Технологическая схема урока

Дисциплина: «Литература»

 

Тема: Межпредметные связи:

       
   
История мировой художественной культуры, психология; эстетика.
 



Тип урока:

Комбинированный урок

Форма урока:

Литературный ринг

Цели:

Развивающие: 1. Развивать творческий потенциал личности студентов. 2. Развивать образно мыслительную.деятельность студентов
Образовательные: 1. Познакомить студентов с лирикой М. Карима. 2. Раскрыть духовный мир поэта, круг его интересов. 3. Учить анализировать стихи.
Воспитательные: 1. Воспитывать любовь к родному краю, национальной истории и культуре. 2. Воспитывать духовную зоркость. 3. Формировать чувство патриотизма.

       
   


Методы:

Частично - поисковый
Объяснительно - иллюстративный

Оснащение и наглядные пособия:

Рисунки студентов, плакаты с эпиграфами, карточки, музыкальное сопровождение.

Знания, умения и навыки

Знать: Лирику М. Карима (основные темы, средства художественной выразительности, особенности мировосприятия поэта), биографические и творческие вехи поэта. Уметь: Анализировать стихи М. Карима, сопоставлять слововыражения со зрительными образами.

План- конспект урока.

 

 

План-конспект урока

Оформление урока.

Эпиграф.

«Скорость!» - нашего века пароль,

но и мудрость да будет воспета!

Ведь как равные

радость и боль

помещаются в сердце поэта.

Ты взлетишь до любой высоты,

и в глубины ты можешь спуститься,

Но и сердце моё

помни ты,

моего вдохновения птица!..

Гилемдар Рамазанов

Музыкальное оформление – народные башкирские мелодии

Ход урока.

Звучит курай.

Вступительное слово учителя:

Здравствуйте! Темой нашего урока стала поэтическая строчка стихотворения М. Карима «И каждый день с рассветными лучами птиц выпускаю из своей груди…» Мне хотелось бы, чтобы мы, разговаривая о М. Кариме, задумались над проблемой количества и качества прожитых лет, чтобы, слушая и анализируя стихи поэта, задумались над проблемой многогранности жизни.

Форма нашего занятия – литературный ринг. Такая форма предполагает соперничество, вызывает желание победить. Но вы не должны забывать известные вам истины:

умей достойно выигрывать;

умей достойно проигрывать;

совершая первое и второе, не забывай размышлять

Оценивать вас на уроке будет независимое жюри. Они рассмотрят вашу работу по пяти номинациям:

1) по обоснованию названия творческой группы – 3 балла;

2) по вопросам и ответам о жизни и творчестве М. Карима – 5 баллов;

3) по декламации стиха – 3 балла;

4) по анализу стиха – 5 баллов;

5) по комментарию рисунка к стихотворению – 4 балла;

Итак, представляем творческие группы.

Вся группа разбита на пять творческих подгрупп. Вот их названия: «Тайна», «Улыбка», «Желание», «Деревенские адвокаты», «Страна Айгуль». От каждой команды выступает представитель и обосновывает её название. Четыре группы назвали себя одноимёнными произведениями М. Карима, отметив выбранный ими жанр. «Желание» назвали себя по состоянию души, которое они испытывают, читая произведения М. Карима. Желание жить, творить, любить, дерзновенно мечтать.

Жюри оценивает этот конкурс. Побеждает творческая группа «Желание» - 8 баллов

- Ребята, на прошлых уроках мы говорили с вами о жизни и творчестве М. Карима. Дома вы должны были прочесть монографию о башкирском поэте и составить вопросы, соблюдая последовательность изложения жизненных фактов. Игра продолжается…

Каждая команда задаёт вопросы и при необходимости корректирует ответы другой команды.

 

 

Вопросы Ответы
- Где и когда родился М. Карим? - Мустафа Сафиевич Каримов родился 20 октября 1919 года в деревне Кляшево Чишминского района Башкирии в семье крестьянина-середняка.
- Каким он был ребёнком? - Трудолюбивым, прилежным, так как вырос в многодетной семье.
- Когда М. Карим закончил семилетнюю школу? - В 1933 году в родной деревне.
- Как он получил высшее образование? - Мустай 2 года учился на рабфаке, а перед самой войной окончил факультет языка и литературы Башкирского государственного педагогического института.
- Как М. Карим начинал военную службу? - С самого начала войны Мустафа Сафиевич находился в действующей армии. По окончании краткосрочных военных курсов служил начальником связи и начальником штаба арт. дивизиона.
- Как он стал военным корреспондентом? - В августе 1942 года М. Карим был тяжело ранен. После госпиталя стал работать корреспондентом фронтовых газет «За честь Родины» и «Советский воин».
- Когда М. Карим начал писать свои первые стихи? О чём они? -Это было ещё до войны в 1935-1936 годах. Они воспевают жизнь, счастливое детство, задорную молодость. Впервые его стихи были напечатаны в газете «Молодой строитель».
- Чем занимается М. Карим в послевоенные годы? - После войны он отдаётся творческой и общественной деятельности. Работает председателем правления Союза писателей РФ, долгие годы является председателем Башкирского отделения комитета защиты мира.
- В чём заключается многогранность творчества М. Карима? - Он не только признанный поэт, но и широко известный драматург, прозаик, публицист.
- Какие драматические произведения вам известны?   - «В ночь лунного затмения», «Не бросай огонь, Прометей», «Страна Айгуль».
- Какие прозаические произведения вы можете назвать? - «Деревенские адвокаты», «Долгое - долгое детство», «Помилование».
- Какие поэтические сборники вы знаете? - «Отряд тронулся», «Весенние голоса», «Улыбка», «Тайна», «Болгарская тетрадь», «Где цветут каштаны», «Чёрные воды».

 

Жюри оценивает этот конкурс. Побеждает творческая группа «Улыбка» - 13 баллов.

- Радует то, что вы продумали свои вопросы, хорошо ориентируетесь в датах и событиях. Сейчас начнётся самый интересный этап нашего урока – декламация и анализ стихов. Так же вы должны будете прокомментировать свои рисунки.

Выступает творческая группа «Страна Айгуль». Стихотворение «Я – россиянин» звучит на башкирском языке. Затем прослушивается перевод.

 

Я - россиянин.

Не русский я, но россиянин. Ныне

Я говорю, свободен и силён:

Я рос, как дуб зелёный на вершине,

Водою рек российских напоён.

Своею жизнью я гордиться вправе-

Нам с русскими одна судьба дана.

Четыре века в подвигах и славе

Сплелись корнями наши племена.

Давно Москва, мой голос дружбы слыша,

Откликнулась, исполненная сил.

И русский брат - что есть на свете выше! –

С моей судьбой свою соединил.

Не русский я, но россиянин. Этим

Ты навсегда, душа моя, гордись!

Такого счастья нет нигде на свете,

За десять жизней не отдам я жизнь.

Башкир и русский - спутники в дороге,

Обоих ждёт их брага на столе,

Соратники - по воинской тревоге,

А смерть придёт им вместе быть в земле.

Когда же целовались, как два брата,

С могучим Пугачёвым Салават,

В твоей душе, что дружбою богата,

Прибавилось любви мой русский брат.

Не русский я, но россиянин. Чести

Нет выше. Я страны советской сын.

Нам вместе жить и подниматься вместе

К сиянию сверкающих вершин.

В душе моей - сиянье зорь весенних.

В глаза мои луч солнечный проник.

На сердце - песня радости вселенной,

Что сквозь века пробилась, как родник.

И полюбил я силу в человеке,

И научился радость жизни брать.

За это всё, за это всё - навеки

Тебе я благодарен, русский брат.

Ты вкус дал хлебу моему и воду

Моих степей в живую обратил.

Ты радость дал башкирскому народу

И с братьями другими породнил.

 

Вопросы преподавателя Варианты ответов студентов
- Какова тема стихотворения? - Тема дружбы двух народов: русского и башкирского. - Тема единения, родства башкир и русских.
- Какие картины возникают перед вами при прослушивании стиха? - Вижу башкира и русского, сидящих за одним столом и разделяющих общую трапезу. - Я представляю Москву, которая тянет руки-крылья дружбы к Уфе.
- Какие чувства возникают у вас в душе? - Гордость от сопричастности к общей судьбе двух народов. - Чувство собственного достоинства за то, что ты – россиянин. - Чувство любви к Родине.
- Покажите всем свой рисунок и прокомментируйте его. - Мы изобразили памятник «Монумент дружбы». На берегу реки Белой, при въезде в город, находится этот памятник, который символизирует дружбу башкирского и русского народа!
- Спасибо команде «Страна Айгуль»! Слово предоставляется «Деревенским адвокатам».  

 

Выступает творческая группа «Деревенские адвокаты».

 

Неизвестному солдату.

Памятник поставлен, говорят,

Этот неизвестному солдату...

Память, неизвестен ли солдат?

Может, знала ты его когда-то?

Мы в атаку вместе поднялись,

Пули вместе с ним меня достали.

Я воскрес на время... Он же, ввысь

Устремясь, навек застыл в металле.

Полыхают маки перед ним,

Память алым пламенем тревожа,

Птицы на заре поют над ним,

И щебечут дети у подножья.

И беззвучно женщина за ним

Плачет...Не земли ли мать седая?..

Сколько лет она и сколько зим,

К камню прислонясь,

Стоит-рыдая...

О, победа!

Солнца торжество

На щеке твоей я вижу снова!

На другой же - свет луны суровый...

Радость бьёт из глаза одного,

Льются, льются слёзы из другого...

Вопросы преподавателя Варианты ответов студентов
- Какова тема этого стихотворения? - Тема человеческой памяти. - Тема материнского горя. - Горечь утраты, потери близкого человека – сына, друга, отца.
- Какие зрительные ассоциации возникают у вас? - Я вижу памятник неизвестному солдату… В его порыве – сила и боль, жажда жизни и вера в победу! - Вижу сцену атаки, где одновременно в бой поднялись двое. Один выжил, другой погиб. - Я вижу скорбящую, беззвучно плачущую от горя мать. Она всё надеется и верит, что сын вернётся однажды…
- Какие чувства возникают в вашей душе? - Гордость за неизвестного солдата. - Радость от торжествующей победы и скорбь от потерь.
- Спасибо «Деревенским адвокатам», слово предоставляется «Улыбке». - Мы изобразили на фоне мирного неба, цветущей зелени памятник неизвестному солдату. Рядом скорбящая женщина - мать, женщина - родина…

 

Выступает творческая группа «Улыбка».

 

 

Весенние голоса.

Может, звуки этой песни

И не в первый раз слышны,

Но пускай они вольются

В ораторию весны!

Распустился первый ландыш,

Славит лес весны приход,

И по-новому кукушка

Песню старую поёт.

На дубах и на берёзах

Снова птицы гнёзда вьют

И в своих рассветных песнях

Славят солнце, жизнь и труд!

Облаков сквозные крылья,

Тёплый дождь, летящий вниз,

Как люблю я майский воздух.

Всех пьянящий как кумыс!

Буйной радостью со всеми

Поделиться я готов:

Пусть в сердца людей прольётся

Свежесть утренних цветов!

 

Вопросы преподавателя Варианты ответов студентов
- Какова тема этого стихотворения? - Тема ликующей весны.
- Что вы видите перед глазами? - Весну и птиц. - Радостные светлые лица людей. - Распустившиеся деревья и тонкоароматные майские цветы.
- Ваши чувства? - Жизнь начинает пульсировать в крови, чувствуешь пьянящую радость!
- Что вы нарисовали? - Это лес, полянка цветов, щебечущие птицы, сквозные крылья облаков… Мы хотели показать настоящую ораторию весны, где всё: в красках - светлая мощь таяния снегов, в звуках – россыпь капели, и журчание ручейков. (Звучит курай).

 

- Мы с «Улыбкой» улыбались. Спасибо вам. Пришло время выступать группе «Желание».

Выступает творческая группа «Желание».

 

Так начинается жизнь.

Полз мальчик на четвереньках,

Он был ещё очень мал.

С последней он сполз ступеньки,

Коснулся земли и... встал

Как будто знал, что от века

Есть на земле закон:

Родившийся человеком

Не ползать по ней рождён!

Качаясь на ножках тонких, -

Птенцу нелегко стоять! –

Он к солнцу тянет ручонку.

Он хочет солнце достать.

Он солнце зовёт спуститься,

Оставить дом голубой:

"Ты будешь как мяч, катиться,

А я побегу за тобой! "

Вот первый шажок несмелый –

Долог путь до ворот...

Ещё один шаг он сделал

И твёрже пошёл вперёд.

В даль от родного порога

Тропка бежит бегом...

Станет тропа дорогой,

Станет путём – потом

Смотрит мать молодая,

Как мальчик вперёд бежит! –

Миру тебя дала я –

Тебе он принадлежит!

На ноги встав однажды,

Не упади, держись

Так начинает каждый

Трудное дело - жизнь.

 

Вопросы преподавателя Варианты ответов студентов
- Какова тема этого стихотворения? - Тема начала жизни. - Тема становления в жизни.
- Что вы видите перед собой, когда слушаете это стихотворение? - Вижу милого пухленького малыша, делающего первые шажки. Ох, как непросто они ему даются! - Вижу солнце в голубом небе, к нему тянет ручонки малыш и просит поиграть с ним.
- Какие же чувства рождаются в вашей душе?   - Радость бытия. - Любовь. - Чувство благодарности родному дому.
  - Нарисовали мы малыша, который делает свои первые шаги. На его лице радостная улыбка, озорной взгляд. Он идёт вперёд… Думаем, что в его жизни будут только светлые дни.
- Благодарим творческую группу «Желание». Последнее слово остаётся за «Тайной».  

 

Выступает творческая группа «Тайна».

 

Чтоб старые слова не устарели.

Чтоб старые слова не устарели,

Я повторяю вновь

И в летний зной, и в зимние метели

Хлеб, Родина, Любовь

Беру ли оружие, песню ли слагаю

Или вспахиваю вновь

Всегда, везде извечный ваш слуга я,

Хлеб, Родина, Любовь

Не оскорби и малой крохи света

Не вздорь, не суесловь,

Знай, проклянут тебя за это

Хлеб, Родина, Любовь.

 

Вопросы преподавателя Варианты ответов студентов
- Какова тема этого стихотворения? - Тема Родины. - Для человека важны три вещи – это Родина, Любовь и Хлеб. - Хлеб, Родина, Любовь – звучит как молитва.
- Что вы видите перед собой? - Вижу рассыпающееся зерно в ладонях, всё кругом золотистое, радостное, живое. - Вижу огромный пышный каравай бабушки, который она испекла в печи. Корочка нежная, хрустящая. Запах хлеба…
- Какие чувства вы испытываете при прослушивании этого стихотворения? - Какое-то необъяснимое чувство покоя. - Чувство ростка пробивающегося сквозь асфальт. - Вот мы и нарисовали два рисунка. На первом – простой сельский пейзаж. Это и Хлеб, и Родина, и Любовь. На втором – пробившийся через асфальт. Возможно, это мы.
- Спасибо группе «Желание». Спасибо всем! Предоставим немного времени жюри для подведения итогов.  

 

 

Заключительное слово преподавателя:

- Генрих Гейне говорил, что трещина мира проходит через сердце поэта. От частого употребления мы как-то привыкли к этой фразе. Но когда задумываешься над судьбами и творчеством некоторых поэтов, эти слова будто озаряются новым светом. Мустай Карим – один из таких людей. В прямом смысле рана, нанесённая родной земле, ранит и грудь поэта. Трещина мира проходит через сердце поэта… Жить и творить, вдохновляясь радостями и потрясениями своего времени – вот сущность его жизни. Жюри подводит итоги.

Первое место – творческая группа «Желание»

Второе место – творческие группы «Страна Айгуль» и «Улыбка»

Третье место – творческие группы «Тайна», «Деревенские адвокаты»

- Спасибо, вам, ребята, за урок. И помните, что всё увиденное и пережитое человеком соединяется в Любви и служит её защите. Мужеством, самоотверженностью, верностью и честью проверяется человеческое достоинство. До свидания!

Звучит песня на стихи М. Карима.


 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: