятельности в развитии и коррекции распада высших психических функций.
20. Составьте таблицу «Деятельностные теории в образовании».
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
а) основная литература:
1. Выготский Л.С. Психология развития человека. – М.: Изд-во Смысл, Изд-во ЭКСМО, 2005. – 1136 с.
2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Смысл, Изд.центр Академия, 2005. – 352 с.
3. Марцинковская Т.Д. История психологии. Переизд. – М.: Академический проект, 2011.
4. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. Учеб.пособие для вузов. – М.: Смысл, 2008. – 685 с.
5. Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины XX в. – Директмедиа Паблишинг, 2008. - 772 с.
6. Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. – СПб.: Питер, 2007. – 320 с.
б) дополнительная литература:
1. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров: Психолог. Психопедагог. Психоисторик. – М.: Ин-т практической психологии; Воронеж: НПО МОДЭК, 1996. – 767 с.
2. Асмолов А.Г. Основные принципы психологической теории деятельности // А.Н.Леонтьев и современная психология. – М.: МГУ, 1983.
3. Выготский Л.С. Психология. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008 с.
4. Грэхэм Л.Р. Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе: Пер. с англ. — М.: Политиздат, 1991. — 480 с.
5. Ждан А.Н. История психологии. От Античности до наших дней. 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Академический проект, 2004. - 576 с.
6. Зинченко, В. П. (1993). Культурно-историческая психология: опыт амплификации // Вопросы психологии, 1993, № 4.
7. Лекторский В.А. Методологические проблемы современной психологии. – М.: Смысл, 2004.
8. Леонтьев А.А., Леонтьев Д.А., Соколова Е.Е.. Алексей Николаевич Леонтьев: деятельность, сознание, личность. – М.: Смысл, 2005. – 431 с.
9. Леонтьев А.Н. Становление психологии деятельности. Ранние работы. – М.: Смысл, 2003. – 439 с.
10. М. Коул. Культурно-историческая психология. – М.: Когито-центр, 1997
11. Пузырей А.А. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского и современная психология. учебное пособие. – М.: Издательство МГУ, 1986.
12. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. – СПб.: Питер, 2003. – 512 с.
13. Соколова Е.Е. К проблеме сходства в понимании предмета психологии в школе А.Н.Леонтьева и в школе С.Л.Рубинштейна // Психологическая теория деятельности: вчера, сегодня, завтра. – М.: Смысл, 2006.
14. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. – М.: Наука, 1978.
15. Ярошевский М.Г. Л. С. Выготский: В поисках новой психологии.- СПБ.: ЛКИ, 2007. – 304 с.