Вечер встречи с Мустаем Каримом

Оборудование:

1) Стенд с фотографиями, иллюстрациями с изображением поэта;

2) Выставка книг на башкирском и русском языках;

3) Цветы в корзинах;

4) Хлеб с рушником;

5) Курай;

6) Высказывания М. Карима, написанные на плакатах;

«Учитесь делать из себя людей,

И только в этом ваше оправданье» М. Карим.

«Зло и добро исходят не от Бога,

зло и добро исходят от людей» М. Карим.

7) Высказывание В. Шекспира.

«Расти душа и насыщайся вволю.

Копи свой вклад за счет бегущих дней.

И, лучшую предвидя долю, живи богаче…» В. Шекспир.

Музыкальное оформление:

1) Песня на слова М. Карима. Исполнитель и композитор – студентка группы ИЗО –11 Князева Мария;

2) Игра на курае. Исполнитель – студент группы ИЗО –31 Гатин Тимур.

3) Башкирский танец. Исполнительницы – студентки группы БС – 31 Белоусова Екатерина и Хайруллина Альбина.

 

Студенты I и III курсов находятся в актовом зале в ожидании встречи с поэтом. Звучит мелодия курая. В зал заходит М. Карим и директор БСК Арзамазов А.В.. Их встречают хлебом – солью. Гость проходит на сцену. Около него садятся методист республики Башкортостан Скорнякова Г.Я. и психолог колледжа Бикбулатова В.И.

Слово предоставляется директору БСК Арзамазову А.В., который говорит о значимости поэзии М. Карима и духовной силе его личности.

Ведущий 1.

Мы собрались с вами сегодня на знаменательную встречу с человеком – легендой, народным поэтом Башкортостана М. Каримом. Пройдет время, и, рассказывая своим детям об этом событии, вы назовете его историческим, потому что М. Карим – это и прошлое, и настоящее, и будущее не только нашей республики, но и нашей страны.

Готовясь к этой встрече, мы читали стихи поэта, его биографию, прозаические и драматические произведения. Глубоким изучением творчества этого талантливого человека мы занимаемся не один год. Мы говорим о его творчестве на уроках, на классных часах, на литературно-музыкальных вечерах. И вот, наконец, встреча с самим поэтом – М. Каримом. Хотелось бы услышать стихи поэта, прочитанные Вами здесь, на встрече… Кто решится прочесть свое любимое стихотворение в присутствие поэта? В зале 2 микрофона, расположенные в разных концах, вы можете подойти к любому из них…

Студенты подходят к микрофону и читают следующие стихи:

«Так начинается жизнь»

«Оратория весны»

«Я - россиянин»

«Неизвестному солдату»

После прочтения стиха каждый говорит о причине выбора для декламации именно этого стихотворения.

Ведущий 1.

Мустафа Сафиевич! Вы прослушали несколько ваших стихотворений, и, наверное, проникновенность чтения не могла не затронуть струн вашей души, так как нет ничего более значимого для поэта, чем осознание того, что ты нужен читателю, что тебя понимают, что смысл написанного тобой воспроизводится читателем верно.

Но мы не только читаем ваши стихи, мы пишем музыку и сочиняем песни. Пожалуйста, прослушайте песню на ваши стихи «Для любящих сердец преграды нет…» Исполнитель и композитор в одном лице – студентка группы ИЗО – 21 Князева Мария.

Исполняется под синтезатор песня. Ребята слушают с интересом и вниманием. М.Карим, прослушав песню, сказал: «Повеяло ароматом XIX века…»

Ведущий 1.

Пока решились на прочтение стиха только студенты III курса. А кто из первокурсников преодолеет робость и прочтет наизусть любимое стихотворение?

Первокурсники, подходя к микрофону в зале, читают понравившиеся им стихи:

1. «Ночами разговаривают реки…»

2. «Я подымался на вершины гор…»

3. «Мой край возлюбленный на веки…»

4. «Радость поэта»

5. «Лес выглядит совсем еще по-летнему…»

6. «Ты уезжала в полнолунье – помнишь?»

7. «Башкортостан – моя земля и небо…»

8. «Березовый листок…»

9. «Я умному тайну открыл…»

10. «Поэт, ты выше гор…»

После прочтения определяют тему и основную мысль стихотворения.

Ведущий 1.

Мустафа Сафиевич! Мы не только читаем ваши стихи, сочиняем музыку и песни, но и исполняем башкирские танцы. Словом, национальное искусство для студента БСК является значимым элементом общей культуры.

Пожалуйста, посмотрите башкирский танец в исполнении студенток III курса, пусть этот танец напомнит вам вашу юность… Мы предлагаем Вам мысленно покружиться с юными башкирочками в ритме волшебной музыки.

Исполняется башкирский танец. Исполнение идет из зала и заканчивается перед сценой, где находится гость.

Ведущий 1.

Мустафа Сафиевич! Читая ваши произведения, мы ищем источник вашего таланта, задумываемся над его корнями и приходим к выводу: «Мы все родом из детства», поэтому хотелось бы поговорить о вашем творческом и жизненном пути, напомнить вам события вашего детства и юности.

Ведущий 2.

Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемый Мустафа Сафиевич!

Ребята, мы часто рассуждаем о духовности и душевности. В связи с изучением творчества А.П. Чехова мы думали над вопросом – возможна ли духовность без душевности или душевность без духовности? Перед нами тот человек, который гармонично сочетает в себе душевность и духовность. Это Мустай Карим.

Ведущий 2: Давайте вспомним, в каком году родился Мустафа Сафиевич?

Студент: Мустафа Сафиевич родился 20 октября 1919 года в Чишминском районе, в деревне Кляшево.

Ведущий 2: Все мы родом из детства. Каким Мустафа Сафиевич был ребенком?

Студент: Он вырос в многолюдной семье. Ребенком рос трудолюбивым, прилежным и озорным одновременно.

Ведущий 2: В каком году заканчивает Мустай Карим школу?

Студент: В 1953 году (ошибочный ответ)

Ведущий 2: Здесь не точный ответ. Мустафа Сафиевич закончил школу в 1933 году в родной деревне. Правильно, Мустафа Сафиевич?

Мустай Карим: Тоже неверно (смеется), я закончил школу в 1935 году.

Ведущий 2: Говорят, что вы росли болезненным ребенком, поэтому поздно пошли в школу. Это правда?

Мустай Карим: Нет, неправда. Я просто обиделся на учителя и не ходил 2 года в школу. (смеется).

Ведущий 2: В книгах тоже встречаются неточности. Ребята, как Мустай Карим получает высшее образование?

Студент: В 1935 году Мустай Карим приезжает в Уфу и поступает на рабфак, где учится 2 года. Перед самой войной заканчивает факультет языка и литературы Башкирского педагогического института.

Ведущий 2: Мустафа Сафиевич! При поступлении на рабфак вы сдавали экзамен – писали диктант. С вами произошла интересная история. Расскажите, пожалуйста, о ней.

Мустай Карим: При сдаче экзамена мы писали диктант. На сто слов я сделал сто тринадцать ошибок, и был зачислен на второй курс рабфака. Я малограмотный, башкирский юноша уже тогда знал, что означает для меня знание русского языка. Когда мы закончили ВУЗ, то уже писали очень грамотно. Знание языка в жизни необходимо, вы это должны знать.

Ведущий 2: Спасибо, Мустафа Сафиевич! Ребята, как складывалась судьба Мустая Карима на войне?

Студент: С самого начала войны Мустафа Сафиевич находится в действующей армии. По окончании краткосрочных военных курсов служит начальником связи и начальником штаба артдивизиона. В августе 1942 года Мустай Карим был тяжело ранен. После госпиталя стал работать корреспондентом фронтовых газет «За честь Родины» и «Советский воин».

Ведущий 2: Еще в 1938 году вы написали стихотворение «Комсомольский билет», в котором как бы предсказали свою судьбу. Вам комсомольский билет буквально спас жизнь. Позвольте вас спросить, когда вам удалили осколок из груди?

Мустай Карим: Это было уже после войны. Осколок, который достали из моей груди, был похож на насекомое. Сейчас я жалею, что выкинул его, но тогда было очень больно, хотелось быстрее освободиться от ее источника. Кроме комсомольского билета в нагрудном кармане я носил писательский билет и письма из дома.

Ведущий 2: Ребята, когда Мустай Карим начал писать свои первые стихи? О чем они?

Студент: Это было еще до войны в 1935 – 1936 годах. Поэт воспевает жизнь, счастливое детство, задорную молодость.

Ведущий 2: Ребята, какой биографический факт из жизни Мустая Карима можно связать с Башкирским строительным колледжем?

Студент: Его первые стихи были опубликованы в газете «Молодой строитель».

Ведущий 2: Чем занимался Мустай Карим в послевоенные годы?

Студент: Мустай Карим отдается творческой и общественной деятельности. Работает председателем правления союза писателей РФ. Долгие годы является председателем Башкирского отделения комитета защиты мира.

Ведущий 2: Мустафа Сафиевич! Лауреатом каких премий вы являетесь?

Мустай Карим: Это нескромно. Скажу лишь, что лауреат премий им. Шолохова и им. Станиславского.

Ведущий 2: Спасибо, Мустафа Сафиевич! Ребята, какие вы знаете поэтические сборники, принадлежащие перу Мустая Карима?

Студент: «Отряд тронулся», «Чужие огни», «Европа - Азия», «Где цветут каштаны».

Ведущий 2: Какие вы знаете драматические произведения?

Студент: «Не бросай огонь, Прометей!», «Страна Айгуль», «В ночь лунного затмения».

Ведущий 2: Какие вы знаете прозаические произведения?

Студент: «Долгое-долгое детство», «Помилование», «Деревенские адвокаты».

Ведущий 2: Спасибо вам, ребята!

Генрих Гейне говорил, что трещина мира проходит через сердце поэта. От частого употребления мы как-то привыкли к этой фразе. Но когда задумываешься над судьбами и творчеством некоторых поэтов, эти слова будто озаряются новым светом.

Мустай Карим – один из таких людей.

В прямом смысле рана, нанесенная родной земле, ранит и душу поэта. Трещина мира проходит через сердце поэта.… Жить и творить, вдохновляясь радостями и потрясениями своего времени – вот сущность его жизни. Спасибо вам, Мустафа Сафиевич!

Ведущий 1.

Мустафа Сафиевич! Вы убедились, что читатель-студент знаком с вашим творчеством и в силу своих читательских возможностей разбирается в нем. Но хотелось бы задать вам вопросы, на которые мы пока не нашли ответа.

Студенты из зала задают вопросы.

Студент: Мустафа Сафиевич! Чувствуете ли вы притяжение своей земли?

Мустафа Сафиевич: Да, это очень великое чувство. Во время Великой Отечественной войны люди из Башкортостана в независимости от рангов собирались вместе и разговаривали о родной земле. Когда меня приглашали работать в Москву, давали квартиру, я отказался. Когда меня спросили: «Почему?», то я ответил: «Хорошо, я буду жить, работать в Москве, но только перенесите в Москву небо Башкортостана».

Студент: Ваше любимое место в родной деревне?

Мустафа Сафиевич: На берегу Демы, могу часами стоять и смотреть на текущую воду. А еще я люблю смотреть на пламя костра. В эти минуты мне кажется, что я духовно разговариваю с Богом.

Студент: Как родился цикл стихов «Чужие огни», «Европа-Азия»?

Мустафа Сафиевич: Цикл стихов «Чужие огни» родился в конце войны, когда была тоска по Родине. А «Европа-Азия» - это моя версия на утверждение Киплинга: «Есть Запад и Восток, и им не соединиться». В моей же версии Европа и Азия соединены. Кстати, стихотворение «Не русский, я, но россиянин», которое сегодня было замечательно прочитано, тоже из этого цикла.

Студент: Кто из семьи пошел по вашим стопам?

Мустафа Сафиевич: У каждого человека своя судьба, свой путь. Мой сын работает журналистом и переводчиком. Он перевел все мои книги на русский язык. А дочь – преподаватель английского языка в авиационном институте. Я счастлив, что и в их сердцах зажегся огонек, который ведет их по тропе, не изменяя своего направления.

Студент: На все ли слова, произнесенные вслух, у вас возникают ассоциации?

Мустафа Сафиевич: Да. Мне понравилось, как читали сегодня мои стихи, понимая, передавая смысл, чувство любви и раскрывая глубину внутреннего мира. Все это выражается в словах, которые так просты и понятны.

Студент: Продолжаете ли вы свою творческую деятельность?

Мустафа Сафиевич: Не так, как раньше. Но недавно мой сын перевел на русский язык мое новое произведение «Мгновение жизни». Я понимаю, что я очень богатый человек. Когда я открываю сундук своей памяти, то нахожу много хорошего, накопленного за долгие годы. У меня часто спрашивают, почему я не пишу о плохих людях. А я не устаю повторять, что просто не помню их.

Студент: Что вы почувствовали, когда ваши произведения впервые были опубликованы?

Мустафа Сафиевич: Я подумал, смогу ли я писать также и дальше. Только у меня было чувство неловкости. Это произошло в 1934 году в Чишмах, когда впервые я прочитал свои стихи на публику, и меня оценили. А еще чувство страха. Был один такой случай, когда были отменены карточки, один товарищ подделал чеки, и друзья взяли на них несколько буханок хлеба. Очередь дошла до меня, и я попался, но меня отпустили. С тех пор все время боюсь, что милиционер придет и арестует меня.

Студент: Что побудило вас к написанию первого стиха?

Мустафа Сафиевич: Трудно сказать. Сначала это было просто так, само собой, а потом пришло сознание работы. Нельзя предугадать, что вот-вот сверкнет лучик пробуждения, это скорее надо прочувствовать душой.

Мустафа Сафиевич, почитайте сами свои стихи, в частности – «Хлеб, Родина, Любовь».

Мустафа Сафиевич читает стихи…

Ведущий 1.

Мустафа Сафиевич! Наша встреча приближается к концу, и нам бы хотелось в память о нашей встрече преподнести вам подарки. Эти подарки не простые, а рукотворные, т.е. сделанные собственными руками, а значит несущие вам теплоту наших рук и сердец. Первый подарок – мешочек со счастьем. Мешочек изготовлен из глины. Он сначала был вылеплен, затем обожжен, а потом покрашен. Выполнил эту работу студент группы КМС – 21 Кардапольцев Максим.

Мустафа Сафиевич! А главное, что лежит внутри этого мешочка? Золото? Серебро? Нет, дороже серебра и золота, там находятся читательские отзывы на ваши произведения. Читая их, вы почувствуете теплоту нашей души, человеческую благодарность за ваши произведения, а для писателя – лучшего счастья не надо. Максим, преподнеси, пожалуйста, свой подарок Мустафе Сафиевичу.

Под аплодисменты зала вручается подарок.

Ведущий 1.

Второй подарок – это живописный сюжет, написанный акварелью студентом – архитектором из группы А-11 Тураевым Алексеем. Картина называется «Пробуждение», написана она по мотивам лирики М. Карима. Рамка, в которую обрамлена картина, изготовлена тоже руками студента из группы А-11 Федотова Константина. Ребята, вручите, пожалуйста, свой подарок Мустаю Кариму.

Под аплодисменты зала вручается подарок.

Ведущий 1.

И, наконец, третий подарок, уже бытовой и практичный, сделан руками студента группы КМС-11 Иванова Игоря. Это подставка под телефон. Игорь, пожалуйста, вручи свой подарок Мустафе Сафиевичу.

Под аплодисменты зала вручается подарок.

 

Директор БСК: Уважаемый Мустафа Сафиевич! Мы долго думали, что же вам подарить такое, чтобы напомнить о строителях и в то же время связать с вашей профессией. Мы решили подарить панно, на котором изображен храм. Храм – это вершина зодчества, к которой стремится каждый строитель. Храм – это место, куда несут свои души люди. Храм – это и сама душа, которая строит для себя жилище. Храм – это и поэзия, которая поднимает душу, очищает ее, осердечивает, возвышает, воспитывает. Примите, Мустафа Сафиевич, наш подарок!

Под аплодисменты и музыку вручается подарок и цветы.

Ведущий 1.

Спасибо вам, Мустафа Сафиевич, за встречу с вами, за чистоту ваших слов, за силу вашей одухотворенной личности, за неиссякаемый и искрометный юмор, за вашу любовь к нашей Отчизне, за расположенность к читателю, за простоту и свет.

Уважаемые студенты! Обратимся к словам М. Карима и В. Шекспира, которые были эпиграфами нашего сегодняшнего разговора. Прочтите их.

Студенты читают вслух.

«Учитесь делать из себя людей,

И только в этом ваше оправданье» М. Карим.

«Зло и добро исходят не от Бога,

зло и добро исходят от людей» М. Карим.

«Расти душа и насыщайся вволю.

Копи свой вклад за счет бегущих дней.

И, лучшую предвидя долю, живи богаче…» В. Шекспир.

 

Спасибо Мустафе Сафиевичу, который своим творчеством помогает расти нашей душе, помогает нам «делать из себя людей», внушает мысль о том, что добро и зло в руках самого человека.

Под звуки курая и аплодисменты поэт с директором БСК покидают зал.

 

 


Тесты

 

Вариант 1.

Задание 1. Выбрать номер правильного ответа.

Год рождения Мустая Карима.

1. 1900 год

2. 1919 год

3. 1930год

4. 1938 год

Ответ: ____.

 

Задание 2. Выбрать номер правильного ответа.

Район, в котором родился Мустай Карим:

1. Чишминский район

2. Миякинский район

3. Уфимский район

4. Бураевский район

Ответ: ____.

 

Задание 3. Установить соответствие.

ПроизведенияГерои произведений

1. «Помилование» А. Стемпеню

2. «Не бросай огонь, Прометей» Б. Нурислам

3. «Деревенские адвокаты» В. Танкабике

4. «В ночь лунного затмения» Г. Зевс

Д. Мария-Тереза

Ответ: 1__, 2__, 3__, 4__.

 

Задание 4. Выбрать номер правильного ответа.

Произведение, принадлежащее перу М.Карима, называется:

1. «Маобитская тетрадь»

2. «Помилование»

3. «Люди с того берега»

4. «Прощание с матерой»

Ответ: ____.

 

Задание 5. Дополнить.

Мустай Карим – известный башкирский ________, ________ и ________.

Ответ:_____, _____ и ______.

 

Задание 6. Установить соответсвие.

Герои произведенияХарактеристики

1. Любомир Зух А. Спокойный, ответственный,

разумный

2. Капитан Казарин Б. Светлая, романтическая,

преданная

3. Янтимир Байназаров В. Взвинченный, агрессивный,

разочарованный

4. Мария – Тереза Г. Веселый, задорный,

бесстрашный

Д. Мудрый, милосердный,

рассудочный.

Ответ: 1___, 2___, 3___, 4___.

 

Задание 7. Выбрать номер правильного ответа.

Стихотворение, основной темой которого является дружба башкирского и русского народов, называется:

1. «Три дня подряд»

2. «Оратория весны»

3. «Я – россиянин»

4. «Незабудка»

Ответ: _____.

 

Задание 8. Исключить номер неправильного ответа.

Перу М.Карима принадлежат следующие произведения:

1. «Долгое-долгое детство»

2. «Не бросай огонь, Прометей»

3. «Страна Айгуль»

4. «Дочь посла»

Ответ: _____.

 

Задание 9. Выбрать номер правильного ответа.

Строки: «И горы, как люди: чем выше, тем круче и резче судьба» принадлежат стихотворению М.Карима, которое называется:

1. «Девятое мая»

2. «Горы»

3. «Неизвестному солдату»

4. «Чтоб старые слова не устарели»

Ответ: _____.

 

Задание 10. Установить соответствие.

АвторПроизведение

1. Анвер Бикчентаев А. «Маобитская тетрадь»

2. Шолом – Алейхом Б. «Алитет уходит в горы»

3. Мустай Карим В. «Орел умирает на лету»

4. Муса Джалиль Г. «Два камня»

Д. «В ночь лунного

затмения»

Ответ: 1___, 2___, 3___, 4___.

 

Вариант 2.

Задание 1. Выбрать номер правильного ответа.

Башкирская деревня, в которой родился Мустай Карим, называется:

1. Чишмы

2. Мияки

3. Цада

4. Кляшево

Ответ: ____.

 

Задание 2. Выбрать номер правильного ответа.

Учебное заведение, которое закончил Мустай Карим, называется:

1. Башкирский педагогический институт

2. Авиационный уфимский государственный институт

3. Институт искусств

4. Башкирский государственный университет

Ответ: ____.

Задание 3. Установить соответствие.

Поэтический сборникСтихотворение

1. «Европа – Азия» А. «Среди друзей»

2. «Болгарская тетрадь» Б. «Приезд во Вьетнам»

3. «Чужие огни» В. «Вернись»

4. «Вьетнамские записи» Г. «Лишь камни плачут»

Д. «О березовом листке»

Ответ: 1___, 2___, 3___, 4___.

Задание 4. Выбрать номер правильного ответа.

Поэтический сборник, рожденный в огне войны, называется:

1. «Европа – Азия»

2. «Из Кабардино-Балкарской тетради»

3. «Чужие огни»

4. «Где цветут каштаны»

Ответ: ____.

Задание 5. Установить соответствие.

Герои произведенийХарактеристики

1. Прометей А. Совестливый, справедливый

озорной

2. Танбика Б. Романтичная, чуткая, верная

3. Курбангали В. Суровая, справедливая,

жесткая

4. Ак – Йондоз Г. Бунтарь, горячий,

человеколюбивый

Д. Одаренный, ранимый,

внимательный.

Ответ: 1___, 2___, 3___, 4___.

 

Задание 6. Дополнить.

В конце 30-х годов М.Карим написал стихотворение, в котором как бы предугадал свою_______.

Стихотворение называлось «______ ____».

Ответ: ____. «_______ ____».

 

Задание 7. Выбрать номер правильного ответа.

Стихотворение, основной темой которого является человеческая память, называется:

1. «Неизвестному солдату»

2. «Я – россиянин»

3. «Комсомольский билет»

4. «Минувшему – благославленье»

Ответ: ____.

 

Задание 8. Исключить номер неправильного ответа.

Поэтические циклы Мустая Карима:

1. «Чужие огни»

2. «Человек»

3. «Европа – Азия»

4. «Где цветут каштаны».

Ответ: ____.

 

Задание 9. Выбрать номер правильного ответа.

Строки: «Тяжелый снег идет три дня,

И рана ноет у меня.

А с ней осколок заодно,

Он превратился в боль давно» принадлежат стихотворению

М. Карима, которое называется:

1. «Весенние голоса»

2. «Девятое мая»

3. «Три дня подряд»

4. «Минувшему – благославленье».

Ответ: ____.

 

Задание 10. Установить соответствие.

АвторПроизведение

1. Мустай Карим А. «В горах мое сердце»

2. Расул Гамзатов Б. «Сар – Герел»

3. Габдулла Тукай В. «Письмоносец»

4. Муса Джалиль Г. «Черные воды»

Д. «Шурале»

Ответ: 1___, 2___, 3___, 4___.

 

Вариант 3.

Задание 1. Выбрать номер правильного ответа.

Год, в котором М. Карим окончил Башкирский пединститут:

1. 1920 год

2. 1935 год

3. 1941 год

4. 1945 год

Ответ: ____.

 

Задание 2. Выбрать номер правильного ответа.

Первые стихи М. Карима были напечатаны в газете, которая называлась:

1. «Молодой строитель»

2. «Учительская газета»

3. «Труд»

4. «Комсомольская газета»

Ответ: ____.

 

Задание 3. Установить соответствие.

ПроизведенияГерои произведений

1. «Салават» А. Кашфулла

2. «Долгое-долгое детство» Б. Марагим

3. «В ночь лунного затмения» В. Янтимир Байназаров

4. «Помилование» Г. Салават

Д. Шафак

Ответ: 1___, 2___, 3___, 4___.

 

Задание 4. Выбрать номер правильного ответа.

Поэма, в которой содержание и главные образы основаны на восточных традициях, называется:

1. «Тайна»

2. «Черные воды»

3. «Страна Айгуль»

4. «Ульмесбей»

Ответ: ____.

 

Задание 5. Дополнить.

Цикл «Европа – Азия» - яркий образец _____ _____ _____.

Ответ: ____ ____ ____.

 

Задание 6. Установить соответствие.

Герои произведенийХарактеристики

1. Салават А. Совестливый, справедливый,

озорной

 

2. Зевс Б. Равнодушный, глупый,

безликий

3. Курбангали В. Отважный, честный,

воинственный

4. Мария – Тереза Г. Безжалостный, злобный,

властный

Д. Романтичная, чуткая, верная

Ответ: 1___, 2___, 3___, 4___.

 

Задание 7. Выбрать номер правильного ответа.

Стихотворение, в котором Башкирия воспринимается через образ березового листка, называется:

1. «Незабудка»

2. «Весенние голоса»

3. «О березовом листке»

4. «Так начинается жизнь»

Ответ: ____.

 

Задание 8. Исключить номер неправильного ответа.

Герои повести «Помилование»:

1. Янтимир Байназаров

2. Любомир Зух

3. Сергей Фомин

4. Ефимий Буренкин

Ответ: ____.

 

Задание 9. Выбрать номер правильного ответа

Строки: «Не оскорби и малой крохи света,

Не вздорь, не суесловь,

Знай, проклянут тебя за это,

Хлеб, Родина, Любовь,» - принадлежат стихотворению

М. Карима, которое называется:

1. «О березовом листке»

2. «Неизвестному солдату»

3. «Птиц выпускаю…»

4. «Чтоб старые слова не устарели»

Ответ: ____.

Задание 10. Установить соответствие.

АвторПроизведение

1. Валентин Распутин А. «Деревенские адвокаты»

2. Василь Быков Б. «Прощание с матерой»

3. Мустай Карим В. «Знаменосец»

4. Олесь Гончар Г. «Пряслины»

Д. «Альпийская баллада»

Ответ: 1___, 2___, 3___, 4___.

 

 

Вариант 4.

Задание 1. Выбрать номер правильного ответа.

Фронтовая газета, в которой работал военным корреспондентом М. Карим, называлась:

1. «Молодой строитель»

2. «Защитник Родины»

3. «Военный вестник»

4. «Советский воин»

Ответ: ____.

 

Задание 2. Выбрать номер правильного ответа.

Первая книга стихов М. Карима называлась:

1. «Отряд тронулся»

2. «Чужое небо»

3. «Европа – Азия»

4. «Весенние голоса»

Ответ: ____.

 

Задание 3. Установить соответствие.

Название произведенияЛитературные жанры и виды

1. «Черные воды» А. Повесть

2. «Долгое-долгое детство» Б. Поэма

3. «Страна Айгуль» В. Стихотворение

4. «Неизвестному солдату» Г. Роман

Д. Драма

Ответ: 1___, 2___, 3___, 4___.

 

Задание 4. Выбрать номер правильного ответа.

Ранняя поэма М. Карима, в которой выразительно воплощается эпический образ советского солдата:

1. «Незнакомый гость»

2. «Декабрьская песня»

3. «Тайна»

4. «Черные воды»

Ответ: ____.

Задание 5. Установить соответствие.

СтихотворениеПоэтический сборник

1. «Где начинается жизнь» А. «Кабардино-балкарская

тетрадь»

2. «Снег» Б. «Где цветут каштаны»

3. «Она любила березы» В. «Вьетнамские записи»

4. «Под солнцем высоким» Г. «Человек»

Д. «Европа – Азия»

Ответ: 1___, 2___, 3___, 4___.

Задание 6. Дополнить.

Язык прозы М. Карима ______,_______,_______.

Ответ: ______, _______, _______.

 

Задание 7. Выбрать номер правильного ответа.

Повесть, в которой говорится о необходимости милосердия на войне, называется:

1. «Долгое-долгое детство»

2. «Деревенские адвокаты»

3. «Помилование»

4. «В ночь лунного затмения»

Ответ: _____.

 

Задание 8. Исключить номер неправильного ответа.

Перу М. Карима принадлежат следующие драмы:

1. «Салават»

2. «Не бросай огонь, Прометей»

3. «Страна Айгуль»

4. «Колесо жизни»

Ответ: _____.

 

Задание 9. Выбрать номер правильного ответа.

Строки: «Коль одного тебя гнетет беда, не говори, что вся земля седа», - принадлежат стихотворению М. Карима, которое называется:

1. «Карусель все вертится»

2. «Незабудка»

3. «Белое и черное»

4. «Повезло»

Ответ: _____.

 

Задание 10. Установить соответствие.

АвторПроизведение

1. Борис Акунин А. «Поэт и Муза»

2. Мустай Карим Б. «Прокляты и убиты»

3. Татьяна Толстая В. «Любовница смерти»

4. Виктор Астафьев Г. «Бочкотара»

Д. «Помилование»

Ответ: 1___,2___, 3___, 4___.

 

Ключи к тестам.

Вариант 1.

Задание 1. Ответ: 2

Задание 2. Ответ: 1

Задание 3. Ответ: 1-Д, 2-Г, 3-Б, 4-В

Задание 4. Ответ: 2

Задание 5. Ответ: писатель, поэт и драматург

Задание 6. Ответ: 1-Г, 2-В, 3-А, 4-Б

Задание 7. Ответ: 3

Задание 8. Ответ: 4

Задание 9. Ответ: 2

Задание 10. Ответ: 1-В, 2-Г, 3-Д, 4-А

Вариант 2.

Задание 1. Ответ: 4

Задание 2. Ответ: 1

Задание 3. Ответ: 1-Д, 2-Г, 3-А, 4-Б

Задание 4. Ответ: 3

Задание 5. Ответ: 1- Г, 2-В, 3-А, 4-Б

Задание 6. Ответ: судьбу. «Комсомольский билет»

Задание 7. Ответ: 1

Задание 8. Ответ: 2

Задание 9. Ответ: 3

Задание 10. Ответ: 1-Г, 2-А, 3-Д, 4-В

Вариант 3.

Задание 1. Ответ: 3

Задание 2. Ответ: 1

Задание 3. Ответ: 1-Г, 2-Б, 3-Д, 4-В

Задание 4. Ответ: 1

Задание 5. Ответ: интернациолизма башкирского поэта

Задание 6. Ответ: 1-В, 2-Г, 3-А, 4-Д

Задание 7. Ответ: 3

Задание 8. Ответ: 3

Задание 9. Ответ: 4

Задание 10. Ответ: 1-Б, 2-Д, 3-А, 4-В

Вариант 4.

Задание 1. Ответ: 4

Задание 2. Ответ: 1

Задание 3. Ответ: 1-Б, 2-А, 3-Д, 4-В

Задание 4. Ответ: 2

Задание 5. Ответ: 1-Д, 2-В, 3-Б, 4-А

Задание 6. Ответ: поэтичен, задушевен, звучен

Задание 7. Ответ: 3

Задание 8. Ответ: 4

Задание 9. Ответ: 3

Задание 10. Ответ: 1-В, 2-Д, 3-А, 4-Б

 

3. Исследовательская часть

Для изучения мнения студентов была разработана анкета.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: