Вопросы для подготовки к экзамену
1. Предмет, метод, цели курса «Теория управления».
2. Необходимость и сущность управления. Дефиниция управления в научных исследованиях.
3. Теория управления: проблемы становления и развития.
4. Типология управления. Характеристика категорий «управление» и «менеджмент».
5. Характеристика управленческого труда.
Классификация управленческих работников. Типы менеджеров и уровни управления.
7. Функции управления: состав, эволюция, процедуры.
8. Роли руководителя. Виды и направления социальной ответственности менеджеров.
9. Управленческая инфраструктура как условие формирования и совершенствования менеджмента. Управленческое консультирование.
10. Механизм управления: сущность, состав, характеристика элементов.
11. Управленческие отношения в системе управления: сущность, виды, место и роль в управлении.
12. Законы, закономерности управления.
13. Основное отношение и основное противоречие в менеджменте.
14. Принципы управления: сущность, систематизация, эволюция.
|
|
15. Развитие теории управления в зарубежных и отечественных исследованиях.
16. Новая управленческая парадигма. Социальный менеджмент - современный этап эволюции менеджмента.
17. Функция планирования: сущность, принципы, процедуры.
18. Роль и место цели в управлении: определение, виды, критерии, иерархия.
19. Формы планирования: стратегическое, тактическое, оперативное. Система планов в управлении организацией.
20. Стратегическое планирование. Стратегический анализ факторов внутренней и внешней среды.
21. Стратегический менеджмент - практика новой управленческой парадигмы.
22. Управленческое понимание организации как функции.
23. Категории ОСУ: звено, ступень, связи, полномочия, делегирование, норма управляемости.
24. ОСУ: виды, эволюция, принципы проектирования. Диалектика централизации и децентрализации в управлении.
25. Функция мотивации в управлении: сущность, категории, теории.
26. «Кризис труда»: причины, формы, проблемы. Эффективные формы стимулирования труда и формирование трудовых отношений «качества жизни».
27. Контроль как функция управления: сущность, виды, этапы, принципы, методы.
28. Система менеджмента качеством: российская и зарубежная практика.
29. Эффективность управления: показатели, критерии, факторы.
30. Требования, предъявляемые к менеджеру-профессионалу. Общая способность к управленческой деятельности.
31. Методы управления: сущность, классификация.
32. Технологии менеджмента: сущность, критерии, виды.
33. Стили руководства: определение, критерии, виды. Решётка менеджеров в работе руководителя. Управление командой.
|
|
34. Организационная культура: сущность, функции, технологии формирования.
35. Типы социальных регуляторов в управлении организацией.
36. Виды организационного поведения в управлении. Управленческий потенциал. Роль интрапренерства в формировании предпринимательского организационного поведения.
37. Сущность коммуникаций как связующего процесса в управлении: структура, виды, пути повышения эффективности.
38. Место и роль управленческого решения в управлении.
39. Инновации: необходимость, сущность, виды, этапы, противоречия, технологии управления.
40. Менеджмент одной минуты как технология целевого управления.
41. Задачи менеджмента в XXI веке.
42. Диагностика управляемости организации. Анализ организационных патологий и дисфункций управления.
В качестве практических заданий на экзамене используются средства аналогичные средствам, применяемым в ходе текущего контроля.
За ответ при сдаче экзамена студенту начисляются баллы в соответствии с приведенной ниже шкалой.
Шкала начисления баллов за ответ на экзамене
№ п/п | Уровень ответа на экзамене | Начисляемые баллы |
1. | Отлично (полный ответ на вопрос из списка) | 40 баллов |
2. | Хорошо (ответ, достаточно раскрывающий сущность предмета вопроса) | 30 баллов |
3. | Удовлетворительно (ответ, недостаточно раскрывающий сущность предмета вопроса) | 20 баллов |
4. | Неудовлетворительно (неправильный ответ) | 0 баллов |
Оценка, получаемая студентом при сдаче зачете, является кумулятивной (для очной формы обучения) и учитывает не только уровень ответа студента на зачете, но и баллы, заработанные им в течение семестра: к баллам, полученным студентом за работу в семестре (до 60-ти баллов), прибавляются баллы за ответ на зачете, и полученные баллы переводятся в итоговые оценки в соответствии с нижеприведенной шкалой.
Шкала формирования итоговой оценки для студентов очной формы обучения
№ п/п | Общая сумма баллов | Итоговая оценка |
Форма итогового контроля – экзамен | ||
1. | От 85 до100 баллов | Отлично |
2. | От 70 до 84 баллов | Хорошо |
3. | От 55 до 69 баллов | Удовлетворительно |
4. | От 0 до 54 баллов | Неудовлетворительно |