Комментарии к технологической карте

Урок начинается с беседы по вопросам домашнего задания и проверки выполнения заданий из рабочей тетради.

Для мотивации учебной деятельности учащихся учитель говорит:

«Несмотря на то что движение за реформацию церкви началось в Германии, там оно не смогло развернуться в полную силу. Лютер не дал ответа на вопрос, какую позицию реформированная церковь должна занять по отношению к светским властям, и просто, как вы помните, подчинил свою церковь князьям. Такое решение устраивало не всех последователей Лютера, не устраивало оно и сторонников Реформации в Швейцарии, состоявшей из нескольких независимых и слабо связанных между собой земель — кантонов, которыми управляли богатые дворяне и городская верхушка. Население городов, недовольное произволом властей, стремилось к объединению страны и установлению сильной центральной власти, хотело уменьшить церковные поборы и получить мона­тырские земли. Под влиянием событий в Германии в Швейцарии нач­лась Реформация, и страна раскололась на католиков и протестантов. Создателем нового христианского вероучения стал Жан Кальвин. Его учение — кальвинизм, оказав огромное влияние на современников, живет и сегодня. Мы должны выяснить на уроке, в чем заключались и заключаются сегодня причины привлекательности этого учения для человека».

Далее учитель знакомит семиклассников с проблемными заданиями и предлагает им выбрать любое из них.

Первый пункт плана излагается по учебнику. Очень важно четко и доступно, используя приемы рассуждения и аналитической беседы, изложить учение Кальвина о предопределении человека, после чего можно приступить к работе над понятием кальвинизм. Следует учесть, что к вопросам об учении Кальвина и кальвинистской церкви учащимся придется неоднократно обращаться при изучении всего курса Новой истории в 7 и 8 классах.

При изучении второго вопроса учитель может использовать прием проведения заочной экскурсии, предложив учащимся осмотреть Женеву времен Жана Кальвина. Дополняя сведения учебника, можно отметить, что Кальвин придавал устройству своей церкви еще большее значение, чем германские реформаторы, так как, по его замыслу, реформированная церковь должна была бороться не только со сторонниками папы римского, но и со светскими мыслителями, равнодушными к вопросам веры. Последних Кальвин считал более опасными врагами, чем «паписты». Он провел грань между религией и наукой. Математика, физика, химия и биология в странах, принявших кальвинизм, смогли развиваться более свободно, чем в католических государствах. Но перед учеными ставилось жесткое условие — они должны были признавать кальвинистские установления и не вмешиваться в вопросы веры.

Подводя итоги работы с понятиями «кальвинизм» и «кальвинистская церковь», учитель и учащиеся отвечают на вопрос о причинах популярности этого вероучения. Обобщая ответы школьников, учитель делает вывод, что отсутствие жесткой иерархической лестницы церковных чинов, устройство кальвинистской церкви, которое позволяло приспособить ее не только для швейцарских кантонов, но и для больших и сильных государств (таких, как Франция), гибкость политических взглядов самого Кальвина, признававшего за подданными право на свержение тирана, и, наконец, учение о предопределении — все эти достоинства учения Кальвина привели к его широкому распространению в Европе.

Вопрос об ордене иезуитов учитель излагает в пределах учебника, организуя работу учащихся с документами: извлечениями из устава ордена и «Духовных упражнений» Игнатия Лойолы. Вопросы к документам даны в методическом аппарате учебника.

При изучении четвертого вопроса, если позволяет время, в рассказ учителя можно внести некоторые дополнения.

В XVI в. многим европейцам казалось, что раскол между католика­ми и сторонниками Реформации может быть преодолен, нужно только, чтобы обе стороны начали искать возможность примирения. К тому же некоторые деятели католической церкви понимали, что их церковь проигрывает протестантской и по той причине, что ведет богослужения на латыни и пользуется латинской Библией, непонятной большинству верующих. Во второй половине XVI в. католические теологи тоже принялись переводить Библию на национальные языки, а некоторые даже были готовы отказаться от утверждения о непогрешимости папы. Католическая церковь долго колебалась, прежде чем пойти на полный разрыв с реформаторами. Решить эту проблему должен был Тридентский собор, продолжавшийся (с перерывами) свыше 20 лет — с 1545 по 1563 г. (протестанты в нем не участвовали). Победили противники реформ, отстоявшие все основные положения вероучения католической религии. Это прежде всего церковная иерархия и власть папы, безбрачие священников, неизменность всех церковных обрядов, укрепление инквизиции. Тридентский собор (его работа проходила в г. Триденте, расположенном на итальянской территории южнее Тироля) осудил принципы предопределения и оправдания верой. Собор подтвердил верность католическому учению, а все сторонники реформы церкви были объявлены еретиками и поставлены вне закона. Тем самым католическая церковь дала право католикам преследовать и убивать лютеран, кальвинистов и сторонников других реформационных учений.

Последний вопрос плана раскрывается в пределах учебника.

В заключительной части урока учащиеся предъявляют свои решения проблемных заданий. Домашнее задание указано в технологической карте.

УРОК 14. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Тема урока, план урока, возможная личностно значимая проблема Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на морях: 1. Генрих VIII и начало Реформации «сверху». 2. Содержание и методы королевской Реформации. 3. Мария Кровавая и попытки Контрреформации. 4. Елизавета I. Укрепление англиканской церкви и абсолютизма. 5. Борьба с Испанией за морское первенство. 6. Итоги царствования. Возможная личностно значимая проблема: необходимость религиозной терпимости для общества
Планируемые результаты изучения материала Учащиеся понимают, что победа Реформации в Англии усиливает абсолютную королевскую власть. Господство на морях постепенно переходило к Англии, превратившейся в сильную морскую державу
Методы обучения и формы организации учебной деятельности Проблемный или частично поисковый метод. Варианты проблемных заданий: 1. Подумайте, чем Реформация в Англии отличалась от Реформации в Германии. Найдите общие черты и различия между англиканской и католической церковью. 2. Во время коронационной процессии в 1559 г. Елизавета I Тюдор пообещала своему народу, что будет о нем заботиться: «И пока вы просите меня, чтобы я оставалась вашей доброй госпожой и королевой, вы можете быть уверены, что я буду так стараться для вас, как никакая королева не старалась. У меня хватит воли и, я думаю, хватит власти. И верьте мне, что для безопасности и спокойствия вас всех я не пожалею, если надо, пролить свою кровь. Да отблагодарит Господь вас всех!» Подумайте, выполнила ли королева свое обещание. 3. Подумайте, какие новые методы управления и пропаганды использовала Елизавета I. Почему она была популярна во всех слоях английского общества? Форма урока: комбинированный урок с элементами лабораторной работы. Приемы деятельности учителя: объяснение, рассказ, эвристическая беседа, организация работы учащихся с документом, обучение решению учебных проблем. На уроке используются внутрикурсовые связи (см. § 3, 11, 12)
Развитие умений учащихся Учащиеся учатся делать сравнительный анализ (сравнивают англиканскую церковь с католической), работать с документом (выписывают в тетрадь мероприятия королевы Елизаветы, обеспечившие успех ее правления), работать с иллюстрациями, решать проблемы, участвовать в дискуссии, делать выводы, оценивать события и явления с разных точек зрения (оценивать с точки зрения представителей разных слоев населения тюдоровской Англии, чем закончился для страны XVI в.)
Основные понятия и термины Англиканская церковь, пуритане, «кровавое законодательство» Тюдоров, корсар, капер
Источники информации: школьные и внешкольные Учебник, § 13. Задания из рабочей тетради по выбору учителя и учащихся. Образовательное пространство расширяется за счет чтения художественной и научно-популярной литературы: Энциклопедия для детей: Всемирная история. — М.: Аванта +, 1995. — Т. 1. — С. 364—378. М. Твен. Принц и нищий. С. Цвейг. Мария Стюарт. В. Скотт. Кенилворт. Р. Хаггарт. Хозяйка Блосхолма. Репродукции портретов Елизаветы I. Дж. Гауэр. Портрет Елизаветы на фоне гибнущей армады

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: