… Я был приглашён работать в головной офис одной торговой фирмы, имеющий небольшую сеть из девяти магазинов в Москве и в Московской области. Глава фирмы был её владельцем и генеральным директором. У него был и предпринимательский размах. Но его стиль руководства был авторитарным, он всю информацию замыкал на себе, не умел и не хотел делегировать полномочия, так как доверял только самому себе. Он отдавал распоряжения в приказном тоне и не мог понять, почему подчинённые ему работники недовольны сложившейся управленческой ситуацией в офисе. Он стал читать популярную литературу по психологии управления, но не мог её принять. Ему мешало ещё и то, что он был в прошлом мастером спорта по карате, а поэтому впитал в себя все навыки этого увлечения. Он просил меня поработать с ним индивидуально в качестве коучера, чтобы преодолеть собственные внутренние противоречия. Однако вскоре я понял, что он «непробиваемый» клиент, а поэтому решился на применение радикальных мер, предложив ему использовать методику SWOT –анализа Он согласился и стал наблюдать за процедурой работы с этой методикой.
|
|
Для себя я давно понял, что основным противоречием в деятельности головного офиса стало желание заказчика изменить ситуацию управления и невозможность это осуществить в результате скрытого конфликта. Возникал парадокс «неуправляемого управления», который мог разрушить «человеческий ресурс»: том-менеджмеры готовы были уволиться. Я же давал им шанс попытаться переломить ситуацию Моя идея заключалась в том, чтобы продемонстрировать ему, на что способны его топ-менеджеры, когда работают группами в свободном режиме. Моя версия была такова: если удастся «пробить» его самосознание своей исключительности и повернуться лицом к работникам, то тогда можно закрепить успех в организационном развитии фирмы другими методиками групповой работы, которые всегда оценивались заказчиками очень высоко.
Перед началом учебных занятий менеджерам было предложено выбрать из четырех тем, предложенных заказчиком одну для анализа в течение четырех учебных часов: 1. Реорганизация организационной структуры управления; 2. Оптимизация режима работы подразделений; 3. Оптимизация информационных каналов передачи информации; 4. Разработка стратегического видения фирмы. Все 12менеджеров, организованные в две группы "Молодцы" (молодые менеджеры) и "Мудрецы" (опытные менеджеры) выбрали необходимость разработки стратегического видения фирмы, что изначально противоречило желанию заказчика, ориентированного на то, чтобы менеджеры разрабатывали проблемы текущего, оперативного управления, так как стратегическое планирование и развитие он считал только своей прерогативой. Однако он вынужден был согласиться с ведущим на продолжение занятий, чтобы дождаться результата их выборов. Я только скоррекировал методику SWOT –анализа, предложив участникам групповой диагностики оценить выбранные ими суждения в баллах. Классический вариант этой методики не предусматривал балльной оценки суждений, что я считаю это большим её недостатком. Первая проблемная группа "Молодцы" отработала по этой методике следующие показател
|
|
каждый из которых оценивался группой в шкале от О до 10 с точки зрения степени проявления по плюсу и по минусу.
Таблица Р- 1.3.3.
Сильные стороны (+) | Слабые стороны (-) | ||
1. Сложившиеся традиции | +3 | Авторитарное управление | -10 |
2. Стаж работы и опыт | +4 | Нет стратегий | -10 |
3. Налаженное производство | +4 | Нет рекламной концепции | -10 |
4. Сеть магазинов | +5 | Нет связи между подразделениями | -10 |
5. Устойчивые личные связи | +6 | Запутаны связи между хозяйствен- ными структурами | -6 |
6. Проверенные технологии | +5 | Плохие коммуникации в целом | -8 |
7. Удобное месторасположение | +6 | Плохая работа с персоналом | -8 |
8.большой ассортимент выбора | +7 | Нет обучения | -10. |
9. Профессионализм работников | +7 | Нет маркетинговой концепции | -10 |
10.Диверсификация организации управления | +8 | Нет новых производственных технологий | -10 |
Средний весовой балл по всем этим позициям оказался | +5,5 | Средний весовой балл по всем этим позициям оказался | -9,2 |
Показатели оценивались от 0 до 10 с точки зрения того, насколько эти возможности могут проявиться в позитивном аспекте и с точки зрения того, насколько сильны угрозы.
Таблица Р-1. 3.4.
Возможности (+) | Угрозы (-) | ||
1. Создание оптовой базы | +5 | Внешняя нестабильность | -9 |
2. Отработка дилерской сети | +5 | Законодательная неразбериха | -9 |
3. Совершенствование рекламы | +3 | Жесткое управление | -9 |
4. Развитие производства | +5 | Падение жизненного уровня | -9 |
5. Постоянное обучение персонала | +7 | Стратегические провалы | -9 |
6. Компьютеризация управления | +6 | Неактивизированные фонды | -8 |
7. База данных по торговой марке | +3 | Резкое повышение себестоимости | -10 |
8. Прямые связи с поставщиками | +4 | Нет защищенности бизнеса | -10 |
9. Оптимизация управления "от клиента" | +8 | Нездоровая обстановка в коллективе | -8 |
10. Новое направление производства мебели | +4 | Усиление конкуренции | -9 |
Средний весовой балл по всем этим позициям оказался | +5 | Средний весовой балл по всем этим позициям оказался | -9 |
Вторая проблемная группа "Мудрецы" отработала по этой методике такие показатели, которые оценивались по "+" и "-" в альтернативной шкале оценок от 0 до 10. Эта группа в отличие от максималистской позиции первой, молодежной группы, проявила осторожность в наборе признаков, поскольку генеральный директор был в учебном классе и наблюдал за работой каждой из них.
Таблица Р-1.3.5.
Сильные стороны (+) | Слабые стороны (-) | ||
1. Сформировавшийся имидж | +8 | 1. Отсутствие стратегии | -10 |
2. Корпоративная ю/льтура | +6 | 2. Неверные приоритеты | -8 |
3. Организация производства | +7 | 3. Хроническая болезнь роста | -8 |
4. Новаторства руководителя | +7 | 4. Плохая реклама | -7 |
5. Разнородный ассортимент | +7 | 5. Слабая торговая сеть | -8 |
Средний весовой балл по всем этим направлениям | +7 | 6. Слабая координация подразделений | -8 |
7. Мелкосерийное производство | -7 | ||
Средний весовой балл по всем этим показателям | -8 |
Возможности (+) | Угрозы (-) | ||
1. Расширение рекламного рынка | +7 | Нестабильный рынок | -9 |
2. Повышение эффективности торговой сети | +7 | Отставание от конкурентов | -8 |
Возможности (+) | Угрозы (-) | ||
1. Расширение рекламного рынка | +7 | Нестабильный рынок | -9 |
2. Повышение эффективности торговой сети | +7 | Отставание от конкурентов | -8 |
3.Снижение издержек производства | +4 | Зависимость от поставщиков | -5 |
|
|
4.Оптимизация ассортиментной политики | +8 | Падение спроса | -5 |
5.Ориентация на клиента | +9 | Внутренняя неуправляемость | -8 |
Средний весовой балл по всем этим показателям | +7 | Средний весовой балл по всем этим показателям | -7 |
На основе отработки показателей положения дел в фирме двумя группами менеджеров, мы сконструировали её визуальную рыночную модель для последующего обсуждения и разработки стратегии развития фирмы.
Рис.Р-1.3.1. Модель двойного видения положения дел в фирме
- - - - - - - Групповое видение команды "Молодцы"
_______ Групповое видение команды "Мудрецы"
В сравнении двух моделей видения на основе оценки разных показателей обе проблемные группы отразили одинаковую конфигурацию, где расхождения от 2 до 1,5 баллов были незначительными. Поэтому можно считать, что такое изучение их мнений валидно на 90%. Это - достаточный уровень валидности (обоснованности и достоверности), что свидетельствует о надежности такого способа измерения, апробированного в практике консалт-обучения на других группах десятки раз.
Использование методика SWOT –анализа в балльном варианте в международной и российской практике управленческого консультирования не принято. В этом варианте методика SWOT –анализа была преобразована в методику диагностическую.
В то же время этот оценочный конструкт, представленный визуально, был оценён обеими группами по уровням рефлексивного процесса: ознакомление – осознание –осмысление - переосмысление «от прошлого - к настоящему» и «от настоящего - к будущему». Проблемные группы увидели глубокое противоречие между позитивными аспектами развития фирмы и негативной их блокировкой, которая оказалась очень сильной. Процесс переосмысления вылился в открытую конфликт между менеджерами и генеральным директором, поскольку стороны готовы были обвинить друг друга в сложившейся управленческой ситуации. Рефлексивный эффект оказался конфликтогенным и для консультанта, поскольку по отношению ко мне возникло неприязненное отношение со стороны генерального директора - заказчика этой модульной программы, которая в конечном счете была им отвергнута. Тем самым намечавшиеся обратные связи на одном полюсе - с заказчиком - оказались разомкнутыми, но в то же время контактными со мной как консультантом на другом полюсе: менеджеры были благодарны за то, что в обучении они открыто смогли, наконец, высказать свое мнение и его визуализировать легитимно.
|
|
Но в этой ситуации было ещё одно противоречие, которое надо было решать, но которое заблокировал генеральный директор: какой вариант стратегий выбрать из двух возможных? Экстенсивный, т.е. развитие фирмы «вширь», чтобы захватить новые рынки сбыта и приобрести там новые магазины? Или интенсивный, т.е. осуществлять развитие фирмы «вглубь», совершенствуя организационную структуру управления и обучая персонал? Менталитет «хозяина» победил здравый смысл. И консультирование стало бессмысленным.
Эта консалтинговая ситуация поучительна, поскольку раскрывает персономную спецификацию организационной диагностики: её зависимость от взаимоотношений консультанта с заказчиком. В анализе этой консалт-ситуации возникают интересные вопросы самодиагностики консультанта. Проиграл он или выиграл? Если проиграл, то в чём? Если выиграл, то что? Сохранил ли он свой имидж в представлениях генерального директора? И какой новый опыт он обрёл в консультировании? Ведь такие ситуации могут часто повторяться. Можно, например, проследить, как прервался задуманный консультантом сценарий: «Организациякоучинга главы фирмы - диагностическое интервью с его заместителем - организация обучения менеджеров –апробация первого этапа методикиSWOT –анализа – выбор стратегий развития фирмы».
Выводы
1. Управленческое консультирование - особый вид интеллектуальных услуг, оказываемых по соглашению с руководством деловой организации в решении организационно-правовых, социально-экономических, психосоциальных и психологических проблем, возникающих в деятельности руководителей высшего и среднего звена управления.
2. Управленческое консультирование используется в деловых организациях в пяти основных вариантах в зависимости от уровней профессиональной подготовки консультантов. В коммерческих деловых организациях главным результатом управленческого консультирования является повышение конкурентоспособности фирмы на основе комплексной минимизации рисков.
3.Основные диагностические продукты управленческого консультирования– это, прежде всего, использование общепринятых консалт-методик, таких, как «Управленческая решётка» и диагностический SWOT – анализ, который представлен в авторских консалт-разработках в 10-ти бальных шкалах.
Учебные задания к теме 1.3.
1. Сформулируйте 8 вопросов к теме учебных занятий для их обсуждения на практических занятиях.
2.Опишите, что вы узнали в этой теме по образцу: - «Я узнал (а), что …
3. Выпишите основные понятия и определите так, как вы их понимаете для обсуждения на практических занятиях.
4.Сдайте работу преподавателю.