Раскройте понятие «исторического типа» государства и права

В многовековой истории человечества существовало, сменяя друг друга, большое количество государств.

С точки зрения марксизма, под историческим типом государства понимаются взятые в единстве наиболее существенные (типичные) его черты и признаки, относящиеся к одной и той же общественно-экономической формации, к одному и тому же экономическому базису. Критерием деления всех когда-либо существовавших и существующих государств на исторические типы служит общественно-экономическая формация, т.е. исторический тип общества, основанный на том или ином способе производства, а значит, и базис исторического типа общества. Согласно марксистской типологии четырем типам общественно-экономической формации (рабовладельческой, феодальной, буржуазной, социалистической), четырем типам экономического базиса соответствуют четыре типа государства – рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое, – каждое со своим набором признаков. Смена одного исторического типа другим – процесс объективный, естественно-исторический, реализующийся в результате революций. В этом процессе каждый последующий тип государства должен быть исторически более прогрессивным, чем предыдущий.

Согласно марксисткой типологии все государства проходили жестко заданный путь от одного исторического типа к другому. В действительности эволюция государств была куда более многовариантной. Например, далеко не обязательным для всех государств был рабовладельческий тип, в развитии некоторых из них наблюдались движения назад, длительные переходные состояния (например, «профеодальное»).

Сторонники формационного подхода также предлагают добавить к уже существующим формациям «восточное государство», «азиатский способ производства» и «профеодализм».

Также некоторые авторы говорят о том, что необходим новый подход к характеристике «посткапиталистического» государства. Что это: новый тип государства или переходное состояние? Нельзя игнорировать также государства, которые идут по социалистическому пути развития. Крупнейшее в мире государство – Китайская Народная Республика – продолжает строить социализм с китайской спецификой.

Английский историк А. Тойнби предложил цивилизационный подход классификации обществ и государств, который учитывает не только социально-экономические условия, но и религиозные, психологические, культурные основы жизни и общества. Вся мировая история, по его мнению, насчитывает 26 цивилизаций – египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, иранскую, сирийскую и др. Цивилизационный подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира, приоритетом общечеловеческих ценностей, а цивилизация понимается как базирующаяся на разуме и справедливости совокупность материальных и духовных достижений общества, находящаяся вне рамок конкретных социальных систем. Целостность цивилизации обусловливается взаимодействием техники, социальной организации, религии и философии, причем первая определяет все остальные компоненты.

Классификация государств на типы не является всеохватывающей. В прошлом существовали и ныне есть немало так называемых переходных государств. Одни из них возникли в результате распада колониальной системы и двигались в своем развитии к одному из существующих типов (чаще всего к буржуазному), другие сочетали в себе признаки нескольких типов государств (например, скандинавские государства сочетают признаки традиционно буржуазного государства с ростками государства социалистического типа), у третьих возможно появление таких признаков и черт, которых нет ни у одного из известных типов государств.

В марксистской литературе переходным государствам уделялось мало внимания. Считалось, что переход от одного исторического типа государства к другому возможен только революционным путем, поэтому переходное государство рассматривалось как нечто временное и нехарактерное. В действительности же наиболее естествен и перспективен эволюционный путь развития государств, отсюда наличие переходных государств вполне закономерно, и они могут существовать достаточно долго.

Все вышесказанное применимо и к праву.

 

 

Задание 6.

Известный русский юрист Ф. В. Тарановский в 1917 г. писал: «Правовым стали называть и теперь называют государство не по его задаче и компетенции, а по приемам его деятельности». Поясните, что имел в виду ученый?

 

Правовое государство- это государство, которое функционирует в пределах установленных прав. При чем эти права устанавливаются органами государственной власти. И нужно отметить, что нормы права распространяются не только на граждан, но и на органы государственной власти и на его служащих, представляющих данные органы.

Я думаю, что данное высказывание можно объяснить тем, что правовое государство реализует свои задачи и компетенцию через приемы деятельности, которые основываются на нормах права. А устанавливаемые нормы права должны обеспечить условия для свободы и прав человека. Для достижения своих целей государственная власть должна ставить задачи, которые не будут ущемлять права граждан.

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

1. Алексеев С.С., Архипов С.И. и др. Теория государства и права. М.: Норма, 2005. 496 с.

2. Безрядин Д. Н. Слепцов В. А. Кутернина Р. В. Теория государства и права: практикум. Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2009.— 204 с.

3. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2000. –.528 с.

4. Матузов Н.И. Малько А.В. Теория государства и права: учебник. Саратов. Юристъ. 2004. 245 с.

5. Теория государства и права: Хрестоматия для дистанционной формы обучения / Сост. Н.В.Шишкина. Новосибирск: СибАГС, 2001. 160 с.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: