При подлежащем, которое выражено словами: РЯД, БОЛЬШИНСТВО, СВЫШЕ, НЕСКОЛЬКО, МНОГО, ПАРА, МАССА, ЧАСТЬ - сказуемое может ставиться:
- в мн.ч., если субъект действия активен (Большинство избирателей проголосовали за данного кандидата)
- в ед.ч., если субъект действия пассивен (Часть книг лежала на столе)
Ед.ч. | Мн.ч. |
если собирательное сущест-е не имеет при себе управляемых слов (большинство проголосовало за предложенную резолюцию) | если сказуемое выражено прилаг. или прич. (целый ряд сцен в пьесе правдивы и интересны) |
если подлежащее выражено мест. КТО (все, кто вошел в автобус, должны оплатить проезд) | если есть подлежащее выражено числит., оканчивающимися на два, три, четыре (четыре ученика вошлив класс, три книги лежат на столе) |
если есть однородные подлежащие (промышленность и сельское хозяйство развиваются) |
7. Употребление предложений с однородными членами:
В ряду однородных членов не могут сочетаться: | |
1. Инфинитив и существительное | |
неправильный вариант | правильный вариант |
Я люблю футбол и плавать. | Я люблю футбол и плавание. |
2. Второстепенный член и придаточное предложение | |
неправильный вариант | правильный вариант |
Передо мной книга, рассказывающая о приключениях четверых друзей и которая очень понравилась мне. | Передо мной книга, рассказывающая о приключениях четверых друзей и очень понравившаяся мне. |
Передо мной книга, которая рассказывает о приключениях четверых друзей и очень нравится мне. | |
3. Полная и краткая формы прилагательных | |
неправильный вариант | правильный вариант |
Его выводы простые и понятны. | Его выводы простые и понятные. |
Его выводы просты и понятны. |
|
|
8. Употребление двойных союзов при однородных членах:
При двойных сопоставительных союзах один из однородных членов ставится после первой части союза, а другой после второй
неправильный вариант | правильный вариант |
Я не только люблю лето, но и зиму | Я люблю не только лето, но и зиму |
Нельзя создавать неправильные пары сопоставительных союзов: не только – также, как – а также, не только – но, постольку – поэтому и т.п.
неправильный вариант | правильный вариант |
Твардовский добивается не только звучания стиха, а также выразительности | Твардовский добивается не только звучания стиха, но и выразительности |
9. Логические ошибки в употреблении однородных членов предложения:
Однородные члены должны сочетаться с тем словом в предложении, с которым они связаны по смыслу. Нарушение этого требования ведет к ошибке.
неправильный вариант | правильный вариант |
Комиссией были внесены ценные предложения и критические замечания | Комиссией были внесены ценные предложения и сделаны критические замечания |
|
|
К логическим ошибкам ведет использование в качестве однородных членов:
- слов, выражающих видовые и родовые понятия
неправильный вариант | правильный вариант |
Больному принесли яблоки, фрукты, апельсины. | Больному принесли яблоки, апельсины и другие фрукты. |
- слов, выражающих несопоставимые понятия
неправильный вариант | правильный вариант |
В море плавали спасательные круги, лодки и матросы. | Среди спасательных кругов и лодок в море плавали матросы. |
Однородные члены должны согласовываться в падеже с обобщающим словом
неправильный вариант | правильный вариант |
Во встрече участвовали представители трех стран (Р.п.): Англия, Франция, Италия (И.п.) | Во встрече участвовали представители трех стран (Р.п.): Англии, Франции, Италии (Р.п.) |
10. Употребление причастных оборотов:
Причастный оборот не может быть разорван определяемым словом
неправильный вариант | правильный вариант |
Лежащая книга на столе | Книга, лежащая на столе |
Лежащая на столе книга |
Причастный оборот должен стоять до или после определяемого слова
неправильный вариант | правильный вариант |
Дубровский поймал крестьян Троекурова в своих лесах, кравших дрова | В своих лесах Дубровский поймал крестьян Троекурова, кравших дрова |
Нарушение согласования причастия и определяемого слова ведет к ошибке
неправильный вариант | правильный вариант |
В частном предприятии (каком?), принадлежащИм Иванову, допускаются финансовые нарушения | В частном предприятии (каком?), принадлежащЕм Иванову, допускаются финансовые нарушения |
Нарушение видо-временной соотнесенности глаголов и причастий ведет к ошибке
неправильный вариант | правильный вариант |
О поступках, соверша ем ых в прошлом, мы сожалели всю жизнь. | О поступках, соверш енн ых в прошлом, мы сожалели всю жизнь. |
11. Употребление деепричастных оборотов:
Деепричастный оборот не может употребляться:
- в предложении, где действия, выраженные сказуемым и деепричастием, относятся к разным лицам или предметам
неправильный вариант | правильный вариант |
Подъезжая к станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа | Когда я подъезжал к станции и глядел на природу в окно, у меня слетела шляпа |
- в безличном предложении
неправильный вариант | правильный вариант |
Подходя к лесу, мне стало холодно | Когда я подходил к лесу, мне стало холодно |
- в страдательной конструкции
неправильный вариант | правильный вариант |
Поднявшись вверх по Волге, баржа будет разгружена | Когда баржа поднимется вверх по Волге, она будет разгружена |
Нарушение видовой соотнесенности глагола и деепричастия ведет к ошибке
неправильный вариант | правильный вариант |
Встречаясь(длительное, повторяющееся действие)с гроссмейстером, юный шахматист одержал победу | Встретившись (однократное действие) с гроссмейстером, юный шахматист одержал победу |
Употребление СПП
Место придаточного предложения зависит от того, какое слово в сложном предложении оно поясняет
неправильный вариант | правильный вариант |
Отрицательные явления можно встретить еще и в наши дни, против которых были направлены сатирические произведения поэта | И в наши дни можно встретить еще отрицательные явления, против которых были направлены сатирические произведения поэта |
Смешение конструкций главного и придаточного предложений
неправильный вариант | правильный вариант |
Последнее, на чем я остановлюсь, это на вопросе о Ленском | Последнее, на чем я остановлюсь, вопрос о Ленском |
|
|
В сложном предложении следует избегать:
- неоправданного повторения одинаковых союзов или союзных слов
неправильный вариант | правильный вариант |
Деревня, в которой мы провели лето, находилась на берегу реки, котораяславилась обилием рыбы | Деревня, в которой мы провели лето, находилась на берегу реки, славившейся обилием рыбы |
- неправомерного повторения близких по значению подчинительных союзов
неправильный вариант | правильный вариант |
Собакевич так расхваливал своих умерших крестьян, что как будто они были живые | Собакевич так расхваливал своих умерших крестьян, как будто они были живые |
- неточного употребления союзов или союзных слов
неправильный вариант | правильный вариант |
Докладчик остановился на вопросе, что нередко поднимается на подобных совещаниях | Докладчик остановился на вопросе, который нередко поднимается на подобных совещаниях |
- неоправданного расчленения предложения
неправильный вариант | правильный вариант |
Собаки напали на след зайца. И стали гонять косого по поляне. | Собаки напали на след зайца и стали гонять косого по поляне. |
Летом можно отдохнуть на пляже. Который находится на окраине города. | Летом можно отдохнуть на пляже, который находится на окраине города. |