Боевые действия в Тюрингии

Как только в Швабии началось крестьянское восстание, Томас Мюнцер направился в Тюрингию, в вольный имперский город Мюльгаузен....17 марта 1525 г. в Мюльгаузене произошла революция. Вместо старого патрицианского совета был избран «вечный совет» во главе с Мюнцером. «Вечный совет» провозгласил уничтожение всякой власти, общность всех имуществ, равную для всех обязанность трудиться.

Немецкие князья объединили свои силы, в их распоряжении находились 6000 пехоты, 2600 конницы и много бомбард. Мюнцер собрал 8000 человек. Его отряд имел 8 бомбард. Боеспособность отряда была ниже, чем у войска князей, так как в крестьянских отрядах насчитывалось мало бывших солдат, они не имели хороших командиров, были плохо вооружены и малодисциплинированны. Сам Мюнцер познаниями в военном деле не обладал.

Князья повели себя вероломно. 16 мая они начали переговоры с крестьянами и заключили с ними перемирие, а затем неожиданно перешли в наступление. Мюнцер расположил свой отряд на одной высоте («гора битвы») в районе Франкенгаузена и построил укрепленный лагерь. Князья послали к крестьянам парламентера с предложением выдать Мюнцера живым, за что обещали им амнистию...

Пока крестьянский отряд обсуждал предложение князей, колонны ландскнехтов4, имея кавалерию на флангах, начали окружать лагерь Мюнцера. Под прикрытием огня бомбард ландскнехты приблизились к лагерю, где встретили незначительное сопротивление. Линия повозок была легко прорвана, и крестьяне в беспорядке побежали к Франкенгаузену и к лесу, попадая под удары обходных колонн ландскнехтов и конницы. Из 8000 крестьян было убито 5000 человек. На плечах отступавших крестьян в Франкенгаузен ворвалась конница князей, взявшая город без особого труда. Раненый Мюнцер был взят в плен, подвергнут пыткам и обезглавлен.

25 мая соединенные княжеские войска, насчитывавшие 11 800 человек, окружили и взяли Мюльгаузен, который защищали 1200 бюргеров. Князья сожгли и разграбили несколько городов и деревень. Многих крестьян казнили. Таким же террором окончились крестьянские восстания в Эльзасе и в альпийских землях Австрии. Во время крестьянской войны только со стороны восставших погибло 150 000 человек.

Раскрывая пятый пункт плана — о княжеской Реформации, основное внимание следует уделить значению Аугсбургского религиозного мира. Это сложная проблема, так как при том, что этот мир уравнял в правах католиков и протестантов, он затормозил процесс создания единого национального государства. Деление германских земель на католические и протестантские стало причиной неисчислимых бедствий Германии на протяжении последующих ста лет и одной из причин ее отставания от других европейских стран в течение XVI—XVIII вв.

В заключительной части урока учащиеся предъявляют результаты своей познавательной деятельности. Домашнее задание указано в технологической карте.

УРОК 13. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Тема урока, план урока, возможная личностно значимая проблема Распространение Реформации в Европе. Борьба католической церкви против Реформации: 1. Ж. Кальвин и его учение о предопределении человека. 2. Кальвинистская церковь. 3. Игнатий Лойола — создатель ордена иезуитов — орудия в борьбе за укрепление позиций католицизма. 4. Борьба пап с Реформацией. 5. Филипп II против Реформации. Возможная личностно значимая проблема: одна из трагедий человеческого общества — религиозная нетерпимость, рождающая взаимную ненависть и раскалывающая общество
Планируемые результаты изучения материала Школьники усваивают, что кальвинистское учение стало основой для трудовой этики протестантов, что в результате Реформации появились национальные церкви, укрепилась светская власть, что религиозные противоречия могут порождать войны
Методы обучения и формы организации учебной деятельности Проблемный или частично поисковый метод. Варианты проблемных заданий: 1. Учеными-историками признано, что кальвинистское учение способствовало разрушению традиционного общества и активизации предпринимательской деятельности. В то же время французский мыслитель XVIII в. Вольтер сказал: «Кальвин открыл двери монастырей не для того, чтобы выгнать оттуда монахов, а чтобы вогнать туда весь мир». Совместимы ли эти точки зрения? 2. Одна из заповедей иезуитов гласила: «Папе надлежит повиноваться без всяких разговоров, даже ради греха, и надо совершить грех, смертный или простой, если начальник того требует во имя Господа нашего Иисуса Христа или в силу обета повиновения». Подумайте, какому обществу более подходит такая идеология — традиционному или индустриальному. Свою точку зрения аргументируйте. Форма урока: комбинированный урок с элементами лабораторной работы. Приемы деятельности учителя: рассуждение и аналитическая беседа (учение Кальвина), сюжетный повествовательный рассказ (кальвинистская церковь, орден иезуитов), прием персонификации (Кальвин, Лойола), заочная экскурсия (Женева), организация работы с документом, обучение учащихся решению учебных проблем и обобщению. На уроке используются внутрикурсовые связи
Развитие умений учащихся Учатся сравнивать, анализировать, работать с документом, решать проблемы, участвовать в аналитической беседе и дискуссии, делать выводы, предъявлять результаты своей деятельности
Основные понятия и термины Кальвинизм, кальвинистская церковь, пресвитер, орден иезуитов, иезуит, Контрреформация, религиозные войны
Источники информации: школьные и внешкольные Учебник, § 12. Задания из рабочей тетради по выбору учителя и учащихся. Образовательное пространство расширяется за счет чтения художественной и научно-популярной литературы: Энциклопедия для детей: Всемирная история. — М.: Аванта +, 1995. — Т. 1. — С. 383—384. Будда. Конфуций. Саванаролла. Торквемада. Лойола / Сост. «ЛИО Редактор». — СПб., 1998. И. Р. Григулевич. Инквизиция. — М., 1976. С. Цвейг. Совесть против насилия. Кастеллио против Кальвина // Совесть против насилия. — Киев, 1989

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: