«Изобразительное искусство и архитектура в жизни
людей».
«В мире русской живописи, литературы и народного
творчества».
«Красота в жизни и в искусстве».
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ
Рисование с натуры (рисунок, живопись)
Рисование отдельных предметов быта, школьного обихода, предметов декоративного искусства и их групп (натюрмортов) с натуры, а также по памяти и по представлению с использованием правил перспективы, светотени, цветоведения, живописной грамоты, композиции.
Рисование с натуры, а также по памяти и представлению фигуры человека, животных, птиц. Передача в рисунках гармонии цветовых оттенков натуры, ее пространственных и объемных отношений средствами цвета. Передача эмоционально-эстетического отношения к изображаемым объектам и чувства восхищения красотой их формы, пропорций, очертаний, цветовой окраски. Воспитание уважения к труду.
Примерные задания (карандаш, акварель):
а) рисование с натуры с передачей перспективного сокращения формы и объема отдельных предметов: этюдника, гипсового орнамента типа пальметты и трилистника, скрипки, балалайки, бубна, рубанка, кувшина, чайника, чашки с блюдцем, подноса, деревянного расписного подноса, веток калины, шиповника, рябины, жасмина, клубники, цветов в вазах, банках, комнатных цветов в горшках, овощей, фруктов, а также натюрмортов из них;
б) рисование с натуры фигуры человека, животных, птиц в статичных позах и в движении;
в) выполнение набросков по памяти и представлению разнообразных объектов действительности, фигуры человека, животных, птиц, цветов, веток деревьев, кустарников, овощей, фруктов, технических деталей.
Рисование на темы и иллюстрирование
Рисование на темы окружающей жизни на основе наблюдений или по воображению и иллюстрирование литературных произведений (с предварительным выполнением набросков и зарисовок с натуры по заданию учителя). Раскрытие в рисунке действия, выразительная передача характерного, главного в сюжете, передача эмоционально-эстетического отношения к изображаемому сюжету, персонажам. Использование в тематических рисунках простейших законов перспективы, композиции, конструктивного строения предметов. Использование цвета как средства передачи настроения, переживаний, вызываемых изображаемыми объектами и сюжетами, осознание прекрасного в объектах и явлениях действительности.
Необходимо продолжать обучать школьников способам передачи движения в рисунке (движения из картинной плоскости на зрителя, движения в глубь картинной плоскости, движения по диагонали, по кругу, передача ритма).
Обращается внимание на развитие умения изображать пейзаж по литературному описанию.
Дальнейшее развитие знаний, умений и навыков, сформированных в предыдущие годы.
Примерные задания:
— рисунки на темы: «В школьной кружке», «Игра в теннис», «На спортивных соревнованиях», «Архитектурные памятники нашего края», «Подвиги русских богатырей», «Я иду по Москве», «Наша улица», «Древний город», «Город будущего», «Весеннее половодье», «Порыв ветра», «Лесные дали», «Пейзаж в тумане», «После дождя», «Пейзаж, освещенный ярким солнцем», «Хмурый день», «Сирень цветет», «Березовая роща», «Тучи над городом», «Рассвет на реке», «Путешествие по родному краю», «Ночной город», «Улица. Транспорт. Пешеход», «Пора сенокоса», «Раздолье», «Туристский поход», «Девочка с кошкой», «В горах», «Море у скалистых берегов», «Соревнования яхтсменов», «Велосипедисты», «Завтрак на траве», «Наша школа», «В стране невыученных уроков», «Мы бегаем», «Праздничный концерт>>, «Мы поем частушки», «Веселый танец», «Снежный городок», «В детском саду», «Путешествие в Африку», «Путешествие в Антарктиду», «Старинные корабли», «Прогулка мамы с коляской», «Овощной базар», «В магазине игрушек», «Большая стирка», «Купание на реке», «Площадка молодняка в зоопарке»;
— иллюстрирование литературных произведений: русские народные сказки «Марья-царевна», «Елена Премудрая», «Василиса Прекрасная»; былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Святогор и Илья Муромец», «Садко»; А. Пушкин «Сказка о золотом петушке», «Сказка о
мертвой царевне и семи богатырях»; С. Аксаков «Аленький цветочек»; П. Бажов «Серебряное копытце», «Огневушка-поскакушка» и «Каменный цветок»; К- Булычев «Непоседа»; Ю. Олеша «Три толстяка»; М. Пришвин «Кладовая солнца», «Родные картины»; иллюстрирование стихотворений русских поэтов-класс и ко в XIX в.: Н. Некрасова, А. Кольцова, А. Майкова, И. Сурикова и др.; «По дорогам сказки» — иллюстрирование произведений зарубежных писателей: Дж. Баррн «Питер Пэн и Венди», Р. Стивенсон (перевод С. Маршака) «Вересковый мед», Р. Киплинг «Кошка, которая гуляла сама по себе», Х.-К. Андерсен «Дикие лебеди», «Русалочка», «Огниво* и др.
Декоративная работа
Систематизация знаний о народном и современном декоративно-прикладном искусстве, дальнейшее развитие декоративного творчества учащихся, углубление представления о народном искусстве как особом типе народного творчества в системе культуры.
Сопоставление с целью выявления общих национальных черт двух типов творчества — профессиональных русских художников в области живописи и народных мастеров.
Введение в художественно-содержательный анализ произведений декоративно-прикладного искусства понятия ансамблевности: гармония и соподчинение предметов домашнего обихода в интерьере крестьянской избы, элементов ансамбля народного костюма.
Совершенствование умения самостоятельно составлять •эскизы декоративного оформления предметов быта на основе обобщения форм растительного и животного мира,
Примерные задания:
а) выполнение эскизов по мотивам народного русского костюм а;
б) выполнение эскизов интерьера крестьянской избы Русского Севера;
в) выполнение эскизов игрушек с элементами движения на тему русских сказок, былин, басен, любимых героев;
г) выполнение эскизов приглашения, памятки ветеранам Ве.шкой Отечественной войны и труда;
д) выполнение эскизов оформления альбома, посвященного итогам походов по родному краю (заставки, буквицы, концовки, эмблемы городов и т. п.).
Лепка
Лепка фигуры человека в движении. Лепка тематических композиций на свободную тему. Лепка на сюжеты литературных произведений, рекомендуемых на занятиях тематическим рисованием.
Аппликация
Индивидуальное и коллективное составление сюжетных композиций и декоративных работ в технике коллажа и в форме панно по заданиям тематического рисования.