Пояснительная записка. В каждом городе есть своя жемчужинка – любимое место отдыха горожан

В каждом городе есть своя жемчужинка – любимое место отдыха горожан. В Боровичах такой жемчужинкой является озеро Крюково. По словам местных жителей, Крюково – самое лучшее место для отдыха. Во-первых, оно расположено недалеко от города. Во-вторых, массивы хвойного леса создают неповторимую свежесть и аромат лесного воздуха. Кроме того, здесь потрясающе красиво.

Актуальность программы связана с тем, что, несмотря на это, большая часть учащихся школ города не считают правильным вести здоровый образ жизни. Аморальная сторона их поведения становится для них закономерностью.

В 1998 году я провела исследование и выяснила, что на озеро Крюково ходят только 10% детей с родителями. Летом эта цифра достигает 30%. Большинство подростков не признают экотуризм как вид отдыха. Они очень мало знают о туризме. Поэтому не умеют использовать общение с природой для укрепления своего здоровья.

Опрос по школам города проведенное исследование доказали, что установка на здоровый образ жизни не появляется у человека сама собой, а формируется в результате определенного педагогического воздействия. (результаты опроса приложение №1)

Боровичская Детская Общественная Организация Скаутов «Родник» (приложение №2) через осуществление прогрессивных и стимулирующих программ, проводимых преимущественно на открытом воздухе и в прямом контакте с природой, создает условия для творческого проявления личности ребенка, доброжелательную атмосферу общения и формирует осознанную ответственность за собственное развитие подростка. Программы организации привлекательны для детей любого возраста.

С 1998 года я работала по программе «Юные туристы» методического центра детско-юношеского туризма и экскурсий (г.Новгород, 1993). В 1999 году благодаря авторской программе Константинова Ю.С. «Юные судьи туристических соревнований», я усовершенствовала свою программу взяв оттуда только те темы, которые позволяли мне готовить ребят на областные соревнования школьников по туризму (216ч) т.к. эти соревнования – один из стимулов и ожидаемый результат от учащихся. Именно эти приобретенные навыки помогают учащимся ближе общаться с природой.

Апробация этой программы показала, что у учащихся, слабо сформированы взаимоотношения в кругу сверстников и окружающих людей, отношение к природе, с опорой на духовно-нравственные понятия. Эта программа не давала возможности задействовать другие потенциальные стороны личности ребенка.

В 2000 году я разработала 2-х годичную Дополнительную общеобразовательную программу «Скаутские ступени роста» модифицированную, туристско-краеведческой направленности, для учащихся 2-3 классов. Она реализовывалась параллельно с программой «Юные туристы» для учащихся 6-7 классов. В 2003 году возникла необходимость объединить эти программы в одну, усовершенствовав ее по тем замечаниям, наработкам, которые за этот период сформировались, созрела необходимость расширения возрастного диапазона участников образовательного процесса: 9-16 лет Появилась Дополнительная общеобразовательная программа «Скаутские ступени роста» модифицированная, туристско-краеведческой направленности.

Новизна программы в том, что она дает возможность учащимся самостоятельно реализовать свои потребности через скаутские законы и принципы. Содержание программы реализуется на 92% на свежем воздухе в прямом контакте с природой. Содержание программы объединяет экотуризм, автономный туризм и спортивный туризм.

Педагогическая целесообразность программы в духовно-патриотическом воспитании учащихся через фундаментальные принципы скаутинга средствами экотуризма.

Цель: создание условий для нравственного самосовершенствования и физического оздоровления учащихся.

Задачи: 1. приобщать учащихся к скаутским законам и традициям;

2. обучать учащихся скаутским навыкам, которые помогут выжить в автономных условиях.

3. развивать у учащихся отношение к природе как к частице самого себя.

4. приобщить учащихся к изучению мониторинга саморазвития.

5. обеспечить процесс изготовления и ремонта туристического и специального снаряжения.

 

Дополнительная общеобразовательная программа, модифицированная, туристско-краеведческой направленности, предусматривает использование следующих методов:

1. поисково-исследовательский метод (самостоятельная работа с выполнением заданий творческого и исследовательского характера с дальнейшим оформлением работ;

2. объяснительно-иллюстративный (объяснение, рассказ, беседа, демонстрация объектов живой природы);

3. проблемно-эвристический (создание проблемных ситуаций, становление противоречий практической деятельности);

4. игровой (имитационные, ролевые, тренировочные, обучающие, развивающие игры);

5. репродуктивный (тренировочные упражнения)

6. метод самореализации, самоуправление через различные творческие дела, участие в походах, экскурсиях, соревнованиях, при подготовке и проведении праздников;

7. метод «мозговой атаки» - способствует развитию мыслительных процессов, формирует умение сосредоточиться на какой-то узкой актуальной цели. (приложение №3)

8. скаутский метод (приложение №4)

В процессе организации деятельности в рамках программы используются следующие принципы:

Ø Принцип воспитывающего обучения

Ø Принцип активности и самостоятельности

Ø Принцип систематичности

Ø Скаутские принципы.

Ø "После нас, лучше чем до нас"

Ø "Делаешь, так не бойся, боишься, так не делай"

Ø "Кто, если не я"

Приемы стимулирования познавательной и коммуникативной активности учащихся.

Позиция взаимотворчества:

1. изготовление наглядного материала;

2. решение проблемных вопросов;

3. использование суждений детей по теме;

4. актуализация прежних знаний и опыта детей в период занятий по программе;

5. вкрапление в тренинг специально допущенных ошибок, которые должны быть обнаружены учащимся,.

Акцент в реализации программы делается на игровую технологию (деловые, ролевые, развивающие, подвижные, народные, спортивные игры).

Педагогам хорошо известен интерес учащихся к подвижным играм. Это насущная потребность здорового ребенка. Для того чтобы игровая технология оказывала благоприятное влияние на развитие учащихся играми надо руководить. Надо стремиться, чтобы учащийся, был деятелем, всегда находил, чем заняться. Увлеченный играй учащихся, не замечает усталости. Предоставляя учащихся самостоятельность в играх, педагог не остается безразличным к тому, как они играют, он знакомит их с новыми правилами игры, иногда и сам принимает в них участие. Некоторые из игр носят соревновательный характер. Здесь особенно важно проконтролировать эмоциональный подъем учащихся.

Отличительными особенностями программы являются:

· 92% занятий проходит на свежем воздухе, в прямом контакте с природой

· учащиеся, занимающиеся по программе, выступают в роли организаторов городских спортивно-туристических и природоохранных дел.

· ежегодное прохождение учащимися испытаний в автономных и экстремальных условиях палаточного лагеря.

· итогом обучения, по программе "Скаутские ступени роста" является категорийный поход в Крым.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow