ОПК-3 – владеет основами речевой профессиональной культуры

Структура компетенции Основные признаки по уровням сформированности компетенции
Базовый Повышенный
1. Знает особенности профессиональной речи и профессиональной речевой культуры; различные средства коммуникации в профессиональной речевой культуре; о средствах коммуникации в профессиональной педагогической деятельности - имеет представление о социальной и функциональной дифференциации русского языка, о профессиональной речи и профессиональной речевой культуре - имеет целостное представление о профессиональной речи и профессиональной речевой культуре
- называет различные средства коммуникации профессиональной педагогической деятельности - распознает и характеризует различные средства коммуникации профессиональной педагогической деятельности
2. Умеет применять на практике знания об особенностях профессиональной речи и профессиональной речевой культуры; о средствах коммуникации в профессиональной педагогической деятельности - применяет в условиях учебной деятельности знания об особенностях профессиональной речи и профессиональной речевой культуры; о средствах коммуникации в профессиональной педагогической деятельности - применяет в повседневной жизнедеятельности, в процессе решения профессиональных задач знания об особенностях профессиональной речи и профессиональной речевой культуры; о средствах коммуникации в профессиональной педагогической деятельности
- использует профессиональную терминологию, применяет правила речевого этикета в условиях учебного взаимодействия - использует профессиональную терминологию, применяет правила речевого этикета с учетом ситуации общения
3. Владеет способами установления контактов и поддержания взаимодействия с субъектами образовательного процесса; навыками речевой коммуникации в профессиональной сфере с учетом требований культуры русской речи - демонстрирует элементы речевой профессиональной культуры, нормы вербального и невербального поведения - решает коммуникативные задачи в рамках норм профессиональной коммуникативной культуры
- владеет эмоциональной выразительностью речи во взаимодействии с субъектами образовательного процесса - использует в профессиональной подготовке нормы вербального и невербального поведения

 

В качестве результатов обучения в рамках формирования этой компетенции средствами учебной дисциплины «Введение в педагогику» определим следующие:

1. Знает различные средства коммуникации в профессиональной речевой культуре; о средствах коммуникации в профессиональной педагогической деятельности.

2. Умеет применять на практике знания о профессиональной речевой культуре; о средствах коммуникации в профессиональной педагогической деятельности.

3. Владеет способами установления контактов и поддержания взаимодействия с субъектами образовательного процесса; навыками речевой коммуникации в профессиональной сфере с учетом требований культуры русской речи.

Сохранив общие контекст, мы оставили лишь те ориентиры, которые реально могут быть обеспечены как содержанием курса, так и методикой ее преподавания, организацией коммуникации в ходе изучения дисциплины, использованием возможностей среды педагогического вуза.

Второй вариант: максимально учитывающий особенности предмета, ориентированный на компетенции.

В данном случае преподаватель «идет» от содержания учебной дисциплины, избранной методики преподавания и, согласуясь с описанием компетенции, достаточно вольно определяет результаты обучения:

1. Знает о различных стилях общения в рамках педагогического взаимодействия, требованиях к позиции педагога в педагогическом взаимодействии, его языковой культуре.

2. Умеет анализировать собственную речь с позиций соответствия требованиям к языковой культуре педагога, исправлять ошибки.

3. Владеет опытом обогащения профессионального словаря, реализации в учебных условиях требований к позиции субъекта педагогического общения.

Этот подход, будучи более привычным и простым для преподавателя, значительно осложняет логистическое сопровождение формирования компетенций в рамках конкретной ООП. Велика вероятность, что механистическое суммирование результатов обучения по дисциплинам, обеспечивающим конкретную компетенцию, в итоге не обеспечит полного раскрытия содержания компетенции. Учитывая укорененность в современной образовательной практике высшего профессионального образования когнитивной модели обучения, можно предположить, что под угрозой несформированности окажутся критерии «умеет…» и «владеет…».

Для формулировки результатов обучения преподаватель может использовать рекомендации, разработанные как отечественными, так и зарубежными специалистами. Так, в учебно-методическом пособии ученых Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики приводится тарификация результатов обучения по критериям «знание», «умение», «личностные качества» (таблицы,,)[53, с. 17-18].

 

Таблица 5


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: