Б. Различные элементы служения причастия

В церквях, где нет определенного ритуала хлебопреломления, полезно начать совместное изучение этого таинства. Нет необходимости «вновь изобретать ко­лесо», так как многому можно научиться у тех, кто веками хранил этот дар. Важно также не путать тео­логию с методологией. Перенять некоторые обряды не означает полностью принять теологическое учение тех церквей, которые этим обрядам следуют. Нам не нужно отказываться от обрядов из страха закоснеть в них. Напротив, мы можем взять на вооружение раз­личные, живые способы проведения служения, пола­гаясь на водительство Духа в этом вопросе, так чтобы настоящая свобода — подчинение Духу Святому — никогда не была утрачена.

Полезно разграничить значение некоторых слов, таких как слово «литургия», которое в определенных кругах движения пробуждения является наименее популярным. Фактически литургия — лишь фор­мальное обозначение того, что происходит на бого­служении. Оно используется вместо слова «церемо­ния», характерного для светских собраний. Греческое слово лейтургия, означающее «богослужение», состоит из двух слов: лейтос — «люди» и эргон — «ра­бота», «служение». Таким образом, литургия стано­вится служением людей перед Богом или способом осуществления людьми своего служения пред Госпо­дом. По определению (взятому из книги Мартлинга «Литургия», с. 10) легко заметить, что все виды хрис­тианских собраний представителей различных дено­минаций имеют некую форму литургии.

Давайте не дадим своему невежеству зайти столь далеко, чтобы оно не превратилось в предубеждение. Напротив, давайте примем это, как есть: мы как Бо­жий народ осуществляем служение перед Ним. Слово лейтургия— «литургия» используется во многих мес­тах Нового Завета, например, в книге Деяния (13:2): «Когда они служили Господу [лейтургео] и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их» (курсив автора. — Прим. перев.). В Послании к Евреям (8:1, 2) говорит­ся: «Мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах и [есть] священнодействователь [лейтургос] святилища». Это слово используется и в других местах Нового Завета, включая Евангелие от Луки (1:23), Послание к Евреям (10:11), Послание к Филиппийцам (2:17). Литургия, как слово и как понятие, имеет в Писании глубокие корни. Если правильно его трактовать, то оно просто означает, что существует порядок, по которому люди приходят к Богу и служат Ему.

С самого начала служение причастия было осно­вано на определенных краеугольных камнях. Нет причин и сегодня от них отказываться.

1) Павел говорит о том, чтобы проверять себя пе­ред хлебопреломлением (см. 1 Кор. 11:27-29). Если мы на самом деле собираемся встретиться с Иису­сом, возможно, неплохо подготовиться к этому еще дома, молясь и исследуя свое сердце. Совершенно ес­тественно перед причастием дать собравшимся воз­можность исследовать себя и исповедать свои грехи перед тем, как принимать дары. Христиане почув­ствуют облегчение, если им сказать, что они прощены на основе следующего места Писания: «Если ис­поведуем грехи наши, то Он, будучи верен и праве­ден, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Иоан. 1:9).

Само собой разумеется, что во время служения имеет место символ веры — апостольский или более длинный никейский, когда мы вместе, как церковь, исповедуем свою христианскую веру.

Поскольку эта трапеза совершается в качестве служения перед Господом, верующие веками испы­тывали сильнейшее желание возвышать свои сердца в великой хвале и благодарении. Они вместе радова­лись пред Господом, превозносили Его и Его чудес­ный подвиг спасения. Делая это, они чувствовали, что едины со всеми святыми всех времен. Ведь Тело Христа состоит не только из людей живущих здесь и сейчас, но и из множества верующих, живших на земле во все времена. В ранней истории Церкви хрис­тиане пели: «А потому, присоединяясь к ангелам и архангелам, и верующим всех поколений, мы возвышаем свои голоса со всем творением, воспевая: свят, свят, свят Господь, Бог силы и могущества. Небо и земля полны Твоей славы. Осанна в вышних. Бла­гословен Грядущий во имя Господне. Осанна в вы­шних» (Ис. 6:3, Мат. 21:9).

Трижды повторяющееся «свят» — по-латыни санктус — это приветственный возглас триединому Богу, бесконечному превосходству, красоте, благости и милости Отца, Сына и Святого Духа. Эти молитвы и песни могли продолжаться в различных формах сколь угодно долго.

4) Произносятся слова установления таинства причастия, написанные в Евангелии от Матфея (26:26-30) и Первом послании к Коринфянам (11:23-28). Они были произнесены над хлебом и вином Самим Иисусом. Здесь говорится, что хлеб и вино с обетованием Божьего присутствия, о которых мы читаем, — не просто обычная трапеза, но вечеря Гос­подня, в которой присутствует Господь. Можно ска­зать, что эти слова имеют духовную силу и дают нам право верить, что причастие есть нечто иное, нежели обычный прием пищи.

5) После слов установления произносится молит­ва о дарах. Одна из таких молитв с ранних времен из­вестна по-гречески как «Эпиклезис». В ней содержит­ся обращение к Святому Духу сойти на дары особым способом: «Пусть Твой Дух сойдет на эти дары и ос­вятит их, чтобы они стали для нас плотью и кровью нашего Господа Иисуса Христа, во имя Сына, наше­го Господа Иисуса Христа. Аминь». В этой молитве заключен прямой ответ веры на слова установле­ния таинства, в которых имеется обетование живого присутствия Иисуса. Это Божье чудо, и нет смысла об этом рассуждать или пытаться рационально объ­яснить. Вместо этого в своем сердце мы принимаем Иисуса верой, когда Он, согласно Своему собствен­ному слову и обещанию, приходит к нам в хлебопреломлении. Как и все прочее в христианской жизни, это основано на Божьих обетованиях завета — обе­щаниях, которые исполняются Духом, а принимаются верой. Это есть объективная духовная реальность независимо от того, принимается она верой или нет, но только через веру она станет благословением для принимающего.

Есть молитвы, датируемые приблизительно 70 го­дом н. э., которые даже сегодня можно использовать во время служений хлебопреломления. Ниже я хотел бы вам представить некоторые примеры молитв, ко­торые произносились над хлебом и чашей. Они час­тично взяты из старого трактата «Учение двенадцати апостолов», Дидакхе (9:2-4). По-видимому, этими молитвами молились, пока еще многие из учеников Иисуса были живы, и считается, что они исходили от самих апостолов. Несмотря на то, что Дидакхе на­шли только в конце девятнадцатого века, он датиру­ется первым веком — по-видимому, приблизитель­но 70 годом н. э., но, вероятно, не позднее 90 года.

О хлебе: «Мы воздаем Тебе благодарность, о наш Отец, за жизнь и истину, которые Ты открыл нам через Своего Сына Иисуса; Тебе принадлежит слава во веки и веки. Как этот преломленный хлеб был разбро­сан по горам, собран воедино и стал одним целым, да будет Твоя церковь собрана воедино от краев земли в Твоем царстве; ибо Твоя есть слава и сила через Иису­са Христа во веки и веки».

О вине: «Мы воздаем Тебе благодарность, о наш Отец, за святое вино сына Твоего Давида, которое Ты открыл нам через Своего Сына Иисуса. Освяти эту чашу спасения Своим Словом и Своим Духом, что­бы мы верой могли принять кровь Христа и жизнь с избытком, и благословение нашего наследия через Его искупительную кровь. Тебе да будет слава во веки и веки». (Выделенный текст взят из Дидакхе, осталь­ное датируется более поздним сроком.)

Еще в одном интересном отрывке из Дидакхе (9:5) говорится: «Никому не позволено есть и пить от ев­харистии, кроме тех, кто крещен во имя Господа; ибо об этом Господь сказал: „Не давайте святыни псам"». Здесь мы еще раз видим, как трепетно ранняя цер­ковь относилась к причастию.

6) Затем народ вместе читает Господню молитву.

7) Перед тем как разносить хлеб и вино, соглас­но древней традиции, христиане приветствовали друг друга миром, а затем пели «Агнус Дей»: «Агнец Божий, Который берет на Себя грехи мира, поми­луй нас. Агнец Божий, Который берет на Себя грехи мира, помилуй нас. Агнец Божий, Который берет на Себя грехи мира, дай нам мир».

Теперь внимание полностью сосредоточено на Иисусе и на Его основной сущности: Он Божий Аг­нец (Иоан. 1:29). В Откровении Иоанна, последней книге Библии, все имена, которые даются Иисусу в Писании, сливаются в одно имя — Агнец Божий. Он Агнец, проливающий кровь и умирающий. Он Агнец, ставший жертвой за наши грехи. Он Агнец, стоящий пред престолом. Он Агнец, Который вер­нется во славе. Он Агнец, Который соединится со Своей невестой, церковью. Это Агнец, Которого мы с торжеством вкушаем за трапезой завета. Это Аг­нец, в Котором наше спасение. Это Агнец, о котором мы радуемся, Кого мы славим, чтим и превоз­носим сейчас и вовеки. Вот почему вечеря Господ­ня — радостный праздник и торжественная трапеза. Это уникальная возможность обратить свои глаза к небесам, к престолу и увидеть в духе Агнца, Кото­рый достоин всей нашей любви и поклонения.

Не бывает более сильного и пропитанного Божь­им присутствием служения поклонения, чем то, ког­да верующие вкушают святую вечерю Господню, по-настоящему понимая ее суть. Тогда сможем осоз­нать и то, что мы, часть земной Церкви, соединяемся с ангелами небесными и всеми святыми на небесах, которые стоят пред престолом в непрестанном по­клонении Агнцу. В этом заключается суть причастия. Мы не только принимаем благодать, но своим бла­годарением, евхаристией, отдаем что-то взамен того, что Он дал нам. Мы благодарим Его и воздаем Ему честь за все, чем Он является, за все, что Он сделал и продолжает делать, и за все, что ожидает всех верую­щих в Него — вечный союз с Ним на небесах.

8) Затем разносят хлеб и вино. Это можно делать многими способами. Собравшиеся могут сидеть или стоять. Они могут выходить вперед, преклонять колени или принимать причастие на своих местах. Здесь нет четких правил, но различие в традициях церквей фактически подчеркивает их теологическую основу. Акцент может ставится на общении, един­стве, исповеди, самой жертве или победе и радости.

Всему есть свое место, потому что для причастия нет духовных ограничений. Именно в нем проявля­ется суть христианской веры с самыми глубокими ее мотивами и гранями. Все сливается в одном дей­ствии, в котором поистине присутствует Иисус. Не удивительно, что, когда строились церкви, причастие было в самом центре здания. Все здание имело форму креста, в центре которого был алтарь, стол для при­частия, который представлял плоть, могилу, смерть и воскресение. Все то, что является самой сутью хрис­тианской веры, давало верующим духовную пищу, силы и радость, общение, спасение и освобождение.

Вот почему так важно учить членов церкви обра­щаться с дарами осторожно, чтобы не расплескивать вино и не ронять хлебные крохи. Божьи дела и дары святы. Поэтому мы совершаем служение достой­но, но без ненужной строгости, наоборот, с глубокой радостью, потому что близко встречаемся с Иисусом. С причастием не следует торопиться, следить за тем, чтобы все протекало, насколько это возможно, быстро и продуктивно. Это самое недостойное поведение, ко­торое предполагает полное непонимание сути вечери.

Когда верующие открывают сокровища и богатст­ва причастия, оно становится для них более вели­ким празднеством, чем они могли когда-либо себе представить. Общее поклонение, пение в Духе, хвала, принятие даров, общение, слова, которые мы слышим, — «тело Христа, ломимое за тебя» и «кровь Христа, пролитая за тебя» — входят прямо в наши сердца и оставляют там глубокий и неиз­менный след. Тогда мы будем стремиться к этому источнику, испытывая жажду пить из него чаще.

Причастие преобразуется из скучной, обыденной традиции в глубокое, живое и страстное торжество с радостью и ликованием в Божьем присутствии. Возможно, в хлебопреломлении, как ни в чем дру­гом, хорошо сочетается старое и новое. Поскольку причастие является основным таинством и включа­ет в себя самое важное для нашей веры и духовной жизни, здесь Господь может обратить «сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их» (Мал. 4:6). Во вре­мя хлебопреломления есть место для глубоко лич­ного, тихого поклонения и для хвалы ликования в Духе на новых языках. Здесь форма и свобода могут слиться воедино. Здесь верующие могут углубиться в Духе, а неверующие могут упасть и испытать Божье присутствие (см. 1 Кор. 14:24, 25). Здесь толкование Писания может быть более глубоким, поскольку со­провождается другими элементами служения, дела­ющими его чем-то большим, нежели просто лекцией для пассивных слушателей. Здесь развиваются и рас­цветают духовные дары. Здесь поются новые песни хвалы, непроизвольные песни в Духе звучат вместе со старинными гимнами, такими как «О, святое чело, теперь израненное».

Павел говорит, что, совершая хлебопреломление, мы должны собираться в церкви вместе. В Первом послании к Коринфянам (11:20-22) написано: «Да­лее, вы собираетесь, [так, что это] не значит вкушать вечерю Господню; ибо всякий поспешает прежде [других] есть свою пищу, [так] [что] иной бывает голоден, а иной упивается. Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете церковь Божию и унижаете неимущих?» Здесь видно, что, по предположению Павла, верующие собирались вместе в некоем месте для собраний, что причастие не было личным делом, которое каждый совершал дома. На­против, они собирались в более просторных местах.

Конечно, поначалу для собраний не было таких залов, как сегодня. Верующие преломляли хлеб по домам, потому что едва ли это можно было делать в иерусалимском храме, не столкнувшись с сильной оппозицией (см. Деян. 2:46). Впоследствии они были вынуждены встречаться тайно в катакомбах или дру­гих безопасных местах. Зачастую, чтобы избежать преследований, они собирались у могилы умершего христианина.

В одиннадцатой главе Первого послания к Корин­фянам Павел определенно говорит о том, чтобы со­бираться вместе для хлебопреломления. Потому что причастие занимает центральное место в служении церкви, при участии и молодых и пожилых людей, так чтобы каждый имел возможность славить Гос­пода со всеми вместе и возвещать Его великие дела вечерей Господней.

В Первом послании к Коринфянам (11:21) есть интересная деталь: хлеб и вино приносили из дома, и некоторые явно пили слишком много и пьянели. Это указывает на то, что для причастия использова­ли настоящее вино. Как мы знаем, вопрос о том, сле­дует ли подавать алкогольное вино, стоит достаточно остро сегодня, особенно в свободных церквях. Вино, которое Иисус подал ученикам во время последней вечери, несомненно, было обычным вином с неко­торым содержанием алкоголя. Согласно иудейской традиции, вино считается Божьим даром, и на чело­века, который пьет его с целью напиться, смотрят с большим удивлением. Библия также предостерега­ет нас от этого. Во времена Иисуса неразбавленное вино хранили в бочках, из которых его брали и раз­бавляли водой. В результате по содержанию алкого­ля оно редко походило на современное, но и едва ли было безалкогольным.

Заявлять о том, что Иисус превратил воду в безал­когольное вино, означает искажать истину и тешить себя благочестивыми выдумками, вероятно, в попыт­ке поддержать идею воздержания от алкоголя. Однако для этого есть другие, более веские причины.

Дело в том, что здесь, в Скандинавских странах, где мы не можем сами выращивать виноград, мы, ка­жется, не вполне способны и правильно употреблять вино. Поскольку злоупотребление алкоголем умножается, важно, чтобы христианская церковь была свободной зоной, где люди могут жить жизнью без вредных привычек. Это особенно важно для тех, кто пришел к Господу, имея такого рода зависимость. Когда христиане заигрывают с миром, настаивая на том, чтобы напиваться, то это скорее демонстрирует эгоистическую любовь к удовольствиям и равноду­шие к братьям и сестрам по вере, чем, как это часто можно услышать, некую новую «духовную свободу». Вряд ли на основе теологии можно запретить исполь­зовать для причастия содержащее алкоголь вино, и нам нужно научиться разграничивать использование вина «для священнодействия» и других случаев.

Тем, кто чувствует свою зависимость в отноше­нии вина из-за своей прошлой жизни или по другим причинам, следует предлагать безалкогольную аль­тернативу. Самое главное — помнить, что в хлебе и чаше приходит Сам Иисус, и Его присутствие затме­вает все остальное. Лично я никогда не притрагива­юсь к алкоголю или другим спиртным напиткам, но причастие — это нечто совсем иное. Если предлага­ется вино, содержащее алкоголь, я воспринимаю это спокойно и нахожу для себя приемлемым, помня, что Иисус использовал именно такое вино, когда уч­реждал таинство причастия. Что касается хлеба, то есть аргументы в пользу как дрожжевого, так и не­дрожжевого теста. Не впадая в долгие рассуждения, просто скажу, что Иисус использовал хлеб из не­дрожжевого теста, потому что у иудеев было приня­то есть такой хлеб на Пасху. Эта трапеза напоминала израильскому народу исход из Египта. Вот почему в западной церкви причастие совершают с хлебом из недрожжевого теста. Сегодня такой хлеб продается в форме небольших вафель. Преимущества использо­вания такого хлеба заключаются в том, что каждый человек получает небольшой кусочек, при этом хлеб не крошится и не рассыпается. Хлеб из недрожже­вого теста также напоминает нам о безгрешном теле Иисуса и наших еврейских корнях. Для прихожан, вероятно, будет более символично, если большой по размеру кусок хлеба разламывается на части во вре­мя чтения слов установления таинства. Это помогает в мыслях и разуме сосредоточиться на том, что тело Иисуса было ломимо и унижено ради нас.

9) Заключительным элементом служения являет­ся благословление. Благословление занимало важ­ное место в иудейской вере, и церковь переняла это духовное сокровище. Верующие понимали, что они теперь благословлены «во Христе всяким духовным благословением в небесах» (Еф. 1:3). Когда Иисус оставлял учеников, возносясь на небеса, Он «вывел их вон [из города] до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их» (Лук. 24:50).

В Ветхом Завете только священники могли бла­гословлять; теперь благословляет Иисус как перво­священник Нового Завета. Он по-прежнему благо­словляет со Своего места одесную Бога на небесах. Вот почему всегда было принято заканчивать каждое служение благословлением людей, которые слушали Божье Слово и встретились с Иисусом. Теперь они пойдут по всему миру, следуя за Ним и служа Ему, и распространяя Его Слово и силу.

В качестве благословения и по сей день мы пользу­емся теми словами, которыми Господь заповедал пер­восвященнику Аарону благословлять народ Израиля:

«И сказал Господь Моисею, говоря: скажи Аарону и сынам его: так благословляйте сынов Израилевых, говоря им: да благословит тебя Господь и со­хранит тебя! да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя! да обратит Гос­подь лице Свое на тебя и даст тебе мир! Так пусть призывают имя Мое на сынов Израилевых, и Я благословлю их» (Чис. 6:22-27).

К этому мы, христиане, добавляем имя Святой Тро­ицы: «Во имя Отца, Сына и Святого Духа. Аминь».

Благословение есть нечто реальное. Оно несет че­ловеку Божью жизнь. Простыми словами благосло­вению можно дать следующее определение: «пребывание Божьей милости и жизни с избытком в каждой сфере жизни» или «Божья благость в действии, че­рез которую мы в изобилии получаем все хорошее». В Послании к Галатам (3:13, 14) говорится: «Христос искупил нас... дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников, что­бы нам получить обещанного Духа верою».

Получить Духа означало получить жизнь Самого Бога — вот что несло в себе благословение. Таким образом, благословить кого-то во имя Господа не оз­начало высказать добрые пожелания — это значило поистине передать человеку жизнь Самого Бога и Его благословения. Отношение к священнодействию в Новом Завете основано на иудейском священном реализме. Следовательно, это не было просто вне­шним, символическим действием, хотя все имеет символический аспект. Это было настоящей переда­чей невидимой благодати и благословения через ви­димое действие. Когда первосвященник благослов­лял, что-то на самом деле происходило.

Вот почему в Ветхом Завете только священники имели право и были способны благословлять. Ежегод­но израильский народ с нетерпением ждал момента, когда из святого святых в скинии, а затем и из храма, выходил первосвященник, окропив искупительной кровью крышку ковчега завета. Если он выходил, это означало, что Бог принял жертвенную кровь в каче­стве искупления за все грехи народа, и теперь перво­священник мог благословить всех людей. Их радости не было границ! Через новый завет Иисус, наш пер­восвященник, вошел во святое святых — не с кровью козлов и тельцов, а со Своей собственной кровью — и приобрел вечное искупление за все грехи мира (см. Евр. 9:11-15). Через эту искупительную кровь, кото­рую Иисус, согласно Посланию к Евреям (9:21-25), вознес на небо, Он может благословить весь мир, что­бы каждый, верующий в Его жертвенную смерть, мог во имя Его получить жизнь и благословение.

Своим ученикам Он дал поручение нести по все­му миру именно этот дар, это чудесное искупление.

Им надлежало благословить творение Благой вес­тью и служением примирения (см. 2 Кор. 5:18-20). В Первом послании Петра (3:9) апостол Петр гово­рит: «Не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благослове­ние». Согласно Первому посланию Петра (2:9) мы есть «род избранный царственное священство, народ святой». Во Христе мы призваны, как благословлять других, так и принимать благословение, чтобы оно стало живой силой в нашей жизни. Это благослове­ние звучит для нас снова и снова, как напоминание о том, что мы получили его во Христе, как призыв держаться за него и жить так, чтобы его не поте­рять (см. Евр. 12:16, 17). Но благословение — также действенная и мощная передача жизни, помазания, благодати и силы Святого Духа ежедневно в нашу жизнь.

Новозаветное благословение превосходит ветхо­заветное во всем и относится к каждой сфере человеческой жизни. Нет ничего в нашей жизни слишком маловажного и «недуховного», что Иисус бы не бла­гословил. Он заходил домой к грешникам. Он бла­гословлял детей. Он дал рыбакам чудесный улов. Он помог заплатить налог в храм. Он простил женщину, совершившую прелюбодеяние. Он исцелил у Вифез­ды хромого, который едва ли знал, Кто такой Иисус, и не имел ни особой веры, ни сильной надежды. Он очищал прокаженных. Он освободил человека из страны Гадаринской от легиона бесов. Он превратил печаль вдовы в радость, возвратив ей сына. Куда бы ни шел Иисус, люди везде обретали жизнь. Куда бы Он ни шел, люди получали благословение. Те же са­мые благословения, в каждой сфере жизни, приходят к нам и по сей день. Они нисходят на нас с небес, от Иисуса, нашего первосвященника, из Его протяну­тых, благословляющих рук.

 

 

Послесловие

Мы живем во время, которое предъявляет нам множе­ство требований духовного плана. Это время духов­ного восстановления на многих уровнях, но также и время, когда отдельные функции в Теле Христо­вом будут слиты воедино. Вклады отдельных членов должны быть переданы всему Телу. Никто не живет для себя. Мы все нуждаемся друг в друге. Но нам всем нужно мужество и духовная проницательность, чтобы осмелиться оставить то, что мы уже имеем и можем делать, ради чего-то большего.

Я уверен в одном: в будущем многие верующие более глубоко осознают значимость причастия. Это будет похоже на открытие, сделанное учениками по дороге в Эммаус (см. Лук. 24:13-32). Когда Иисус встретил их на пути после Своего воскресения, они имели о Нем весьма туманные представления. Фак­тически они даже Его не узнали! Сердца в них горели, когда Он открывал им суть Писания. Но только ког­да Он остановился с ними, они Его узнали: «И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, пре­ломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них» (Лук. 24:30, 31). Безусловно они узнали Его, когда увидели, что Он делает то, что совсем недавно делал в верх­ней комнате. Он взял хлеб, благословил, преломил и раздал. В эпизоде по дороге в Эммаус несомнен­но имеется прямое указание на таинство причас­тия. Когда Иисус взял хлеб и преломил его, ученики, скорее всего, посмотрели на Его руки и обнаружили раны от гвоздей. Теперь не было никаких сомнений в том, что перед ними — Господь! Я верю, что се­годня произойдет то же самое. Голос Святого Духа, горячее свидетельство Писания и Его собственное присутствие в вечере откроют ученикам реальность жизни воскресения, и мы увидим Его Таким, Какой Он есть.

Иисус жаждал совершить эту трапезу с учениками перед Своими страданиями, и теперь Он жаждет де­лать это с нами в Своем Царстве. А пока Он является нам так, как явился ученикам по дороге в Эммаус.

Некоторые могут спросить, стоит ли писать кни­гу о хлебопреломлении, принимая во внимание то, какие противоречия оно вызывает во многих кругах движения пробуждения. Зачем это нужно? Почему бы просто не проповедовать, не учить Слову и не проводить евангелизационные мероприятия? Неко­торые люди поучительно заметили, что изложенные взгляды на хлебопреломление похожи на взгляды ка­толической церкви, что они могут привести к магии и обрядности и т.д. Такие комментарии, зачастую основанные на беспричинном страхе или поверхно­стных знаниях, являются для меня подтверждением того, что необходимо копать глубже, сообща, чтобы открыть для себя сокровища причастия. Нельзя поз­волять предрассудкам и страху нам помешать. Не­льзя также считать, что наши деноминации само­достаточны или владеют полной истиной. Движение пробуждения часто будет подниматься для того, что­бы воплотить в жизнь определенные истины; однако как только это произошло, движение должно приоб­рести более широкие границы, чтобы оно не потеря­ло здравость и не дошло в результате до крайностей и истощения. Потому что быть сильным в одной сфере не значит быть сильным во всем. Это также не означает, что тебе, в порядке исключения, не нужно учиться у других, или что совместно с другими тебе не удастся открыть новые сокровища.

Современные христиане движения пробуждения легко увлекаются некоторыми модными словечками и определенными моделями внешнего поведения. Но это и есть духовный застой. Мы не призваны к тому, чтобы сидеть и праздновать свои победы, придерживаясь манеры поведения друг друга. Мы имеем великое и святое призвание, которое заключается не только в служении Богу, но и, самое главное, в том, чтобы познавать Его. Нам нужно противостоять са­мым большим искушениям нашего времени: по­верхностности, модным тенденциям и преклонении пред толпой, пытаясь приобрести популярность. В дальнейшем все это принесет опустошение нашей собственной духовной жизни и негативно скажется на наших церквях.

Люди сегодня очень жаждут, особенно часто я за­мечал это в более молодых верующих, открыть для себя заново древние, подлинные истоки веры. Мно­гие молодые люди не согласны жить спорами и про­тиворечиями предыдущих поколений, так как эти несогласия порой бывали довольно поверхностны­ми. Напротив, они хотят принять богатства, которые Дух Святой веками вкладывал в Церковь Христову. Одним из таких сокровищ несомненно является причастие. И совсем не так важно, «католическое» оно или «протестантское», «евангелическое» или «харизматическое». Вопрос в том, является ли оно подлинно христианским, а значит, истинным. Если оно истинно, мы обязаны принять его — даже если в нашей собственной общине об этом таинстве рань­ше не знали. Или оно имело неточное объяснение, связанное с нашими культурными особенностями и традициями. Важно, чтобы мы поняли его суть и признали истинный его смысл.

В ближайшем будущем мы увидим множество людей, стекающихся на служения хлебопреломления не только затем, чтобы услышать знаменитого про­поведника или получить некое духовное удоволь­ствие, но чтобы превозносить, восхвалять и чтить живого Бога вместе с тысячами других людей. Что­бы вкусить и увидеть, как благ Господь! Я верю, что это укрепит духовную жизнь верующих и подгото­вит молодое поколение к серьезным, но невероятно удивительным временам, которые наступят, когда мир услышит Евангелие. Европа еще раз увидит огромное множество посвященных молодых христи­ан, которые верят в силу Евангелия и поднимут зна­мя креста. Эта молодежь будет понимать, что вечеря Господня находится в сердце той жизни, которую было поручено поместным церквям нести этому миру, нуждающемуся в Божьем присутствии и люб­ви. Потому что людям нужно не только слышать о Нем, но и по-настоящему вкушать Его.

 

Об авторе

Ульф Экман — основатель и пастор церкви «Слово Жизни», город Упсала, Швеция. Церковь несет служение на местном, национальном и международном уровнях. Сфера ее деятель­ности обширна, но главная цель — проповедовать Еванге­лие и учить людей основам христианской веры во всем мире. Для этого разрабатываются и осуществляются христианские образовательные программы, создаются миссии во многих странах мира, ведутся христианские телевизионные передачи и издательская деятельность. Ульф Экман проводит регуляр­ные семинары — в Швеции и по всему миру — для пасторов и лидеров церкви. Он также является автором более тридца­ти книг, которые переведены почти на тридцать языков.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: