Основными темами бесед являются:
— изобразительное искусство в жизни людей;
— творчество великих русских художников (А. Иванова, И. Репина, В. Сурикова, В. Верещагина, А. Саврасова, И. Шишкина, И. Левитана, А. Куинджи, В. Серове1);
— шедевры зарубежного изобразительного искусства;
— прикладное искусство в русском народном творчестве;
— прикладное искусство и дизайн;
— течения и направления изобразительного искусства XX в.;
— прогрессивное искусство зарубежных художников конца XIX —начала XX в.;
— традиции русской реалистической художественной школы;
Беседа проводится по выбору учителем н учащимися творчества конкретного художника.
— современное отечественное изобразительное искусство.
ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ
Учащиеся VIII класса должны знать: ~ социальную функцию изобразительного искусства в жизни людей, основные отличия различных течений и направлений изобразительного искусства конца XIX — начала XX в. (за рубежом и в России), традиции русской реалистической художественной школы;
|
|
— последовательность ведения работы по любому виду художественно-творческой деятельности — по рисунку, живописи, тематической или декоративной композиции;
— простейшую систему ведущих теоретических понятий по изобразительной грамоте (перспектива, конструктивное строение, сас-тотень, цветоведенне, композиция).
К концу учебного года учащиеся VIII класса должны уметь:
— самостоятельно проводить относительно развернутый анализ идейного содержания и художественных достоинств произведений изобразительного искусства, соотнося их с произведениями литературы, музыки, близкими по содержанию и эстетическому воздействию;
- активно использовать теоретические знания основ изобразительной грамоты в работах любого вида художественного творчества (рисование с натуры, на темы и иллюстрирование, декоративно-прикладная работа, дизайн);
— самостоятельно применять художественно-выразительные средства (линия, колорит, светотень, законы композиции и т, п.), наиболее подходящие для воплощения, замысла.
IX КЛАСС
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ БЛОКОВ УРОКОВ
«Искусство моего края». «Изобразительное искусство и литература», «Изобразительное искусство и музыка>. «Национальные традиции в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве».
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ
Рисование с натуры (рисунок, живопись)
Систематизация теоретических основ изобразительного искусства (конструктивное строение формы, объема, линейная и воздушная перспектива, светотень, композиция) в их комплексное использование на практике в процессе выполнения учебных заданий.
|
|
Совершенствование умения использовать выразительные особенности художественных материалов, умения выполнять быстрые наброски и зарисовки.
Примерные задания (карандаш, акварель, гуашь, пастель, сангина, цветные мелки):
а) графическое выполнение натюрмортов из 2—3 предметов быта несложной формы на контрастном фоне (кувшин, крынка, горшок, корзинка, овощи, фрукты и т. п.); рисование памятников культуры и архитектуры родного края, архитектурных деталей, частей интерьера (уголок класса, школьный коридор, столовая и т. 'п.); рисование пейзажа с архитектурными постройками, гипсовых розеток сложной формы; выполнение набросков с живых птиц, животных, человека в движении (идет, бежит, копает, играет в волейбол и т. п.), с грузовых и легковых машин, тракторов, комбайнов и т. д.;
б) выполнение в цвете натюрмортов из овощей и фруктов с включением предметов хозяйственного обихода (кувшин, черпак, ваза, кружка, поднос, ложка и т. п.); натюрмортов на тему «Народное прикладное искусство» (дымковские игрушки, жостовский поднос, ложка с хохломской росписью, драпировка с русскими узорами и т. п.); выполнение живописных этюдов букетов цветов, птиц и животных, фигуры сидящего человека;
в) графическое выполнение пейзажа (часть улицы с деревьями и строением, уголок парка, деревенский пейзаж, природные достопримечательности родного края и т. п.), набросков и зарисовок с натуры домашних животных и птиц; рисование по памяти и по представлению диких животных и птиц (слон, медведь, волк, лиса, крокодил, журавль, орел, страус, фламинго и др.); рисование гипсовых розеток и капителей и т. п.;
г) этюды в цвете ветки яблони с яблоками, букетов цветов, осеннего и весеннего пейзажей. Живописное выполнение тематических натюрмортов «Искусство» (книги, скрипка, ваза, кисти, этюдник, гипсовая розетка или капитель и т. п.), «Русское чаепитие» (самовар, чайник, баранки, снедь, яблоки и т. п.), «Трудовые будни» (каска строителя, мастерок, ведро с краской и т. п.).