Возрастные психологические особенности человека

Возраст - это ключевое понятие для проектирования систем развивающего образования и соответственно - для периодизации нормативного развития человека в течение всей (индивидуальной) жизни. Основой понимания возраста может служить представление о соотношении генетически заданного, социально воспитанного и самостоятельно достигнутого (И.С. Кон), что неодинаково у разных индивидов, относимых к одной возрастной когорте.

Возрастные категории имеют не одну, а три системы отсчета:

1) Индивидуальное развитие - (т.е. что может, и что не может делать ребенок в определенном возрасте - это соответствует представлению об уровне психобиологического созревания и соответствующих ему ограничениях);

2) Возрастная стратификация общества (что должно и что не должно делаться в рамках данного возраста - это соответствует возрастному делению поколений и соответствующим социокультурным нормативам);

3) Возрастная символика культуры - (что соответствует, и что не соответствует данному возрасту - понимается как совокупность социальных ожиданий в сфере поведенческих актов, внешнего облика, форм отношений).

В противовес традиционным представлениям возраст - не структура или результат, а форма развития. Развитие оформляется и результируется в возрасте, именно поэтому возраст образуется как форма, которая в силу своей целостности и завершенности может только сменяться другой формой и замещаться ею.

Развитие человека характеризуется особенностями.

Характерно качественное своеобразие каждого этапа.

Неравномерность отдельных сторон развития - наступление зрелости человека как индивида (физическая зрелость) не совпадает по времени с личностной зрелостью (гражданская зрелость) и как субъекта труда (трудоспособность).

Виды возрастов:

паспортный (количество лет), биологический;

социальный возраст;

психологический (планы, перспективы будущей жизни).

Необратимость - объективно вернуть себя в предыдущий возраст нельзя.

Преемственность - все последующие стадии связаны с предыдущими стадиями развития.

Сензитивность - на отдельных этапах развития человек наиболее чувствителен к некоторым внешним воздействиям, которые способствуют формированию у него определенных качеств.

Критический характер (переходные возрасты).

Многонаправленность - наличие не только роста, но и упадка и потерь. Развитие - любое изменение (позитивное, негативное).

Пластичность.

Возрастные индивидуализации по мере взросления и старения.

Мобильность - отсутствие жесткой предопределенности.

Периодизации развития в детстве и отрочестве разработаны наиболее детально и содержательно - это есть истоки, время становления психических функций, личностных образований. В зрелости уже не будет качественных изменений в развитии психологических процессов. Взрослый человек имеет творческое мышление, произвольную смысловую память, произвольное внимание, развитые формы речи, включая письменную.

Все периодизации абсолютно субъективны. Поэтому приведем еще несколько примеров возрастных периодизаций жизни человека, чтобы наглядно показать их субъективность и разношерстность вплоть до остроумных или пессимистичных.

Периодизация по Пифагору:

период становления от рождения до 20 лет - весна.

молодой человек 20-40 лет - лето.

человек в расцвете сил 40-60 лет - осень.

старый и угасающий 60-80 лет - зима.

В схеме возрастной периодизации, принятой на симпозиуме АПН СССР по возрастной физиологии в 1965 году, дается группировка возрастов, охватывающая весь цикл человеческой жизни: новорожденный (1-10 дней); грудной возраст (10 дней - 1 год); раннее детство (1-3 года); первое детство (4-7 лет); второе детство (8-12 лет); подростковый возраст (13-16 лет); юношеский возраст (17-21 год); зрелый возраст (первый период: 22-35 лет - мужчины, 21-35 лет - женщины; второй период: 36-60 лет - мужчины, 36-55 лет - женщины); пожилой возраст (61-74 года - мужчины, 56-74 года - женщины); старческий возраст (75-90 лет - мужчины и женщины); долгожители (90 лет и старше). В данной классификации зрелый возраст, который нас больше всего интересует, представлен двумя периодами, первый из которых охватывает 14 лет жизни у мужчин и 15 - у женщин, а второй - 25 лет у мужчин и 20 - у женщин. В то время как детский, подростковый и юношеский периоды составляют лишь 4-5 лет жизни. Чем дальше отстоит возраст от начала человеческой жизни, тем больше возрастные периоды. То же самое наблюдается и в других классификациях.

В рассматриваемых классификациях отсутствует единое мнение относительно нижних и верхних границ юности в системе возрастов. Одни авторы считают началом юности 11-12 лет, другие - 16-17. Окончанием этого периода называют соответственно 17 и 25 лет. Не существует единого мнения на этот счет не только у антропологов и психологов, но даже среди психологов.

Не совпадают нижние и верхние границы зрелости в классификациях разных авторов. Д. Биррен выделяет раннюю зрелость (17-25 лет), зрелость как таковую (25-50 лет) и позднюю зрелость (50-75 лет). Д. Бромлей выделяет четыре периода зрелости, называемой им взрослостью: ранняя взрослость (21-25 лет), средняя взрослость (25-40 лет), поздняя (40-55 лет), предпенсионный возраст (55-65 лет). В классификации Д. Векслера также наблюдается увеличение периодов с возрастом: 18-19 лет, 20-24 года, 25-34 года и т.д.

Все авторы отмечают неоднородность зрелости, в которой выделяют раннюю и позднюю зрелость. По Д. Биррену, ранняя зрелость продолжается от 17 до 25 лет, по Д. Бромлею - от 21 до 25лет, по Д. Векслеру - от 20 до 35 лет, по В.В. Бунаку - от 25 до 35 лет (мужчины) и 20-30 лет (женщины), по В.В. Гинзбургу - от 24 до 40 лет. Поздней зрелостью Д. Биррен называет период от 50 до 75 лет, Д. Бромлей - от 40 до 55 лет, Д. Векслер - от 46 до 53 лет, В.В. Гинзбург - от 45 до 50 лет. Продолжительность ранней зрелости по Д. Биррену 8 лет, по Д. Бромлею 5 лет, по Д. Векслеру 15 лет, по В.В. Бунаку 10 лет, по В.В. Гинзбургу 16 лет. То же самое и в поздней зрелости.

Нет единого мнения по поводу нижних и верхних границ выделенных авторами возрастных периодов и в отношении ранней и поздней зрелости. Один автор считает началом ранней зрелости 17 лет, другой - 25. Разница составляет 4 года. Заканчивается период ранней зрелости по одной классификации в 25 лет, по другой - в 40. Разница составляет 15 лет.

Разноречивость в определении возрастных границ, верхних и нижних, объясняется разными принципами построения классификаций возрастных периодов: физиологическим, антропологическим, демографическим, психологическим. Следует согласиться с тем, что психологические и физиологические показатели развития по времени могут не совпадать, что и находит отражение в возрастных характеристиках. Что же касается большого охвата возрастов в возрастном периоде, то это, скорее всего, можно объяснить тем, что авторы классификаций не располагаю достаточным экспериментальным материалом. Разумеется, человек в возрасте 35 лет отличается от двадцатилетнего, а по классификации Д. Векслера это один возрастной период. Однако, несмотря на разные подходы к построению возрастной периодизации взрослого человека, следует обратить внимание на то, что все авторы отмечают неоднородность зрелости, фазность в развитии взрослого человека в течение жизни.

Понятие "акмеология" возникло в связи с обсуждением возрастной психологии и необходимостью разработки схемы периодизации жизни человека на широком диапазоне возрастов.

Сторонником такого подхода к построению возрастной периодизации был Н.А. Рыбников. В статьях "К вопросу о возрастной психологии" и "Проблемы возрастной психологии" он выразил озабоченность тем, что усилия психологов в этом направлении исследований сосредоточены главным образом на ранних периодах жизни человека. Отечественная психология в то время располагала экспериментальными данными в области детской психологии. Для целостной же картины всего жизненного цикла человека не хватало такого звена, как психология взрослых, потребность в разработке которого была обусловлена требованиями жизни.

На свет появляется книга американского психолога Э. Торндайка и его сотрудников "Психология обучения взрослых". Не смотря на большой исследовательский материал, авторы книги не смогли сказать, как происходит развитие от возраста к возрасту. Н.А. Рыбников определил это недостающим звеном в единой цепи жизненного пути человека и предлагал назвать акмеологией (от греческого акмэ - "вершина, расцвет"), подчеркивая тем самым главную особенность периода взрослости человека.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: