Заключается в строго логическом порядке обучения двигательным умениям и навыкам. Так же как в природе сцепляется одно с другим, так и в обучении требует логически продуманной системы знаний, умений и навыков. Необходимо устанавливать связи с другими дисциплинами, отражая тем самым целостность и единство всех явлений природы и общественной жизни. Только система дает нам полную власть над нашими знаниями.
Принцип систематичности реализуется в содержании учебных планов, программ и пособий, в сочетании различных форм учебной работы.
После каждого года обучения за рамками учебных часов проводится многодневное туристическое мероприятие – поход, слет, соревнования, туристский лагерь.
Проводить закаливание учащихся, нужно во все времена года, увеличивая дозировку с возрастом ребенка и по мере повышения его закаленности. В подходе к отдельным учащимся, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого из них.
Педагогу необходимо самому знакомиться с методической литературой по закаливанию и знакомить с ней учащихся и их родителей.
|
|
Способы оценки должны использоваться рационально и систематично. Общая и специальная подготовка педагога, его личные качества – принципиальность, чувство ответственности и одновременно доброжелательность, вера в способности учащихся, приводят к благоприятному воспитательному результату.
Чтобы способы проверки были педагогически эффективными необходимо соблюдать следующие условия:
· сравнивать на основании не одного критерия, а целого их комплекса, чтобы по разным критериям разные учащихся, имели возможность получить оценку "лучший";
· оценивать высоко только тогда, когда достижение является следствием волевых усилий, сконцентрированной работы;
· важно помнить – есть и еще иные средства педагогического воздействия.
Нельзя сравнивать одного учащегося, с другим, так как всегда есть масса неучтенных факторов: разные возможности, способности и т.д. Лучше сравнивать успехи каждого с его собственными достижениями, подчеркивая уровень работы.
МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ | СПОСОБЫ ПООЩРЕНИЯ |
1. Тесты социальных ценностей. 2. Анкетирование «до» и «после» скаутских лагерей. 3. Защита базовых скаутских специальностей. | 1. Скаутские значки. 2. Скаутские нашивки 3. Скаутский галстук. 4. Скаутский дневник. 5. Звание 6. Обряд посвящения в "…" 7. Назначение (патрульным, командиром и т.д., как форма выражения доверия) 8. Вручение оберега (как знак признания, может быть переходящим, может быть подарочным) 9. Наградной лист (своеобразная оценка детских усилий) 10. Значки поощрения (итогово-обобщающие) 11. Трудное задание (как знак признания возможностей) 12. Эмоциональная поддержка (знаки внимания, применяемые на скаутских матчах: - аплодисменты - подбрасывание вверх - кричалки - пожатие руки) |
|
|
Метод поощрений и наказаний. Жизненный опыт подростка чаще всего еще не достаточно богат. Учащиеся, далеко не всегда могут правильно оценить свое поведение, а поэтому нуждаются в корректировке своих поступков, в их одобрении или осуждении. Эту функцию и выполняют вспомогательные методы поощрения и наказания. С их помощью усиливаются положительные и тормозятся отрицательные побуждения(приложение №.5(к)).
Вступая в контакт с учащимся,, педагог должен учитывать его возраст, психику, индивидуальные способности и интересы. Метод сочетания требовательности и уважения к личности учащегося, предполагает предъявление к учащимся, таких требований, выполнение которых базируется на реальных возможностях, чем больше нравственный опыт учащегося, тем строже нужно относится к нему.
Учебно-тематический план занятий первого года обучения
№ | Тема занятий | всего | теория | практика | Время проведения |
1. | Книга Р. К. «Маугли» | сентябрь | |||
2. | Скаутский блокнот | сентябрь | |||
3. | Основатели скаутского движения | сентябрь | |||
4. | Скаутские символы | сентябрь | |||
Скаутские традиции | октябрь | ||||
6. | Законы и обещание | октябрь | |||
7. | Скаутские праздники | ноябрь | |||
8. | Добрые дела скаутов | ноябрь | |||
9. | Программы Б.Д.О.О.С. «Родник» для «нежнолапок» | декабрь | |||
10. | «Скауты Новгородчины» | декабрь | |||
11. | Личное снаряжение | январь | |||
12. | Следопытство | февраль | |||
13. | Сигнальная азбука | февраль | |||
14. | Скаутские игры | март | |||
15. | Экологические акции | апрель | |||
16. | «Чтобы выжить» | май | |||
17. | Итоговое занятие | май | |||
Итого |
Учебно-тематический план занятий второго года обучения
№ | Тема занятий | всего | теория | практика | Время проведения |
1. | Родной край, его особенности, история. | сентябрь | |||
2. | Техника безопасности при проведении туристических походов. | сентябрь | |||
3. | Личная гигиена туриста. | сентябрь | |||
4. | Экология человека. | октябрь | |||
5. | Ориентирование по местным предметам. | ноябрь | |||
6. | Птицы -наши друзья. | декабрь | |||
7. | Живая вода (родники) | январь | |||
8. | Следы на снегу. | февраль | |||
9. | Домик для птиц. | март | |||
10. | Экологическая тропа. | апрель | |||
11. | Экологическая карта. | май | |||
12. | Итоговое занятие | май | |||
Итого |
Учебно-тематический план занятий третьего года обучения
№ | Тема занятий | всего | Теория | практика | Время проведения |
1. | Чем полезны и интересны туристические походы и скаутские лагеря | сентябрь | |||
2. | Походная медицинская аптечка, личная гигиена туриста. | сентябрь | |||
3. | Ориентирование на местности | октябрь | |||
4. | Туристический быт | ноябрь | |||
5. | Физическая подготовка скаута | декабрь | |||
6. | Особенности зимних походов | январь | |||
7. | Опасности в лесу, сигналы бедствия | февраль | |||
8. | Наблюдение за погодой в природе | март | |||
9. | Одежда и обувь в походе | март | |||
10. | Охрана природы | апрель | |||
11. | Растения-целители | апрель | |||
12. | Подведение итогов похода | май | |||
13. | Скаутские базовые специальности | май | |||
14. | Итоговое занятие. | май | |||
Итого |
Учебно-тематический план занятий четвертого года обучения
|
|
№ | Тема занятий | всего | Теория | практика | Время проведения |
1. | Скаутинг в России | Се6нтябрь | |||
2. | Личное, групповое и специальное туристическое снаряжение | сентябрь | |||
3. | Организация туристического быта | сентябрь | |||
4. | Подготовка к походу. Узлы на туристических соревнованиях | октябрь | |||
5. | Технические приемы, применяемые на туристических соревнованиях | октябрь | |||
6. | Соревнования по скаутским навыкам | ноябрь | |||
7. | Конкурсная программа. Туристические должности в группе | декабрь | |||
8. | Правила движения в походах. Лыжный туризм | январь | |||
9. | Преодоление препятствий. Понятие о топографической и спортивной карте | февраль | |||
10. | Спортивное ориентирование. Изучение района путешествия | март | |||
11. | Оказание П. доврачебной помощи. Основные приемы транспортировки пострадавшего | март | |||
12. | Техника пешеходного туризма | апрель | |||
13. | Контрольный туристический маршрут. Туристические возможности родного края | май | |||
14. | Итоговое занятие. | май | |||
Итого |
Учебно-тематический план занятий пятого года обучения
№ | Содержание программы | Всего часов | теория | практика | Время проведения |
1. | Пешеходный туризм. Туристические возможности родного края, Крыма и Хибин. | Сентябрь | |||
2. | Обеспечение безопасности в походе и на занятиях | Октябрь | |||
3. | Технические этапы и специальные задания | Октябрь | |||
Категорийный поход в Крым | Ноябрь | ||||
5. | Краткие сведения о строении и функциях организма. | Декабрь | |||
6. | Врачебный контроль | Декабрь | |||
7. | Организация бивака, туристического быта, привалы. | Декабрь | |||
8. | Лыжный туризм. Личная гигиена, профилактика заболеваний. | Январь | |||
9. | Знакомство с техническими этапами, специальными заданиями | Февраль | |||
10. | Приодаление «чащобного» участка завала | Февраль | |||
11. | Тропление лыжни, движение по открытому льду | Март | |||
12. | Подъемы и спуски | Март | |||
13. | Организация ночлега | Март | |||
14. | Устройство укрытия в экстремальных условиях | Март | |||
15. | Категорийный поход в Хибины. | Апрель | |||
16. | Соревнования по ориентированию | Май | |||
17. | Общественно-полезная работа в путешествии, охрана природы и памятников культуры | Май | |||
18. | Итоговое занятие | Май | |||
Итого |
|
|
Первый год обучения. Круглый год подвижные игры на спортивной площадке. Основное содержание программы
Теория | Практика | |
Книга «Маугли» а) герои книги б) черты характеров героев в) законы джунглей г) примеры героев для «нежнолапок» | Выделить положительные качества личности и законы, которые пригодятся нам в жизни | |
Скаутский блокнот: а) функции блокнота; б) импровизации в блокноте | Изготовление блокнота (девиз свой) | |
Основатели скаутского движения а) лорд Баден-Пауэлл (Англия) б) О.И. Пантюхов (Россия) | Работа со скаутским блокнотом. | |
Скаутские символы: а) скаутская эмблема, девиз, рукопожатие, знаки отличия, галстук, форма | Работа со скаутской символикой. | |
Скаутские традиции: Мачта, (утреннее построение) кричали, посвящение в скауты. | Соблюдение скаутских традиций. тест «что такое, самоорганизация» | |
Скаутские Закон и Обещание. Ценности, на которые опирается здоровое общество. | Творческие задания, игры на темы: «Смысл скаутских Законов» и «Скаутское Обещание». | |
Скаутские праздники: а) «День Матери» - 1 декабря б) день рождения Баден-Пауэлла – 22 февраля; в) «Праздник Первого Костра» - 30 апреля; г) день Георгия Победоносца – 6 мая | Разработка нового сценария праздника, по предложенным сценариям. | |
Добрые дела руками скаутов и «нежнолапок». | Изготовление открыток, листовок, ремонт книг, уборка территории, изготовление кормушек | |
Программы для «нежнолапок»: а) «школа Балу» б) «город Бандерлогов» в) «Купание с питоном Каа» г) «Столовая Багира» | Участие в тренингах, игровых программах. Запись любимой программы в скаутский блокнот (с обоснованием). |
«Скауты Новгородчины» а) Новгород – Бобры – Клуб Юных Моряков б) Хвойная –«Ежики»– экологи в) Чудово –«Пегас» – театралы г) Боровичи –«Родник» - туристы | Нанести на карту Новгородской области изображения с названием отрядов братьев-скаутов. | |
Экологические акции: а) «Скаут – друг природы» б) изготовлениение листовок в) наблюдение, распространение буклетов | Ремонт уборочного инвентаря. Выращивание цветов. Изготовление поделок из природного материала. | |
Личное снаряжение. Запасные вещи, к.л.м.н., предметы личной гигиены. | Уметь формировать личное снаряжение в рюкзак. | |
Следопытство: Знакомство со следами зверей, насекомых. | Отличать следы животных. Уметь подражать хорошим качествам зверей. | |
«Сигнальная азбука»: костром, дымом, свистком, перестукиванием. Азбука Морзе. | Уметь применять азбуку в игре «доброе слово» | |
Скаутские игры: на развитие глазомера, внимания, слуха, быстроты реакции, выносливости, с элементами ориентирования и первой медицинской помощи. | Уметь провести с ребятами игру. | |
«Чтобы выжить» а) виды костров б) страховочная система в) техника безопасности. | Изготовить макет видов костра. Надевать страховочную систему без посторонней помощи. Знать правила Т.Б. наизусть, уметь объяснять зачем. |