Требования к реферату

1. Работа над рефератом по дисциплине «Философия и методологии науки и инновационной деятельности» преследует ряд целей. Приобрести знания умения и навыки исследовательской деятельности, компетенции проектно-конструктивных разработок, философско-мировоззренческую и методологическую подготовку магистранта (аспиранта, соискателя) к сдаче кандидатского экзамена, а также методологическую подготовку к написанию и защите магистерской (кандидатской) диссертации. Магистрант выбирает тему реферата, сопряженную с темой диссертации, проводит научно-исследовательскую работу по изучению проблемы и разработке методологии ее решения. Завершением методологических разработок является этап написания реферата и предоставление его на кафедру для рецензирования. Без положительной рецензии на реферат магистрант к сдаче кандидатского экзамена не допускается.

2. Непосредственная задача, которая стоит перед магистрантом при работе над рефератом – разработка конструктивной методологии решения диссертационной проблемы, которая включает в себя формулировку концептуальной и инструментальной моделей исследования и разработки проблемы. Концептуальная модель диссертации строится посредством ключевых понятий, отображающих проблему в категориях сущее (то, что имеется в наличной реальности) и должное (то, что должно быть по замыслу проектировщика). Несоответствие сущего и должного иногда формулируется в виде недостатков сущего. Ключевые понятия, как правило содержатся, в формулировке темы магистерской диссертации. Концептуальная модель задает проблемное поле посредством сетки отношений ключевых понятий. Данная система понятий является взаимосопряженной и выступает в качестве теоретического обоснования инструментальной модели как системы средств решения проблемы. Инструментальная модель выступает как дополнительная к концептуальной и представляет собой систему, алгоритм действий по переходу от сущего к должному.

3. В процессе реализации вышеописанных целей и задач, достигается ряд педагогических целей. А именно: приобретение навыков научно-исследовательской деятельности при работе над одной из современных философско-методологических проблем. В частности, умения пользоваться философской научной и учебной литературой, реферировать (пересказывать своими словами, цитировать) научные и учебные тексты, составлять логически и концептуально обоснованный план работы, а также введение и заключение.

4. Тему реферата магистрант выбирает самостоятельно, либо с помощью преподавателя (лектора или руководителя семинара). Реферат, с одной стороны, должен быть посвящен актуальным мировоззренческим и методологическим проблемам современной философии и методологии науки, с другой – быть связан с темой диссертации. Связь темы реферата с темой диссертации обеспечивается посредством концептуального и инструментального моделирования диссертационной проблемы, которую осуществляет магистрант в реферате.

5. Для профилактики плагиата при подготовке рефератов на кафедре разработана и применяется дидактическая система «Антиплагиат». В связи с реальным вступлением нашего общества в эпоху информационно- цифровых технологий появились ничем не ограниченные возможности для использования готовых (чужих) материалов. Магистранты как начинающие исследователи не обладают навыками работы с информацией в виде культурных, легитимных форм ее ассимиляции, оформления и транслирования. Написание реферата по философии и методологии призвано сформировать эти компетенции в процессе выполнения данного вида творческой деятельности. Отсутствие умений приводит к распространенному явлению – заимствованию чужих текстов и мыслей.

6. Основная идея разработанной системы основывается процессном подходе Международного стандарта ИСО 9000 и заключается в следующем. Профилактика плагиата возможна через разработку мотивации, а также формирования навыков и компетенций выполнения работ подобного рода. В процессе работы над рефератом магистранту следует придерживаться определенной технологии и процедур совместной с преподавателем работы над рефератом. Согласно процессному подходу преподавателю следует контролировать не только результат (рецензируется готовый реферат), но и процесс работы над проблемой, процедурами написания реферата. В результате знаниевая парадигма образования меняется на культурологическую, создается технология автодидактизма. Другими словами, проектируется определенная образовательная среда.

7. Работа над рефератом состоит из следующих этапов-процессов.

А) Написания аннотации диссертации, которую следует согласовать с научным руководителем. Аннотация диссертации содержит следующий методологический инструментарий: формулировка проблемы, цель и задачи диссертации, формулировка объекта и предмета исследования, а также основных способов ее решения. Указывается степень разработанности проблемы, гипотеза, а также условия и ресурсы ее решения, описываются предполагаемые результаты.

В) Самостоятельно, либо совместно с философом-методологом сформулировать тему реферата и примерный план.

С) Приступить к работе над литературой и другими источниками по построению концептуальной и инструментальной моделей. Следует предъявлять преподавателю подготовительные материалы в виде списка литературы, а также ее конспектов, в которых отображается процесс работы над реконструкцией проблемного поля. Неотъемлемой частью реферата является отдельно сформулированный план, который представляет собой логическое и концептуальное развертывание проблемы. План реферата и основное содержание обсуждается с руководителем семинара. Окончательная редакция плана свидетельствует о завершении собственно исследовательской и начале оформительской части работы над рефератом.

8. Структура реферата. Во введении обосновывается актуальность избранной темы, а также ставится проблема и обосновывается логика изложения основных вопросов плана. Описываются связь реферата с темой диссертационного исследования и другие особенности построения изложения. Заключение содержит общие выводы, вкоторых подводятся итоги исследования, проведенного магистрантом, а также отмечаются проблемы, над разрешением которых следует работать в дальнейшем.

В первой главе содержится описание концептуальной модели проблемы. Вторая глава представляет собой описание методов и средств решения проблемы - инструментальную модель. Третья глава представляет собой аннотацию диссертации, поскольку содержит применение вышеописанных методов (во второй главе) к решению диссертационной проблемы.

9. Требования к тексту. Запрещается дословное заимствование чужих текстов. Изложение, описание проблемы также не следует сводить к ее пересказу (так как это дано, например, в учебнике). Необходимо стремиться к реферативному изложению точек зрения, существующих в литературе, которые выбирает автор реферата. При этом в обязательном порядке должны присутствовать оценочно-рефлексивные суждения автора типа «на наш взгляд», «как следует из анализа такой-то публикации», «мы разделяем (не разделяем) такую-то точку зрения» и т.д.

10. Требования к оформлению реферата. Объем –
20–25 страниц машинописного текста, отпечатанного через 2 интервала. Титульный лист реферата должен содержать название кафедры (кафедра философских учений БНТУ), фамилию, имя и отчество аспиранта или соискателя, наименование его кафедры, тему реферата, а также тему диссертации (в обязательном порядке).

Список литературы, использованной автором, оформляется согласно требованиям научной библиографии. Реферат может быть не принят к научному рецензированию в случае нарушения требований к его оформлению.

11. При оценке реферата в рецензии учитываются следующие критерии:

а) формальные показатели: cтруктура, план, введение, заключение, основная часть, список литературы, объем;

б) оформление: титульный лист, реферативность стиля, наличие ссылок;

в) содержательные показатели: актуальность темы, степень обос-нованности плана, проблемное содержание введения, итоговое содержание заключения, степень соответствия содержания плану, умение анализировать литературу, умение пользоваться библиографическим аппаратом;

г) конструктивные показатели: степень самостоятельности выполнения работы, наличие рефлексивно-оценочных высказываний, умение реферировать, связь с темой диссертационного исследования, включенность в систему «Антиплагиат».

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕСИТЕТ

 

Факультет технологий управления и гуманитаризации

 

Кафедра «Философских учений»

 

РЕФЕРАТ

По дисциплине «Философия и методология науки»

 

На тему: «Модернизация современных технологий и их роль в решении инженерных задач»

 

Тема диссертации: «Формирование полимерных покрытий газотермическим напылением»

 

Исполнитель: Иванов Иван Иванович,

Тел. моб., каф., е - mail

Магистрант кафедры

«Технология машиностроения»

Специальность 1-368003

 

 

Руководитель: профессор Петров Петр Петрович

 

 

Минск 2017


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: