Специфика разработки специального федерального государственного стандарта образования определена тем, что дети с НР могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания - удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их развития.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно их центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания. Также речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества в следующие целевые ориентиры:
– активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;
|
|
– может фантазировать вслух, играть звуками и словами;
– проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
– обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт.
По сути, ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут без освоения речевой культуры.
Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений у детей.
Модернизация образования предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с требованиями к обучению. Эти изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания.
Одной из ведущих линий модернизации образования является достижение нового современного качества дошкольного образования. Это вызывает необходимость разработки современных коррекционно-образовательных технологий коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда.
Программа учителя-логопеда предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с нарушениями речи посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
|
|
Программа является дополнительным структурным компонентом образовательной программы ДОО МБДОУ № 102 и в совокупности обеспечивает разностороннее развитие ребенка с речевыми расстройствами и подготовку его к школьному обучению.
Коррекционная помощь детям с отклонениями в развитии является одним из приоритетных направлений в области образования.
Программа содержит материал для коррекционной деятельности, т.е. логопедической работы, соответствующей требованиям ФГОС ДО, с детьми в комбинированной группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи (НР) от 6-ти до 7лет.
Исходной теоретической основой программы являются:
-концепция о соотношении первичных и вторичных нарушений(Л.С. Выготский);
-учение об общих и специфических закономерностях развития аномальных детей(Л.С. Выготский, Н.Н. Малофеев);
-концепция о соотношении мышления и речи(Л. С. Выготский, А.А. Леонтьев, А. Р. Лурия, Ж. Пиажеидр.);
- концепция о целостности языка, как системы и роли речи в психическом развитии ребенка (В.М. Солнцев);
-концепция о соотношении элементарных и высших психических
функций в процессе развития ребенка(Л. С. Выготский, А. Р. Лурия);
-современные представления о структуре речевого дефекта(Р.И.Лалаева, Е. М. Мастюкова, Е. Ф. Соботович, Т.Б. Филичева, Г. В. Чиркина
идр.).
Настоящая программа руководствуется следующими нормативно-правовыми документами:
Конституция Российской̆ Федерации; Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ; Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; Письмо Минобрнауки России 28.02.2014 № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1014 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования".;ФЗот 30 июня 2007 г. № 120-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья»; Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» 04 февраля 2010 года, Пр-271;Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»; "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ; Закон Ставропольского края от 30 июля 2013года № 72кз «Об образовании»; Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013г.);
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
Основной базой рабочей программы являются:
· Образовательная программа ДОО «Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Программа воспитания и обучения в детском саду»., под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, с.
· «Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О. П.Гаврилушкина, Г. Г. Голубеваидр.; Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной. — СПб.,2014. —386 с.
|
|
· Коррекционная программа Филичевой Т.Б. Чиркиной Г.В. «Программа обучения и воспитания детей с ОНР (подготовительная группа детского сада)».
При разработке программы использован личный опыт работы Бабченко Т.Н. в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Цель «Программы»
Обеспечение оптимальных педагогических условий, способствующих преодолению речевых нарушений воспитанников и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса. Предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой системы старших дошкольников.
Основные задачи коррекционного обучения:
1. Помочь специалистам дошкольного образования в психолого- педагогическом изучении детей с речевыми расстройствами;
2. Способствовать общему развитию дошкольников с НР. коррекции их психофизического развития, подготовке их к обучению в школе;
3. Создать благоприятные условия для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
4. Обеспечить развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, с другими детьми, взрослыми и миром;
5. Способствовать объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс.
6. Способствовать устранению дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитию фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова).
7. Развивать навыки звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова)
8. Уточнить, расширить и обогатить лексический запас старших дошкольников с речевыми нарушениями.
|
|
9. Формировать грамматический строй речи.
10. Развитие связной речи старших дошкольников.
11. Развивать коммуникативность.
Настоящая программа позволит наиболее рационально организовать работу комбинированной группы для детей с нарушениями речи, обеспечить единство их требований в формировании полноценной речевой деятельности, создать предпосылки для дальнейшего обучения.
Решение конкретных задач коррекционно-развивающей работы, обозначенных в каждом разделе «Программы», возможно лишь при условии комплексного подхода к воспитанию и образованию тесной взаимосвязи в работе всех специалистов (учителя-логопеда, инструктора по физкультуре, музыкального руководтеля. воспитателей и педагогов дополнительного образования) дошкольной организации, а также при участии родителей в реализации программных требований. Ответственность за реализацию «Программы» полностью возлагается на администрацию дошкольной организации (заведующего, старшего воспитателя) психолого-медико-педагогический консилиум и попечительский совет родителей.
Решение данных задач позволит сформировать у дошкольников с НР психологическую готовность к обучению в общеобразовательной школе, реализующей образовательную программу для детей с нарушениями речи, а также достичь основных целей дошкольного образования, которые сформулированы в Концепции дошкольного воспитания.