Типовые оценочные средства

Перечень вопросов для подготовки к экзамену

1. Современный русский язык: хронологические рамки; генетическая, типологическая и социальная характеристики; состав русского национального (общенационального) языка.

2. Литературная норма: признаки, история формирования, соотношение с узусом, кодификация.

3. Орфоэпическая норма: характеристики, кодификация, стили произношения, вариантность, тенденции развития.

4. Морфологическая норма: разновидности, кодификация, вариантность, тенденции развития.

5. Морфологическая норма: обозначение лиц женского пола по профессии, род несклоняемых существительных, степени сравнения у прилагательных, склонение числительных.

6. Грамматико-синтаксическая норма: сочетаемость слов, согласование определений и приложений, нормы управления, кодификация норм управления.

7. Норма словоупотребления: лингвистические и экстралингвистические основания нормы, общая классификация лексики, кодификация.

8. Социолингвистические параметры современной нормы словоупотребления: классификация лексики с точки зрения сферы и актуальности употребления, лексика с точки зрения происхождения; особенности кодификации.

9. Функционально-стилистический параметр современной нормы словоупотребления: стилистическая неоднородность лексики, особенности кодификации; экспрессивная и эмоционально-оценочная лексика русского языка.

10. Семантические параметры современной нормы словоупотребления: однозначность и полисемия, способы развития значений слова, использование однозначности и многозначности в стилистических целях, кодификация.

11. Системные параметры современной нормы словоупотребления: синонимы и их виды, синонимический ряд и доминанта, паронимы, словари синонимов и паронимов.

12. Системные параметры современной нормы словоупотребления: антонимы и их виды, словари антонимов.

13. Системные параметры современной нормы словоупотребления: омонимы и близкие к омонимии явления, словари омонимов.

14. Нормы употребления фразеологических конструкций: узкое и широкое понимание фразеологического состава русского языка, системные отношения в русской фразеологии. Фразеология в толковых и фразеологических словарях современного русского языка.

15. Культура разговорной речи: условия реализации разговорной речи, специфика проявления нормы, лингвистические особенности разговорной речи, этикетные речевые формулы.

16. Культура ораторской речи: роды и виды красноречия, функционально-смысловые типы речи, средства контакта, структура публичной речи.

17. Культура ораторской речи: тропы и фигуры речи, этикетные речевые формулы.

18. Культура научной и профессиональной речи: стилевые и жанровые особенности языка для специальных целей, термин и терминосистема, гармонизация терминов и терминосистем.

19. Культура научной и профессиональной речи: межнаучная и узкоспециальная терминология, унификация, стандартизация и кодификация терминов.

20. Культура дискутивно-полемической речи: спор и его виды, логические элементы структуры дискуссии, уловки в споре.

21. Культура деловой речи: лингвистические особенности официально-делового стиля, устная деловая речь.

22. Культура деловой речи: документ и его виды, реквизиты документа, унификация и стандартизация письменной деловой речи.

23. Орфографическая норма:

  • Правописание согласных и гласных в корне.
  • Правописание приставок и букв И и Ы после приставок, оканчивающихся на согласный.
  • Правописание гласных О, Е, Ё, И после шипящих и Ц в различных морфемах.
  • Правописание суффиксов причастий и глаголов и личных окончаний глаголов.
  • Правописание местоимений и числительных
  • Правописание Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.
  • Правописание НЕ с частями речи.
  • Правописание окончаний и суффиксов прилагательных и существительных.
  • Правописание служебных частей речи. Правописание частиц НЕ и НИ.
  • Правописание Ъ и Ь.
  • Слитное, раздельное и дефисное написание слов. Правописание сложных слов.
  • Употребление прописной буквы.

24. Пунктуационная норма:

  • Знаки препинания в бессоюзном предложении.
  • Знаки препинания в предложениях с прямой речью.
  • Знаки препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложении.
  • Знаки препинания при вводных и вставных конструкциях. Знаки препинания при обращении.
  • Знаки препинания при обособленных дополнениях и обстоятельствах.
  • Знаки препинания при обособленных определениях и приложениях.
  • Знаки препинания при однородных членах предложения.
  • Знаки препинания при оборотах со словом КАК.
  • Знаки препинания при уточняющих, поясняющих и присоединительных членах предложения.
  • Тире между членами предложения.
Экзамен Корректность и полнота ответа с опорой на терминологический аппарат дисциплины и приведением языковых примеров Полный иллюстрированный ответ – 11 баллов Неполный ответ с языковыми примерами – 7 баллов Неполный ответ без языковых примеров – 3 балла Неполный ответ и незнание понятийно-терминологического аппарата дисциплины – 0 баллов

Структура экзаменационного билета: комплект билетов включает 22 билета, в каждом билете по 2 вопроса, первый из которых соотносится с вопросами 1-22 из перечня экзаменационных вопросов, второй вопрос соотносится с вопросами 23-24 из перечня (вопрос по орфографической или пунктуационной норме).

 

Шкала оценивания

Перевод балльных оценок в академические отметки «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно»:

- «Отлично» (A) - от 86 до 100 баллов – теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество их выполнения оценено числом баллов, близким к максимальному.

- «Хорошо» (B, C) - от 66 до 85 баллов – теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы недостаточно, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество выполнения ни одного из них не оценено минимальным числом баллов, некоторые виды заданий выполнены с ошибками.

- «Удовлетворительно» (D, E) - от 50 до 65 баллов – теоретическое содержание курса освоено частично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий, возможно, содержат ошибки.

- «Неудовлетворительно» (FX) - менее 50 баллов - теоретическое содержание курса не освоено, необходимые практические навыки работы не сформированы, выполненные учебные задания содержат грубые ошибки, дополнительная самостоятельная работа над материалом курса не приведет к существенному повышению качества выполнения учебных заданий.

Оценка результатов производится на основе балльно-рейтинговой системы (БРС). Использование БРС осуществляется в соответствии с приказом от 28 августа 2014 г. №168 «О применении балльно-рейтинговой системы оценки знаний студентов».

Баллы выставляются за посещаемость занятий (максимум 20 баллов), выступления с докладами, устный опрос, письменные работы (максимум 40 баллов), результаты выполнения контрольной работы (максимум 10 баллов), ответ на зачете (максимум 30 баллов).

На основании п. 14 Положения о балльно-рейтинговой системе оценки знаний обучающихся в РАНХиГС в институте принята следующая шкала перевода оценки из многобалльной системы в пятибалльную:

Количество баллов Экзаменационная оценка
прописью буквой
86 - 100 отлично А
78 - 85 хорошо В
66 - 77 хорошо С
61 - 65 удовлетворительно D
51 – 60 удовлетворительно E
0 - 50 неудовлетворительно EX

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: