Тема урока. Рисование по представлению «Старинный терем» из геометрических форм (карандаш)

Выполнение этого задания способствует развитию у учащихся творческого воображения и зрительной памяти, формированию у них умения рисовать по представлению. Учитель рассказывает детям о том, что изображение ар­хитектурных сооружений широко распространено в изобра­зительном искусстве. Многие исторические события рисуют "а фоне архитектурных сооружений. Часто архитек­турные постройки встречаются в картинах-пейзажах. Многие рекомендуемые программой темы для сюжетного ри­сования или иллюстрирования литературных произведений предполагают изображение архитектурных построек.

Издавна русский человек селился по богатым лесом берегам озер и рек. Лесные чащи давали ему приют, кров, пищу. Из дерева рубили избы и амбары, возводили церкви и соборы, строили города, городцы, детинцы, кремли. Летописи рассказывают, что ужо а IX в., на заре русской государственности, были построены города-крепости: Нов­город, Ростов Великий и другие. Героический образ уко­ренился в народной архитектуре и стал одной яз самых характерных и ярких ее особенностей. Недаром силуэты многих деревянных церквей и звонниц напоминают бы­линных богатырей, стоящих заставой на русских границах.

Красив Московский Кремль, его главная Спасская башня. Кремль... Слово это вошло в обиход при князе Иване Калите, когда крепость на Боровицком холме опо­ясали мощные дубовые стены, над которыми возвышались мощные стрельницы — предшественницы нынешних крем­левских башен. При внуке Калиты, князе Дмитрии Дон­ском, был построен Кремль белокаменный. По размерам он был близок нынешнему, башни и ворота располагались там же, где и сейчас. Территория Кремля представляла собой замкнутый треугольник из зубчатых стен. В эти го­ды и была построена самая красивая проездная стрельница Кремля — каменная Спасская башня над главными въездными воротами. Башня представляла собой само­стоятельную крепость с тройным рядом дубовых, окован­ных железом ворот. От них через ров с водой спускался на цепях мост. Проездная арка закрывалась решеткой-горой.

Для русской каменной архитектуры типично было со­четание красного цвета с белым. Оно характерно и для Спасской башни. Красный кирпич, белый резной камень, многоцветная поливная черепица, позолоченная медь со­четаются в ней удивительным образом.

Особое место в наряде кремлевской красавицы зани­мает белокаменный декор —излюбленное русское узо­рочье. Резным камнем декорированы части, венчающие башню. Тут настоящее кружево: арочки и зубцы, резные столбики и колонки, пирамидки и балясины. А рядом — искусно высеченные из камня фигурок птиц, фантастиче­ских медведей и львов. Изображения этих зверей ассоции­ровались некогда с идеей охраны дома, зашиты отечества от злых сил. Лучшие мастера со всей Руси — из Москвы, Твери, Суздаля, Ростова, Пскова, Владимира — строили главную башню Кремля. Столетиями складывался ее ны­нешний облик. В нем нашел отражение высочайший уро­вень русского зодчества, воплотились подлинно народный представления о красоте.

Затем учитель предлагает ученикам нарисовать карандашом

или тушью свой «старинный терем» с использова­нием геометрических фигур, которые они раньше изобра­жали (куб, конус, четырехгранная пирамида, трехгранная призма, цилиндр, шар).

Тема уроков. «Мы рисуем русскую прялку —выпол­нение эскиза декоративного украшения русской народной прялки (карандаш, акварель, гуашь). Ознакомление с произведениями народного декоративно-прикладного ис­кусства и беседа о его красоте: русские резные и распис­ные народные прялки.

Тема данных уроков помогает в воспитании у школь­ников любви и интереса к русскому народному декоратив­но-прикладному искусству, к искусству родного края, бе­режного отношения к традициям своего народа. Прялка —• удивительный образец неразрывного соединения художест­венного творчества с трудом. Ни одно орудие труда не по­лучило столь разнообразные формы и не украшалось с такой любовью, как прялка. Значение прядения было всег­да так велико, что еще в глубокой древности, как и тка­чество, оно стало символом женского труда и имело сво­их покровителей.

Народ поэтизировал труд пряхи. О ней поется в пес­нях, лирических и шуточных. Ее образ появляется и в луб­ке, и в игрушке, и в росписях, где сцена прядения изобра­жается такой же торжественной, как чаепитие и празднич­ное катание. Образ труженицы-пряхи нашел отражение не только в народном творчестве, но и в поэзии А. Пуш­кина, И. Никитина.

В беседе с учениками учитель дает представление о двух основных типах прялок на Руси: 1) гребни с донцами, 2) прялки с лопастями. Объясняется география бытова­ния основных типов прялок и особенности их конструкции.

Подробно рассматриваются разнообразные виды укра­шения лопастей прялок на примерах северных районов России, так как ни один край не знал такого разнообра­зия силуэтов и декора. Например, резные ярославские прялки: прялка-башенка, прялка-терем, украшенные резь­бой трехгранновыемчатой, сквозной, резьбой контурной, ногтевидной. Вологодские и олонецкие прялки резные с раскраской. Каргопольские, мезенские, северодвинские

расписные прялки.

Внимательное рассматривание и анализ росписи помо­гают понять, что этот древний вид народного искусства богат местными традициями, что в прялочной росписи вы­работались особые каноны украшения и свой круг тем.

Мастера вырезали геометрические узоры, рисовали весе­лые многокрасочные цветы, цветочная роспись сопровож­далась изображением птиц. Наряду с орнаментальными мотивами, мастера использовали темы быта и труда. Осо­бенно широк круг сюжетов северодвинских росписей: ка­тание на санях, чаепитие, посиделки с прядением и т. д. Б основном сюжеты отражают жизнь в поэтическом пре­ломлении крестьянина-земледельца.

Для рисования эскиза декоративного украшения рус­ской народной прялки учащимся предлагаются следующие

условия:

1) изобразить один из основных типов русской прял­ки— прялку с лопастью; 2) определить форму, пропорции лопасти и стояка прялки; 3) выбрать композицию росписи: с «деревом» или «стеблем», поднимающимся вер­тикально по середине лопасти, или ярусную композицию (два-три яруса), каждый ряд отделен горизонтальной ор­наментальной полосой; 4) самостоятельно нарисовать мо­тив росписи: а) геометрический узор и цветочный, б) цве­точную роспись и изображение сказочных птиц, в) цве­точную роспись и изображение сказочных животных, г) цветочную роспись и изображение сцен из жизни детей; изображения условны, плоскостны, декоративны.

На следующем уроке беседа проводится с учетом за­крепления знаний учащихся о русской прялке. Обращает­ся внимание на редкий вид росписи прялок с лопастями, закрепляется умение учащихся определять и называть эле­менты росписи.

В практической работе учащиеся придерживаются сле­дующего плана: 1) определяют и закрашивают цветной фон лопасти прялки (желтый, красный, темно-зеленый, темно-синий, коричневый, оранжевый и т. д.); 2) подби­рают на палитре гармоничное сочетание цветов для рос­писи, например: холодные оттенки красной, синей, желтой краски; теплые оттенки коричневой, желтой краски; соче­тание теплых и холодных оттенков (теплые коричневый и зеленый с холодными розовым и голубым); 3) по цветному фону рисуют крупные и мелкие цветные элементы узора, согласно подобранному на палитре гармоничному сочета­нию цветов; 4) завершают рисунок росписи с помощью белильных «оживок» и черных или цветных «приписок».1 Межпредметные связи — чтение русских народных сказок, сказок А. Пушкина, прослушивание музыкальных' фрагментов народных песен для эмоционально-эстетического представления образа труженицы-пряхи.

Использование сведений, учебного материала по исто­рии для углубления представлений об орудиях труда крестьян, выполненных народными мастерами (грабли, косы, рубанки, охотничьи ружья, вальки и рубели для стирки и выкатывания белья, трепала для льна, ткацкие станы, веретена, прялки и т. д.), для формирования зна­ний о том, что художественное творчество народа нераз­рывно соединялось с трудом.

Тема урока. Наброски с натуры фигуры человека (ак­варель, карандаш).

Для успешной работы над тематическими заданиями и для развития познавательных интересов школьников в V классе продолжается выполнение набросков и зарисовок фигуры человека с натуры. Школьникам сообщаются эле­ментарные сведения о строении и пропорциях фигуры взрослого человека и ребенка. И дело не только в том, что фигура человека является одним из наиболее сложных и совершенных объектов природы, но и в том, что люди, имея одинаковое общее строение, значительно отличаются Друг от друга возрастными пропорциональными особенно­стями, индивидуальными качествами, что обусловлено фи­зическими и психологическими данными их развития.

В начале урока учитель проводит анализ картин Ф. Ре­шетникова «Прибыл на каникулы» и А. и С. Ткачевых «Детвора». Во время беседы учитель обращает внимание учеников на выразительность сюжета, ясно читаемое со­держание изображаемой сцены, на художественные досто­инства картины. Разбираются подробно характерные по­зы, движения, разница пропорций фигур у детей и взрос­лых.

Затем проводятся анализ конструктивно-анатомическо­го строения фигуры одного из учащихся и анализ пропор­циональных отношений форм фигуры- школьника, распре­деления светотени на поверхности форм, выявляющей их объем. Затем учитель демонстрирует последовательность выполнения рисунка фигуры. Наброски мелом стираются с доски. Школьники приступают к самостоятельной ра­боте. За урок они должны выполнить два наброска с фи­гуры мальчика и девочки (по 15 минут на каждый набро­сок), из них один карандашом и один акварелью.

Тема уроков. Русские богатыри — композиционное ри­сование (карандаш, акварель или гуашь, цветные мелки. Цветная бумага). Ознакомление с произведениями изобра­зительного искусства: В. Васнецов «Богатыри», «Витязь "а распутье», «Бой скифов со славянами», «Гусляры», беседа о героизме русского народа. Иллюстрации В. Перцова «Александр Невский», О. Тихомировой «На поле Ку­ликовом», Д. Шмаринова «На поле Куликовом», иллюст­рации к былинам.

Это завершающие уроки во второй четверти, на кото­рых в тематической композиции учащиеся должны пока­зать, как они усвоили материал предыдущих уроков.

Следует вспомнить беседу «Героическое прошлое на­шей Родины в произведениях изобразительного искусства». Часть репродукций, рекомендуемых к этой беседе, можно вновь продемонстрировать ребятам. Кроме того, следует широко использовать межпредметные связи с уроками истории, литературы, музыки.

Чтобы приблизить к учащимся далекое прошлое нашей Родины, подготовить их к восприятию былин, необходимо обратиться к истории, напомнить детям о столкновении русских с половцами, татаро-монголами.

С содержанием былин «Илья Муромец к Калин-царь», «Вольта и Микула» (в обработке Н. Колпаковой) школь­ники знакомятся на уроках внеклассного чтения. Дети мо­гут дополнительно прочитать былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Добрыня и Змей», «Алеша Попович и Тугарин». В более привычной для детей сказочной фор­ме с содержанием былин можно ознакомиться в книге И. Карнауховой «Богатыри». Конечно, при переводе из од­ного жанра в другой художественное произведение много теряет, но автору в значительной степени удалось сохра­нить тон былинного повествования, напевность языка.

В старину враги не раз нападали на Русь, разоряли ее. Защитникам родной земли, храбро сражающимся с пора­ботителями, посвятил парод свои былины. Школьникам хорошо известна картина В. Васнецова «Богатыри», на которой изображены Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. Эти три могучих богатыря наиболее ча­сто встречаются в народном эпосе, они вместе действуют, помогают друг другу. Учитель, анализируя вместе с ребя­тами образы богатырей, должен подчеркнуть, что худож­ник отразил народное понимание богатырей, их былинную мощь.

Защита Родины, преданное служение ей—священный долг. Образы былинных героев предельно обобщены, со-] бирательны, в них отражаются черты всего русского па-1 рода, но вместе с тем в каждом из богатырей есть что-то свое, особенное. Илья Муромец принадлежит к людям труда. Для его характеристики в былинах используются слова «добрый», «славный», «удаленький», а эпитетом «ста­рый» подчеркивается его мудрость. Он наделен богатырской силой. Илья Муромец совершает свои подвиги не ради собственной выгоды, славы, а ради спасения народи.

Вес трое —мудрый и суровый Илья Муромец, образа, ванный и сдержанный Добрыня Никитич, веселый и на­ходчивый Алеша Попович — защитники родной земли. лучшие сыны русского народа.

Анализируя идейное содержание былин, ребята могут обнаружить их сходство с волшебными сказками. Былины и сказки роднит героико-фантастический метод изображе­ния действительности, столкновение добра и зла, четкая эмоциональная оценка событий и действующих лиц, неиз­менная победа героя, строгая последовательность в раз­витии действия.

В качестве расширения межпредметных связей изобра­зительного искусства с музыкой к этому уроку школьники могут выучить русскую народную песню-былину «Про Добрыню». В давние времена былины пелись под акком­панемент гуслей, а позднее пелись и без музыкального сопровождения. Напевы были величаво спокойны. Звуча­ние этой песни-былины или песни-былины «Про Вольту я Микулу» эмоционально настроит детей на выполнение за­даний.

Из предложенной темы учащиеся самостоятельно вы­бирают сюжет для изображения, словесно его рисуют, вы­полняют эскизы композиции. Начинают работу над тема­тическим рисунком карандашом в тонких линиях по одоб­ренному учителем эскизу. В этой работе дети должны ис­пользовать все имеющиеся у них знания, умения и навы­ки по выполнению сюжетных рисунков.

Урок завершается подведением итогов.

На втором уроке по теме во вступительной беседе уча­щимся вновь демонстрируется репродукция картины В. Васнецова «Богатыри». Она сравнивается по идейному, образному и цветовому решению с репродукцией картины М. Врубеля «Богатырь». Идейное содержание картины Васнецова подробно рассматривалось на предыдущем Уроке. На картине М. Врубеля изображен один богатырь, по всему видно, что это обобщенный, собирательный об­раз. Кажется, что народ собрал всю свою силу и отдал этому богатырю. И конь у него под стать хозяину — могу­чий, богатырский.

Дополнительно можно показать ребятам несколько иллюстрации В. Перцова, Д. Шмарвнова и других худож­ников, подходящих к теме урока.

Для поддержания эмоционального состояния учащихся в процессе их самостоятельной работы над рисунком мож­но вспомнить напевные мелодии былин, прослушать мело­дии главной темы первой части «Богатырской симфонии» А. Бородина.

В беседе учителю необходимо подчеркнуть, что созда­ние однотемных произведений в разных видах искусства не означает, что одно произведение иллюстрирует другое. Каждое из них имеет самостоятельное значение, по-разно­му выражает одни и те же идеи, художественные образы, как бы дополняя друг друга, обогащая наши чувства и

представления.

После уточнения композиции учащиеся подбирают па палитре цвета и решают, какие из них будут нужны для рисунка. Обращается внимание на передачу солнечной или пасмурной погоды, дневного или вечернего освеще­ния. Работа ведется разнообразными художественными материалами. Возможно применение смешанной техники.

В конце урока при анализе рисунков обязательно от­мечается самостоятельность учащихся в выборе сюжета, в композиционном и цветовом решении замысла.

Тема урока. «Транспорт» — выполнение с натуры на­бросков с игрушечных легковых и грузовых машин. Ри­сование по памяти и по представлению современных ма­шин (карандаш, акварель, черная тушь).

Перед выполнением учебного задания проводится бе­седа, обобщающая знания и представления учащихся о современных машинах, технике, которые воплощают собой достижения науки и техники нашей страны. В беседе мож­но использовать иллюстрации в книгах, фотографии в журналах. Для многих из современных машин характер­ны четкие геометрические формы, простота внешних очер­таний, изящность линий. Проводится анализ формы, кон­структивного строения и назначения отдельных частей легковых и грузовых машин. Кроме фотографий и иллюст­раций с этой целью используются игрушечные машины — модели.

Во время беседы необходимо как можно шире привле­кать жизненные наблюдения детей.

Далее проводится анализ формы, пропорций, конст­руктивного строения, пространственного расположения игрушечных машин и их функциональных частей. Чтобы учащиеся хорошо разобрались в геометрической основе

строения кузова, колес машины, следует привлечь знания геометрических форм и фигур из курса математики.

Во время самостоятельной работы детей нм подробно объясняется методика выполнения набросков в разных техниках — карандашом, акварелью, черной тушью.

Тема урока. Беседа на тему «Виды графики» (рисун­ки, гравюры, офорты, акварели Леонардо да Винчи, Рем­брандта, Дюрера, В. Серова, И. Шишкина, В. Фаворского, А. Остроумовой-Лебедевой, Г. Верейского, А. Кравченко, В. Касияпа, Д. Шмаринова и др.).

Одной из важнейших задач урока является ознакомле­ние учащихся с историей одного из основных видов изо­бразительного искусства—графикой и ее разновидностью, т. е. ребята на основе уже имеющихся у них и полученных на уроке новых знаний должны четко себе представить суть, содержание понятия графики, ее виды, их художест­венно-выразительные средства.

Так, они узнают, что слово «графика» происходит от греческого слова «графо» — «пишу», «черчу», «рисую». По общепринятым понятиям, графика—это, прежде всего, рисунок, т. е. искусство линейное, строгое, основанное на сочетании черного и белого, причем белым является сама бумага, а черным — карандаш, уголь или другой «сухой» красящий материал.

Рисунок может быть воспроизведен в единственном числе (оригинал), а при помощи различных техник, как рукотворных, так и машинных, и во многих экземплярах. В соответствии с этим графику можно разделить на два пида: непосредственный рисунок на бумаге и печатная графика.

В процессе исторического развития в рисунок (так же как и в печатную графику) стал активно проникать цвет, поэтому к графике относят и рисунок цветными мелками — пастель, и цветную гравюру, я живопись водяными крас­ками— акварель и гуашь. В итоге исторического развития графику составляют: рисунок (карандашом, углем, тушью '1 другими графическими материалами), акварель, гуашь, пастель, офорт, гравюра (на дереве, металле, камне), ли­ногравюра, плакат.

Яркими мастерами рисунка, акварели, офорта, гравю­ры были Леонардо да Винчи, Рембрандт, А. Дюрер, В. Се­ров, И. Шишкин, А. Остроумова-Лебедева, Г. Верейский и другие художники.

На примере репродукций с произведений указанных художников (или художников-графиков родного края) школьники убеждаются в огромных выразительных воз­можностях средств графики, в том эстетическом наслаж­дении, которое испытывает зритель при зрительном вос­приятии произведений графики.

На уроке ребята слушают литературные и музыкаль­ные произведения для развития эмоциональной отзывчи­вости, сопереживания, формирования нравственно-эстети­ческих убеждений.

Тема урока. Рисование с натуры «Спортивный натюр­морт» (карандаш, акварель).

Выполнение задания начинается с эмоциональной бе­седы на тему «Спорт в изобразительном искусстве», мож­но вспомнить национальные спортивные игры.

Натюрморт на спортивную тему может быть таким — красивый спортивный кубок ровной окраски и футбольный мяч на фоне светлой, гладко окрашенной драпировки.

Линейное изображение натюрморта начинается с опре­деления композиционного расположения всей группы объ­ектов. Затем прорисовываются очертания, общее прост­ранственное расположение кубка и мяча с последующим уточнением их конструктивного строения, характера формы.

На следующем уроке рисунок натюрморта заканчивает­ся акварелью. Внимание учащихся обращается на то, что­бы в рисунке акварелью они стремились к передаче тоно­вых отношений и фактуры материала предметов натюр­морта.

Тема урока. «Красота родной природы» — рисование с натуры или по памяти деревьев: березы, тополя, дуба, ели, сосны и др. (карандаш, акварель, гуашь). Ознакомление с произведениями изобразительного искусства и беседа о пейзажах: И. Шишкин «Корабельная роща»; В. Поленов. «Московский дворик»; И. Грабарь «Февральская лазурь»; А. Рылов «Зеленый шум».

В начале урока учитель проводит беседу о жанре изо­бразительного искусства — пейзаже — на примере репро­дукций картин И. Шишкина, В. Поленова, И. Грабаря, А". Рылоаа. Учитель обращает внимание учащихся на то, что никогда прежде живая природа так не нуждалась в зашито человека, как сегодня. Особая роль в этом всена­родном деле принадлежит искусству. Общеизвестна ог­ромная сила его эмоционального воздействия на сердца людей. Среди художников разных эпох были певцы род­ной природы.

Уже в начальных классах программа по изобразительному искусству предусматривает изображение пейза­жа на уроках тематического рисования. Учитель обраща­ет внимание учащихся на то, что нужно уметь эмоцио­нально воспринимать образ природы, выделять главное в пейзаже, определять изменение цвета в зависимости от расстояния изображаемых объектов, различать цветовой тон зелени деревьев, кустарников, травы.

Блестящим знатоком русского леса был Иван Ивано­вич Шишкин, он знал характер, пластику, анатомию каж­дого дерева. Шишкин считал, что уже рисунок дерева должен дать представление не только о породе дерева, по и о его возрасте, определять, где оно растет — в полутем­ной чаще или на вольном просторе.

Внимание детей следует обратить на то, что каждое дерево имеет свое строение. Например, характер строения веток и сучьев берез совершенно отличен от строения ве­ток и сучьев ели или сосны. На классной доске учитель объясняет принцип рисования деревьев. Так, при рисова­нии дерева целесообразно наметить обобщенные очерта­ния его кроны, представляя силуэт дерева как упрощен­ную и обобщенную форму. Это способствует более цель­ному пониманию и верному решению характера дерева. Далее рисунок дерева сводится к выявлению конструк­ции —«скелета» дерева, прорисовке основных веток, по­том — второстепенных и т. д. Очень важно с самого нача­ла найти верные пропорции (высоту и ширину, соотноше­ния ствола и кроны), определить направленно ствола и ветвей, характерный для данного вида дерева силуэт и индивидуальные особенности.

За урок учащиеся должны сделать две-три зарисовки деревьев карандашом, одноцветной акварелью или тушью. Тема урока. Рисование с натуры фигуры человека в движении (карандаш, акварель).

При выполнении этого задания школьники учатся ри­совать с натуры карандашом и акварелью фигуру челове­ка в движении (с передачей пропорций, конструктивно-анатомического строения, объемной формы).

У учащихся совершенствуется умение последовательно вести работу над карандашным рисунком — начинать ри­сунок с построения всего изображаемого предмета, затем переходить к прорисовке его деталей и заканчивать уточ­нением общих очертаний и форм.

В картине А. Дейнеки «Летнее приволье» можно по­казать учащимся фигуры в движении, беге и еще уточ­нить пропорции частей фигуры, например соотношение плеча и предплечья, изгиб стопы и т. д. Обратить внима­ние учащихся на то, что при изменении позы человека со­ответственно изменяется и положение головы, туловища, конечностей. На примере одного из школьников, постав­ленного в позе идущего по улице с портфелем, учитель показывает на классной доске последовательность выпол­нения рисунка с фигуры человека. Особое внимание сле­дует обратить на соблюдение пропорциональных разме­ров ног, ботинок, рук (кистей) по отношению к размеру головы. Обычно ученики рисуют коротенькие ручки и ма­ленькие ножки.

Затем вызываются два ученика. Девочка ставится в положение первого ученика, а мальчик ставится в позу идущего с рюкзаком. Этих школьников должны видеть все остальные учащиеся. Желательно поставить их у классной доски, напротив прохода между рядами парт.

В ходе самостоятельной работы учащихся необходимо следить за тем, чтобы дети внимательно сравнивали изо­бражение с натурой, не забывали, что правдоподобность рисунка зависит от правильной передачи одежды, обле­гающей фигуру.

Тема урока. Беседа «Мирный труд людей в изобрази­тельном искусстве» (А. Дейнека «Тракторист»; А. Пла­стов «Полдень»; Т. Салахоа «Портрет композитора Кара-Караева» и др.). Праздничный натюрморт — рисование с натуры (карандаш, акварель).

Первый из уроков темы начинается с беседы. Жела­тельно, чтобы школьники сами анализировали содержание и художественные особенности рекомендуемых картин. При этом важно учитывать уже имеющиеся у них опыт анализа репродукций, знания основ композиции, Цветове-дения и т. п.

Учитель предлагает детям нарисовать «Праздничный натюрморт», который может быть составлен из двух-трех весенних цветов в простой керамической вазе и лежащего горизонтально праздничного флажка.

Ученики вспоминают последовательность выполнения задания и приступают к самостоятельной работе над на­тюрмортом сначала в карандаше, а затем акварелью.

Тема урока. «Хлеб—наше народное достояние» — ри­сунок с натуры натюрморта: буханка хлеба (батон, кара­вай, бублики, калач), полотенце с узором, кружка или де­ревянная ложка с хохломской росписью (карандаш, аква­рель). Ознакомление с произведениями изобразительного искусства и беседа о красоте вокруг нас: А. Пластов «Жатва», «Ужин трактористов»; В. Стожаров «Московская сдоба»; И. Машков «Московская снедь. Хлеба». Урок на­чинается с беседы о хлебе.

Учитель проводит беседу по репродукциям картин, ре­комендованных к уроку, и раскрывает художественные достоинства этих произведений.

После беседы ученикам предлагается нарисовать на­тюрморт «Хлеб —наше народное достояние». Учитель об­ращает внимание учащихся на то, что на первом уроке учащиеся должны выполнить эскиз, подготовить линейное изображение, а на втором — закончить рисунок в цвете.

Тема урока. «Город будущего» (карандаш, акварель, гуашь, цветная бумага, цветные восковые мелки). Беседа об архитектурных стилях разных эпох.

Это завершающий урок рисования на темы, поэтому учащимся предоставляется свобода творчества, чтобы они смогли показать имеющийся уровень знаний, умений и на­выков выполнения рисунков на тему.

В беседе учитель обращает внимание школьников на то, что они будут жить в XXI веке. Им предстоит строить новые города. Какими они будут?

Наверное, при строительстве города будущего не сле­дует забывать достижения древних зодчих. Учащиеся зна­комятся с архитектурными стилями разных эпох, с луч­шими памятниками зодчества. Можно напомнить детям замечательные конструктивные и художественные особен­ности русского деревянного терема, каменного дворца (по­казать репродукции, слайды). Возможно, архитекторы бу­дущего используют эти мотивы в своих строениях. Тем более что в городе будущего необходимо сохранить все существующие памятники архитектуры.

Следует показать учащимся несколько лучших совре­менных проектов городов будущего (плакаты, фотогра­фии).

В беседе учителю надо обратить внимание детей на то, что наряду с традиционными материалами архитекторы будущего -будут использовать новые, ныне неизвестные. Совсем по-другому будут решены транспортные проблемы. В городе будущего будет, наверное, еще больше, чем се­годня, деревьев, цветов, парков с разнообразными птица­ми и животными. Учащимся дается время на выбор сю­жета, обдумывание замысла. Затем они выполняют эскиз композиции, намечают рисунок карандашом, завершают работу цветом. В конце работы подводятся итоги.

Тема урока. Выполнение эскиза марки, посвященной Международному дню зашиты детей или памятникам при­роды и культуры родного края {карандаш, акварель,

тушь).

Урок начинается беседой о значении празднования

1 июня — Международного дня защиты детей.

Для рисования эскиза марки, посвященной Международному дню зашиты детей, предлагаются следующие ус­ловия: 1} определить пропорции марочного листа; 2) ис­пользовать в композиции элементы геральдики; 3) цвето­вое решение марки основывать На ограниченном количест­ве красок (две, три), на применении правил цветового контраста и гармонии.

Во время самостоятельной работы учащихся возможно звучание музыкальных произведений.

 

ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ

В V классе учащиеся должны знать:

— отличительные признаки видов и жанров изобразительного искусства;

— первоначальные сведения о художественной форме в изобразительном искусстве, о художественно-вырази­тельных средствах (композиция, рисунок, цвет, колорит, светотень и т. д.), их роль в эстетическом восприятии про­изведений;

— особенности симметричной и асимметричной компо­зиции;

— простейшие композиционные приемы и художест­венные средства, необходимые для передачи движения и покоя в сюжетном рисунке;

— простейшие закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения;

— общие художественные приемы устного и изобрази­тельного фольклора на примерах фигурной керамики Скопина и Опошни;

— особенности местных традиций в резьбе и росписи

русских прялок;

— памятники народной архитектуры и примеры на­родного искусства родного края.

К концу учебного года учащиеся должны уметь:

— проводить простейший анализ содержания худо­жественных произведений разных видов и жанров, отме­чать выразительные средства изображения, их воздейст­вие на чувства зрителя;

— рисовать с натуры, по памяти и по представлению отдельные предметы и несложные натюрморты из 2—3 предметов; доступными графическими или живописными средствами передавать в изображении строение и пер­спективные изменения предметов, цвет натуры с учетом источника освещения, влияния окраски окружающего;

— изображать фигуру человека с натуры, по памяти и по представлению карандашом, акварелью, передавать в рисунке основное строение, пропорции, объем фигуры че­ловека, находящегося в движении (идет, бежит, прыгает, играет в волейбол и т. д.);

— уметь сравнивать свои графический или живопис­ный рисунок с изображаемым предметом и исправлять за­меченные ошибки;

- использовать цвет как средство выразительности; применять цветовой ко-нтраст, теплый и холодный колорит и др.;

— самостоятельно выполнять эскизы декоративной композиции на основе изображения цветочной росписи, геометрических узоров, сказочных животных, сцен из жиз­ни детей, элементов государственной символики;

— использовать в рисунках особенности традиций ис­кусства родного края;

— соблюдать последовательность графического к жи­вописного изображения.

 

 

VI КЛАСС


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: