Примерные темы блоков уроков

«Изобразительное искусство и архитектура в жизни

людей».

«В мире русской живописи, литературы и народного

творчества».

«Красота в жизни и в искусстве».

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ

Рисование с натуры (рисунок, живопись)

Рисование отдельных предметов быта, школьного оби­хода, предметов декоративного искусства и их групп (на­тюрмортов) с натуры, а также по памяти и по представле­нию с использованием правил перспективы, светотени, цветоведения, живописной грамоты, композиции.

Рисование с натуры, а также по памяти и представле­нию фигуры человека, животных, птиц. Передача в рисун­ках гармонии цветовых оттенков натуры, ее пространст­венных и объемных отношений средствами цвета. Переда­ча эмоционально-эстетического отношения к изображае­мым объектам и чувства восхищения красотой их формы, пропорций, очертаний, цветовой окраски. Воспитание ува­жения к труду.

Примерные задания (карандаш, акварель):

а) рисование с натуры с передачей перспективного со­кращения формы и объема отдельных предметов: этюд­ника, гипсового орнамента типа пальметты и трилистника, скрипки, балалайки, бубна, рубанка, кувшина, чайника, чашки с блюдцем, подноса, деревянного расписного под­носа, веток калины, шиповника, рябины, жасмина, клуб­ники, цветов в вазах, банках, комнатных цветов в горш­ках, овощей, фруктов, а также натюрмортов из них;

б) рисование с натуры фигуры человека, животных, птиц в статичных позах и в движении;

в) выполнение набросков по памяти и представлению разнообразных объектов действительности, фигуры чело­века, животных, птиц, цветов, веток деревьев, кустарни­ков, овощей, фруктов, технических деталей.

Рисование на темы и иллюстрирование

Рисование на темы окружающей жизни на основе на­блюдений или по воображению и иллюстрирование литературных произведений (с предварительным выполнением набросков и зарисовок с натуры по заданию учителя). Раскрытие в рисунке действия, выразительная передача характерного, главного в сюжете, передача эмоционально-эстетического отношения к изображаемому сюжету, пер­сонажам. Использование в тематических рисунках про­стейших законов перспективы, композиции, конструктив­ного строения предметов. Использование цвета как сред­ства передачи настроения, переживаний, вызываемых изо­бражаемыми объектами и сюжетами, осознание прекрас­ного в объектах и явлениях действительности.

Необходимо продолжать обучать школьников способам передачи движения в рисунке (движения из картинной плоскости на зрителя, движения в глубь картинной пло­скости, движения по диагонали, по кругу, передача ритма).

Обращается внимание на развитие умения изображать пейзаж по литературному описанию.

Дальнейшее развитие знаний, умений и навыков, сфор­мированных в предыдущие годы.

Примерные задания:

— рисунки на темы: «В школьной кружке», «Игра в теннис», «На спортивных соревнованиях», «Архитектурные памятники нашего края», «Подвиги русских богатырей», «Я иду по Москве», «Наша улица», «Древний город», «Го­род будущего», «Весеннее половодье», «Порыв ветра», «Лесные дали», «Пейзаж в тумане», «После дождя», «Пей­заж, освещенный ярким солнцем», «Хмурый день», «Си­рень цветет», «Березовая роща», «Тучи над городом», «Рассвет на реке», «Путешествие по родному краю», «Ноч­ной город», «Улица. Транспорт. Пешеход», «Пора сеноко­са», «Раздолье», «Туристский поход», «Девочка с кошкой», «В горах», «Море у скалистых берегов», «Соревнования яхтсменов», «Велосипедисты», «Завтрак на траве», «Наша школа», «В стране невыученных уроков», «Мы бегаем», «Праздничный концерт>>, «Мы поем частушки», «Веселый танец», «Снежный городок», «В детском саду», «Путе­шествие в Африку», «Путешествие в Антарктиду», «Ста­ринные корабли», «Прогулка мамы с коляской», «Овощ­ной базар», «В магазине игрушек», «Большая стирка», «Купание на реке», «Площадка молодняка в зоопарке»;

— иллюстрирование литературных произведений: рус­ские народные сказки «Марья-царевна», «Елена Премуд­рая», «Василиса Прекрасная»; былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Святогор и Илья Муромец», «Сад­ко»; А. Пушкин «Сказка о золотом петушке», «Сказка о

мертвой царевне и семи богатырях»; С. Аксаков «Алень­кий цветочек»; П. Бажов «Серебряное копытце», «Огневушка-поскакушка» и «Каменный цветок»; К- Булычев «Непоседа»; Ю. Олеша «Три толстяка»; М. Пришвин «Кладовая солнца», «Родные картины»; иллюстрирование стихотворений русских поэтов-класс и ко в XIX в.: Н. Не­красова, А. Кольцова, А. Майкова, И. Сурикова и др.; «По дорогам сказки» — иллюстрирование произведений зару­бежных писателей: Дж. Баррн «Питер Пэн и Венди», Р. Стивенсон (перевод С. Маршака) «Вересковый мед», Р. Киплинг «Кошка, которая гуляла сама по себе», Х.-К. Андерсен «Дикие лебеди», «Русалочка», «Огниво* и др.

Декоративная работа

Систематизация знаний о народном и современном де­коративно-прикладном искусстве, дальнейшее развитие де­коративного творчества учащихся, углубление представле­ния о народном искусстве как особом типе народного творчества в системе культуры.

Сопоставление с целью выявления общих националь­ных черт двух типов творчества — профессиональных рус­ских художников в области живописи и народных масте­ров.

Введение в художественно-содержательный анализ про­изведений декоративно-прикладного искусства понятия ансамблевности: гармония и соподчинение предметов до­машнего обихода в интерьере крестьянской избы, элемен­тов ансамбля народного костюма.

Совершенствование умения самостоятельно составлять •эскизы декоративного оформления предметов быта на ос­нове обобщения форм растительного и животного мира,

Примерные задания:

а) выполнение эскизов по мотивам народного русского костюм а;

б) выполнение эскизов интерьера крестьянской избы Русского Севера;

в) выполнение эскизов игрушек с элементами движе­ния на тему русских сказок, былин, басен, любимых ге­роев;

г) выполнение эскизов приглашения, памятки ветера­нам Ве.шкой Отечественной войны и труда;

д) выполнение эскизов оформления альбома, посвящен­ного итогам походов по родному краю (заставки, буквицы, концовки, эмблемы городов и т. п.).

Лепка

Лепка фигуры человека в движении. Лепка тематических композиций на свободную тему. Лепка на сюжеты литературных произведений, реко­мендуемых на занятиях тематическим рисованием.

Аппликация

Индивидуальное и коллективное составление сюжет­ных композиций и декоративных работ в технике коллажа и в форме панно по заданиям тематического рисования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: