Перечень вопросов для подготовки к экзамену
1. Современный русский язык: хронологические рамки; генетическая, типологическая и социальная характеристики; состав русского национального (общенационального) языка.
2. Литературная норма: признаки, история формирования, соотношение с узусом, кодификация.
3. Орфоэпическая норма: характеристики, кодификация, стили произношения, вариантность, тенденции развития.
4. Морфологическая норма: разновидности, кодификация, вариантность, тенденции развития.
5. Морфологическая норма: обозначение лиц женского пола по профессии, род несклоняемых существительных, степени сравнения у прилагательных, склонение числительных.
6. Грамматико-синтаксическая норма: сочетаемость слов, согласование определений и приложений, нормы управления, кодификация норм управления.
7. Норма словоупотребления: лингвистические и экстралингвистические основания нормы, общая классификация лексики, кодификация.
8. Социолингвистические параметры современной нормы словоупотребления: классификация лексики с точки зрения сферы и актуальности употребления, лексика с точки зрения происхождения; особенности кодификации.
9. Функционально-стилистический параметр современной нормы словоупотребления: стилистическая неоднородность лексики, особенности кодификации; экспрессивная и эмоционально-оценочная лексика русского языка.
10. Семантические параметры современной нормы словоупотребления: однозначность и полисемия, способы развития значений слова, использование однозначности и многозначности в стилистических целях, кодификация.
11. Системные параметры современной нормы словоупотребления: синонимы и их виды, синонимический ряд и доминанта, паронимы, словари синонимов и паронимов.
12. Системные параметры современной нормы словоупотребления: антонимы и их виды, словари антонимов.
13. Системные параметры современной нормы словоупотребления: омонимы и близкие к омонимии явления, словари омонимов.
14. Нормы употребления фразеологических конструкций: узкое и широкое понимание фразеологического состава русского языка, системные отношения в русской фразеологии. Фразеология в толковых и фразеологических словарях современного русского языка.
15. Культура разговорной речи: условия реализации разговорной речи, специфика проявления нормы, лингвистические особенности разговорной речи, этикетные речевые формулы.
16. Культура ораторской речи: роды и виды красноречия, функционально-смысловые типы речи, средства контакта, структура публичной речи.
17. Культура ораторской речи: тропы и фигуры речи, этикетные речевые формулы.
18. Культура научной и профессиональной речи: стилевые и жанровые особенности языка для специальных целей, термин и терминосистема, гармонизация терминов и терминосистем.
19. Культура научной и профессиональной речи: межнаучная и узкоспециальная терминология, унификация, стандартизация и кодификация терминов.
20. Культура дискутивно-полемической речи: спор и его виды, логические элементы структуры дискуссии, уловки в споре.
21. Культура деловой речи: лингвистические особенности официально-делового стиля, устная деловая речь.
22. Культура деловой речи: документ и его виды, реквизиты документа, унификация и стандартизация письменной деловой речи.
23. Орфографическая норма:
- Правописание согласных и гласных в корне.
- Правописание приставок и букв И и Ы после приставок, оканчивающихся на согласный.
- Правописание гласных О, Е, Ё, И после шипящих и Ц в различных морфемах.
- Правописание суффиксов причастий и глаголов и личных окончаний глаголов.
- Правописание местоимений и числительных
- Правописание Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.
- Правописание НЕ с частями речи.
- Правописание окончаний и суффиксов прилагательных и существительных.
- Правописание служебных частей речи. Правописание частиц НЕ и НИ.
- Правописание Ъ и Ь.
- Слитное, раздельное и дефисное написание слов. Правописание сложных слов.
- Употребление прописной буквы.
24. Пунктуационная норма:
- Знаки препинания в бессоюзном предложении.
- Знаки препинания в предложениях с прямой речью.
- Знаки препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложении.
- Знаки препинания при вводных и вставных конструкциях. Знаки препинания при обращении.
- Знаки препинания при обособленных дополнениях и обстоятельствах.
- Знаки препинания при обособленных определениях и приложениях.
- Знаки препинания при однородных членах предложения.
- Знаки препинания при оборотах со словом КАК.
- Знаки препинания при уточняющих, поясняющих и присоединительных членах предложения.
- Тире между членами предложения.
Экзамен | Корректность и полнота ответа с опорой на терминологический аппарат дисциплины и приведением языковых примеров | Полный иллюстрированный ответ – 11 баллов Неполный ответ с языковыми примерами – 7 баллов Неполный ответ без языковых примеров – 3 балла Неполный ответ и незнание понятийно-терминологического аппарата дисциплины – 0 баллов |
Структура экзаменационного билета: комплект билетов включает 22 билета, в каждом билете по 2 вопроса, первый из которых соотносится с вопросами 1-22 из перечня экзаменационных вопросов, второй вопрос соотносится с вопросами 23-24 из перечня (вопрос по орфографической или пунктуационной норме).
Шкала оценивания
Перевод балльных оценок в академические отметки «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно»:
- «Отлично» (A) - от 86 до 100 баллов – теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество их выполнения оценено числом баллов, близким к максимальному.
- «Хорошо» (B, C) - от 66 до 85 баллов – теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы недостаточно, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество выполнения ни одного из них не оценено минимальным числом баллов, некоторые виды заданий выполнены с ошибками.
- «Удовлетворительно» (D, E) - от 50 до 65 баллов – теоретическое содержание курса освоено частично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий, возможно, содержат ошибки.
- «Неудовлетворительно» (FX) - менее 50 баллов - теоретическое содержание курса не освоено, необходимые практические навыки работы не сформированы, выполненные учебные задания содержат грубые ошибки, дополнительная самостоятельная работа над материалом курса не приведет к существенному повышению качества выполнения учебных заданий.
Оценка результатов производится на основе балльно-рейтинговой системы (БРС). Использование БРС осуществляется в соответствии с приказом от 28 августа 2014 г. №168 «О применении балльно-рейтинговой системы оценки знаний студентов».
Баллы выставляются за посещаемость занятий (максимум 20 баллов), выступления с докладами, устный опрос, письменные работы (максимум 40 баллов), результаты выполнения контрольной работы (максимум 10 баллов), ответ на зачете (максимум 30 баллов).
На основании п. 14 Положения о балльно-рейтинговой системе оценки знаний обучающихся в РАНХиГС в институте принята следующая шкала перевода оценки из многобалльной системы в пятибалльную:
Количество баллов | Экзаменационная оценка | |
прописью | буквой | |
86 - 100 | отлично | А |
78 - 85 | хорошо | В |
66 - 77 | хорошо | С |
61 - 65 | удовлетворительно | D |
51 – 60 | удовлетворительно | E |
0 - 50 | неудовлетворительно | EX |