Согласно принятой в ВГПУ логике, этапы формирования представлены в программе формирования компетенции (таблица 3).
Таблица 3
Этапы формирования компетенции (пример)
Шифр | Участвующие в формировании данной компетенции циклы, разделы ООП, учебные дисциплины, модули, практика | Курсы/семестры обучения | |||||||
1 курс | 2 курс | 3 курс | 4 курс | ||||||
1 сем | 2 сем | 3 сем | 4 сем | 5 сем | 6 сем | 7 сем | 8 сем | ||
Б2ВДВ1.1 | Физиология ВНД и сенсорных систем | Х | |||||||
Б2ВДВ1.2 | Методы математической статистики в психологии и педагогике | Х | |||||||
Б3Б2.1 | Общая и экспериментальная психология (с практикумом) | Х | |||||||
Б3Б3.1 | Психология дошкольного возраста | Х | |||||||
Б3Б3.3 | Психология детей младшего школьного возраста | Х | |||||||
Б3Б3.5 | Психология подросткового возраста | Х | |||||||
Б3Б4.1 | Качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований | Х | |||||||
Б3Б4.2 | Психолого-педагогическая диагностика (с практикумом) | Х | |||||||
Б6 | Итоговая аттестация | Х |
|
|
Очевидно, что при подборе дисциплин учебного плана для конкретного профессионально-образовательного профиля необходимо не только руководствоваться обозначенными в соответствующем ФГОС ВПО компетенциями (они образую фактическую целевую установку), но и этапностью.
Сводную картину по всем компетенциям и всем дисциплинам и видам работ учебного плана представлены в матрице компетенций основной образовательной программы каждого направления.
I.2.3. Выделяем и формулируем результаты обучения
В рамках освоения конкретной компетенции
С определением результатов обучения в рамках формирования конкретной компетенции сложнее. Их устанавливает преподаватель, оценивая как возможности дисциплины, так и этапы формирования этой компетенции, заданные основной образовательной программой, прежде всего, такими ее компонентами, как учебный план и матрица компетенций.
Осевидны два варианта проектирования результатов обучения.
Первый вариант: максимально согласованный с исходной характеристикой компетенции.
Подспорьем для преподавателя могут стать разработки ученых, позволяющие дифференцировать отдельные составляющие результатов. Приведем пример.
Например, в курсе «Введение в педагогику» акцент сделан на формирование компетенции ОПК-3 – владеет основами речевой профессиональной культуры. Детализация данной компетенции выглядит следующим образом (таблица 4).
|
|
Таблица 4