Примерное содержание уроков

Тема урока. «Красота в жизни и в искусстве» — выпол­нение с натуры натюрморта: цветы в вазе, веточка ряби­ны и яблоко {карандаш, акварель). Беседа на тему «На­тюрморт в отечественной живописи»: И. Грабарь «Хризан­темы»; А. Головин «Флоксы»; А. Дейнека «Гладиолусы с рябиной»; М. Сарьян «Цветы и фрукты»; К- Коровин «Ро­зы и фиалки» и др.

В начале урока учитель объявляет общую тему чет­верти.

Затем проводится беседа, в процессе которой обсуж­даются и систематизируются знания ребят о видах и жан­рах изобразительного искусства. К видам изобразитель­ного искусства относятся живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, архитектура, худо­жественная фотография. Жанрами изобразительного ис­кусства являются пейзаж, натюрморт, портрет, сюжетно-тематическая картина. Жанровые разновидности сюжетно-тематической картины: историческая, батальная, быто­вая, анималистическая, интерьер.

Проводятся беседы на тему «Натюрморт в отечествен­ной живописи». В этом жанре работали такие крупные мастера, как К- Коровин, И. Грабарь, И. Машков, А.Куп­рин, П. Кончаловский, К. Петров-Водкин, П. Кузнецов, А. Головин, М. Сарьян и др.

Необходимо стремиться к тому, чтобы в конце беседы ребята сделали вывод о том, что в натюрморте воспева­ется красота обыкновенных предметов, художник видит богатство форм и красок там, где, казалось бы, нет ничего примечательного.

За один урок школьники выполняют линейное изобра­жение натюрморта, включающего красивую осеннюю ве­точку рябины с небольшим количеством листьев, одной-двумя гроздями ягод, керамическую вазу с цветами, яб­локо, расположенные на спокойном нейтральном фоне. Прорисовывается общее очертание формы всего букета, пространственное расположение листьев, ягод, яблока, ва­зы, уточняется их конструктивное строение.

В дальнейшем рисунок натюрморта завершается крас­ками с передачей цветовых отношений. Обращается вни­мание детей на средства художественной выразительности выполняемых рисунков натюрморта —точные, уверенные линии, сочные, красочные мазки кисти, удачное компози­ционное и цветовое решение и т. п. Соответствие цветовых пятен рисунка окраске предметов в натуре в зависимости от освещения.

В конце урока организуется выставка детских рисун­ков и проводится в игровой форме {«Чей рисунок лучше?») их анализ. Важно, чтобы этот анализ проводили сами учащиеся. Это необходимо, во-первых, для углубления и закрепления изобразительных знаний, а во-вторых, для формирования у детей эмоционального отношения к свое­му рисунку и рисункам своих товарищей, формирования самостоятельности в эстетических суждениях, формирова­ния умения оценивать эстетические качества объектов дей­ствительности.

Тема урока. «Мы рисуем инструменты» — выполнение с натуры набросков столярных, слесарных, строительных и других инструментов (карандаш, тушь, уголь, мелок, се­рая бумага и т. п.).

В VI классе продолжается выполнение набросков и зарисовок предметов труда с натуры. Во время беседы обобщаются знания и представления детей о рабочих ин­струментах, широко используемых на уроках труда, на­пример инструменты для столярного дела. Необходимо как можно шире привлекать жизненные наблюдения де­тей как в школе — на уроках труда, так и дома. Демонст­рируются инструменты для столярного дела (стамески, кельмы, рубанки деревянные, металлические; фуганки и т. п.).

Далее проводится анализ формы, пропорций, конст­руктивного строения, пространственного положения ру­банка и его функциональных частей. Внимание учащихся обращается на геометрическую основу строения колодки рубанка, перспективное сокращение его плоскостей.

Во время самостоятельной работы школьникам пред­лагается выполнить два наброска с натуры рубанка в раз­личных положениях по отношению к рисующему. Главное при этом — верная передача конструктивно-геометрическо­го строения рубанка, правильное определение углов пер­спективного сокращения боковых граней колодки рубанка.

Выполняются наброски и других инструментов разно­образными материалами на цветном и тонированном фо­не. Наброски можно завершить штриховкой, передать в них световые отношения.

Тема урока. Беседа «Знаменитые архитектурные ан­самбли Москвы и Санкт-Петербурга».

Учитель просит ребят вспомнить и рассказать все, что они знают об этих архитектурных ансамблях: об их внеш­нем виде, исторических событиях, с которыми они связа­ны (дети могли читать о них, слышать от взрослых, видеть их в действительности, в кино и на телеэкранах, фотогра­фиях, репродукциях). Особое внимание уделяется произ­ведениям живописи и графики, в которых встречаются изображения этих архитектурных памятников. Вспомина­ются также музыкальные и литературные произведения, отображающие архитектурные ансамбли.

За этим следует рассказ учителя, сопровождающийся показом слайдов или фотографий Московского Кремля и Дворцовой площади, а также репродукций картин русских художников с изображением данных ансамблей. Особен­но любили изображать Москву А. Васнецов, К. Юон, а Санкт-Петербург — В, Алексеев, А. Остроумова-Лебедева.

Во время беседы у ребят закрепляются и систематизи­руются сведения и знания об архитектуре как виде изобра­зительного искусства.

Архитекторы («главные строители» с греческого) —лю­ди, разрабатывающие проекты, по которым затем строят­ся здания, ансамбли, города.

Красота архитектурных форм, способность создавать настроение и делают архитектуру искусством. Польза, прочность и красота—основные взаимосвязанные качест­ва архитектурных сооружений.

В конце урока учащиеся отвечают на вопросы:

1. Что такое архитектура?

2. Почему мы говорим, что архитектура — это искус­ство?

3. Каково назначение рассматриваемых ансамблей?

4. Какое они производит впечатление? С помощью ка­ких приемов архитекторы добиваются этого впечатления? (Композиция, детали отделки, цветовое решение и т. д.)

5. Что вы можете рассказать об архитектуре Москов­ского Кремля, Дворцовой площади в Санкт-Петербурге?

0. Какие чувства, идеи выразили русские архитекторы в архитектуре Московского Кремля, Дворцовой площади в Санкт-Петербурге?

Тема урока. Беседа «Русская скульптура» — «Памят­ник Петру I» Э. Фальконе, «Портрет Ломоносова» Ф. Шу­бина, «Памятник А. С. Пушкину» А. Опекушина.

Основу беседы составляет рассказ и демонстрация ре­продукций, диапозитивов с произведений Э. Фальконе, Ф. Шубина, А. Опекушина и других выдающихся русских "скульпторов с активным подключением к беседе учащихся. Тема урока. «Архитектурные памятники нашего края» — рисование на тему (карандаш, акварель, гуашь). Беседа о красоте архитектуры и ее изображении в картинах ху­дожников: Ф. Алексеев «Вид Дворцовой набережной», Н. Рерих «Ростов Великий» н др.

Уроку предшествует экскурсия. Цель экскурсии — по­знакомить школьников с наиболее интересными архитек­турными памятниками края (города, села), научить их ви­деть красоту, своеобразие архитектурных форм, понимать связь формы здания с его назначением. Такими памятни­ками могут быть: кремль, крепость, особняки прошлого, деревенские избы. Для знакомстаа выбирается один па­мятник.

Учащимся даются основные исторические сведения о памятнике. Они знакомятся с особенностями его конструкции, композиции, цветового решения, декоративного убранства, с особенностями расположения в данной мест­ности.

Выполняются наброски и зарисовки ансамбля (зда­ния).

Урок начинается с беседы. Учащиеся делятся своими впечатлениями, воспоминаниями об экскурсии. Они выпол­няют (1—2) устные зарисовки увиденного на экскурсии архитектурного памятника.

Затем следует показать им фотографии (слайды) па­мятника. Не имея таковых, учитель может использовать наброски учащихся, выполненные ими на экскурсии.

Изображения архитектурных памятников часто можно встретить в произведениях художников. Классу демонст­рируются репродукции картин Ф. Алексеева «Виц Двор­цовой набережной», Н. Рериха «Ростов Великий» и др. Желательно, чтобы были показаны изображения архитек­турных памятников, подобных тем, что видели дети на экскурсии.

Учащиеся сравнивают изображенный ансамбль (зда­ние) с тем, который они видели на экскурсии.

Задаются вопросы:

1. Что хотел рассказать художник об этом ансамбле (здании)?

2. Какими выразительными средствами он пользовался для того, чтобы это передать? (Формат, композиция, цвет, ритм форм, линий и т. д.).

После беседы учащиеся продумывают композицию, цветовое решение рисунка; при этом они могут использо­вать свои наброски.

Выполняется рисунок в карандаше, а затем в цвете. Во время рисования необходимо, чтобы учащиеся активно использовали знания по истории своего края, его архитек­турных достопримечательностей.

Тема урока. Наброски с натуры по памяти или по пред­ставлению домашних животных: лошадь, корова, коза и др. (карандаш, акварель, цветные мелки, тушь и т. п.). Озна­комление с произведениями изобразительного искусства: В. Серов «Бегущая лошадь в упряжке»; К. Коровин «Зи­мой»; А. Лаптев «Рисунки лошадей»; В. Милашевский -иллюстрации к сказке П. Ершова «Конек-горбунок» и др.

Ребята, выполняя это задание, продолжают совершен­ствовать свое умение рисовать животных. Перед выполне­нием учебного задания проводится беседа по картинам: В. Серова «Бегущая лошадь в упряжке», К. Коровина «Зимой», А. Лаптева «Рисунки лошадей», В. Милашевского — иллюстрации к сказке П. Ершова «Конек-горбунку» и др. Во время беседы учитель обращает внимание детей на то, что при рисовании на темы и иллюстрировании художест­венных произведений часто возникает необходимость изо­бражения различных животных, в частности домашних животных, таких, как лошадь, корова, овца и др. Для за­крепления в сознании учащихся сходства и различия в строении животных необходимо продемонстрировать не­сколько рисунков или таблиц с изображением двух-трех домашних животных. Сравниваются, например, собака, кошка, лошадь. В беседе с учащимися конкретизируются и углубляются их знания о размере, анатомическом строе­нии, цветовой окраске шерсти домашних животных. Опре­деляется общее в строении животных (горизонтальное по­ложение туловища, четыре конечности, пространственное расположение головы и т. д.). Определив общее в строе­нии, они находят и различия. Так, у лошади удлиненная голова, шея, длинные ноги. У кошки голова круглая, по форме напоминает шар, ноги сравнительно короткие, хвост длинный, пушистый. Учащиеся отмечают отличия в строе­нии этих животных. Далее учитель изображает на доске или листе бумаги схему рисования лошади несколькими линиями. Намечаются основные формы животного — туло­вище, шея, голова. Проработав их, изображаются и дета­ли, например глаза, уши. Используя схему строения лоша­ди, учитель показывает на таблице или своем рисунке схему движущегося животного. Для образного представ­ления детям показывают фотографии и рисунки бегущих лошадей, желательно использовать кинофрагмент или мультфильм.

После объяснения учителя дети приступают к само­стоятельному выполнению набросков лошади: лошадь стоит, лошадь скачет, голова лошади, ноги лошади и т. п. Наброски выполняются сначала линейно (карандашом), затем в цвете. Возможно выполнение набросков других животных в разных позах па цветовом и тонированном фоне.

Тема урока. Наброски с натуры фигуры человека в дви­жении с атрибутами спорта, труда (карандаш, акварель). Беседа на тему «Красота спорта в изобразительном искусстве»: А. Дейнека «Бег», «Хоккеисты».

Данное занятие продолжает тему, начатую в предыду­щих классах, и направлено на знакомство с произведения­ми изобразительного искусства, отображающими красоту человеческого тела, совершенствование навыков в изобра­жении движущегося человека, развитие наблюдательности.

Учащимся демонстрирую репродукции картин А. Дейнеки «Хоккеисты», «Бег»; обращают их внимание на кра­соту и пластику человеческого тела, умение художников передать движение. Внимание учащихся обращается на то, что, рисуя человека, необходимо передавать его ха­рактерные особенности, позу, одежду, основные пропорции фигуры, конструктивно-анатомическое строение—локте­вые, коленные суставы и т. д.

Затем вызываются два ученика, в костюмах с атрибу­тами разных профессий. Например, девочка с медицин­ской сумкой на плече и мальчик в рабочем фартуке (ха­лате для труда), по возможности в каске строителя, с ма­стерком в руках. Школьники-натурщики должны быть хо­рошо видны всем учащимся. Учащимся предлагается вы­полнить с натуры наброски фигуры человека в движе­нии — сначала в карандаше, затем красками. Наброски выполняются последовательно. Ученики-натурщики пози­руют по Ю—15 мин, затем заменяются другими. Рисую­щие должны внимательно сравнивать изображение с на­турой и правдоподобно передавать его в рисунке. В конце урока проводится анализ и обсуждение выполненных на­бросков.

Тема урока. «Мы мастера игрушки» — выполнение эски­за игрушки с элементами движения по мотивам басен И. Крылова, русских народных сказок (карандаш, аква­рель, тушь, перо, фломастеры, восковые мелки). Беседа на тему «Мастера русской народной игрушки: деревянная резная из с. Богородское, кустарная из Сергиева Посада».

Данная тема предоставляет возможность по-новому увидеть мир народной игрушки, оценить художественные достоинства произведений народных мастеров и кустарей, связать выразительность движений и звуковых эффектов игрушек с городским фольклором ярмарок.

После беседы и демонстрации игрушек учащимся пред­лагается сочинить свой сюжет для игрушки с элементами Движения. -При выполнении эскиза учитываются следую­щие условия: игрушечные фигурки располагаются в про­фильном положении (это облегчит исполнение эскиза, по­иск выразительности движения); игрушечные фигурки Должны быть веселыми, выразительными, силуэты обоб­щенными; в характере фигурок, движении должны угады­ваться герои русских народных сказок или басен И. Кры­лова; в эскизе рисуется общий вид игрушки и отдельные

 

элементы для показа способа соединения деталей, чтобы присутствовал эффект движения.

Межпредметные связи урока декоративной работы с уроками труда, па которых возможно выполнение лучших эскизов в материале (например, дерево).

Тема урока. «Картины русской жизни в произведениях русских художников 60—90-х годов XIX в.» (творчество И. Крамского, Г. Мясоедова, К. Савицкого, В. Максимова, И. Репина, В. Сурикова, В. Перова, Н. Ярошенко и дру­гих передвижников).

Главное в беседе — расширить знания, представления учащихся VI класса о замечательных русских художниках-передвижниках (И. Крамском, Г. Мясоедове. В. Перове, И. Репине, В. Сурикове и др.), об их творчестве, о вкладе, который они внесли в просвещение русского народа в по­реформенный период.

В итоге беседы важно донести до ребят пафос граж­данской справедливости, неприятие замечательными рус­скими художниками несправедливости по отношению к уг­нетенному простому народу, своеобразие их художествен­ной манеры.

В конце урока ребята еще раз называют картины и их авторов.

Тема уроков. «Родные картины» — иллюстрирование стихотворений русских поэтов-классиков XIX в.: Н, Некра­сова, А. Кольцова, А. Майкова, И. Сурикова и др. (каран­даш, акварель, гуашь, тушь, белила, цветной и тонирован­ный фон).

Методика проведения этих уроков различна. Можно предложить всем учащимся иллюстрировать произведения только одного поэта. Другой вариант —каждый выбирает стихотворение своего любимого автора.

На этих уроках можно показать иллюстрации извест­ных художников: В. Серова к поэме Н. Некрасива «Крестьянские дети»; Д. Шмаринова к произведениям Н. Некрасова, Ф. Достоевского; А. Пластова к произведе­ниям Н. Некрасова и А. Кольцова; Л. Пахомова к расска­зу И. Тургенева «Бежий луг». В беседе можно использо­вать репродукции картин А. Венецианова «Захарка», «На пашне», «На жатве»; В. Перова «Тройка»; А. Пластова. «Сенокос» и «Жатва»; М. Врубеля «К ночи»; А. Пахомоза «Девушка за косьбой» и «Жница»; фотографию (слайд) скульптуры Е. Лансере «Крестьянин верхом».

Для иллюстрирования учащиеся могут выбрать отрыв­ки из произведений Н. Некрасова «Мужичок с ноготок» из поэмы «Крестьянские дети», «Жница» из поэмы «Мо­роз, Красный нос», «Колосья» из поэмы «Кому на Руси жить хорошо», «Нива» из поэмы «Саша»; стихотворения Д. Кольцова «Песня пахаря», «Косарь», «Молодая жница», «Урожай»; В. Сурикова «-В ночном»; А. Майкова «Сено­кос», «Ночь на жнитве» и др.

Во время беседы и самостоятельной работы учащихся можно негромко включить для прослушивания и создания соответствующего теме эмоционального настроения песни на слова А. Кольцова или романсы М. Мусоргского «Си­ротка», «Спи - усни, крестьянский сын» (слова Л. Остров­ского).

Последовательность выполнения иллюстрации учащим­ся уже хорошо известна. Они самостоятельно выбирают сюжет для иллюстрирования, делают композиционные эс­кизы карандашом и в цвете, а затем рисунок иллюстра­ции. На втором, а если потребуется и третьем уроке дети завершают свои рисунки живописно или одной из графи­ческих техник.

Это задание поможет научить детей изображать пей­заж по литературному описанию, создавать поэтический образ природы в рисунках, использовать средства худо­жественной выразительности, наиболее подходящие для раскрытия замысла в рисунке. Например, учащиеся могут совершенствовать свои умения по применению силуэта как средства художественной выразительности.

Тема урока — «Красота в жизни и искусстве». Рисова­ние с натуры натюрморта: поднос, чайник, яблоко на мелкой тарелке (карандаш, акварель). Беседа на тему «Натюр­морт в русской живописи»: Ф. Толстой «Ветка сирени н канарейка»; И. Крамской «Букет цветов. Флоксы»; В. Се­ров «Девочки с персиками»; 3. Серебрякова «Завтрак», Коровин «Розы»; И. Машков «Яблоки и груши»; А. Куп­рин «Натюрморт с синим подносом»; Г. Теплов «Натюр­морт»; В. Поленов «Больная» и др.

В начале урока учитель напоминает общую тему чет­верти. Переходя к объяснению темы урока, учитель гово­рит, что на этом уроке продолжится дальнейшее знаком-

э с жанром натюрморта на примере русской живописи. Зарождение в России натюрморта как самостоятельного ^анра наблюдается в первой половине XVIII в. Художни­ков этого времени привлекала задача точного сходства, которая преобладает в натюрмортах такого типа (недаром их называли —обманками). Достичь иллюзорной точности изображения в них проще, так как сам объект

 

изображения приближается здесь к двухмерному и разво­рачивается во фронтальной плоскости. Наиболее показа­тельны в этом отношении натюрморты 30-х годов XVIII в. — работы Г. Тешова. Они представляют собой словно непосредственно взятые фрагменты жизни: стенки из свежевыструганных досок, к которым приколоты и на которых развешены разнообразные мелкие вещицы — ча­сы на цветных лентах, расчески и перья, ноты и книги

и т.д.

Вторая половина XVIII века почти не знает натюрмор­та, за исключением отдельных попыток, так как Россий­ская Академия художеств причисляла натюрморт к низ­шим жанрам (И. Хруцкий «Цветы и плоды», Ф. Толстой «Ветка сирени и канарейка» и Др.).

Во второй половине XIX в. натюрморт занимает все большее и большее место практически во всех жанровых картинах. Достаточно вспомнить такие прославленные картины, как «Больная» В. Поленова, «Девочка с перси­ками» В. Серова.

В XX в. живопись находит в натюрморте такие широ­кие выразительные возможности, что он занимает место рядом с портретом и пейзажем.

Натюрморт первых десятилетий XX столетия сыграл немаловажную роль в развитии русского искусства. Луч­шими представителями этого жанра в дореволюционной России были К. Коровин, И. Грабарь, И. Машков, А. Куп­рин и ряд других художников, положивших начало совет­ской школе натюрморта.

Проводится анализ натюрмортов этих художников с точки зрения художественного образа, созданного на кар­тине, -средств художественной выразительности.

На первом уроке учащиеся выполняют линейное изо­бражение натюрморта «Красота в жизни и искусстве», ко­торый можно составить из жестовского подноса, чайника, яблока на мелкой тарелке, расположенных на контраст­ном фоне. На втором уроке завершают работу цветом. Во время работы красками школьники выполняют живопис­ные упражнения — с целью отработки приемов работы кистью, живописных мазков, а также для активизации внимания (смена одного вида творческой деятельности детей другим).

Тема урока. «Осенний пейзаж в нашем творчестве» — рисование с натуры (вид из окна) или по памяти, по на­блюдению осеннего пейзажа (карандаш, акварель, гуашь). Беседа на тему «Пейзаж в русской живописи»: А. Савра-

сов «Проселок»; Ф. Васильев «Мокрый луг»; И. Шишкин «Среди долины родной», «Сосны, освещенные солнцем*; А. Куинджи «Лунная ночь на Днепре», «Днепр утром*; В. Поленов «Заросший пруд»; И. Левитан «Владимирка», «Сумерки. Стога», «Озеро. Русь».

Уроку предшествуют наблюдения учащимися природы. Они могут проводиться школьниками самостоятельно. За­ранее объявляется тема рисунков и предлагается выбрать сюжет на данную тему. Сообщается, что основной зада­чей при выполнении рисунков будет передача различных состояний осенней природы. Поэтому дети должны, преж­де всего, наблюдать приметы различных состояний при­роды, их краски, настроение. Например, свет солнца. Он может быть ярким или мягким, как бы разбеленным. При­рода, преображенная ярким солнечным светом, радостна, сверкает яркими красками. Мягкое солнце придает ей от­тенок грусти, краски ее приглушены. Пасмурное небо и вовсе меняет цветовую гамму пейзажа, она становится тоскливой и даже мрачной. Состояния природы могут быть выбраны сюжетами рисунков, например: «Моросит дождь», «Собирается дождь», «Дождь прошел», «Ливень», «Солнце», «Подул ветер», «Ну и непогода» и т. д. Сказан­ное относится и к изображению природы с натуры (из ок­на класса).

Вместе с изменениями цветовой гаммы пейзажа уча­щиеся одновременно наблюдают характерные особеннос­ти природных форм: конструктивные, пространственные.

Урок начинается с беседы. Учащиеся делятся своими впечатлениями, приобретенными во время наблюдений. Выполняются короткие устные зарисовки осеннего пейза­жа. Они должны описывать какое-либо состояние приро­ды осенью, передавать настроение.

Школьники знакомятся с лучшими произведениями русской пейзажной живописи — картинами А. Саврасова, Ф. Васильева, В. Поленова, А. Куинджи, И. Шишкина, И. Левитана. Демонстрируются вышеназванные работы этих пейзажистов (в случае отсутствия таковых могут быть показаны другие, наиболее значительные для твор­чества данных художников).

Основная учебная задача данных уроков — создание с помощью цвета художественного образа природы, пере­дача настроения в рисунке.

Учащиеся продумывают композицию пейзажа. Вспоми­нают приемы работы акварельными красками «по-сырому», «по-сухому». Выполняется рисунок пейзажа в каран­даше, затем в цвете.

В конце урока проводится выставка рисунков учащих­ся, их анализ. Оценивается то, как передано состояние природы, ее настроение.

Тема урока. «Красота обыкновенного» — рисование с натуры комнатного цветка в горшке (бегония, агава, ли­лия, фиалка, цикламен, кактус и др.) (карандаш, аква­рель). Ознакомление с отдельными произведениями изо­бразительного искусства и беседа о красоте вокруг нас: И. Машков «Бегония», «Натюрморт с камелией»; В. Борисов - Мусатов «Агава» и др.

В беседе по названным выше картинам внимание ре­бят обращается на то, как художники передают в своих натюрмортах красоту обыкновенных комнатных цветов, какие выразительные средства при этом они используют (композиция, рисунок, цвет, линия, свет, мазок) и т. д.

Красоте обыкновенного посвящена тема рисования с натуры комнатного цветка в горшке (выбираются комнат­ные цветы с небольшим количеством листьев и цветков, четкие по форме и цвету).

Во время анализа натуры и в процессе рисования ре­бята должны увидеть красоту обыкновенных комнатных цветов — изящество очертаний ствола, веток, листьев и цветков, их яркую окраску, пропорциональность и т. д.

Учащиеся должны наметить линейное изображение на­туры с учетом композиционных закономерностей строения комнатного цветка в горшке (кашпо), его характерных особенностей, затем закончить рисунок в акварели с пе­редачей в нем цвето-тоновых отношений, объемно-прост­ранственного характера натурной постановки. Ребята должны попытаться с помощью линий и красок, создать художественный образ цветка.

Тема урока. Наброски с натуры сидящей фигуры школь­ника (черная или темно-коричневая акварель). Беседа на тему «Портреты выдающихся деятелей культуры России в творчестве русских художников»: О. Кипренский «Порт­рет А. С. Пушкина»; В. Тропинии «Портрет А. С. Пушки­на»; К. Брюллов «Портрет И. А. Крылова»; И. Крамской «Портрет художника И. Шишкина»; П. Заболотский «Портрет М. Ю. Лермонтова»; И. Репин «Портрет М. П. Мусоргского», «Портрет В. В. Стасова».

В беседе учитель обращает внимание учащихся на то, что все виды и жанры изобразительного искусства непо­средственно или косвенно рассказывают о человеке — передают его характер, внутренний мир, настроение, психо­логию, мировоззрение, общественное положение — одним словом, все богатство личности в различных ее направле­ниях. Каждый хороший портрет — это сжатый рассказ о человеческой жизни, о личности- В русском искусстве порт­рет появился в первой половине XVII в. и начал свою блестящую историю с начала XVIII столетия.

Портрет несет различную смысловую нагрузку. Худож­ник, изображая человека, дорогого ему и ценимого им, стремится, прежде всего, открыть то хорошее, за что лю­бит его. Эти обаятельные качества, известные только уз­кому кругу людей, придают портрету интимный характер. Таковы, например, «Портрет И. А. Крылова» К. Брюлло­ва, «Портрет художника И. И. Шишкина» И. Крамского, «Портрет М. Ю. Лермонтова» П. Заболотского, «Портрет М. П. Мусоргского» И. Репина.

Известен иной тип портрета — парадный, посвященный государственному деятелю. В нем художник стремился показать заслуги изображаемого человека, его роль и ме­сто в обществе.

«Портрет человека пишется для памяти ему близких людей, людей его любящих», — говорил выдающийся рус­ский живописец, портретист пушкинского времени В. Тропинин. Это высказывание подтверждается демонстрацией двух портретов великого русского поэта А. Пушкина, на­писанных в 1827 году по просьбе друзей поэта—Соболев­ского и Дельвига. Первый портрет был написан Василием Андреевичем Тропининым в Москве. Второй написан из­вестным русским художником-портретистом Орестом Ада­мовичем Кипренским в Петербурге. Тема созданных порт­ретов— Пушкин-поэт.,

Себя как в зеркале я вижу, Но это зеркало мне льстит.

Так откликнулся А. Пушкин на портрет работы О.Кип­ренского, посвятив художнику свое знаменитое стихотво­рение «Кипренскому». В этом портрете Пушкин увидел себя поэтом — служителем муз. Портрет работы Кипрен­ского очень понравился поэту. После смерти Дельвига Пушкин купил у его вдовы свой портрет и всю жизнь держал при себе.

Несколько в ином ключе решен портрет Пушкина В. Тропининым. Несмотря на более бытовое решение (поэт в халате, в сорочке с расстегнутым воротом), Тро­пинин также сумел показать своего героя в состоянии по-этического вдохновения: «...минута — и стихи свободно потекут».

Перед практической работой учащихся проводится ана­лиз пропорциональных отношений форм фигуры школьни­ков, распределения светотени на поверхности форм, вы­являющей их объем. Затем учитель демонстрирует после­довательность выполнения рисунка сидящей фигуры;В профиль. Рисунок с доски стирается. В ходе самостоя­тельной работы шестиклассники должны выполнить два наброска с сидящей фигуры мальчика, девочки (по 15 мни на каждый набросок), из них один —карандашом, дру­гой — акварелью.

Тема урока. Беседа «События русской истории по про­изведениям В. Сурикова «Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни», «Покорение Сибири Ермаком», «Сте­пан Разин», «Переход Суворова через Альпы»; В. Васне­цова «Три богатыря», «После побоища Игоря Святосла­вича с половцами», «Иван Грозный».

Проводится беседа, в которой учитель на основе обоб­щения представлений детей о героизме, подвигах русских людей, на основе их эмоционального отклика на их герои­ческие поступки раскрывает в доступной форме понятие «Патриотизм».

Затем рассматриваются картины выдающегося мастера исторической живописи В. Сурикова (1848—1916).

«Утро стрелецкой казни». Не саму казнь, а «торжество последних минут перед казнью» хотел, по его словам, пе­редать художник в картине. Сами стрельцы полны ощу­щения неизбежности совершающегося: конфликт приоб­рел, независимо от воли и желания людей, характер тра­гического противостояния двух миров — старой Руси и петровской России. При анализе картины отмечается, как широко пользуется Суриков средствами эмоционального воздействия, языком поэтических уподоблений, контрас­тов, композиционной «рифмовки».

В художественно-содержательном анализе картины «Боярыня Морозова» особое внимание обращается на пе­редачу душевного состояния (сочувствия, добра, сопере­живания, веры в лучшее будущее, свойственных душе русского человека), на колористическое решение.

С начала 1890-х годов Суриков переходит от трагиче­ски заостренных исторических сюжетов к освещению из­вестных страниц национальной истории.

«Покорение Сибири Ермаком». Герои картины — по­бедоносная дружина Ермака Тимофеевича. В «Переходе Суворова через Альпы» герои картины — отважные рус­ские воины. В этих полотнах Суриков создал величествен­ную эпопею подвига русского народа, показал его бога­тырскую силу. Полотна «Покорение Сибири Ермаком» и «Переход Суворова через Альпы» — ценный вклад худож­ника в развитие батального жанра живописи. Суриков прославляет народный героизм, воспитывает высокие пат­риотические чувства.

«Степан Разин» — картина-песня. Донской казак Сте­пан Тимофеевич Разин — «самое поэтическое лицо рус­ской истории» (А. Пушкин).

Богатырская, удалая, редкая по поэтичности картина наполнена светом свободы, радости бытия, борьбы.

Обобщая беседу о творчестве В. Сурикова, приводит­ся высказывание В. Белинского: «Мы вопрошаем и до­прашиваем прошедшее, чтобы оно объяснило нам наше настоящее и намекнуло о нашем будущем». Учащиеся должны ответить на вопросы о том, почему полотна Су­рикова остро воспринимались его современниками. Поче­му они вызывают живой интерес и у современного зри­теля?

Так же проводится анализ картин В. Васнецова.

Во время рассматривания картин в классе негромко звучат фрагменты из музыки М. Мусоргского, А. Боро­дина.

Особое внимание уделяется межпредметным связям. Это краткие сведения из истории России, связанные с сюжетами исторических полотен Сурикова, Васнецова, слушание фрагментов из народных музыкальных драм М. Мусоргского «Борис Годунов», «Хованщина» или Вто­рой («Богатырской») симфонии А. Бородина для создания эмоционально-эстетического настроения, для более глубо­кого понимания красоты и величия народного характера.

Тема урока. «Красота русского народного костюма» — выполнение эскиза по мотивам народного праздничного костюма. Беседа о красоте и социально-историческом значении ансамбля русского народного костюма.

Знакомство с искусством русского национального ко­стюма, отразившим высокий художественный вкус и ве­ковую мудрость народа, — важный этап эстетического воспитания учащихся. Изучение ими традиционной кресть­янской одежды, создававшейся по законам красоты и воз­никшей в конкретных исторических и социальных усло­виях, будет способствовать воспитанию чувства уважения к истории своего народа, интереса и любви к его удивительно богатому.художественному творчеству, а также повысит ответственность за сохранение и развитие тради­ций народного искусства.

Вводная беседа должна знакомить с различными ти­пами народной женской одежды, происходящей из раз­личных географических регионов нашей страны, южных районов России (Тульская, Рязанская, Воронежская, Там­бовская губернии); Севера (Архангельская, Вологодская губернии) и Центральной России (Костромская, Ниже­городская, Смоленская, Тверская губернии).

Вариативность содержания беседы в зависимости от местных условий, учета традиций искусства своего края предполагает обязательное включение следующих аспек­тов:

— ознакомление с основными частями праздничной одежды разного типа. Одежда крестьян южных районов России: рубаха, понева, передник;

— одежда крестьян Севера и Центральных районов России: рубаха, сарафан, передник;

— женский головной убор —органичное завершение ансамбля национального русского костюма;

— раскрытие символического значения древних орна­ментальных мотивов в русской народной вышивке.

Творческую работу учащиеся выполняют, учитывая следующие условия: 1) наметить общие пропорции фигу­ры крестьянки, одетой в рубаху и поневу или рубаху и сарафан; 2) определить в карандашном рисунке элемен­ты украшения главных частей костюма (поневы, сарафа­на, рубахи, передника, головного убора), их расположе­ние; 3) колористическое решение главных частой костю­ма; 4) разработка цветом орнаментальных украшений в ансамбле костюма и во фрагментах.

Композиция эскиза может быть усложнена, если кро­ме фигуры крестьянки ввести фрагменты украшения от­дельных элементов ансамбля (например, раппорта, то есть повторяющегося мотива расцветки ткани, узора вышивки рубахи или передника, оформления головного убора и т. д.) (по выбору учащихся).

Так же можно выполнить эскиз мужского костюма разных регионов России.

Эстетическое восприятие школьниками ансамбля рус­ского народного костюма активнее' формируется под воз­действием устного, музыкального и изобразительного фольклора. Поэтому во время беседы, самостоятельной работы учащихся негромко звучат мелодии народных песен, танцев, фрагменты из опер композиторов, широко ис­пользовавших народные мелодии.

Тема урока. Рисование с натуры натюрморта «Дере­вянная (или глиняная) посуда». Беседа о красоте домаш­ней утвари крестьян, рассказ о современном мастере — носителе традиций.

Знакомство с искусством создания деревянной и гли­няной посуды—неотъемлемой части бытовой обстановки крестьянского жилища — продолжение разговора о ма­териальной и художественной культуре своего народа.

Вводная беседа знакомит с разными видами деревян­ной и глиняной посуды, систематизирует представления о народной керамике из разных гончарных промыслов Рос­сии. Это Гжель, Скопни, Балхара.

На примерах работ народных мастеров Гжели (XVIII в.) и Скопина (XIX в.) объясняются художествен­ные качества майолики. Художественная майолика {один из видов керамического искусства) широко бытовала в России. В XVIII в. большую известность получила майо­ликовая посуда мастеров Гжели (село в 60 км от Моск­вы). До наших дней дошло много интересных и удиви­тельно разнообразных произведений гжельских масте­ров — знаменитые квасники, кувшины, рукомойники, цвет­ники и мелкая пластика, небольшие скульптурные изобра­жения, выполненные под влиянием живых жизненных на­блюдений. В росписи гжельской майолики нашел отраже­ние богатейший животный и растительный мир, каким его представляли народные мастера. Сочная свободная рос­пись изделий подкупает своей легкостью, непринужден­ностью. В гжельской майолике сказался многовековой опыт в обработке глины, умение найти такое соотношение между формой и росписью, которое превратило гжель­скую керамику в подлинно народные произведения ис­кусства.

Воспитывать любовь н интерес к искусству своего на­рода в данной теме помогает обращение к творчеству современного мастера — носителя традиций. Особенно эф­фектны различные примеры местных традиций.

Самостоятельную работу над натюрмортом учащиеся осуществляют на основе правил построения реалистиче­ского рисунка. Во время исполнения подготовительного рисунка повторяются правила рисования, относящиеся к передаче характерных особенностей отдельных предметов, к определению расстояния между ними. Демонстрируются примеры сквозной прорисовки предметов цилиндрической, конической и других округлых форм.

Учащиеся конкретизируют свои представления о пра­вильном изображении предметов во время анализа формы, пропорций, расположения в пространстве предметов на­тюрморта.

На следующем уроке повторяются этапы, отражающие постепенное усиление тонов в акварельной живописи. Де­монстрируются примеры изменения окраски отдельных предметов в зависимости от изменения светотени.

Вновь, как и на предыдущем уроке, закономерности реалистической акварельной живописи конкретизируются в ответах учащихся во время анализа цветовой окраски предметов натурной постановки.

Эмоциональный фон в работе создается восприятием красивых, выразительных форм народной гончарной посу­ды, а также выразительных натюрмортов, выполненных художниками в технике акварели. Учащиеся проявляют эмоционально-ценностное отношение к предметному миру, созданному человеком по законам красоты.

Особое внимание уделяется межпредметным связям и сведениям из истории о труде и быте русских крестьян, опоре на материалы учебника русского языка по разделу лексики (работа со словами, обозначающими домашнюю утварь крестьян).

Тема урока. «Русский быт в прошлые века» — выпол­нение эскиза декоративного оформления интерьера ста­ринной крестьянской избы на русском Севере. Беседа на тему «Красота русского деревянного зодчества».

Вводная беседа о русском деревянном зодчестве вклю­чает материал об искусстве плотников—строителях жилых домов крестьян и деревянных храмов.

Народное зодчество, подобно другим видам крестьян­ского искусства, рождено усилием не одного человека, а является плодом коллективного творчества, отмеченного стремлением к пользе, прочности, красоте. Именно этот тра­диционный принцип проходит красной нитью через каждое произведение народных мастеров — будь то амбар, изба или церковь, будь то кованый светец для лучины, выши­тое полотенце или прялка.

Примером памятника культовой деревянной архитек­туры могут служить храмы и крестьянские дома Кижского музея-заповедника. Кижи —одна из увлекательных к самобытных страниц в истории нашей многонациональной

культуры. В беседе можно рассмотреть Преображенский храм и внешний вид крестьянских домов-комплексов.

Об интерьере крестьянской избы учащиеся узнают из произведений литературы, или можно продемонстрировать фотографии, репродукции, таблицы, по которым наглядно воссоздаются характерные конструктивные принципы ин­терьера избы: гладко стесанные стены с закругленными уг­лами, тяжелые широкие лавки и над ними полки-надлавочницы, воронцы, расходящиеся от печного столба, на­глядная мощь матиц, поддерживающих настил потолка, русская печь.

В поисковых эскизах учащиеся определяют наиболее выразительное расположение точки схода для построения плоскости пола, стен, потолка; рисуют главные отличи­тельные признаки интерьера крестьянской избы, ее деко­ративное оформление.

Тема урока. Иллюстрирование сказки С. Аксакова «Аленький цветочек» или А. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» (карандаш, акварель, гуашь, цветная или тонированная бумага).

Основное, на что следует обратить внимание при вы­полнении этого задания, — это умение учащихся исполь­зовать в композиционном рисунке знания, полученные при выполнении набросков с фигуры человека, эскизов русско­го народного костюма, интерьера русской избы, натюрмор­та из предметов быта русского крестьянина. Вместе с тем дети должны попытаться живописными или графическими средствами передать особенности стиля писателя, пра­вильно отразить в иллюстрациях содержание выбранного эпизода, сказочную атмосферу.

В процессе самостоятельной работы учащихся учитель следит за тем, правильно ли они применяют известные им композиционные средства (выделение сюжетно-компози­ционного центра, зрительное равновесие форм, асиммет­рия в композиции и др.), грамотно ли выполняются изо­бражения с точки зрения передачи форм, пропорций, объема предметов, как передается в рисунке пространст­во и др.

В конце урока обязательно проводится коллективное обсуждение завершенных рисунков-иллюстраций уча­щихся.

Тема урока. «В мире прекрасного» — рисование с на­туры натюрморта «Музыкальные инструменты и атрибуты искусства»: балалайка и дымковская игрушка или ваза с Цветами (карандаш, акварель). Ознакомление с отдель-

ными произведениями изобразительного искусства и бе­седа о красоте предметов искусства: К. Петров-Водкин «Скрипка»; С. Чуйков «Песня кули»; А. Никич «Кларнет».

Тема данных уроков посвящена дальнейшему знаком­ству учащихся с жанром натюрморта. На первом уроке проводится беседа по отдельным произведениям изобрази­тельного искусства: К. Петров-Водкин «Скрипка», С. Чуй­ков «Песня кули», А. Никич «Кларнет». В беседе подчер­кивается роль народных музыкальных инструментов, лю­бовь русского народа к песням, танцам. Внимание уча­щихся обращается на то, как по-разному художники изо­бражают в своих картинах музыкальные инструменты и атрибуты искусства, как они любуются ими и свое восхи­щение пытаются передать в произведениях.

Для рисования с натуры можно поставить такие на­тюрморты: балалайка и дымковская игрушка па контраст­ном фоне или балалайка и букет цветов на светлом фоне и др.

На первом уроке учащиеся ищут композиционное решение натюрморта, выполняют его линейное построение, уточняют конструкцию, форму предметов, входящих в композицию. При выполнении задания решаются цвето­вые отношения, осуществляется поиск гармоничных соче­таний цветов, уделяется внимание передаче общего коло­рита, цветовым контрастам.

Главное на уроках — привлечь внимание детей к рус­ским народным музыкальным инструментам, раскрыть красоту гибких, изящных форм и линий балалайки, рас­ширить представления учащихся о натюрморте как жан­ре изобразительного искусства.

Тема урока. «Красота орнамента» — рисование с нату­ры гипсового орнамента —трилистника (карандаш).

В начале урока учитель в краткой беседе сообщает учащимся, что современное применение орнамента как украшения повышает выразительность и красоту предме­тов. Многие орнаменты имеют древнюю историю, которая начинается с Древнего Египта, Древней Греции и Древ­него Рима. Примером является и данный трилистник. Ор­наменты древности отличают строгость форм, изящество. В орнаменте используется обобщенное изображение рас­тительных, животных, геометрических и других форм. В качестве примера учитель обращает внимание школьни­ков на гипсовый орнамент типа трилистника, где хорошо виден принцип стилизации, обобщения формы.

Затем педагог переходит к характеристике особенностей конструктивного строения орнамента (трилистника), приучая учащихся к умению анализировать общие и кон­кретные особенности любого предмета. Правильная пере­дача формы и конструктивного строения - это способ ре­алистического изображения плоской и объемной форм. Учитель объясняет каждый этап работы при выполнении рисунка.

В процессе самостоятельной работы при рисовании с натуры гипсового орнамента — трилистника — внимание учащихся обращается на то, чтобы сначала рисунок орна­мента строился от общего к частному (легкими, тонкими линиями), с учетом симметрии, пропорций, конструкции и перспективы, затем при передаче объема выдерживаются тональные отношения, штрихи накладываются по форме орнамента.

Тема уроков. «Наследие наших предков сохраним и приумножим» — выполнение эскиза оформления классного альбома на материале изучения памятников истории и культуры родного края (карандаш, акварель, тушь, перо, фломастеры, восковые мелки). Беседа на тему «Какую ин­формацию о памятных событиях из истории и культуры содержат изображения старинных и современных гербов городов России?».

Тема уроков связана с поисковой, исследовательской работой учащихся по сохранению и развитию художест­венных традиций своего народа. К первому уроку темы готовится выставка. Это могут быть фотоматериалы, за­рисовки учащихся, предметы старинного быта, путеводи­тели, брошюры, книги, рассказывающие о памятниках истории и культуры края, где расположена школа. Боль­шую помощь могут оказать экспонаты школьного худо­жественно-краеведческого музея, уголки народного твор­чества, а также работы учащихся ДХШ, ДШИ, профтех­училищ, связанные с изучением художественных тради­ций народного искусства данного региона.

Учащимся представляется возможность оценить заме­чательные события в развитии культурного наследия свое­го края. Оли выбирают, каким видам народного искусст­ва и каким памятникам истории и культуры родного края будет посвящен альбом.

После выбора сюжетов для оформления альбома уча­щиеся обдумывают, какие композиционные средства при­менить в декоративной работе (силуэт, симметрию, асим­метрию, ритм, контрасты светлого и темного, теплого и

холодного и т. д.); какой художественный материал будет способствовать наилучшему воплощению замысла. Опре­деляются творческие группы: кто будет выполнять эскизы обложки, заставки, буквицы, концовки.

На первом уроке по теме выполняется поисковый эскиз композиции. К следующему уроку рекомендуется прове­сти наблюдения, зарисовки, помогающие уточнению за­мысла, подобрать дополнительные иллюстративные мате­риалы.

Второй урок по теме начинается беседой «Какую ин­формацию в памятных событиях истории и культуры со­держат изображения старинных и современных гербов городов России?». Обращается внимание на условное изображение и символику в композиции герба, роль ли­нии и цвета, — те элементы декоративной композиции, ко­торые могут быть учтены учащимися при уточнении ком­позиции эскиза оформления альбома.

Уроки декоративной работы предоставляют возмож­ность для реализации межпредметной связи с уроками русского языка. Альбом заполняется сочинениями уча­щихся о предметах народного искусства, о жизни и творчестве отдельных народных мастеров, изложениями преданий и легенд из истории развития искусства родного края, записями интервью с народными мастерами и т. д.

Тема урока. «Весенний букет» — рисование с натуры натюрморта из цветов в вазе и фруктов (карандаш, аква­рель). Ознакомление с произведениями изобразительного искусства и беседа о красоте весенних цветов: И. Леви­тан «Одуванчики», «Лесные фиалки и незабудки»; К- Петров-Водкин «Утренний натюрморт», «Натюрморт с чере­мухой».

Данный урок является своеобразным подведением ито­гов учебного года. На уроке особое внимание обращается на выразительную компоновку рисунка натюрморта (по горизонтали или по вертикали), на точную передачу фор­мы, пропорций, объема, пространственных отношений, гар­монию тональных и цветовых оттенков, умение учащихся применять разные способы работы кистью. Для постанов­ки натюрморта можно выбрать купальницы, незабудки, одуванчики, тюльпаны, ландыши и другие цветы, жела­тельно ц керамической вазе. Фон лучше выбрать контраст­ный. Фрукты — яблоки или груши — разного размера и цвета.

Настроение ребят оживляет беседа о красоте цветов по картинам-натюрмортам И. Левитана и К. Петрова-Водкина.

Дети должны прочувствовать красоту природы, радость общения с ней, потребность беречь ее.

ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ

В VI классе учащиеся должны знать:

— отдельные произведения выдающихся мастеров русского изобразительного искусства прошлого и настоя­щего времени;

— особенности художественных средств различных ви­дов и жанров изобразительного искусства;

— особенности ансамбля народного костюма; зависи­мость колорита народного костюма и узора от националь­ных традиций искусства и быта;

— закономерности конструктивного строения изобра­жаемых предметов, основные закономерности наблюда­тельной, линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения, композиции;

— различные приемы работы карандашом, акварелью, гуашью.

К концу учебного года учащиеся должны уметь:

— видеть цветовое богатство окружающего мира и пе­редавать свои впечатления в рисунках;

— выбрать наиболее выразительный сюжет тематиче­ской композиции и проводить подготовительную работу (предварительные наблюдения, наброски и зарисовки, эс­кизы), с помощью изобразительных средств выражать свое отношение к персонажам изображаемого сюжета;

— анализировать форму, конструкцию, пространствен­ное расположение, тональные отношения, цвет изображае­мых предметов, сравнивать характерные особенности од­ного предмета с особенностями другого;

— пользоваться перспективой, светотенью, компози­цией и т. д. в процессе рисования с натуры и на темы;

— передавать тоном и цветом объем и пространство в натюрморте;

— применять в рисунках выразительные средства (эф­фекты освещения, композиции, штриховки, разные приемы работы акварелью, гуашью), добиваться образной пере­дачи действительности.

 

VII КЛАСС


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: