Второй год обучения. Игры и практические занятия на берегах реки Мста (в черте города). Основное содержание программы

  Теория Практика
1. Родной край, его природные особенности, история, известные земляки. Климат, растительность, животный мир родного края, его рельеф, реки, озера. Транспортные магистрали. Промышленность. Экономика и культура края, перспективы его развития. Сведения о прошлом края. Памятники истории и культуры. Знатные люди края, их вклад в его развитие. История своего населенного пункта. Знакомство с картой своего края. «Путешествие» по карте. Участие в краеведческих викторинах.
2. ТБ при проведении туристских походов, занятий. Дисциплина в походе и на занятиях. Меры безопасности при проведении занятий в помещении, на улице. Правила поведения группы на транспорте. Меры безопасности при преодолении естественных препятствий. Организация самостраховки. Правила поведения в незнакомом населенном пункте. Взаимоотношения с местным населением. Отработка техники безопасности при преодолении естественных препятствий: склонов, подъемов. Организация переправы по бревну с самостраховкой.
3. Личная гигиена туриста, профилактика заболеваний. Гигиена физических упражнений и спорта. Гигиенические основы режима занятий физической культурах и спортом. Личная гигиена туристов. Значение водных процедур. Гигиена обуви и одежды. Сущность закаливания, его значение для повышения работоспособности человека и увеличения сопротивляемости организма к простудным заболеваниям. Вредное влияние курения и употребления спиртных напитков на здоровье и работоспособность спортсменов. Применение средств личной гигиены в походах и во время тренировочного процесса. Подбор одежды и обуви для тренировок и походов, уход за одеждой и обувью.
4. «Экология человека» Экологическая работа – один из видов общественно полезной деятельности. Выполнение краеведческих заданий: сбор материалов по экологии, поисковая работа, опрос местных жителей, метеорологические наблюдения, изучение растительного и животного мира. Работа с экологической литературой. Законодательство по охране природы. Природоохранная деятельность туристов. Охрана памятников природы. Участие в концерте на экологическую тему.   Проведение различных краеведческих наблюдений. Сбор материалов для буклетов и листовок. Знакомство с краеведческими объектами. Изучение краеведческой литературы.
5. Ориентирование по местным предметам. Действия в случае потери ориентировки. Суточное движение солнца по небосводу, средняя градусная скорость его движения. Определение азимута на солнце в разное время дня. Определение азимута по луне. Полярная звезда, ее нахождение. Анализ пройденного маршрута в случае потери ориентировки, возможность ухода на сходную (параллельную) ситуацию. Поиск отличительных ориентиров. Принятие решения о выходе на крупные ориентиры, выходе к ближайшему жилью. Использование звуковой пеленгации, источников света в ночное время. Упражнения по определению азимута движения по тени от солнца, определение азимута в разное время дня по Солнцу, Луне, Полярной звезде. Действия по восстановлению местонахождения.
  «Птицы – наши друзья» Виды птиц зимующих у нас. Повадки птиц. Виды кормушек. Виды корма. Изготовление кормушек. Наблюдение за птицами. Письменное описание своих наблюдений, зарисовки.
  «Живая вода»Состав чистой воды. Определение местонахождения родников, нанесение их на экокарту. Благоустройство источников. Борьба с загрязнением водоемов.
  «Следы на снегу» Направление движения. Где искать следы. Давность следа. Выслеживание и преследование по следам. Зарисовка и фотосъемка следов.
  «Домик для птиц» Виды птиц, прилетающих весной. Повадки гнездующихся птиц. Виды домиков. Изготовление домиков для птиц. Укрепление их на деревьях.
  «Экологическая тропа» а) описание экологической тропы б) оформление экологического маршрута в) контроль за состоянием тропы Выбор места. Разработка маршрута. Оборудование тропы.
  «Экологическая карта» а) специальные экознаки б) выявление положительных и отрицательных факторов воздействия человека на природу. Составление экологической карты реки Мста (в районе города)     Опрос местных жителей Наблюдения Знакомство с литературными источниками Изучение района путешествия

 

Третий год обучения


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: