Целенаправленность и общественная полезность скаутских дел

Работа в малых группах

 

Основной, самостоятельной и самоуправляемой единицей скаутской организации является «патруль», группа из 5-7 человек, под руководством лидера патруля. Не знаю, были ли тогда соответствующие работы по психологии, и читал ли их Баден-Пауэл, но, исходя из своего опыта, он пришёл к совершенно верному выводу. Группа из такого количества человек является наиболее стабильным и управляемым коллективом. Каждый человек в ней сохраняет свою индивидуальность и полностью раскрывает свои способности. Руководитель такой группы в состоянии удерживать в памяти информацию обо всех членах группы и их действиях, обращаясь к каждому непосредственно.

При увеличении состава группы её эффективность и управляемость резко падает. Единый коллектив при этом обычно распадается на подгруппы с различными, часто противоречащими друг другу, интересами. Руководитель такого коллектива уже не в состоянии ставить отдельные задачи каждому члену группы и своевременно контролировать их выполнение. Он вынужден либо руководить подгруппами, через их формальных или неформальных лидеров, либо использовать чисто командный стиль руководства, обращаясь ко всей группе в целом. Типичным примером такого слабо управляемого коллектива может служить школьный класс или группа детского сада. Руководить таким коллективом можно только с помощью команд типа: «Все встали!», «Все пошли…».

В таком коллективе очень сложно воспитать инициативного, самостоятельного и ответственного человека. Здесь всегда можно спрятаться за спину других и возложить всю ответственность на подавшего команду. Другое дело в малой группе, где все на виду, где каждый специалист в своём деле, где успех зависит от слаженной работы всей группы, инициативы и умения каждого.

Инициатива и ответственность

Если внимательно посмотреть, как функционирует скаутская организация, то она покажется стоящей на голове. Здесь дети руководят, а взрослые вроде бы им подчиняются. Метод, кстати, совсем не оригинальный, вспомните Макаренко и «Республику ШКИД». Скаутский патруль сам выбирает своего лидера, и лидер сам руководит патрулем. Делами организации руководит выборный совет, состоящий из лидеров патрулей и ответственных за отдельные направления работы.

Взрослые обычно не имеют права непосредственно отдавать приказы, либо сознательно не пользуются этим правом. В их обязанности входит формирование общего направления развития и деятельности организации, разработка методических и руководящих материалов, функции воспитателей, наставников и консультантов, а также чисто административные, финансовые и бухгалтерские дела. По сути, вся скаутская работа ведётся в патрулях, и, с точки зрения скаутинга, кроме патрулей в организации больше ничего нет. Всё остальное является как бы вспомогательным и служит для организации работы в патрулях.

Очень сложно руководить, не руководя, а советуя, воспитывая, убеждая. Для этого нужно иметь недюжинный педагогический талант и действительно заслуженный авторитет. Зато и результаты получаются впечатляющими. Принимая решение, скаут или скаутский лидер возлагает на себя всю полноту ответственности за последствия его выполнения или невыполнения. Став взрослыми, такие люди заметно отличаются от своих коллег умением нестандартно мыслить, организаторскими способностями и повышенным чувством ответственности.

Обучение через дело

Скаут − мастер на все руки и постоянно чему-нибудь учится. Но и здесь всё не так, как мы привыкли понимать. Это не просто учёба, а скорее самообразование и взаимообучение. Каждый скаут самостоятельно и целенаправленно изучает и осваивает специальности, умения и навыки, необходимые ему в повседневной жизни и делах организации. Инициаторами обучения здесь опять же выступают сами дети, а у их наставника должна болеть голова о том, где найти учебные материалы, как организовать занятия и откуда пригласить специалистов для их проведения. Наставник вовсе не должен всё знать и уметь, хотя это очень желательно. Его основная обязанность − организовать. Само же обучение может проводить и один из скаутов, например, хорошо освоивший данную специальность в кружке, студии или спецшколе.

В скаутинге нет и не может быть учёбы ради учёбы. Все полученные знания немедленно проверяются и используются на практике. Инициатива в обучении и инициатива и ответственность в принятии решений складывается в единый сплав. В скаутинге недопустим командно-армейский принцип «Делай как я!». Здесь это звучит так: «Посмотри, как делаю я, и сделай так, как считаешь нужным».

Не следует понимать «обучение через дело» буквально, как совет показывать всё «на пальцах». Обучение должно быть не целью, а средством к её достижению. Только тогда полученные знания, подкреплённые практикой, останутся надолго, а не выветрятся, как в школе, на следующий день после сдачи экзамена. Например, традиционные для скаутинга, занятия по изучению узлов совершенно бесполезны, если в конце их перед скаутами не будет поставлена реальная задача с их использованием. Причем целью ее должна быть не вязка узлов, а что-то, для чего это умение жизненно необходимо. Поставленная задача будет выполнена и забыта, а полученные при её выполнении знания останутся.

В конечном же счете, главное в скаутском обучении, не в том, чему научились дети, а в том, что они научились учиться, научились самостоятельно добывать знания и применять их на практике. Этот «вечный огонь» тяги к знаниям, заложенный в детстве, не угасает в человеке до самой старости − «Скаут однажды − скаут навсегда!».

Целенаправленность и общественная полезность скаутских дел

Нет ничего хуже и вреднее бессмысленных действий, бесполезной работы, дела, не приводящего к конкретному ощутимому результату. Всё, что делает скаут, должно быть, кому-нибудь нужно. Член патруля осваивает новую специальность для того, чтобы быть полезным в своём коллективе, чтобы повысить его потенциал, чтобы помочь патрулю лучше справиться со стоящими перед ним задачами. Патруль отвечает за определённые направления работы скаутского клуба, самостоятельно готовит и проводит мероприятия в интересах всей организации. Скаутский отряд, кружок, клуб активно участвует в районных и городских мероприятиях, самостоятельно или совместно с другими организациями проводит общественно-полезные акции.

При этом очень важно, чтобы у каждого скаутского дела была чёткая, понятная, хорошо сформулированная цель. Скауты сами ищут пути к её достижению, но для этого они должны хорошо понимать, что у них должно получиться в результате. Часто скауты сами ставят перед собой цели, и их обязательно нужно научить делать это грамотно. Основными критериями здесь являются однозначность, достижимость и проверяемость.

Задача должна быть сформулирована так, чтобы все участники предстоящего дела понимали её одинаково. В результате у них должно получиться что-то законченное и полностью готовое. Если эти два требования не выполняются, то затея заведомо обречена на провал. Это очевидное правило, к сожалению, не везде и не всегда выполняется. Проверить же его не очень сложно. При постановке задачи нужно просто попытаться объяснить исполнителю или хотя бы себе самому, как вы будете проверять её выполнение. Если выполнение порученного дела невозможно проверить, то его невозможно и выполнить. Соблюдение этого простого правила начисто выметает из скаутских планов мутные и расплывчатые фразы, изобилующие словами «повысить», «улучшить», «способствовать». Есть конкретное дело, есть конкретный результат.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: