Тема 1. Предмет, метод, цели курса «Теория управления».
Методология исследования управленческой деятельности
Темы рефератов
1. Место теории управления в структуре современного научного знания.
2. Становление менеджмента как научной дисциплины.
3. Роль менеджмента в развитии общества.
4. Личностные и деловые качества руководителя.
5. Сравнительный анализ одномерных стилей руководства и оценка их эффективности.
6. Должность как первичный элемент в структуре управления организацией.
7. Анализ практики применения различных методов руководства.
8. Подходы к процессу делегирования полномочий: российские и зарубежные модели.
9. Многомерные модели руководства и их особенности.
10. Влияние теории систем на развитие управленческой мысли.
11. «Новая школа управления» и формирование главных принципов количественного подхода.
12. Работы Дж. Вудворда, Т. Бернса, Д. Столкера, Д. Хиксона о взаимосвязанных характеристиках ситуаций, об их влиянии на все элементы управления.
|
|
Тема 2. Функция планирования в менеджменте
Темы рефератов
1. Факторы, влияющие на выбор формы планирования.
2. Роль вторичной информации в планировании.
3. Разработка бизнес-плана как способ снижения предпринимательских рисков (производственного, коммерческого, финансового, инвестиционного, рыночного).
4. Стратегическое управление на основе предвидения изменений.
5. Причины неуспеха в реализации стратегического управления.
6. Анализ разрыва как метод стратегического анализа.
7. Композиция и структуризация как направления организационного проектирования.
8. Централизация и децентрализация управленческих процессов: сравнительный анализ практики российских предприятий.
9. Виды трудовых коллективов и особенности управления ими.
10. Мотивация и стимулирование труда на российских предприятиях.
11. Применимость теории ожиданий в практике менеджмента.
12. Сущность процесса и виды традиционных и нетрадиционных мер стимулирования труда.
Тема 3. Функция организации в менеджменте
Темы рефератов
1. Способы координации деятельности в организации.
2. Внутрифирменный контроль: его формы и средства реализации.
3. Подходы к организации управленческого контроля.
4. Индикаторы эффективного менеджмента: алгоритм процесса оценки эффективности управления.
5. Возможности и условия осуществления эффективности управления в современных российских реалиях.
6. Способы достижения эффективности менеджмента в организации (по Питерсу и Уотермену).
7. Последовательность применения метода "семь инструментов управления качеством".
|
|
8. Total Quality Management (TQM) (всеобщее управление качеством) как общеорганизационный метод непрерывного повышения качества всех организационных процессов.
9. Моделирование бизнес-процессов как метод улучшения качества и эффективности работы организации.
10. Приоритеты целевых технологий в управленческой деятельности.
11. Практика применения социальных технологий менеджмента в современной России.
12. Современные автоматизированные системы поддержки управленческой деятельности: практика применения ERP (Enterprise Resources Planning)-систем.
13. Управление организационной культурой: особенности российского менталитета.
14. Человеческий капитал в организации: проблемы управления.
15. Управление изменениями положения работника в организации.
Тема 4. Функция мотивации в управлении: сущность, категории, теории
Деловая игра
Тема деловой игры « Разработка оптимальной модели эффективной системы мотивации и стимулирования труда в организации ».
Концепция игры.
1. Цель: систематизировать знания теорий мотивации и успешной практики стимулирования труда
2. Задачи:
- овладеть принципами мотивации, разрабатываемые в рамках имеющихся содержательных и процессуальных теорий мотивации;
- освоить методику диагностики состояния мотивации персонала;
- научиться выявлять причины и проявления кризиса труда в организации;
- овладеть навыками формирования оптимальной модели мотивации и стимулирования труда, обеспечивающей высокое качество трудовой жизни.
Деловая игра дает возможность смоделировать работу руководителя предприятия. В процессе моделирования работы руководителя стоит задача развертывания деятельности предприятия с точки зрения оптимизации системы мотивации и стимулирования труда персонала для обеспечения высокого качества трудовой жизни.