Восстановления церкви
В начале шестнадцатого века произошла своего рода революция, охватившая весь мир и положившая начало серьезному восстановлению церкви. Этот процесс продолжается до сегодняшнего дня и будет продолжаться до того времени, пока Бог полностью не восстановит все, что необходимо восстановить, и Божья церковь станет тем, чем она должна быть. Это событие произошло в начале 1500-х годов и вошло в историю под названием, «Реформация».
Реформация, полностью перевернувшая тогдашний церковный и светский мир, восходит к взаимоотношениям с Богом вначале одного единственного человека. Его имя - Мартин Лютер (1483-1546). Глядя на него с расстояния почти в пятьсот лет, легко видеть его недостатки и ошибки. Легко обнаружить в нем не только светлые стороны. Но, что действительно важно понять, - какой же силы духовная тьма и зло охватывали тогдашнюю церковь и какое духовное потрясение произошло в самом Лютере и через него. Какое-то время он стоял один на один против всего мира, но результат был потрясающим. Началось освобождение от «Вавилонского плена церкви».
|
|
Мартин Лютер
Мартин Лютер был монахом, принимавшим самое серьезное участие в жизни католической церкви со всеми ее делами, суевериями и церковной политикой. Среди всего этого Лютер видел одну единственную проблему. Он спрашивал себя: «Как достичь мира с Богом?» или «Как найти милости у Бога?»
Для Лютера, как и для всех других верующих того времени, Бог был гневным, безжалостным, ненасытным судьей, которого необходимо было задобрить. У Лютера была очень чувствительная совесть. Некоторые говорят, «слишком» чувствительная. Он делал все, чтобы завоевать милость у Бога, но от этого его жизнь становилась только злосчастнее. Как монах, священник, профессор теологии он проводил свою жизнь в постах, молитвах святым и Марии, носил рубахи из конского волоса, постоянно исповедовался в грехах, совершал паломничества, платил за отпущение грехов, для того чтобы добиться состояния внутреннего мира с Богом. Его настоятель и исповедник Штаупиц спрашивал его, почему он не может, как все другие, согласиться с тем, что он грешный человек. Если он делал все лучшее, что только мог, этого должно было быть достаточно, чтобы Бог принял его. Но именно с этим Лютер и не был согласен. Совесть подсказывала ему, что Бог недоволен им. Что бы он ни делал, этого казалось ему мало, и, даже если он сам считал, что делает все возможное, чтобы жить благочестиво, он все равно не находил покоя. Ни один священник не мог сказать ему наверняка, что он прощен, и он сам знал, что не имеет мира с Богом.
|
|
В это время Лютер посетил Рим, столицу христианства. Он молился, постился, раздавал милостыню, часами стоял на коленях в церкви Санта Скала, на ступенях святой лестницы, на которой, по преданию, Иисус стоял, когда Пилат осуждал Его на смерть. Впоследствии ее перевезли в Рим как священнейшую реликвию. Он видел священные реликвии и делал все, чтобы «святыми делами» угодить Богу. Тем не менее, внутри у него было пусто. Он видел духовное, моральное и политическое падение Рима и с развенчанными иллюзиями вернулся домой, в Германию.
Лютер был профессором теологии в новом университете в городе Виттенберге. Он читал студентам Псалтирь, Послание к Римлянам и Послание к Галатам. Изучая Послание к Римлянам, он открыл первую главу и прочел 16-17 стихи, как вспышка молнии озарившие его сердце. «Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, потом и Еллину. В нем открывается правда Божия от веры в веру, как написано: праведный верою жив будет».
Совершенно неожиданно у него как бы открылись глаза, и он увидел, что оправдание, мир, угождение Богу происходит не через добрые и религиозные дела, которые мы делаем. Но мы получаем их на основании того, что Иисус совершил на кресте. На основании того, что Он сделал для нас на кресте, что Он делает в нас, когда мы верой принимаем Его дар – спасение в Иисусе Христе. Павел говорит: «Ибо мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона». (Римл.3:28). Осознание откровения, что он был облагодетельствован и что вполне достаточно принять уже совершенное Иисусом на кресте, полностью перевернуло жизнь Лютера. И то же самое, что перевернуло жизнь Лютера, таким же образом постепенно перевернуло всю Европу и затем весь мир. Неожиданно для себя он увидел, что сама система, в которой он находился, на самом деле была ненужной. Произошло это не сразу, но постепенно. Вначале он хотел реформировать церковь только по нескольким пунктам. Но, сам того не сознавая он обнаружил и разоблачил гигантское религиозное существо, державшее в плену миллионы людей и препятствовавшее и их спасению, и их жизни с Богом.
Шаг за шагом продвигаясь дальше, он обнаружил, что церковь полностью исказила Евангелие. Вместо Евангелия и милости проповедовались дела закона. Вместо веры – суеверия и религиозные дела. Вместо Слова Божьего – человеческие легенды, традиции и канонические правила и законы. Вместо библейского водительства Святым Духом с помощью служебных даров и даров милости, церковью руководили священники, кардиналы и Папы. Их слово было главнее Слова Библии, а не наоборот.
Особенно отрезвило Лютера положение с отпущением грехов. Из всех заблуждений и суеверий это, может быть было самым худшим. Церковь учила, что монахи и священники за деньги могут вымолить прощение умершим душам, так что те могут перейти из чистилища - некое среднее состояние душ между адом и небом - в рай. С простого народа старательно собирали деньги за «проход в рай». Папа утвердил особый «налог Петра», собирая деньги на постройку храма Св.Петра в Риме. Приходя в этот храм, человек мог заплатить особую плату, и его родственник получал на несколько лет раньше освобождение из чистилища. Эта смесь ереси с жадностью помогала использовать неведение людей и связывала их грехом, вместо того чтобы силой Слова дать им свободу.
Лютер отреагировал, наконец, тем, что 31 октября 1517 года прибил к порталу Дворцовой церкви в Виттенберге 95 вопросов. В них он восставал против платы за души умерших и предложил дискуссию об этом и о других установлениях католической церкви. Этот день называют днем рождения Реформации.
|
|
За несколько месяцев огонь разгорелся по всей Европе. Лютер был вынужден становиться все более радикальным. Несомненно, Папа и кардиналы могли ошибаться, только Библия могла быть непререкаемым авторитетом. Последствия были потрясающими. Они описывались во многих книгах, и я не хочу их здесь пересказывать. Лютер был отлучен и предан анафеме (проклят). Когда вышло постановление Папы об отлучении, Лютер ответил тем, что сжег его вместе со всем католическим законом. Власть католической церкви в Европе ослабела, и повсюду появилось множество протестантских церквей.
Реформация была обновлением учения в большей степени, чем пробуждением. Но тысячи людей услышали истину и действительно обрели мир с Богом. Лютер перевел Библию на немецкий язык и упразднил латынь. Типографский станок в Гуттенберге трудился на полную мощность, печатая книги, Библии и ее отдельные части, трактаты, псалмы и песни, распространяя их повсюду, и люди впервые получили возможность познакомиться с Евангелием. Лютер сам писал псалмы, которые пелись повсюду, и можно сказать, что его реформаторские псалмы распространяли Евангелие в Европе в большей степени, чем его проповеди.
Лютер так обобщал пункты своего учения:
1) Сола грасис - только милость. Того, что Бог сделал во Христе, достаточно для спасения.
2) Сола фиде - только вера. Твой ответ - вера, а не дела закона.
3) Сола скриптура - только Писание. Наивысший авторитет для христианской жизни не епископат, папство и церковная организация, но Библия.
4) Сола Kpucmo - только Христос. Он есть ядро и звезда Библии. Он есть центр христианской веры и христианской жизни. Он и средство, и пример церкви. Его одного достаточно.
|
|
Реформация, начатая Мартином Лютером, охватила всю Европу. Одна религиозная война сменяла другую, но ничто не могло остановить Реформацию. Движение было слишком большим и слишком сильным. У него появились другие лидеры и другие овцы того же стада: Кальвин, Цвингли, Буцер и Кнох разными путями продолжали работу Лютера. В мрачное время средневекового суеверия знамя Библии было поднято на высокую вершину.
Никто не мог свергнуть его. Было положено начало откровению об истинном учении.
Джон Весли
Несколько сотен лет спустя Господь использовал другого человека, по имени Джон Весли (1703-1791). Чтобы восстановить нечто важное, а именно, жизнь с Богом. Весли был священником английской англиканской церкви. Окончив теологический факультет университета, он проповедовал в течении нескольких лет. Кроме того, он был миссионером среди индейцев Северной Америки еще до того, как сам получил рождение свыше.
Обращение произошло, когда ему было тридцать пять лет, 24 мая 1738 года, когда он во время проповеди читал толкование Лютера на Послание к Римлянам. Вот как он сам это описывает: «Было, примерно, без четверти девять, когда я читал, как Лютер описывает изменения, которые Бог производит в сердце через веру в Иисуса Христа и только в Него одного. Я почувствовал в сердце необычайное тепло. Я понял, что в моей надежде на спасение я полностью полагаюсь на Христа и только на Него одного. Меня осенило вдруг, что Он взял на Себя все мои грехи, да, именно мои, и спас меня от грехов и закона смерти».
Последствием Реформации в Европе стало развитие протестантизма. Реформация же положила начало развитию наук. Человечество отбросило церковные басни и суеверия. Люди стали прислушиваться к голосу совести и положили чтение Библии необходимым для корректирования совести каждого человека. Они обратили внимание на то, что Богу угодно, чтобы человек изучал, познавал, развивал и возделывал мир, в который Бог поместил его жить. Протестантская Европа переживала времена социального, экономического и политического расцвета. Библия, десять заповедей, христианская вера стали основой жизни всего общества и установления законодательств, школьного обучения и т.д.
Что же касается религиозной жизни, то тут постепенно реформация перешла в мертвые доктрины, теологический педантизм, теоретические сражения и разделения. Основное ударение делалось на «веру», при этом считалось, что не так важно, как человек живет, потому что он спасается не по делам закона. В то же время в интеллектуальных слоях населения начали развиваться просветительная философия, рационализм, деизм, атеизм. Вера тоже стала интеллектуальной и подвергалась сомнению. Рационализм, со своим скептическим отношением ко всему, что нельзя охватить и объяснить разумом, начал критиковать Библию и ее учение как «лишенные здравого смысла».
Если Реформация противостала традиционализму, то пробуждение 1700-х годов, Джон Весли и методизм противостали рационализму и мирскому мировоззрению общества. Весли сам, родившись свыше, увидел разницу между сердечной верой и интеллектуальным познанием истины. Недостаточно признавать библейское учение разумом или терпимо относиться к нему. Его необходимо принять сердцем, и оно должно приносить плоды в жизни человека. Это привело Весли к откровению о двух важных истинах, относящихся к жизни верующего:
1) Тебе необходимо рождение свыше (Ин.3:3-5).
2) Как истинный рожденный свыше верующий ты должен жить жизнью освящения.
Рождению свыше и освящению стало придаваться огромное значение, как никогда раньше. Официальная религия, построенная на познании разума и пропитанная мирским духом, отреагировала сильнейшим образом.
Вся жизнь Весли прошла в преследованиях. Количество его единомышленников, называвших себя методистами, потому что основой своей жизни они признавали дисциплину, молитву и твердые принципы, возрастало тысячами. Методистское пробуждение охватило Европу и северную Америку и оказало сильное влияние на Англию, стоявшую на пороге политического хаоса и социальных беспорядков. Многие боялись, что французская революция перекинется в Англию. Этого не произошло. Вместо этого началось пробуждение. Напротив, во Франции, остававшейся католической, где Реформация оказала большое влияние на массы через гугенотов, но которое удалось остановить, результатом стал революционный террор. Пробуждение в Англии сильно повлияло на социальные отношения, особенно широким было пробуждение среди тысяч нищих углекопов.
Пробуждение произвело две вещи: а) пробудило в людях социальное сознание и милосердие, б) активизировало евангелизацию и миссионерскую работу. На основании откровения о спасении, освящение, служение милосердия и миссионерская работа по завоеванию пропащих душ начали проводиться серьезно и систематически. До тех пор различные государственные церковные власти, как католическая, так и протестантская, продолжали считать, что люди, рожденные в «христианских» странах, через крещение в младенческом возрасте становятся христианами. Но теперь серьезно прозвучало откровение о необходимости родиться свыше, обратиться к Богу и покончить с грехом в своей жизни. Человек должен лично принять в свое сердце Иисуса Христа и силу Святого Духа для того, чтобы жить свято и свято служить Богу.
Откровение, а не просто учение о жизни, раз и навсегда вошло в церковь и начало набирать силу.