Тема урока. «Красота в жизни и в искусстве» — выполнение с натуры натюрморта: цветы в вазе, веточка рябины и яблоко {карандаш, акварель). Беседа на тему «Натюрморт в отечественной живописи»: И. Грабарь «Хризантемы»; А. Головин «Флоксы»; А. Дейнека «Гладиолусы с рябиной»; М. Сарьян «Цветы и фрукты»; К- Коровин «Розы и фиалки» и др.
В начале урока учитель объявляет общую тему четверти.
Затем проводится беседа, в процессе которой обсуждаются и систематизируются знания ребят о видах и жанрах изобразительного искусства. К видам изобразительного искусства относятся живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, архитектура, художественная фотография. Жанрами изобразительного искусства являются пейзаж, натюрморт, портрет, сюжетно-тематическая картина. Жанровые разновидности сюжетно-тематической картины: историческая, батальная, бытовая, анималистическая, интерьер.
Проводятся беседы на тему «Натюрморт в отечественной живописи». В этом жанре работали такие крупные мастера, как К- Коровин, И. Грабарь, И. Машков, А.Куприн, П. Кончаловский, К. Петров-Водкин, П. Кузнецов, А. Головин, М. Сарьян и др.
|
|
Необходимо стремиться к тому, чтобы в конце беседы ребята сделали вывод о том, что в натюрморте воспевается красота обыкновенных предметов, художник видит богатство форм и красок там, где, казалось бы, нет ничего примечательного.
За один урок школьники выполняют линейное изображение натюрморта, включающего красивую осеннюю веточку рябины с небольшим количеством листьев, одной-двумя гроздями ягод, керамическую вазу с цветами, яблоко, расположенные на спокойном нейтральном фоне. Прорисовывается общее очертание формы всего букета, пространственное расположение листьев, ягод, яблока, вазы, уточняется их конструктивное строение.
В дальнейшем рисунок натюрморта завершается красками с передачей цветовых отношений. Обращается внимание детей на средства художественной выразительности выполняемых рисунков натюрморта —точные, уверенные линии, сочные, красочные мазки кисти, удачное композиционное и цветовое решение и т. п. Соответствие цветовых пятен рисунка окраске предметов в натуре в зависимости от освещения.
В конце урока организуется выставка детских рисунков и проводится в игровой форме {«Чей рисунок лучше?») их анализ. Важно, чтобы этот анализ проводили сами учащиеся. Это необходимо, во-первых, для углубления и закрепления изобразительных знаний, а во-вторых, для формирования у детей эмоционального отношения к своему рисунку и рисункам своих товарищей, формирования самостоятельности в эстетических суждениях, формирования умения оценивать эстетические качества объектов действительности.
|
|
Тема урока. «Мы рисуем инструменты» — выполнение с натуры набросков столярных, слесарных, строительных и других инструментов (карандаш, тушь, уголь, мелок, серая бумага и т. п.).
В VI классе продолжается выполнение набросков и зарисовок предметов труда с натуры. Во время беседы обобщаются знания и представления детей о рабочих инструментах, широко используемых на уроках труда, например инструменты для столярного дела. Необходимо как можно шире привлекать жизненные наблюдения детей как в школе — на уроках труда, так и дома. Демонстрируются инструменты для столярного дела (стамески, кельмы, рубанки деревянные, металлические; фуганки и т. п.).
Далее проводится анализ формы, пропорций, конструктивного строения, пространственного положения рубанка и его функциональных частей. Внимание учащихся обращается на геометрическую основу строения колодки рубанка, перспективное сокращение его плоскостей.
Во время самостоятельной работы школьникам предлагается выполнить два наброска с натуры рубанка в различных положениях по отношению к рисующему. Главное при этом — верная передача конструктивно-геометрического строения рубанка, правильное определение углов перспективного сокращения боковых граней колодки рубанка.
Выполняются наброски и других инструментов разнообразными материалами на цветном и тонированном фоне. Наброски можно завершить штриховкой, передать в них световые отношения.
Тема урока. Беседа «Знаменитые архитектурные ансамбли Москвы и Санкт-Петербурга».
Учитель просит ребят вспомнить и рассказать все, что они знают об этих архитектурных ансамблях: об их внешнем виде, исторических событиях, с которыми они связаны (дети могли читать о них, слышать от взрослых, видеть их в действительности, в кино и на телеэкранах, фотографиях, репродукциях). Особое внимание уделяется произведениям живописи и графики, в которых встречаются изображения этих архитектурных памятников. Вспоминаются также музыкальные и литературные произведения, отображающие архитектурные ансамбли.
За этим следует рассказ учителя, сопровождающийся показом слайдов или фотографий Московского Кремля и Дворцовой площади, а также репродукций картин русских художников с изображением данных ансамблей. Особенно любили изображать Москву А. Васнецов, К. Юон, а Санкт-Петербург — В, Алексеев, А. Остроумова-Лебедева.
Во время беседы у ребят закрепляются и систематизируются сведения и знания об архитектуре как виде изобразительного искусства.
Архитекторы («главные строители» с греческого) —люди, разрабатывающие проекты, по которым затем строятся здания, ансамбли, города.
Красота архитектурных форм, способность создавать настроение и делают архитектуру искусством. Польза, прочность и красота—основные взаимосвязанные качества архитектурных сооружений.
В конце урока учащиеся отвечают на вопросы:
1. Что такое архитектура?
2. Почему мы говорим, что архитектура — это искусство?
3. Каково назначение рассматриваемых ансамблей?
4. Какое они производит впечатление? С помощью каких приемов архитекторы добиваются этого впечатления? (Композиция, детали отделки, цветовое решение и т. д.)
5. Что вы можете рассказать об архитектуре Московского Кремля, Дворцовой площади в Санкт-Петербурге?
0. Какие чувства, идеи выразили русские архитекторы в архитектуре Московского Кремля, Дворцовой площади в Санкт-Петербурге?
Тема урока. Беседа «Русская скульптура» — «Памятник Петру I» Э. Фальконе, «Портрет Ломоносова» Ф. Шубина, «Памятник А. С. Пушкину» А. Опекушина.
Основу беседы составляет рассказ и демонстрация репродукций, диапозитивов с произведений Э. Фальконе, Ф. Шубина, А. Опекушина и других выдающихся русских "скульпторов с активным подключением к беседе учащихся. Тема урока. «Архитектурные памятники нашего края» — рисование на тему (карандаш, акварель, гуашь). Беседа о красоте архитектуры и ее изображении в картинах художников: Ф. Алексеев «Вид Дворцовой набережной», Н. Рерих «Ростов Великий» н др.
|
|
Уроку предшествует экскурсия. Цель экскурсии — познакомить школьников с наиболее интересными архитектурными памятниками края (города, села), научить их видеть красоту, своеобразие архитектурных форм, понимать связь формы здания с его назначением. Такими памятниками могут быть: кремль, крепость, особняки прошлого, деревенские избы. Для знакомстаа выбирается один памятник.
Учащимся даются основные исторические сведения о памятнике. Они знакомятся с особенностями его конструкции, композиции, цветового решения, декоративного убранства, с особенностями расположения в данной местности.
Выполняются наброски и зарисовки ансамбля (здания).
Урок начинается с беседы. Учащиеся делятся своими впечатлениями, воспоминаниями об экскурсии. Они выполняют (1—2) устные зарисовки увиденного на экскурсии архитектурного памятника.
Затем следует показать им фотографии (слайды) памятника. Не имея таковых, учитель может использовать наброски учащихся, выполненные ими на экскурсии.
Изображения архитектурных памятников часто можно встретить в произведениях художников. Классу демонстрируются репродукции картин Ф. Алексеева «Виц Дворцовой набережной», Н. Рериха «Ростов Великий» и др. Желательно, чтобы были показаны изображения архитектурных памятников, подобных тем, что видели дети на экскурсии.
Учащиеся сравнивают изображенный ансамбль (здание) с тем, который они видели на экскурсии.
Задаются вопросы:
1. Что хотел рассказать художник об этом ансамбле (здании)?
2. Какими выразительными средствами он пользовался для того, чтобы это передать? (Формат, композиция, цвет, ритм форм, линий и т. д.).
|
|
После беседы учащиеся продумывают композицию, цветовое решение рисунка; при этом они могут использовать свои наброски.
Выполняется рисунок в карандаше, а затем в цвете. Во время рисования необходимо, чтобы учащиеся активно использовали знания по истории своего края, его архитектурных достопримечательностей.
Тема урока. Наброски с натуры по памяти или по представлению домашних животных: лошадь, корова, коза и др. (карандаш, акварель, цветные мелки, тушь и т. п.). Ознакомление с произведениями изобразительного искусства: В. Серов «Бегущая лошадь в упряжке»; К. Коровин «Зимой»; А. Лаптев «Рисунки лошадей»; В. Милашевский -иллюстрации к сказке П. Ершова «Конек-горбунок» и др.
Ребята, выполняя это задание, продолжают совершенствовать свое умение рисовать животных. Перед выполнением учебного задания проводится беседа по картинам: В. Серова «Бегущая лошадь в упряжке», К. Коровина «Зимой», А. Лаптева «Рисунки лошадей», В. Милашевского — иллюстрации к сказке П. Ершова «Конек-горбунку» и др. Во время беседы учитель обращает внимание детей на то, что при рисовании на темы и иллюстрировании художественных произведений часто возникает необходимость изображения различных животных, в частности домашних животных, таких, как лошадь, корова, овца и др. Для закрепления в сознании учащихся сходства и различия в строении животных необходимо продемонстрировать несколько рисунков или таблиц с изображением двух-трех домашних животных. Сравниваются, например, собака, кошка, лошадь. В беседе с учащимися конкретизируются и углубляются их знания о размере, анатомическом строении, цветовой окраске шерсти домашних животных. Определяется общее в строении животных (горизонтальное положение туловища, четыре конечности, пространственное расположение головы и т. д.). Определив общее в строении, они находят и различия. Так, у лошади удлиненная голова, шея, длинные ноги. У кошки голова круглая, по форме напоминает шар, ноги сравнительно короткие, хвост длинный, пушистый. Учащиеся отмечают отличия в строении этих животных. Далее учитель изображает на доске или листе бумаги схему рисования лошади несколькими линиями. Намечаются основные формы животного — туловище, шея, голова. Проработав их, изображаются и детали, например глаза, уши. Используя схему строения лошади, учитель показывает на таблице или своем рисунке схему движущегося животного. Для образного представления детям показывают фотографии и рисунки бегущих лошадей, желательно использовать кинофрагмент или мультфильм.
После объяснения учителя дети приступают к самостоятельному выполнению набросков лошади: лошадь стоит, лошадь скачет, голова лошади, ноги лошади и т. п. Наброски выполняются сначала линейно (карандашом), затем в цвете. Возможно выполнение набросков других животных в разных позах па цветовом и тонированном фоне.
Тема урока. Наброски с натуры фигуры человека в движении с атрибутами спорта, труда (карандаш, акварель). Беседа на тему «Красота спорта в изобразительном искусстве»: А. Дейнека «Бег», «Хоккеисты».
Данное занятие продолжает тему, начатую в предыдущих классах, и направлено на знакомство с произведениями изобразительного искусства, отображающими красоту человеческого тела, совершенствование навыков в изображении движущегося человека, развитие наблюдательности.
Учащимся демонстрирую репродукции картин А. Дейнеки «Хоккеисты», «Бег»; обращают их внимание на красоту и пластику человеческого тела, умение художников передать движение. Внимание учащихся обращается на то, что, рисуя человека, необходимо передавать его характерные особенности, позу, одежду, основные пропорции фигуры, конструктивно-анатомическое строение—локтевые, коленные суставы и т. д.
Затем вызываются два ученика, в костюмах с атрибутами разных профессий. Например, девочка с медицинской сумкой на плече и мальчик в рабочем фартуке (халате для труда), по возможности в каске строителя, с мастерком в руках. Школьники-натурщики должны быть хорошо видны всем учащимся. Учащимся предлагается выполнить с натуры наброски фигуры человека в движении — сначала в карандаше, затем красками. Наброски выполняются последовательно. Ученики-натурщики позируют по Ю—15 мин, затем заменяются другими. Рисующие должны внимательно сравнивать изображение с натурой и правдоподобно передавать его в рисунке. В конце урока проводится анализ и обсуждение выполненных набросков.
Тема урока. «Мы мастера игрушки» — выполнение эскиза игрушки с элементами движения по мотивам басен И. Крылова, русских народных сказок (карандаш, акварель, тушь, перо, фломастеры, восковые мелки). Беседа на тему «Мастера русской народной игрушки: деревянная резная из с. Богородское, кустарная из Сергиева Посада».
Данная тема предоставляет возможность по-новому увидеть мир народной игрушки, оценить художественные достоинства произведений народных мастеров и кустарей, связать выразительность движений и звуковых эффектов игрушек с городским фольклором ярмарок.
После беседы и демонстрации игрушек учащимся предлагается сочинить свой сюжет для игрушки с элементами Движения. -При выполнении эскиза учитываются следующие условия: игрушечные фигурки располагаются в профильном положении (это облегчит исполнение эскиза, поиск выразительности движения); игрушечные фигурки Должны быть веселыми, выразительными, силуэты обобщенными; в характере фигурок, движении должны угадываться герои русских народных сказок или басен И. Крылова; в эскизе рисуется общий вид игрушки и отдельные
элементы для показа способа соединения деталей, чтобы присутствовал эффект движения.
Межпредметные связи урока декоративной работы с уроками труда, па которых возможно выполнение лучших эскизов в материале (например, дерево).
Тема урока. «Картины русской жизни в произведениях русских художников 60—90-х годов XIX в.» (творчество И. Крамского, Г. Мясоедова, К. Савицкого, В. Максимова, И. Репина, В. Сурикова, В. Перова, Н. Ярошенко и других передвижников).
Главное в беседе — расширить знания, представления учащихся VI класса о замечательных русских художниках-передвижниках (И. Крамском, Г. Мясоедове. В. Перове, И. Репине, В. Сурикове и др.), об их творчестве, о вкладе, который они внесли в просвещение русского народа в пореформенный период.
В итоге беседы важно донести до ребят пафос гражданской справедливости, неприятие замечательными русскими художниками несправедливости по отношению к угнетенному простому народу, своеобразие их художественной манеры.
В конце урока ребята еще раз называют картины и их авторов.
Тема уроков. «Родные картины» — иллюстрирование стихотворений русских поэтов-классиков XIX в.: Н, Некрасова, А. Кольцова, А. Майкова, И. Сурикова и др. (карандаш, акварель, гуашь, тушь, белила, цветной и тонированный фон).
Методика проведения этих уроков различна. Можно предложить всем учащимся иллюстрировать произведения только одного поэта. Другой вариант —каждый выбирает стихотворение своего любимого автора.
На этих уроках можно показать иллюстрации известных художников: В. Серова к поэме Н. Некрасива «Крестьянские дети»; Д. Шмаринова к произведениям Н. Некрасова, Ф. Достоевского; А. Пластова к произведениям Н. Некрасова и А. Кольцова; Л. Пахомова к рассказу И. Тургенева «Бежий луг». В беседе можно использовать репродукции картин А. Венецианова «Захарка», «На пашне», «На жатве»; В. Перова «Тройка»; А. Пластова. «Сенокос» и «Жатва»; М. Врубеля «К ночи»; А. Пахомоза «Девушка за косьбой» и «Жница»; фотографию (слайд) скульптуры Е. Лансере «Крестьянин верхом».
Для иллюстрирования учащиеся могут выбрать отрывки из произведений Н. Некрасова «Мужичок с ноготок» из поэмы «Крестьянские дети», «Жница» из поэмы «Мороз, Красный нос», «Колосья» из поэмы «Кому на Руси жить хорошо», «Нива» из поэмы «Саша»; стихотворения Д. Кольцова «Песня пахаря», «Косарь», «Молодая жница», «Урожай»; В. Сурикова «-В ночном»; А. Майкова «Сенокос», «Ночь на жнитве» и др.
Во время беседы и самостоятельной работы учащихся можно негромко включить для прослушивания и создания соответствующего теме эмоционального настроения песни на слова А. Кольцова или романсы М. Мусоргского «Сиротка», «Спи - усни, крестьянский сын» (слова Л. Островского).
Последовательность выполнения иллюстрации учащимся уже хорошо известна. Они самостоятельно выбирают сюжет для иллюстрирования, делают композиционные эскизы карандашом и в цвете, а затем рисунок иллюстрации. На втором, а если потребуется и третьем уроке дети завершают свои рисунки живописно или одной из графических техник.
Это задание поможет научить детей изображать пейзаж по литературному описанию, создавать поэтический образ природы в рисунках, использовать средства художественной выразительности, наиболее подходящие для раскрытия замысла в рисунке. Например, учащиеся могут совершенствовать свои умения по применению силуэта как средства художественной выразительности.
Тема урока — «Красота в жизни и искусстве». Рисование с натуры натюрморта: поднос, чайник, яблоко на мелкой тарелке (карандаш, акварель). Беседа на тему «Натюрморт в русской живописи»: Ф. Толстой «Ветка сирени н канарейка»; И. Крамской «Букет цветов. Флоксы»; В. Серов «Девочки с персиками»; 3. Серебрякова «Завтрак», Коровин «Розы»; И. Машков «Яблоки и груши»; А. Куприн «Натюрморт с синим подносом»; Г. Теплов «Натюрморт»; В. Поленов «Больная» и др.
В начале урока учитель напоминает общую тему четверти. Переходя к объяснению темы урока, учитель говорит, что на этом уроке продолжится дальнейшее знаком-
э с жанром натюрморта на примере русской живописи. Зарождение в России натюрморта как самостоятельного ^анра наблюдается в первой половине XVIII в. Художников этого времени привлекала задача точного сходства, которая преобладает в натюрмортах такого типа (недаром их называли —обманками). Достичь иллюзорной точности изображения в них проще, так как сам объект
изображения приближается здесь к двухмерному и разворачивается во фронтальной плоскости. Наиболее показательны в этом отношении натюрморты 30-х годов XVIII в. — работы Г. Тешова. Они представляют собой словно непосредственно взятые фрагменты жизни: стенки из свежевыструганных досок, к которым приколоты и на которых развешены разнообразные мелкие вещицы — часы на цветных лентах, расчески и перья, ноты и книги
и т.д.
Вторая половина XVIII века почти не знает натюрморта, за исключением отдельных попыток, так как Российская Академия художеств причисляла натюрморт к низшим жанрам (И. Хруцкий «Цветы и плоды», Ф. Толстой «Ветка сирени и канарейка» и Др.).
Во второй половине XIX в. натюрморт занимает все большее и большее место практически во всех жанровых картинах. Достаточно вспомнить такие прославленные картины, как «Больная» В. Поленова, «Девочка с персиками» В. Серова.
В XX в. живопись находит в натюрморте такие широкие выразительные возможности, что он занимает место рядом с портретом и пейзажем.
Натюрморт первых десятилетий XX столетия сыграл немаловажную роль в развитии русского искусства. Лучшими представителями этого жанра в дореволюционной России были К. Коровин, И. Грабарь, И. Машков, А. Куприн и ряд других художников, положивших начало советской школе натюрморта.
Проводится анализ натюрмортов этих художников с точки зрения художественного образа, созданного на картине, -средств художественной выразительности.
На первом уроке учащиеся выполняют линейное изображение натюрморта «Красота в жизни и искусстве», который можно составить из жестовского подноса, чайника, яблока на мелкой тарелке, расположенных на контрастном фоне. На втором уроке завершают работу цветом. Во время работы красками школьники выполняют живописные упражнения — с целью отработки приемов работы кистью, живописных мазков, а также для активизации внимания (смена одного вида творческой деятельности детей другим).
Тема урока. «Осенний пейзаж в нашем творчестве» — рисование с натуры (вид из окна) или по памяти, по наблюдению осеннего пейзажа (карандаш, акварель, гуашь). Беседа на тему «Пейзаж в русской живописи»: А. Савра-
сов «Проселок»; Ф. Васильев «Мокрый луг»; И. Шишкин «Среди долины родной», «Сосны, освещенные солнцем*; А. Куинджи «Лунная ночь на Днепре», «Днепр утром*; В. Поленов «Заросший пруд»; И. Левитан «Владимирка», «Сумерки. Стога», «Озеро. Русь».
Уроку предшествуют наблюдения учащимися природы. Они могут проводиться школьниками самостоятельно. Заранее объявляется тема рисунков и предлагается выбрать сюжет на данную тему. Сообщается, что основной задачей при выполнении рисунков будет передача различных состояний осенней природы. Поэтому дети должны, прежде всего, наблюдать приметы различных состояний природы, их краски, настроение. Например, свет солнца. Он может быть ярким или мягким, как бы разбеленным. Природа, преображенная ярким солнечным светом, радостна, сверкает яркими красками. Мягкое солнце придает ей оттенок грусти, краски ее приглушены. Пасмурное небо и вовсе меняет цветовую гамму пейзажа, она становится тоскливой и даже мрачной. Состояния природы могут быть выбраны сюжетами рисунков, например: «Моросит дождь», «Собирается дождь», «Дождь прошел», «Ливень», «Солнце», «Подул ветер», «Ну и непогода» и т. д. Сказанное относится и к изображению природы с натуры (из окна класса).
Вместе с изменениями цветовой гаммы пейзажа учащиеся одновременно наблюдают характерные особенности природных форм: конструктивные, пространственные.
Урок начинается с беседы. Учащиеся делятся своими впечатлениями, приобретенными во время наблюдений. Выполняются короткие устные зарисовки осеннего пейзажа. Они должны описывать какое-либо состояние природы осенью, передавать настроение.
Школьники знакомятся с лучшими произведениями русской пейзажной живописи — картинами А. Саврасова, Ф. Васильева, В. Поленова, А. Куинджи, И. Шишкина, И. Левитана. Демонстрируются вышеназванные работы этих пейзажистов (в случае отсутствия таковых могут быть показаны другие, наиболее значительные для творчества данных художников).
Основная учебная задача данных уроков — создание с помощью цвета художественного образа природы, передача настроения в рисунке.
Учащиеся продумывают композицию пейзажа. Вспоминают приемы работы акварельными красками «по-сырому», «по-сухому». Выполняется рисунок пейзажа в карандаше, затем в цвете.
В конце урока проводится выставка рисунков учащихся, их анализ. Оценивается то, как передано состояние природы, ее настроение.
Тема урока. «Красота обыкновенного» — рисование с натуры комнатного цветка в горшке (бегония, агава, лилия, фиалка, цикламен, кактус и др.) (карандаш, акварель). Ознакомление с отдельными произведениями изобразительного искусства и беседа о красоте вокруг нас: И. Машков «Бегония», «Натюрморт с камелией»; В. Борисов - Мусатов «Агава» и др.
В беседе по названным выше картинам внимание ребят обращается на то, как художники передают в своих натюрмортах красоту обыкновенных комнатных цветов, какие выразительные средства при этом они используют (композиция, рисунок, цвет, линия, свет, мазок) и т. д.
Красоте обыкновенного посвящена тема рисования с натуры комнатного цветка в горшке (выбираются комнатные цветы с небольшим количеством листьев и цветков, четкие по форме и цвету).
Во время анализа натуры и в процессе рисования ребята должны увидеть красоту обыкновенных комнатных цветов — изящество очертаний ствола, веток, листьев и цветков, их яркую окраску, пропорциональность и т. д.
Учащиеся должны наметить линейное изображение натуры с учетом композиционных закономерностей строения комнатного цветка в горшке (кашпо), его характерных особенностей, затем закончить рисунок в акварели с передачей в нем цвето-тоновых отношений, объемно-пространственного характера натурной постановки. Ребята должны попытаться с помощью линий и красок, создать художественный образ цветка.
Тема урока. Наброски с натуры сидящей фигуры школьника (черная или темно-коричневая акварель). Беседа на тему «Портреты выдающихся деятелей культуры России в творчестве русских художников»: О. Кипренский «Портрет А. С. Пушкина»; В. Тропинии «Портрет А. С. Пушкина»; К. Брюллов «Портрет И. А. Крылова»; И. Крамской «Портрет художника И. Шишкина»; П. Заболотский «Портрет М. Ю. Лермонтова»; И. Репин «Портрет М. П. Мусоргского», «Портрет В. В. Стасова».
В беседе учитель обращает внимание учащихся на то, что все виды и жанры изобразительного искусства непосредственно или косвенно рассказывают о человеке — передают его характер, внутренний мир, настроение, психологию, мировоззрение, общественное положение — одним словом, все богатство личности в различных ее направлениях. Каждый хороший портрет — это сжатый рассказ о человеческой жизни, о личности- В русском искусстве портрет появился в первой половине XVII в. и начал свою блестящую историю с начала XVIII столетия.
Портрет несет различную смысловую нагрузку. Художник, изображая человека, дорогого ему и ценимого им, стремится, прежде всего, открыть то хорошее, за что любит его. Эти обаятельные качества, известные только узкому кругу людей, придают портрету интимный характер. Таковы, например, «Портрет И. А. Крылова» К. Брюллова, «Портрет художника И. И. Шишкина» И. Крамского, «Портрет М. Ю. Лермонтова» П. Заболотского, «Портрет М. П. Мусоргского» И. Репина.
Известен иной тип портрета — парадный, посвященный государственному деятелю. В нем художник стремился показать заслуги изображаемого человека, его роль и место в обществе.
«Портрет человека пишется для памяти ему близких людей, людей его любящих», — говорил выдающийся русский живописец, портретист пушкинского времени В. Тропинин. Это высказывание подтверждается демонстрацией двух портретов великого русского поэта А. Пушкина, написанных в 1827 году по просьбе друзей поэта—Соболевского и Дельвига. Первый портрет был написан Василием Андреевичем Тропининым в Москве. Второй написан известным русским художником-портретистом Орестом Адамовичем Кипренским в Петербурге. Тема созданных портретов— Пушкин-поэт.,
Себя как в зеркале я вижу, Но это зеркало мне льстит.
Так откликнулся А. Пушкин на портрет работы О.Кипренского, посвятив художнику свое знаменитое стихотворение «Кипренскому». В этом портрете Пушкин увидел себя поэтом — служителем муз. Портрет работы Кипренского очень понравился поэту. После смерти Дельвига Пушкин купил у его вдовы свой портрет и всю жизнь держал при себе.
Несколько в ином ключе решен портрет Пушкина В. Тропининым. Несмотря на более бытовое решение (поэт в халате, в сорочке с расстегнутым воротом), Тропинин также сумел показать своего героя в состоянии по-этического вдохновения: «...минута — и стихи свободно потекут».
Перед практической работой учащихся проводится анализ пропорциональных отношений форм фигуры школьников, распределения светотени на поверхности форм, выявляющей их объем. Затем учитель демонстрирует последовательность выполнения рисунка сидящей фигуры;В профиль. Рисунок с доски стирается. В ходе самостоятельной работы шестиклассники должны выполнить два наброска с сидящей фигуры мальчика, девочки (по 15 мни на каждый набросок), из них один —карандашом, другой — акварелью.
Тема урока. Беседа «События русской истории по произведениям В. Сурикова «Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни», «Покорение Сибири Ермаком», «Степан Разин», «Переход Суворова через Альпы»; В. Васнецова «Три богатыря», «После побоища Игоря Святославича с половцами», «Иван Грозный».
Проводится беседа, в которой учитель на основе обобщения представлений детей о героизме, подвигах русских людей, на основе их эмоционального отклика на их героические поступки раскрывает в доступной форме понятие «Патриотизм».
Затем рассматриваются картины выдающегося мастера исторической живописи В. Сурикова (1848—1916).
«Утро стрелецкой казни». Не саму казнь, а «торжество последних минут перед казнью» хотел, по его словам, передать художник в картине. Сами стрельцы полны ощущения неизбежности совершающегося: конфликт приобрел, независимо от воли и желания людей, характер трагического противостояния двух миров — старой Руси и петровской России. При анализе картины отмечается, как широко пользуется Суриков средствами эмоционального воздействия, языком поэтических уподоблений, контрастов, композиционной «рифмовки».
В художественно-содержательном анализе картины «Боярыня Морозова» особое внимание обращается на передачу душевного состояния (сочувствия, добра, сопереживания, веры в лучшее будущее, свойственных душе русского человека), на колористическое решение.
С начала 1890-х годов Суриков переходит от трагически заостренных исторических сюжетов к освещению известных страниц национальной истории.
«Покорение Сибири Ермаком». Герои картины — победоносная дружина Ермака Тимофеевича. В «Переходе Суворова через Альпы» герои картины — отважные русские воины. В этих полотнах Суриков создал величественную эпопею подвига русского народа, показал его богатырскую силу. Полотна «Покорение Сибири Ермаком» и «Переход Суворова через Альпы» — ценный вклад художника в развитие батального жанра живописи. Суриков прославляет народный героизм, воспитывает высокие патриотические чувства.
«Степан Разин» — картина-песня. Донской казак Степан Тимофеевич Разин — «самое поэтическое лицо русской истории» (А. Пушкин).
Богатырская, удалая, редкая по поэтичности картина наполнена светом свободы, радости бытия, борьбы.
Обобщая беседу о творчестве В. Сурикова, приводится высказывание В. Белинского: «Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее, чтобы оно объяснило нам наше настоящее и намекнуло о нашем будущем». Учащиеся должны ответить на вопросы о том, почему полотна Сурикова остро воспринимались его современниками. Почему они вызывают живой интерес и у современного зрителя?
Так же проводится анализ картин В. Васнецова.
Во время рассматривания картин в классе негромко звучат фрагменты из музыки М. Мусоргского, А. Бородина.
Особое внимание уделяется межпредметным связям. Это краткие сведения из истории России, связанные с сюжетами исторических полотен Сурикова, Васнецова, слушание фрагментов из народных музыкальных драм М. Мусоргского «Борис Годунов», «Хованщина» или Второй («Богатырской») симфонии А. Бородина для создания эмоционально-эстетического настроения, для более глубокого понимания красоты и величия народного характера.
Тема урока. «Красота русского народного костюма» — выполнение эскиза по мотивам народного праздничного костюма. Беседа о красоте и социально-историческом значении ансамбля русского народного костюма.
Знакомство с искусством русского национального костюма, отразившим высокий художественный вкус и вековую мудрость народа, — важный этап эстетического воспитания учащихся. Изучение ими традиционной крестьянской одежды, создававшейся по законам красоты и возникшей в конкретных исторических и социальных условиях, будет способствовать воспитанию чувства уважения к истории своего народа, интереса и любви к его удивительно богатому.художественному творчеству, а также повысит ответственность за сохранение и развитие традиций народного искусства.
Вводная беседа должна знакомить с различными типами народной женской одежды, происходящей из различных географических регионов нашей страны, южных районов России (Тульская, Рязанская, Воронежская, Тамбовская губернии); Севера (Архангельская, Вологодская губернии) и Центральной России (Костромская, Нижегородская, Смоленская, Тверская губернии).
Вариативность содержания беседы в зависимости от местных условий, учета традиций искусства своего края предполагает обязательное включение следующих аспектов:
— ознакомление с основными частями праздничной одежды разного типа. Одежда крестьян южных районов России: рубаха, понева, передник;
— одежда крестьян Севера и Центральных районов России: рубаха, сарафан, передник;
— женский головной убор —органичное завершение ансамбля национального русского костюма;
— раскрытие символического значения древних орнаментальных мотивов в русской народной вышивке.
Творческую работу учащиеся выполняют, учитывая следующие условия: 1) наметить общие пропорции фигуры крестьянки, одетой в рубаху и поневу или рубаху и сарафан; 2) определить в карандашном рисунке элементы украшения главных частей костюма (поневы, сарафана, рубахи, передника, головного убора), их расположение; 3) колористическое решение главных частой костюма; 4) разработка цветом орнаментальных украшений в ансамбле костюма и во фрагментах.
Композиция эскиза может быть усложнена, если кроме фигуры крестьянки ввести фрагменты украшения отдельных элементов ансамбля (например, раппорта, то есть повторяющегося мотива расцветки ткани, узора вышивки рубахи или передника, оформления головного убора и т. д.) (по выбору учащихся).
Так же можно выполнить эскиз мужского костюма разных регионов России.
Эстетическое восприятие школьниками ансамбля русского народного костюма активнее' формируется под воздействием устного, музыкального и изобразительного фольклора. Поэтому во время беседы, самостоятельной работы учащихся негромко звучат мелодии народных песен, танцев, фрагменты из опер композиторов, широко использовавших народные мелодии.
Тема урока. Рисование с натуры натюрморта «Деревянная (или глиняная) посуда». Беседа о красоте домашней утвари крестьян, рассказ о современном мастере — носителе традиций.
Знакомство с искусством создания деревянной и глиняной посуды—неотъемлемой части бытовой обстановки крестьянского жилища — продолжение разговора о материальной и художественной культуре своего народа.
Вводная беседа знакомит с разными видами деревянной и глиняной посуды, систематизирует представления о народной керамике из разных гончарных промыслов России. Это Гжель, Скопни, Балхара.
На примерах работ народных мастеров Гжели (XVIII в.) и Скопина (XIX в.) объясняются художественные качества майолики. Художественная майолика {один из видов керамического искусства) широко бытовала в России. В XVIII в. большую известность получила майоликовая посуда мастеров Гжели (село в 60 км от Москвы). До наших дней дошло много интересных и удивительно разнообразных произведений гжельских мастеров — знаменитые квасники, кувшины, рукомойники, цветники и мелкая пластика, небольшие скульптурные изображения, выполненные под влиянием живых жизненных наблюдений. В росписи гжельской майолики нашел отражение богатейший животный и растительный мир, каким его представляли народные мастера. Сочная свободная роспись изделий подкупает своей легкостью, непринужденностью. В гжельской майолике сказался многовековой опыт в обработке глины, умение найти такое соотношение между формой и росписью, которое превратило гжельскую керамику в подлинно народные произведения искусства.
Воспитывать любовь н интерес к искусству своего народа в данной теме помогает обращение к творчеству современного мастера — носителя традиций. Особенно эффектны различные примеры местных традиций.
Самостоятельную работу над натюрмортом учащиеся осуществляют на основе правил построения реалистического рисунка. Во время исполнения подготовительного рисунка повторяются правила рисования, относящиеся к передаче характерных особенностей отдельных предметов, к определению расстояния между ними. Демонстрируются примеры сквозной прорисовки предметов цилиндрической, конической и других округлых форм.
Учащиеся конкретизируют свои представления о правильном изображении предметов во время анализа формы, пропорций, расположения в пространстве предметов натюрморта.
На следующем уроке повторяются этапы, отражающие постепенное усиление тонов в акварельной живописи. Демонстрируются примеры изменения окраски отдельных предметов в зависимости от изменения светотени.
Вновь, как и на предыдущем уроке, закономерности реалистической акварельной живописи конкретизируются в ответах учащихся во время анализа цветовой окраски предметов натурной постановки.
Эмоциональный фон в работе создается восприятием красивых, выразительных форм народной гончарной посуды, а также выразительных натюрмортов, выполненных художниками в технике акварели. Учащиеся проявляют эмоционально-ценностное отношение к предметному миру, созданному человеком по законам красоты.
Особое внимание уделяется межпредметным связям и сведениям из истории о труде и быте русских крестьян, опоре на материалы учебника русского языка по разделу лексики (работа со словами, обозначающими домашнюю утварь крестьян).
Тема урока. «Русский быт в прошлые века» — выполнение эскиза декоративного оформления интерьера старинной крестьянской избы на русском Севере. Беседа на тему «Красота русского деревянного зодчества».
Вводная беседа о русском деревянном зодчестве включает материал об искусстве плотников—строителях жилых домов крестьян и деревянных храмов.
Народное зодчество, подобно другим видам крестьянского искусства, рождено усилием не одного человека, а является плодом коллективного творчества, отмеченного стремлением к пользе, прочности, красоте. Именно этот традиционный принцип проходит красной нитью через каждое произведение народных мастеров — будь то амбар, изба или церковь, будь то кованый светец для лучины, вышитое полотенце или прялка.
Примером памятника культовой деревянной архитектуры могут служить храмы и крестьянские дома Кижского музея-заповедника. Кижи —одна из увлекательных к самобытных страниц в истории нашей многонациональной
культуры. В беседе можно рассмотреть Преображенский храм и внешний вид крестьянских домов-комплексов.
Об интерьере крестьянской избы учащиеся узнают из произведений литературы, или можно продемонстрировать фотографии, репродукции, таблицы, по которым наглядно воссоздаются характерные конструктивные принципы интерьера избы: гладко стесанные стены с закругленными углами, тяжелые широкие лавки и над ними полки-надлавочницы, воронцы, расходящиеся от печного столба, наглядная мощь матиц, поддерживающих настил потолка, русская печь.
В поисковых эскизах учащиеся определяют наиболее выразительное расположение точки схода для построения плоскости пола, стен, потолка; рисуют главные отличительные признаки интерьера крестьянской избы, ее декоративное оформление.
Тема урока. Иллюстрирование сказки С. Аксакова «Аленький цветочек» или А. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» (карандаш, акварель, гуашь, цветная или тонированная бумага).
Основное, на что следует обратить внимание при выполнении этого задания, — это умение учащихся использовать в композиционном рисунке знания, полученные при выполнении набросков с фигуры человека, эскизов русского народного костюма, интерьера русской избы, натюрморта из предметов быта русского крестьянина. Вместе с тем дети должны попытаться живописными или графическими средствами передать особенности стиля писателя, правильно отразить в иллюстрациях содержание выбранного эпизода, сказочную атмосферу.
В процессе самостоятельной работы учащихся учитель следит за тем, правильно ли они применяют известные им композиционные средства (выделение сюжетно-композиционного центра, зрительное равновесие форм, асимметрия в композиции и др.), грамотно ли выполняются изображения с точки зрения передачи форм, пропорций, объема предметов, как передается в рисунке пространство и др.
В конце урока обязательно проводится коллективное обсуждение завершенных рисунков-иллюстраций учащихся.
Тема урока. «В мире прекрасного» — рисование с натуры натюрморта «Музыкальные инструменты и атрибуты искусства»: балалайка и дымковская игрушка или ваза с Цветами (карандаш, акварель). Ознакомление с отдель-
ными произведениями изобразительного искусства и беседа о красоте предметов искусства: К. Петров-Водкин «Скрипка»; С. Чуйков «Песня кули»; А. Никич «Кларнет».
Тема данных уроков посвящена дальнейшему знакомству учащихся с жанром натюрморта. На первом уроке проводится беседа по отдельным произведениям изобразительного искусства: К. Петров-Водкин «Скрипка», С. Чуйков «Песня кули», А. Никич «Кларнет». В беседе подчеркивается роль народных музыкальных инструментов, любовь русского народа к песням, танцам. Внимание учащихся обращается на то, как по-разному художники изображают в своих картинах музыкальные инструменты и атрибуты искусства, как они любуются ими и свое восхищение пытаются передать в произведениях.
Для рисования с натуры можно поставить такие натюрморты: балалайка и дымковская игрушка па контрастном фоне или балалайка и букет цветов на светлом фоне и др.
На первом уроке учащиеся ищут композиционное решение натюрморта, выполняют его линейное построение, уточняют конструкцию, форму предметов, входящих в композицию. При выполнении задания решаются цветовые отношения, осуществляется поиск гармоничных сочетаний цветов, уделяется внимание передаче общего колорита, цветовым контрастам.
Главное на уроках — привлечь внимание детей к русским народным музыкальным инструментам, раскрыть красоту гибких, изящных форм и линий балалайки, расширить представления учащихся о натюрморте как жанре изобразительного искусства.
Тема урока. «Красота орнамента» — рисование с натуры гипсового орнамента —трилистника (карандаш).
В начале урока учитель в краткой беседе сообщает учащимся, что современное применение орнамента как украшения повышает выразительность и красоту предметов. Многие орнаменты имеют древнюю историю, которая начинается с Древнего Египта, Древней Греции и Древнего Рима. Примером является и данный трилистник. Орнаменты древности отличают строгость форм, изящество. В орнаменте используется обобщенное изображение растительных, животных, геометрических и других форм. В качестве примера учитель обращает внимание школьников на гипсовый орнамент типа трилистника, где хорошо виден принцип стилизации, обобщения формы.
Затем педагог переходит к характеристике особенностей конструктивного строения орнамента (трилистника), приучая учащихся к умению анализировать общие и конкретные особенности любого предмета. Правильная передача формы и конструктивного строения - это способ реалистического изображения плоской и объемной форм. Учитель объясняет каждый этап работы при выполнении рисунка.
В процессе самостоятельной работы при рисовании с натуры гипсового орнамента — трилистника — внимание учащихся обращается на то, чтобы сначала рисунок орнамента строился от общего к частному (легкими, тонкими линиями), с учетом симметрии, пропорций, конструкции и перспективы, затем при передаче объема выдерживаются тональные отношения, штрихи накладываются по форме орнамента.
Тема уроков. «Наследие наших предков сохраним и приумножим» — выполнение эскиза оформления классного альбома на материале изучения памятников истории и культуры родного края (карандаш, акварель, тушь, перо, фломастеры, восковые мелки). Беседа на тему «Какую информацию о памятных событиях из истории и культуры содержат изображения старинных и современных гербов городов России?».
Тема уроков связана с поисковой, исследовательской работой учащихся по сохранению и развитию художественных традиций своего народа. К первому уроку темы готовится выставка. Это могут быть фотоматериалы, зарисовки учащихся, предметы старинного быта, путеводители, брошюры, книги, рассказывающие о памятниках истории и культуры края, где расположена школа. Большую помощь могут оказать экспонаты школьного художественно-краеведческого музея, уголки народного творчества, а также работы учащихся ДХШ, ДШИ, профтехучилищ, связанные с изучением художественных традиций народного искусства данного региона.
Учащимся представляется возможность оценить замечательные события в развитии культурного наследия своего края. Оли выбирают, каким видам народного искусства и каким памятникам истории и культуры родного края будет посвящен альбом.
После выбора сюжетов для оформления альбома учащиеся обдумывают, какие композиционные средства применить в декоративной работе (силуэт, симметрию, асимметрию, ритм, контрасты светлого и темного, теплого и
холодного и т. д.); какой художественный материал будет способствовать наилучшему воплощению замысла. Определяются творческие группы: кто будет выполнять эскизы обложки, заставки, буквицы, концовки.
На первом уроке по теме выполняется поисковый эскиз композиции. К следующему уроку рекомендуется провести наблюдения, зарисовки, помогающие уточнению замысла, подобрать дополнительные иллюстративные материалы.
Второй урок по теме начинается беседой «Какую информацию в памятных событиях истории и культуры содержат изображения старинных и современных гербов городов России?». Обращается внимание на условное изображение и символику в композиции герба, роль линии и цвета, — те элементы декоративной композиции, которые могут быть учтены учащимися при уточнении композиции эскиза оформления альбома.
Уроки декоративной работы предоставляют возможность для реализации межпредметной связи с уроками русского языка. Альбом заполняется сочинениями учащихся о предметах народного искусства, о жизни и творчестве отдельных народных мастеров, изложениями преданий и легенд из истории развития искусства родного края, записями интервью с народными мастерами и т. д.
Тема урока. «Весенний букет» — рисование с натуры натюрморта из цветов в вазе и фруктов (карандаш, акварель). Ознакомление с произведениями изобразительного искусства и беседа о красоте весенних цветов: И. Левитан «Одуванчики», «Лесные фиалки и незабудки»; К- Петров-Водкин «Утренний натюрморт», «Натюрморт с черемухой».
Данный урок является своеобразным подведением итогов учебного года. На уроке особое внимание обращается на выразительную компоновку рисунка натюрморта (по горизонтали или по вертикали), на точную передачу формы, пропорций, объема, пространственных отношений, гармонию тональных и цветовых оттенков, умение учащихся применять разные способы работы кистью. Для постановки натюрморта можно выбрать купальницы, незабудки, одуванчики, тюльпаны, ландыши и другие цветы, желательно ц керамической вазе. Фон лучше выбрать контрастный. Фрукты — яблоки или груши — разного размера и цвета.
Настроение ребят оживляет беседа о красоте цветов по картинам-натюрмортам И. Левитана и К. Петрова-Водкина.
Дети должны прочувствовать красоту природы, радость общения с ней, потребность беречь ее.
ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ
В VI классе учащиеся должны знать:
— отдельные произведения выдающихся мастеров русского изобразительного искусства прошлого и настоящего времени;
— особенности художественных средств различных видов и жанров изобразительного искусства;
— особенности ансамбля народного костюма; зависимость колорита народного костюма и узора от национальных традиций искусства и быта;
— закономерности конструктивного строения изображаемых предметов, основные закономерности наблюдательной, линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения, композиции;
— различные приемы работы карандашом, акварелью, гуашью.
К концу учебного года учащиеся должны уметь:
— видеть цветовое богатство окружающего мира и передавать свои впечатления в рисунках;
— выбрать наиболее выразительный сюжет тематической композиции и проводить подготовительную работу (предварительные наблюдения, наброски и зарисовки, эскизы), с помощью изобразительных средств выражать свое отношение к персонажам изображаемого сюжета;
— анализировать форму, конструкцию, пространственное расположение, тональные отношения, цвет изображаемых предметов, сравнивать характерные особенности одного предмета с особенностями другого;
— пользоваться перспективой, светотенью, композицией и т. д. в процессе рисования с натуры и на темы;
— передавать тоном и цветом объем и пространство в натюрморте;
— применять в рисунках выразительные средства (эффекты освещения, композиции, штриховки, разные приемы работы акварелью, гуашью), добиваться образной передачи действительности.
VII КЛАСС