Содержательный модуль 5. Формирование и развитие психоанализаи гуманистической психологии

Место психоанализа в психологии. Предшествующее влияние: теории бессознательного, исследования по психопатологии и др. З. Фрейд и развитие психоанализа. Психоанализ как метод лечения. Психоанализ как теория личности. Механицизм и детерминизм фрейдовской системы. Критика психоанализа. Вклад психоанализа в развитие психологии.

Дальнейшая история психоанализа. К.Юнг – аналитическая психология. Коллективное бессознательное. Архетипы. Психологические типы. А.Адлер – индивидуальная психология. Чувство неполноценности.

Творческая сила «Я». К. Хорни – базальная тревожность, невротические потребности. Э. Фромм – бегство от свободы. Г. Салливен – межличностные отношения. Э. Эриксон – психосоциальные стадии развития. Современное состояние психоаналитических традиций.

Философские истоки гуманистической психологии. Природа гуманистической психологии. Пирамида потребностей А. Маслоу. Бытийные и дефицитарные мотивы. Понятие о самоактуализации. Характеристики самоактуализирующегося человека, К. Роджерс и самоактуализация. Базисы гуманистической психотерапии – эмпатия, конгруэнтность, принятие.

Экзистенциальная психология. В. Франкл: человек в поисках смысла, логотерапия.

Когнитивное направление в психологии. Истоки когнитивной психологии. Основное содержание и значение работ Д. Миллера, У. Найссера, Д. Келли. Понятие «личностный конструкт» Д. Келли. Бессознательное познание.

Содержательный модуль 6. Пути развития советской психологии в 20-м веке.

«Особый путь» советской психологии и тактика ее выживания. Проблема марксизма в психологии. Рефлексология и реактология. Первая волна репрессий: разгром педологии и психотехники. Павловская сессия. Вторая волна репрессий.

Достижения отечественной психологической мысли – М.Я.Басов: человек как деятель в среде, Л.С. Выготский: теория высших психических функций, С.Л. Рубинштейн: единство сознания и деятельности, А.Н. Леонтьев: структура деятельности, П.Я.Гальперин: концепция планомерного формирования умственных действий. Развитие психологической теории в исследованиях А.Р.Лурии. Теория личности Б.Г.Ананьева. Психология установки Д.Н.Узнадзе. Исследования Б.М.Теплова и В.Д. Небыдицына в области дифференциальной психофизиологии. Харьковская школа психологии – работы А.Н.Леонтьева, П.Я.Гальперина, А.В.Запорожца, Л.И. Божович, П.И.Зинченко, И.А.Соколянского и др.

  1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Самостоятельная работа является основным способом овладения учебным материалом в период, свободный от обязательных учебных занятий.

Задания домашней контрольной работы

Вклад философов и медиков античности в развитие психологических знаний

Цель: систематизировать и углубить знания о роли периода античности в развитии психологии

Задание: проанализировать литературу и подготовить конспект по следующим вопросам.

1. Раскрыть представления о душе у Платона.

2. Раскрыть понимание души, учение о чувствах и познании Аристотеля.

3. Определить роль Демокрита, Анаксагора, Гераклита в формировании трех объяснительных принципов психологии.

4. Сформулировать итоги развития психологии в античности

Литература:

  1. Ждан А.Н. История психологии от античности до наших дней. М.: Наука, 1990. – С. 23 – 60.
  1. Марцинковская Т.Д. История психологии. М.: Академия, 2001.- С. 14 - 47.
  2. Ярошевский М.Г. История психология: от античности до середины 20 века. М.: «Академия», 1997. – С. 21 - 63

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: