Технологическая схема урока

Дисциплина: «Литература»

 

Тема: Межпредметные связи:

Трагедия войны в повести М. Карима «Помилование»
История изобразительного искусства, психология; этика;эстетика.

Тип урока:

Комбинированный урок

Форма урока:

Урок - размышление

Цели:

Воспитательные: 1. Воспитывать чувство долга, духовную зоркость. 2. Формировать чувство ответственности за совершенные поступки.
Развивающие: 1. Развивать творческий потенциал личности студентов. 2. Развивать речь и культуру мышления. 3. Развивать культуру чувств
Образовательные: 1. Рассмотреть содержание повести М. Карима «Помилование» 2. Проанализировать поведение героев через их отношение к нравственным ценностям- чувству и долгу. 3. Проследить роль закономерности и случайности в цепи событий, описанных в повести

               
   
   
 
 
   


Методы:

Частично - поисковый
Объяснительно - иллюстративный

Знания, умения и навыки

Знать: Содержание повести М. Карима «Помилование» литературные характеристики героев повести, композиционную структуру данного произведения. Уметь: Анализировать поведение литературных героев, ориентироваться в мотивации их поступков, создавать мыслительно – образные картины в процессе исследования сюжета повести.

План-конспект урока.

Трагедия войны в повести М. Карима «Помилование».

Оформление урока.

Эпиграфы.

Война - жесточе нету слова,

Война – печальней нету слова,

Война – святее нету слова

В тоске и славе этих лет.

А. Твардовский.

Зло и добро исходят не от бога,

Зло и добро исходят от людей.

М. Карим.

Стенд с рисунками ребят – иллюстрации к произведению М. Карима «Помилование».

Музыкальное оформление – В. Высоцкий «Всю войну под завязку», «Тот, кто не стрелял».

Ход урока.

Вступительное слово учителя:

- Здравствуйте! Сегодня мы с вами поговорим о вечной теме, о чувстве и долге. У нас на уроке будут свои свидетели, свои защитники и судьи. А «судить» мы будем главного героя повести М. Карима «Помилование» Любомира Зуха. Это скорее не суд, а расследование, поиск истины.

Перед вами чистые листы бумаги, краски и кисти. В процессе обсуждения, я попрошу выразить на бумаге ваши чувства и эмоции, связанные с такими понятиями, как «любовь», «война», «долг». Это цветовые ассоциации, объясните вы их в конце нашего занятия.

Итак, перед нами повесть «Помилование» - это трагическая история любви, поэтически возвышенной, любви, родившейся в жестокое военное время. (Звучит песня В.Высоцкого) Один поэт сказал: «Трагедия, тоска и подвиг-всё начинается с любви». Обратите внимание на три слова: трагедия, подвиг, любовь. Эти три понятия удивительно сплелись в повести М.Карима «Помилование». И не случайно творчество народного поэта и писателя М.Карима становится духовным достоянием и гордостью общенациональной литературы. Проблемы, которые ставит писатель в своих произведениях – это, прежде всего, общечеловеческие проблемы. Может ли человек вынести все жизненные невзгоды, сохранив при этом человеческое достоинство? Способен ли он выжить на войне? Любить?

- Ребята, вы прочитали повесть. Скажите, какие эпизоды повести запомнились вам больше всего?

1. Янтимер Байназаров потерял ложку.

2. Первая ночь любви Янтимера Байназарова.

3. Встреча Любомира Зуха и Марии-Терезы.

4. Казнь Любомира Зуха.

 

* Эпизоды рассматриваются с элементами художественного чтения.

 

Инсценировка: Встреча Любомира Зуха и Марии-Терезы.

 

Вопросы преподавателя. Варианты ответов студентов.
- Вы просмотрели один из наиболее романтических эпизодов повести. Каким перед нами предстаёт Любомир Зух? - Любомир живёт чувствами. - Зух беспечный, порывистый, весёлый. - Он несколько дерзок. - Зух яркий, живой, этакий балагур, которого ещё не коснулось горе. - Любомир-это огонь.
- Ваши характеристики точны. И вы помните, что в повести есть ещё один главный герой - Янтимер Байназаров? Каковы его основные черты? - Он очень ответственный человек. - Янтимер - серьёзный, думающий. Он не способен на необдуманный поступок. - Байназаров постоянно анализирует ситуацию.
- Сопоставляя Любомира Зуха и Янтимера Байназарова, какой можно сделать выводы? - В повести два главных героя: Любомир Зух и Янтимер Байназаров. Они как бы противопоставлены друг другу. Любомир – страстный, беспечный, порывистый, зажигающий своими энергией и весельем.
- Кто вам более симпатичен? - Они разные и каждый хорош по-своему.
- Кто из них больше подвержен чувству, а кто - долгу? - Безусловно, для Любомира Зуха важнее чувство, а для Янтимера Байназарова - долг.

 

Каждый в жизни стоит перед выбором: что важнее – чувство или долг?

Порой, выбирая, мы совершаем роковую ошибку…

 

- Ребята, если допустить, что такая любовь, как у Любомира Зуха, пришла к Байназарову? Как бы он поступил? - Байназаров настолько рассудочен, что вряд ли он способен любить без оглядки. - Я считаю, что Янтимер способен любить не менее сильно, чем Любомир, но он продумал бы каждый свой шаг, прежде чем на дорогах войны безрассудно броситься к любимой.
- Как выдумаете, на чьей стороне автор? - Конечно на стороне Зуха, иначе бы он и не написал повесть. - Может быть, он предостерегал от непродуманных поступков. -Люди - не машины. Они не могут рассчитать каждый свой шаг. Не могут приказать себе не любить, не стремиться быть с любимым, подождать.

 

- Ваши рассуждения справедливы. Вспомним, что подобный случай произошёл в части, где служил М. Карим. А расстрелять парня, который по сути дела и не был дезертиром, приказано было взводу, которым командовал М. Карим. И были бессонная ночь и мучительные раздумья. Комиссар понял молодого поэта, приказ был отдан другой части. И всё, что было связано с этим событием мог забыть солдат, но не мог забыть Человек. Факт-потрясение в дальнейшем войдёт в повесть «Помилование».

 

Студентам предлагается проследить цепь событий, описанных в повести. Какие из них случайны? Какие закономерны?

 

Представьте себе… В саду под бронетранспортёром лежал не Л. Зух, а другой солдат. Родилась бы такая любовь?

Представьте себе… У капитана Казарина в тот час не болела печень, и он не получил бы письмо из дома…

Представьте себе… Зух не снёс бы сарайчик…

Цепь событий, описанных в повести «Помилование» показывает, что роль случайности в жизни достаточно велика…

 

Мелодекламация.

Случайно ли, закономерно ли, но гибнет человек, который, может быть, прошёл бы ад войны и выжил… Или погиб, спасая другие жизни. Он же гибнет позорной, никому не нужной смертью. И это не единичный случай, на войне случались нелепые смерти.

Звучит песня В. Высоцкого «Тот, кто не стрелял».

- Ребята, представьте себе, что вы - судьи, вам предстоит вынести вердикт по вопросу виновности или невиновности Любомира Зуха. Перед вами три таблички: 1.Виновен, но заслуживает снисхождения. 2. Виновен, не заслуживает снисхождения. 3. Не виновен. - 65% аудитории поднимают табличку №1.
- Вы - справедливые судьи. Дело в том, что дезертиром в военное время считался тот, кто находился в самовольной отлучке более 24 часов. Зух отсутствовал 5 часов. По закону, в худшем случае, ему полагалось от 3 до 7 лет заключения, в лучшем - штрафной батальон. Любомир не знал этих тонкостей. Суд знал и обязан был учесть, ведь речь идёт о человеческой жизни.  
- Допустимы ли на войне милосердие и человечность? - Даже в экстремальной ситуации человек должен оставаться человеком. - На войне тяжело любить, понимать. Кругом кровь, боль, ненависть. Ко всему привыкаешь. - Невозможно привыкнуть к боли, человеческое бунтует, боль бессмысленна. - Сам М. Карим пишет: «Дурные творя дурное, никого веры не лишают - иного-то от них и не ждали. Преступление же, совершенное хорошим, кроме самого закона задевает и честь общества, оскорбляет веру. Обманутое доверие вызывает у общества чувство обиды. Нет не этого мы ждали от него- и судят его строже вдвойне». Любомир Зух был хорошим человеком…
- Милосердие и человечность помогают выстоять, выжить! Милосердие заставляет помиловать Любомира Зуха, к сожалению, помилование приходит слишком поздно… Вы в течение урока рисовали. Посмотрим, что у вас получилось.  

 

На доске компонуются 3 ряда картинок. Ребята комментируют свои рисунки.

Любовь

Долг

Война

 

- Ваш ответ очевиден. Любовь-это яркие, насыщенные, живые светлые краски. Любовь-это мечта, любовь-это жизнь! Долг - насыщенные, но более спокойные тона: серые, оливковые, изумрудные. И это цвета жизни. Война же – чёрные, агрессивно-золотистые, безжалостные краски!  
- Кто же всё- таки виноват в происшедшей трагедии? Любомир? Ефимий Бурёнкин? Капитан Казарин? Или ещё что-то? -Безусловно. Главный виновник-война. Она не считается с чувствами людей, даже самыми чистыми, самыми возвышенными. У неё нет права на милосердие. Это грозная реальность. - Виновата случайность. - Виновата любовь, которая вспыхнула не вовремя. - Виновата война. Она бесчеловечна. Ей наплевать на людей, их желания, их поступки.

 

Заключительное слово учителя:

- Завершая разговор, обращаю ещё раз ваше внимание на эпиграф урока:

Война - жесточе нету слова,

Война – печальней нету слова,

Война – святее нету слова

В тоске и славе этих лет.

Повесть М. Карима «Помилование» направлена против войны, её бесчеловечности и бездушия, её немотивированной жестокости и насилия. Война убивала по - разному: кого фашистской пулей, а кого своей…

Звучит песня на стихи Роберта Рождественского.

 

 


 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: