double arrow

Акт о супрематии (1534)

...Для содействия христианской религии в королевстве Англия, для подавления и уничтожения всех злоупотреблений, существующих в нем до сих пор, да будет властью настоящего парламента установлено, что король, наш верховный государь, его наследники и преемники, короли этого королевства, должен быть принимаем, признаваем, почитаем единственным на свете верховным главой церкви Англии... и должен владеть имперской короной этого королевства и всеми титулами, почестями, достоинствами, привилегиями... и доходами, присущими и принадлежащими достоинству Верховного главы церкви. Нашему верховному государю и его наследникам и преемникам, королям этого королевства, должно принадлежать полное право и власть периодически инспектировать... поддерживать порядок, подавлять, исправлять, реформировать, сдерживать... все те заблуждения, ереси, злоупотребления, проступки и беспорядки, которые всякого рода духовная власть... должна законным образом реформировать... для угождения всемогущему Богу, для успеха христианской религии, для сохранения мира, единства, для спокойствия в королевстве. Употребление каких-либо обычаев другой страны, иностранного закона, иностранной власти, предписаний и тому подобного противоречит вышесказанному...

В результате выполнения задания в тетрадях учащихся должна появиться примерно следующая запись:

Отличия англиканской церкви от католической

  1. Англиканская церковь не подчиняется папе римскому.
  2. Главой англиканской церкви является король.
  3. Церковь и монастыри лишаются имущества.
  4. Монастыри закрываются, а монахи из них изгоняются.
  5. В основе учения англиканской церкви, как и лютеранства, лежит идея «оправдания верой».
  6. Сохранились обряды: крещение, причащение и покаяние.
  7. Допускались почитание икон и пышные облачения духовенства, органная музыка во время богослужений.
  8. Библия была переведена на английский язык, и богослужения проводились на английском языке.

При подведении итогов выполненного задания следует отметить, что разрыв отношений с Римом стал важным шагом в становлении английского национального государства и в укреплении королевской власти. Монархия в борьбе за власть одержала победу над церковью, к тому же королевская казна получила ее богатства.

Изучение второго пункта плана проходит в пределах учебника. Важно, чтобы учащиеся смогли оценить политику Марии Кровавой как попытку Контрреформации.

Перед рассмотрением последующих событий истории Англии во второй половине XVI в. перед учащимися ставятся проблемные задания, указанные в технологической карте.

Рассказ ведется по учебнику и дополняется обращением к документам. Говоря о Елизавете I как защитнице англиканской церкви и протестантизма, следует подчеркнуть, что королева была далека от религиозного фанатизма. Об этом свидетельствует следующий факт: Елизавета I Тюдор, как и ее отец, Генрих VIII, объявила себя главой англиканской церкви, а протестантизм — официальной религией королевства. Многие приближенные подталкивали ее к дальнейшей реформе англиканской церкви и уничтожению «папистских пережитков». Но Елизавета не стала вводить никаких новшеств и заявила: «Я лучше тысячу раз отстою католическую мессу, чем позволю совершиться тысяче преступлений во имя ее отмены».

Для более полного представления о правлении Елизаветы Тюдор и ее личных качествах учащимся для исследования могут быть предложены карточки с извлечением из речи королевы в Тилбери.

В 1588 г., когда испанцы собрали огромный флот в 130 кораблей для вторжения в Англию, весь народ Англии поднялся на защиту страны. Вооружались и стар и млад. На подступах к столице строились укрепления. Королева Елизавета I направилась к одному из них — форту Тилбери, чтобы воодушевить английских солдат. Она появилась перед ними верхом, в доспехах, с маршальским жезлом в руках и произнесла речь.

Из речи королевы Елизаветы в Тилбери,
обращенной к английским солдатам (1588)

Мой добрый народ, те, кто пекутся о нашей безопасности, убеждали нас, что следует проявлять осторожность, когда мы предстанем перед множеством вооруженных людей. Но уверяю вас, что я не хотела бы жить, не доверяя моему верному и любящему народу. Пусть боятся тираны. Я всегда жила так, что после Господа главной своей опорой и защитой считала верные сердца и доброе расположение моих подданных. И посему, как вы видите, я сейчас среди вас, не для развлечения или забавы, но полная решимости в самой гуще и в пылу сражения остаться жить или умереть среди вас, пасть во прахе во имя моего Господа, моего королевства, моего народа, моей чести и моей крови. Я знаю, что наделена телом слабой и хрупкой женщины, но у меня сердце и душа короля, и короля Англии... Я сама возьмусь за оружие, сама стану вашим генералом, вашим судьей и вознагражу каждого по заслугам на поле брани.

  Вопросы к документу:1. Подумайте, о каких чертах личности королевы говорит ее приезд в армию и текст этого выступления. 2. Как вы оцениваете ее поступок: как искренний порыв или ловкий дипломатический ход?

В заключение урока учащиеся отвечают на проблемные задания. В тетради можно записать перечень тех мероприятий Елизаветы I, которые принесли успех ее почти полувековому правлению.

Домашнее задание дается по вопросам методического аппарата учебника и проблемным заданиям в технологической карте.

УРОК 15. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Тема урока, план урока, возможная личностно значимая проблема Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции: 1. «Один король, но две веры». 2. Начало жестоких религиозных войн. 3. Варфоломеевская ночь. Французы — жертвы религиозного фанатизма. 4. Война трех Генрихов. 5. Генрих IV — «король, спасший Францию». 6. Кардинал Ришелье. Усиление Франции к середине XVII в. Возможная личностно значимая проблема: религиозный фанатизм приводит к кровавым гражданским войнам, к гибели сотен тысяч жизней
Планируемые результаты изучения материала Учащиеся знакомятся с особенностями Реформации и религиозных войн во Франции; осознают, что религиозные войны являются бедствием для жителей страны, что к середине XVII в. Франция становится сильнейшим государством континентальной Европы
Методы обучения и формы организации учебной деятельности Проблемный или частично поисковый метод. Варианты проблемных заданий: 1. Как вы думаете, соответствует ли признанию прирожденных прав человека лозунг католиков: «Один король, один закон и одна вера»? 2. В истории Франции фигура короля Генриха IV Бурбона стала воплощением национального единства и государственной независимости. По ходу урока подберите факты, которые могли бы подтвердить точку зрения французских историков. 3. Католики-фанатики называли Генриха IV «сатаной», «тираном»; гугеноты были признательны ему за предоставление им религиозного и светского самоуправления; народ слагал о нем легенды, называл его «наш добрый король»; историки называют его первым королем Нового времени. Чем вызваны эти характеристики? Исключают ли они друг друга? Каким же был на самом деле Генрих IV? Форма урока: комбинированный урок с элементами лабораторной работы. Приемы деятельности учителя: объяснение, рассказ, эвристическая беседа, организация работы учащихся с документом и текстом параграфа, обучение решению учебных проблем. На уроке используются внутрикурсовые связи (§ 3, 11, 12, 13)
Развитие умений учащихся Учащиеся учатся делать сравнительный анализ, работать с документом (Нантский эдикт, «Политическое завещание» Ришелье), с иллюстрациями, решать проблемы, участвовать в дискуссии, делать выводы, оценивать явления с позиций разных слоев населения Франции XVI в. (оценка Варфоломеевской ночи, правления Генриха IV, государственная деятельность Ришелье), составлять характеристику исторического деятеля (Генрих IV, Ришелье)
Основные понятия и термины Эдикт, гугенот, лидер, месса, гарант
Источники информации: школьные и внешкольные Учебник, § 14. Задания из рабочей тетради по выбору учителя и учащихся. Карта «Реформация в Европе в XVI в.». Образовательное пространство расширяется за счет чтения научно-популярной и художественной литературы: Энциклопедия для детей: Всемирная история. — М.: Аванта +, 1995. — Т. 1. — С. 385—395. А. Дюма. Две Дианы; Королева Марго; Графиня де Монсоро; Сорок пять. П. Мериме. Хроника времен Карла IX. Г. Манн. Молодые годы короля Генриха; Зрелые годы короля Генриха IV. Репродукции портретов Генриха IV. Филипп де Шампань. Тройной портрет кардинала Ришелье. Телефильм «Графиня де Монсоро»

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: