Выполнение этого задания способствует развитию у учащихся творческого воображения и зрительной памяти, формированию у них умения рисовать по представлению. Учитель рассказывает детям о том, что изображение архитектурных сооружений широко распространено в изобразительном искусстве. Многие исторические события рисуют "а фоне архитектурных сооружений. Часто архитектурные постройки встречаются в картинах-пейзажах. Многие рекомендуемые программой темы для сюжетного рисования или иллюстрирования литературных произведений предполагают изображение архитектурных построек.
Издавна русский человек селился по богатым лесом берегам озер и рек. Лесные чащи давали ему приют, кров, пищу. Из дерева рубили избы и амбары, возводили церкви и соборы, строили города, городцы, детинцы, кремли. Летописи рассказывают, что ужо а IX в., на заре русской государственности, были построены города-крепости: Новгород, Ростов Великий и другие. Героический образ укоренился в народной архитектуре и стал одной яз самых характерных и ярких ее особенностей. Недаром силуэты многих деревянных церквей и звонниц напоминают былинных богатырей, стоящих заставой на русских границах.
Красив Московский Кремль, его главная Спасская башня. Кремль... Слово это вошло в обиход при князе Иване Калите, когда крепость на Боровицком холме опоясали мощные дубовые стены, над которыми возвышались мощные стрельницы — предшественницы нынешних кремлевских башен. При внуке Калиты, князе Дмитрии Донском, был построен Кремль белокаменный. По размерам он был близок нынешнему, башни и ворота располагались там же, где и сейчас. Территория Кремля представляла собой замкнутый треугольник из зубчатых стен. В эти годы и была построена самая красивая проездная стрельница Кремля — каменная Спасская башня над главными въездными воротами. Башня представляла собой самостоятельную крепость с тройным рядом дубовых, окованных железом ворот. От них через ров с водой спускался на цепях мост. Проездная арка закрывалась решеткой-горой.
Для русской каменной архитектуры типично было сочетание красного цвета с белым. Оно характерно и для Спасской башни. Красный кирпич, белый резной камень, многоцветная поливная черепица, позолоченная медь сочетаются в ней удивительным образом.
Особое место в наряде кремлевской красавицы занимает белокаменный декор —излюбленное русское узорочье. Резным камнем декорированы части, венчающие башню. Тут настоящее кружево: арочки и зубцы, резные столбики и колонки, пирамидки и балясины. А рядом — искусно высеченные из камня фигурок птиц, фантастических медведей и львов. Изображения этих зверей ассоциировались некогда с идеей охраны дома, зашиты отечества от злых сил. Лучшие мастера со всей Руси — из Москвы, Твери, Суздаля, Ростова, Пскова, Владимира — строили главную башню Кремля. Столетиями складывался ее нынешний облик. В нем нашел отражение высочайший уровень русского зодчества, воплотились подлинно народный представления о красоте.
Затем учитель предлагает ученикам нарисовать карандашом
или тушью свой «старинный терем» с использованием геометрических фигур, которые они раньше изображали (куб, конус, четырехгранная пирамида, трехгранная призма, цилиндр, шар).
Тема уроков. «Мы рисуем русскую прялку —выполнение эскиза декоративного украшения русской народной прялки (карандаш, акварель, гуашь). Ознакомление с произведениями народного декоративно-прикладного искусства и беседа о его красоте: русские резные и расписные народные прялки.
Тема данных уроков помогает в воспитании у школьников любви и интереса к русскому народному декоративно-прикладному искусству, к искусству родного края, бережного отношения к традициям своего народа. Прялка —• удивительный образец неразрывного соединения художественного творчества с трудом. Ни одно орудие труда не получило столь разнообразные формы и не украшалось с такой любовью, как прялка. Значение прядения было всегда так велико, что еще в глубокой древности, как и ткачество, оно стало символом женского труда и имело своих покровителей.
Народ поэтизировал труд пряхи. О ней поется в песнях, лирических и шуточных. Ее образ появляется и в лубке, и в игрушке, и в росписях, где сцена прядения изображается такой же торжественной, как чаепитие и праздничное катание. Образ труженицы-пряхи нашел отражение не только в народном творчестве, но и в поэзии А. Пушкина, И. Никитина.
В беседе с учениками учитель дает представление о двух основных типах прялок на Руси: 1) гребни с донцами, 2) прялки с лопастями. Объясняется география бытования основных типов прялок и особенности их конструкции.
Подробно рассматриваются разнообразные виды украшения лопастей прялок на примерах северных районов России, так как ни один край не знал такого разнообразия силуэтов и декора. Например, резные ярославские прялки: прялка-башенка, прялка-терем, украшенные резьбой трехгранновыемчатой, сквозной, резьбой контурной, ногтевидной. Вологодские и олонецкие прялки резные с раскраской. Каргопольские, мезенские, северодвинские
расписные прялки.
Внимательное рассматривание и анализ росписи помогают понять, что этот древний вид народного искусства богат местными традициями, что в прялочной росписи выработались особые каноны украшения и свой круг тем.
Мастера вырезали геометрические узоры, рисовали веселые многокрасочные цветы, цветочная роспись сопровождалась изображением птиц. Наряду с орнаментальными мотивами, мастера использовали темы быта и труда. Особенно широк круг сюжетов северодвинских росписей: катание на санях, чаепитие, посиделки с прядением и т. д. Б основном сюжеты отражают жизнь в поэтическом преломлении крестьянина-земледельца.
Для рисования эскиза декоративного украшения русской народной прялки учащимся предлагаются следующие
условия:
1) изобразить один из основных типов русской прялки— прялку с лопастью; 2) определить форму, пропорции лопасти и стояка прялки; 3) выбрать композицию росписи: с «деревом» или «стеблем», поднимающимся вертикально по середине лопасти, или ярусную композицию (два-три яруса), каждый ряд отделен горизонтальной орнаментальной полосой; 4) самостоятельно нарисовать мотив росписи: а) геометрический узор и цветочный, б) цветочную роспись и изображение сказочных птиц, в) цветочную роспись и изображение сказочных животных, г) цветочную роспись и изображение сцен из жизни детей; изображения условны, плоскостны, декоративны.
На следующем уроке беседа проводится с учетом закрепления знаний учащихся о русской прялке. Обращается внимание на редкий вид росписи прялок с лопастями, закрепляется умение учащихся определять и называть элементы росписи.
В практической работе учащиеся придерживаются следующего плана: 1) определяют и закрашивают цветной фон лопасти прялки (желтый, красный, темно-зеленый, темно-синий, коричневый, оранжевый и т. д.); 2) подбирают на палитре гармоничное сочетание цветов для росписи, например: холодные оттенки красной, синей, желтой краски; теплые оттенки коричневой, желтой краски; сочетание теплых и холодных оттенков (теплые коричневый и зеленый с холодными розовым и голубым); 3) по цветному фону рисуют крупные и мелкие цветные элементы узора, согласно подобранному на палитре гармоничному сочетанию цветов; 4) завершают рисунок росписи с помощью белильных «оживок» и черных или цветных «приписок».1 Межпредметные связи — чтение русских народных сказок, сказок А. Пушкина, прослушивание музыкальных' фрагментов народных песен для эмоционально-эстетического представления образа труженицы-пряхи.
Использование сведений, учебного материала по истории для углубления представлений об орудиях труда крестьян, выполненных народными мастерами (грабли, косы, рубанки, охотничьи ружья, вальки и рубели для стирки и выкатывания белья, трепала для льна, ткацкие станы, веретена, прялки и т. д.), для формирования знаний о том, что художественное творчество народа неразрывно соединялось с трудом.
Тема урока. Наброски с натуры фигуры человека (акварель, карандаш).
Для успешной работы над тематическими заданиями и для развития познавательных интересов школьников в V классе продолжается выполнение набросков и зарисовок фигуры человека с натуры. Школьникам сообщаются элементарные сведения о строении и пропорциях фигуры взрослого человека и ребенка. И дело не только в том, что фигура человека является одним из наиболее сложных и совершенных объектов природы, но и в том, что люди, имея одинаковое общее строение, значительно отличаются Друг от друга возрастными пропорциональными особенностями, индивидуальными качествами, что обусловлено физическими и психологическими данными их развития.
В начале урока учитель проводит анализ картин Ф. Решетникова «Прибыл на каникулы» и А. и С. Ткачевых «Детвора». Во время беседы учитель обращает внимание учеников на выразительность сюжета, ясно читаемое содержание изображаемой сцены, на художественные достоинства картины. Разбираются подробно характерные позы, движения, разница пропорций фигур у детей и взрослых.
Затем проводятся анализ конструктивно-анатомического строения фигуры одного из учащихся и анализ пропорциональных отношений форм фигуры- школьника, распределения светотени на поверхности форм, выявляющей их объем. Затем учитель демонстрирует последовательность выполнения рисунка фигуры. Наброски мелом стираются с доски. Школьники приступают к самостоятельной работе. За урок они должны выполнить два наброска с фигуры мальчика и девочки (по 15 минут на каждый набросок), из них один карандашом и один акварелью.
Тема уроков. Русские богатыри — композиционное рисование (карандаш, акварель или гуашь, цветные мелки. Цветная бумага). Ознакомление с произведениями изобразительного искусства: В. Васнецов «Богатыри», «Витязь "а распутье», «Бой скифов со славянами», «Гусляры», беседа о героизме русского народа. Иллюстрации В. Перцова «Александр Невский», О. Тихомировой «На поле Куликовом», Д. Шмаринова «На поле Куликовом», иллюстрации к былинам.
Это завершающие уроки во второй четверти, на которых в тематической композиции учащиеся должны показать, как они усвоили материал предыдущих уроков.
Следует вспомнить беседу «Героическое прошлое нашей Родины в произведениях изобразительного искусства». Часть репродукций, рекомендуемых к этой беседе, можно вновь продемонстрировать ребятам. Кроме того, следует широко использовать межпредметные связи с уроками истории, литературы, музыки.
Чтобы приблизить к учащимся далекое прошлое нашей Родины, подготовить их к восприятию былин, необходимо обратиться к истории, напомнить детям о столкновении русских с половцами, татаро-монголами.
С содержанием былин «Илья Муромец к Калин-царь», «Вольта и Микула» (в обработке Н. Колпаковой) школьники знакомятся на уроках внеклассного чтения. Дети могут дополнительно прочитать былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Добрыня и Змей», «Алеша Попович и Тугарин». В более привычной для детей сказочной форме с содержанием былин можно ознакомиться в книге И. Карнауховой «Богатыри». Конечно, при переводе из одного жанра в другой художественное произведение много теряет, но автору в значительной степени удалось сохранить тон былинного повествования, напевность языка.
В старину враги не раз нападали на Русь, разоряли ее. Защитникам родной земли, храбро сражающимся с поработителями, посвятил парод свои былины. Школьникам хорошо известна картина В. Васнецова «Богатыри», на которой изображены Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. Эти три могучих богатыря наиболее часто встречаются в народном эпосе, они вместе действуют, помогают друг другу. Учитель, анализируя вместе с ребятами образы богатырей, должен подчеркнуть, что художник отразил народное понимание богатырей, их былинную мощь.
Защита Родины, преданное служение ей—священный долг. Образы былинных героев предельно обобщены, со-] бирательны, в них отражаются черты всего русского па-1 рода, но вместе с тем в каждом из богатырей есть что-то свое, особенное. Илья Муромец принадлежит к людям труда. Для его характеристики в былинах используются слова «добрый», «славный», «удаленький», а эпитетом «старый» подчеркивается его мудрость. Он наделен богатырской силой. Илья Муромец совершает свои подвиги не ради собственной выгоды, славы, а ради спасения народи.
Вес трое —мудрый и суровый Илья Муромец, образа, ванный и сдержанный Добрыня Никитич, веселый и находчивый Алеша Попович — защитники родной земли. лучшие сыны русского народа.
Анализируя идейное содержание былин, ребята могут обнаружить их сходство с волшебными сказками. Былины и сказки роднит героико-фантастический метод изображения действительности, столкновение добра и зла, четкая эмоциональная оценка событий и действующих лиц, неизменная победа героя, строгая последовательность в развитии действия.
В качестве расширения межпредметных связей изобразительного искусства с музыкой к этому уроку школьники могут выучить русскую народную песню-былину «Про Добрыню». В давние времена былины пелись под аккомпанемент гуслей, а позднее пелись и без музыкального сопровождения. Напевы были величаво спокойны. Звучание этой песни-былины или песни-былины «Про Вольту я Микулу» эмоционально настроит детей на выполнение заданий.
Из предложенной темы учащиеся самостоятельно выбирают сюжет для изображения, словесно его рисуют, выполняют эскизы композиции. Начинают работу над тематическим рисунком карандашом в тонких линиях по одобренному учителем эскизу. В этой работе дети должны использовать все имеющиеся у них знания, умения и навыки по выполнению сюжетных рисунков.
Урок завершается подведением итогов.
На втором уроке по теме во вступительной беседе учащимся вновь демонстрируется репродукция картины В. Васнецова «Богатыри». Она сравнивается по идейному, образному и цветовому решению с репродукцией картины М. Врубеля «Богатырь». Идейное содержание картины Васнецова подробно рассматривалось на предыдущем Уроке. На картине М. Врубеля изображен один богатырь, по всему видно, что это обобщенный, собирательный образ. Кажется, что народ собрал всю свою силу и отдал этому богатырю. И конь у него под стать хозяину — могучий, богатырский.
Дополнительно можно показать ребятам несколько иллюстрации В. Перцова, Д. Шмарвнова и других художников, подходящих к теме урока.
Для поддержания эмоционального состояния учащихся в процессе их самостоятельной работы над рисунком можно вспомнить напевные мелодии былин, прослушать мелодии главной темы первой части «Богатырской симфонии» А. Бородина.
В беседе учителю необходимо подчеркнуть, что создание однотемных произведений в разных видах искусства не означает, что одно произведение иллюстрирует другое. Каждое из них имеет самостоятельное значение, по-разному выражает одни и те же идеи, художественные образы, как бы дополняя друг друга, обогащая наши чувства и
представления.
После уточнения композиции учащиеся подбирают па палитре цвета и решают, какие из них будут нужны для рисунка. Обращается внимание на передачу солнечной или пасмурной погоды, дневного или вечернего освещения. Работа ведется разнообразными художественными материалами. Возможно применение смешанной техники.
В конце урока при анализе рисунков обязательно отмечается самостоятельность учащихся в выборе сюжета, в композиционном и цветовом решении замысла.
Тема урока. «Транспорт» — выполнение с натуры набросков с игрушечных легковых и грузовых машин. Рисование по памяти и по представлению современных машин (карандаш, акварель, черная тушь).
Перед выполнением учебного задания проводится беседа, обобщающая знания и представления учащихся о современных машинах, технике, которые воплощают собой достижения науки и техники нашей страны. В беседе можно использовать иллюстрации в книгах, фотографии в журналах. Для многих из современных машин характерны четкие геометрические формы, простота внешних очертаний, изящность линий. Проводится анализ формы, конструктивного строения и назначения отдельных частей легковых и грузовых машин. Кроме фотографий и иллюстраций с этой целью используются игрушечные машины — модели.
Во время беседы необходимо как можно шире привлекать жизненные наблюдения детей.
Далее проводится анализ формы, пропорций, конструктивного строения, пространственного расположения игрушечных машин и их функциональных частей. Чтобы учащиеся хорошо разобрались в геометрической основе
строения кузова, колес машины, следует привлечь знания геометрических форм и фигур из курса математики.
Во время самостоятельной работы детей нм подробно объясняется методика выполнения набросков в разных техниках — карандашом, акварелью, черной тушью.
Тема урока. Беседа на тему «Виды графики» (рисунки, гравюры, офорты, акварели Леонардо да Винчи, Рембрандта, Дюрера, В. Серова, И. Шишкина, В. Фаворского, А. Остроумовой-Лебедевой, Г. Верейского, А. Кравченко, В. Касияпа, Д. Шмаринова и др.).
Одной из важнейших задач урока является ознакомление учащихся с историей одного из основных видов изобразительного искусства—графикой и ее разновидностью, т. е. ребята на основе уже имеющихся у них и полученных на уроке новых знаний должны четко себе представить суть, содержание понятия графики, ее виды, их художественно-выразительные средства.
Так, они узнают, что слово «графика» происходит от греческого слова «графо» — «пишу», «черчу», «рисую». По общепринятым понятиям, графика—это, прежде всего, рисунок, т. е. искусство линейное, строгое, основанное на сочетании черного и белого, причем белым является сама бумага, а черным — карандаш, уголь или другой «сухой» красящий материал.
Рисунок может быть воспроизведен в единственном числе (оригинал), а при помощи различных техник, как рукотворных, так и машинных, и во многих экземплярах. В соответствии с этим графику можно разделить на два пида: непосредственный рисунок на бумаге и печатная графика.
В процессе исторического развития в рисунок (так же как и в печатную графику) стал активно проникать цвет, поэтому к графике относят и рисунок цветными мелками — пастель, и цветную гравюру, я живопись водяными красками— акварель и гуашь. В итоге исторического развития графику составляют: рисунок (карандашом, углем, тушью '1 другими графическими материалами), акварель, гуашь, пастель, офорт, гравюра (на дереве, металле, камне), линогравюра, плакат.
Яркими мастерами рисунка, акварели, офорта, гравюры были Леонардо да Винчи, Рембрандт, А. Дюрер, В. Серов, И. Шишкин, А. Остроумова-Лебедева, Г. Верейский и другие художники.
На примере репродукций с произведений указанных художников (или художников-графиков родного края) школьники убеждаются в огромных выразительных возможностях средств графики, в том эстетическом наслаждении, которое испытывает зритель при зрительном восприятии произведений графики.
На уроке ребята слушают литературные и музыкальные произведения для развития эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования нравственно-эстетических убеждений.
Тема урока. Рисование с натуры «Спортивный натюрморт» (карандаш, акварель).
Выполнение задания начинается с эмоциональной беседы на тему «Спорт в изобразительном искусстве», можно вспомнить национальные спортивные игры.
Натюрморт на спортивную тему может быть таким — красивый спортивный кубок ровной окраски и футбольный мяч на фоне светлой, гладко окрашенной драпировки.
Линейное изображение натюрморта начинается с определения композиционного расположения всей группы объектов. Затем прорисовываются очертания, общее пространственное расположение кубка и мяча с последующим уточнением их конструктивного строения, характера формы.
На следующем уроке рисунок натюрморта заканчивается акварелью. Внимание учащихся обращается на то, чтобы в рисунке акварелью они стремились к передаче тоновых отношений и фактуры материала предметов натюрморта.
Тема урока. «Красота родной природы» — рисование с натуры или по памяти деревьев: березы, тополя, дуба, ели, сосны и др. (карандаш, акварель, гуашь). Ознакомление с произведениями изобразительного искусства и беседа о пейзажах: И. Шишкин «Корабельная роща»; В. Поленов. «Московский дворик»; И. Грабарь «Февральская лазурь»; А. Рылов «Зеленый шум».
В начале урока учитель проводит беседу о жанре изобразительного искусства — пейзаже — на примере репродукций картин И. Шишкина, В. Поленова, И. Грабаря, А". Рылоаа. Учитель обращает внимание учащихся на то, что никогда прежде живая природа так не нуждалась в зашито человека, как сегодня. Особая роль в этом всенародном деле принадлежит искусству. Общеизвестна огромная сила его эмоционального воздействия на сердца людей. Среди художников разных эпох были певцы родной природы.
Уже в начальных классах программа по изобразительному искусству предусматривает изображение пейзажа на уроках тематического рисования. Учитель обращает внимание учащихся на то, что нужно уметь эмоционально воспринимать образ природы, выделять главное в пейзаже, определять изменение цвета в зависимости от расстояния изображаемых объектов, различать цветовой тон зелени деревьев, кустарников, травы.
Блестящим знатоком русского леса был Иван Иванович Шишкин, он знал характер, пластику, анатомию каждого дерева. Шишкин считал, что уже рисунок дерева должен дать представление не только о породе дерева, по и о его возрасте, определять, где оно растет — в полутемной чаще или на вольном просторе.
Внимание детей следует обратить на то, что каждое дерево имеет свое строение. Например, характер строения веток и сучьев берез совершенно отличен от строения веток и сучьев ели или сосны. На классной доске учитель объясняет принцип рисования деревьев. Так, при рисовании дерева целесообразно наметить обобщенные очертания его кроны, представляя силуэт дерева как упрощенную и обобщенную форму. Это способствует более цельному пониманию и верному решению характера дерева. Далее рисунок дерева сводится к выявлению конструкции —«скелета» дерева, прорисовке основных веток, потом — второстепенных и т. д. Очень важно с самого начала найти верные пропорции (высоту и ширину, соотношения ствола и кроны), определить направленно ствола и ветвей, характерный для данного вида дерева силуэт и индивидуальные особенности.
За урок учащиеся должны сделать две-три зарисовки деревьев карандашом, одноцветной акварелью или тушью. Тема урока. Рисование с натуры фигуры человека в движении (карандаш, акварель).
При выполнении этого задания школьники учатся рисовать с натуры карандашом и акварелью фигуру человека в движении (с передачей пропорций, конструктивно-анатомического строения, объемной формы).
У учащихся совершенствуется умение последовательно вести работу над карандашным рисунком — начинать рисунок с построения всего изображаемого предмета, затем переходить к прорисовке его деталей и заканчивать уточнением общих очертаний и форм.
В картине А. Дейнеки «Летнее приволье» можно показать учащимся фигуры в движении, беге и еще уточнить пропорции частей фигуры, например соотношение плеча и предплечья, изгиб стопы и т. д. Обратить внимание учащихся на то, что при изменении позы человека соответственно изменяется и положение головы, туловища, конечностей. На примере одного из школьников, поставленного в позе идущего по улице с портфелем, учитель показывает на классной доске последовательность выполнения рисунка с фигуры человека. Особое внимание следует обратить на соблюдение пропорциональных размеров ног, ботинок, рук (кистей) по отношению к размеру головы. Обычно ученики рисуют коротенькие ручки и маленькие ножки.
Затем вызываются два ученика. Девочка ставится в положение первого ученика, а мальчик ставится в позу идущего с рюкзаком. Этих школьников должны видеть все остальные учащиеся. Желательно поставить их у классной доски, напротив прохода между рядами парт.
В ходе самостоятельной работы учащихся необходимо следить за тем, чтобы дети внимательно сравнивали изображение с натурой, не забывали, что правдоподобность рисунка зависит от правильной передачи одежды, облегающей фигуру.
Тема урока. Беседа «Мирный труд людей в изобразительном искусстве» (А. Дейнека «Тракторист»; А. Пластов «Полдень»; Т. Салахоа «Портрет композитора Кара-Караева» и др.). Праздничный натюрморт — рисование с натуры (карандаш, акварель).
Первый из уроков темы начинается с беседы. Желательно, чтобы школьники сами анализировали содержание и художественные особенности рекомендуемых картин. При этом важно учитывать уже имеющиеся у них опыт анализа репродукций, знания основ композиции, Цветове-дения и т. п.
Учитель предлагает детям нарисовать «Праздничный натюрморт», который может быть составлен из двух-трех весенних цветов в простой керамической вазе и лежащего горизонтально праздничного флажка.
Ученики вспоминают последовательность выполнения задания и приступают к самостоятельной работе над натюрмортом сначала в карандаше, а затем акварелью.
Тема урока. «Хлеб—наше народное достояние» — рисунок с натуры натюрморта: буханка хлеба (батон, каравай, бублики, калач), полотенце с узором, кружка или деревянная ложка с хохломской росписью (карандаш, акварель). Ознакомление с произведениями изобразительного искусства и беседа о красоте вокруг нас: А. Пластов «Жатва», «Ужин трактористов»; В. Стожаров «Московская сдоба»; И. Машков «Московская снедь. Хлеба». Урок начинается с беседы о хлебе.
Учитель проводит беседу по репродукциям картин, рекомендованных к уроку, и раскрывает художественные достоинства этих произведений.
После беседы ученикам предлагается нарисовать натюрморт «Хлеб —наше народное достояние». Учитель обращает внимание учащихся на то, что на первом уроке учащиеся должны выполнить эскиз, подготовить линейное изображение, а на втором — закончить рисунок в цвете.
Тема урока. «Город будущего» (карандаш, акварель, гуашь, цветная бумага, цветные восковые мелки). Беседа об архитектурных стилях разных эпох.
Это завершающий урок рисования на темы, поэтому учащимся предоставляется свобода творчества, чтобы они смогли показать имеющийся уровень знаний, умений и навыков выполнения рисунков на тему.
В беседе учитель обращает внимание школьников на то, что они будут жить в XXI веке. Им предстоит строить новые города. Какими они будут?
Наверное, при строительстве города будущего не следует забывать достижения древних зодчих. Учащиеся знакомятся с архитектурными стилями разных эпох, с лучшими памятниками зодчества. Можно напомнить детям замечательные конструктивные и художественные особенности русского деревянного терема, каменного дворца (показать репродукции, слайды). Возможно, архитекторы будущего используют эти мотивы в своих строениях. Тем более что в городе будущего необходимо сохранить все существующие памятники архитектуры.
Следует показать учащимся несколько лучших современных проектов городов будущего (плакаты, фотографии).
В беседе учителю надо обратить внимание детей на то, что наряду с традиционными материалами архитекторы будущего -будут использовать новые, ныне неизвестные. Совсем по-другому будут решены транспортные проблемы. В городе будущего будет, наверное, еще больше, чем сегодня, деревьев, цветов, парков с разнообразными птицами и животными. Учащимся дается время на выбор сюжета, обдумывание замысла. Затем они выполняют эскиз композиции, намечают рисунок карандашом, завершают работу цветом. В конце работы подводятся итоги.
Тема урока. Выполнение эскиза марки, посвященной Международному дню зашиты детей или памятникам природы и культуры родного края {карандаш, акварель,
тушь).
Урок начинается беседой о значении празднования
1 июня — Международного дня защиты детей.
Для рисования эскиза марки, посвященной Международному дню зашиты детей, предлагаются следующие условия: 1} определить пропорции марочного листа; 2) использовать в композиции элементы геральдики; 3) цветовое решение марки основывать На ограниченном количестве красок (две, три), на применении правил цветового контраста и гармонии.
Во время самостоятельной работы учащихся возможно звучание музыкальных произведений.
ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ
В V классе учащиеся должны знать:
— отличительные признаки видов и жанров изобразительного искусства;
— первоначальные сведения о художественной форме в изобразительном искусстве, о художественно-выразительных средствах (композиция, рисунок, цвет, колорит, светотень и т. д.), их роль в эстетическом восприятии произведений;
— особенности симметричной и асимметричной композиции;
— простейшие композиционные приемы и художественные средства, необходимые для передачи движения и покоя в сюжетном рисунке;
— простейшие закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения;
— общие художественные приемы устного и изобразительного фольклора на примерах фигурной керамики Скопина и Опошни;
— особенности местных традиций в резьбе и росписи
русских прялок;
— памятники народной архитектуры и примеры народного искусства родного края.
К концу учебного года учащиеся должны уметь:
— проводить простейший анализ содержания художественных произведений разных видов и жанров, отмечать выразительные средства изображения, их воздействие на чувства зрителя;
— рисовать с натуры, по памяти и по представлению отдельные предметы и несложные натюрморты из 2—3 предметов; доступными графическими или живописными средствами передавать в изображении строение и перспективные изменения предметов, цвет натуры с учетом источника освещения, влияния окраски окружающего;
— изображать фигуру человека с натуры, по памяти и по представлению карандашом, акварелью, передавать в рисунке основное строение, пропорции, объем фигуры человека, находящегося в движении (идет, бежит, прыгает, играет в волейбол и т. д.);
— уметь сравнивать свои графический или живописный рисунок с изображаемым предметом и исправлять замеченные ошибки;
- использовать цвет как средство выразительности; применять цветовой ко-нтраст, теплый и холодный колорит и др.;
— самостоятельно выполнять эскизы декоративной композиции на основе изображения цветочной росписи, геометрических узоров, сказочных животных, сцен из жизни детей, элементов государственной символики;
— использовать в рисунках особенности традиций искусства родного края;
— соблюдать последовательность графического к живописного изображения.
VI КЛАСС