Дисциплина: «Литература»
Тема: Межпредметные связи:
|
|
Тип урока:
|
Форма урока:
|
Цели:
|
|
|
Методы:
|
|
Знания, умения и навыки
|
|
|
План-конспект урока.
Трагедия войны в повести М. Карима «Помилование».
Оформление урока.
Эпиграфы.
Война - жесточе нету слова,
Война – печальней нету слова,
Война – святее нету слова
В тоске и славе этих лет.
А. Твардовский.
Зло и добро исходят не от бога,
Зло и добро исходят от людей.
М. Карим.
Стенд с рисунками ребят – иллюстрации к произведению М. Карима «Помилование».
Музыкальное оформление – В. Высоцкий «Всю войну под завязку», «Тот, кто не стрелял».
Ход урока.
Вступительное слово учителя:
- Здравствуйте! Сегодня мы с вами поговорим о вечной теме, о чувстве и долге. У нас на уроке будут свои свидетели, свои защитники и судьи. А «судить» мы будем главного героя повести М. Карима «Помилование» Любомира Зуха. Это скорее не суд, а расследование, поиск истины.
Перед вами чистые листы бумаги, краски и кисти. В процессе обсуждения, я попрошу выразить на бумаге ваши чувства и эмоции, связанные с такими понятиями, как «любовь», «война», «долг». Это цветовые ассоциации, объясните вы их в конце нашего занятия.
Итак, перед нами повесть «Помилование» - это трагическая история любви, поэтически возвышенной, любви, родившейся в жестокое военное время. (Звучит песня В.Высоцкого) Один поэт сказал: «Трагедия, тоска и подвиг-всё начинается с любви». Обратите внимание на три слова: трагедия, подвиг, любовь. Эти три понятия удивительно сплелись в повести М.Карима «Помилование». И не случайно творчество народного поэта и писателя М.Карима становится духовным достоянием и гордостью общенациональной литературы. Проблемы, которые ставит писатель в своих произведениях – это, прежде всего, общечеловеческие проблемы. Может ли человек вынести все жизненные невзгоды, сохранив при этом человеческое достоинство? Способен ли он выжить на войне? Любить?
|
|
- Ребята, вы прочитали повесть. Скажите, какие эпизоды повести запомнились вам больше всего?
1. Янтимер Байназаров потерял ложку.
2. Первая ночь любви Янтимера Байназарова.
3. Встреча Любомира Зуха и Марии-Терезы.
4. Казнь Любомира Зуха.
* Эпизоды рассматриваются с элементами художественного чтения.
Инсценировка: Встреча Любомира Зуха и Марии-Терезы.
Вопросы преподавателя. | Варианты ответов студентов. |
- Вы просмотрели один из наиболее романтических эпизодов повести. Каким перед нами предстаёт Любомир Зух? | - Любомир живёт чувствами. - Зух беспечный, порывистый, весёлый. - Он несколько дерзок. - Зух яркий, живой, этакий балагур, которого ещё не коснулось горе. - Любомир-это огонь. |
- Ваши характеристики точны. И вы помните, что в повести есть ещё один главный герой - Янтимер Байназаров? Каковы его основные черты? | - Он очень ответственный человек. - Янтимер - серьёзный, думающий. Он не способен на необдуманный поступок. - Байназаров постоянно анализирует ситуацию. |
- Сопоставляя Любомира Зуха и Янтимера Байназарова, какой можно сделать выводы? | - В повести два главных героя: Любомир Зух и Янтимер Байназаров. Они как бы противопоставлены друг другу. Любомир – страстный, беспечный, порывистый, зажигающий своими энергией и весельем. |
- Кто вам более симпатичен? | - Они разные и каждый хорош по-своему. |
- Кто из них больше подвержен чувству, а кто - долгу? | - Безусловно, для Любомира Зуха важнее чувство, а для Янтимера Байназарова - долг. |
Каждый в жизни стоит перед выбором: что важнее – чувство или долг?
Порой, выбирая, мы совершаем роковую ошибку…
- Ребята, если допустить, что такая любовь, как у Любомира Зуха, пришла к Байназарову? Как бы он поступил? | - Байназаров настолько рассудочен, что вряд ли он способен любить без оглядки. - Я считаю, что Янтимер способен любить не менее сильно, чем Любомир, но он продумал бы каждый свой шаг, прежде чем на дорогах войны безрассудно броситься к любимой. |
- Как выдумаете, на чьей стороне автор? | - Конечно на стороне Зуха, иначе бы он и не написал повесть. - Может быть, он предостерегал от непродуманных поступков. -Люди - не машины. Они не могут рассчитать каждый свой шаг. Не могут приказать себе не любить, не стремиться быть с любимым, подождать. |
- Ваши рассуждения справедливы. Вспомним, что подобный случай произошёл в части, где служил М. Карим. А расстрелять парня, который по сути дела и не был дезертиром, приказано было взводу, которым командовал М. Карим. И были бессонная ночь и мучительные раздумья. Комиссар понял молодого поэта, приказ был отдан другой части. И всё, что было связано с этим событием мог забыть солдат, но не мог забыть Человек. Факт-потрясение в дальнейшем войдёт в повесть «Помилование».
Студентам предлагается проследить цепь событий, описанных в повести. Какие из них случайны? Какие закономерны?
Представьте себе… В саду под бронетранспортёром лежал не Л. Зух, а другой солдат. Родилась бы такая любовь?
Представьте себе… У капитана Казарина в тот час не болела печень, и он не получил бы письмо из дома…
Представьте себе… Зух не снёс бы сарайчик…
|
|
Цепь событий, описанных в повести «Помилование» показывает, что роль случайности в жизни достаточно велика…
Мелодекламация.
Случайно ли, закономерно ли, но гибнет человек, который, может быть, прошёл бы ад войны и выжил… Или погиб, спасая другие жизни. Он же гибнет позорной, никому не нужной смертью. И это не единичный случай, на войне случались нелепые смерти.
Звучит песня В. Высоцкого «Тот, кто не стрелял».
- Ребята, представьте себе, что вы - судьи, вам предстоит вынести вердикт по вопросу виновности или невиновности Любомира Зуха. Перед вами три таблички: 1.Виновен, но заслуживает снисхождения. 2. Виновен, не заслуживает снисхождения. 3. Не виновен. | - 65% аудитории поднимают табличку №1. |
- Вы - справедливые судьи. Дело в том, что дезертиром в военное время считался тот, кто находился в самовольной отлучке более 24 часов. Зух отсутствовал 5 часов. По закону, в худшем случае, ему полагалось от 3 до 7 лет заключения, в лучшем - штрафной батальон. Любомир не знал этих тонкостей. Суд знал и обязан был учесть, ведь речь идёт о человеческой жизни. | |
- Допустимы ли на войне милосердие и человечность? | - Даже в экстремальной ситуации человек должен оставаться человеком. - На войне тяжело любить, понимать. Кругом кровь, боль, ненависть. Ко всему привыкаешь. - Невозможно привыкнуть к боли, человеческое бунтует, боль бессмысленна. - Сам М. Карим пишет: «Дурные творя дурное, никого веры не лишают - иного-то от них и не ждали. Преступление же, совершенное хорошим, кроме самого закона задевает и честь общества, оскорбляет веру. Обманутое доверие вызывает у общества чувство обиды. Нет не этого мы ждали от него- и судят его строже вдвойне». Любомир Зух был хорошим человеком… |
- Милосердие и человечность помогают выстоять, выжить! Милосердие заставляет помиловать Любомира Зуха, к сожалению, помилование приходит слишком поздно… Вы в течение урока рисовали. Посмотрим, что у вас получилось. |
На доске компонуются 3 ряда картинок. Ребята комментируют свои рисунки.
Любовь
Долг
|
|
Война
- Ваш ответ очевиден. Любовь-это яркие, насыщенные, живые светлые краски. Любовь-это мечта, любовь-это жизнь! Долг - насыщенные, но более спокойные тона: серые, оливковые, изумрудные. И это цвета жизни. Война же – чёрные, агрессивно-золотистые, безжалостные краски! | |
- Кто же всё- таки виноват в происшедшей трагедии? Любомир? Ефимий Бурёнкин? Капитан Казарин? Или ещё что-то? -Безусловно. Главный виновник-война. Она не считается с чувствами людей, даже самыми чистыми, самыми возвышенными. У неё нет права на милосердие. Это грозная реальность. | - Виновата случайность. - Виновата любовь, которая вспыхнула не вовремя. - Виновата война. Она бесчеловечна. Ей наплевать на людей, их желания, их поступки. |
Заключительное слово учителя:
- Завершая разговор, обращаю ещё раз ваше внимание на эпиграф урока:
Война - жесточе нету слова,
Война – печальней нету слова,
Война – святее нету слова
В тоске и славе этих лет.
Повесть М. Карима «Помилование» направлена против войны, её бесчеловечности и бездушия, её немотивированной жестокости и насилия. Война убивала по - разному: кого фашистской пулей, а кого своей…
Звучит песня на стихи Роберта Рождественского.