Методические рекомендации по выполнению контрольной работы и подготовке к семинарским занятиям по дисциплине «История психологии»
- СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.
Содержательный модуль 1. Предмет, задачи, методы истории психологии. Начало развития психологии
История психологии, ее предмет и задачи. Логика развития науки. Движущие силы развития науки.
Методы истории психологии. Периодизация истории психологических знаний. Значение и место истории психологии в системе современной психологии.
Развитие психологических знаний в рамках учений о душе. Анимизм и гилозоизм. Сравнительный анализ положений учений о душе, эмоциях, чувствах, воле, характере, процессе познания в античном материализме (Гераклит, Демокрит, софисты, эпикурейцы, стоики). Понятие о душе, учение о чувствах у Аристотеля. Идеалистические представления Платона, понятие о душе у Сократа. Неоплатонизм и патристика. Вклад в развитие психологических знаний учений античных врачей: Гиппократ, Гален, Алкмеон и др. Итоги развития античной психологической мысли.
|
|
Содержательный модуль 2. Развитие психологических знаний в средние века, эпоху Возрождения и Новое время.
Общая характеристика эпохи. Арабоязычная наука. Развитие психологии в трудах арабских медиков. Психологические идеи средневековой Европы.
Возрождение науки в период Возрождения. Психологические взгляды эпохи Возрождения.
Психологические идеи Ф. Бекона и завершение развития психологии в рамках учений о душе. Учение об «идолах» как типичных ошибках познания. Понятие о роли вспомогательных средств в процессах познания. Оценка Л.С.Выготским идей Бекона об орудиях познания.
Итоги развития психологической мысли в средние века и эпоху Возрождения.
Особенности психологической мысли 17-го века. Психофизическая проблема.
Рене Декарт: выделение сознания в качестве атрибута духовной субстанции. Идея рефлекса и «страсти души». Проблема соотношения души и тела. Готфрид Вильгельм Лейбниц: проблема бессознательного. Психофизический параллелизм.
Развитие психологии в рамках эмпирической философии и сенсуализма (Гоббс, Локк).
Развитие психологии в рамках ассоциативной философии (Дж. Беркли, Д.Юм, Д.Гартли).
Становление эмпирического направления во французской философии 18-го века и его значение для развития психологии (Э.Кондильяк, Ж.Ламетри, К.Гельвеций, Д.Дидро, П.Кабанис.). Постановка проблемы общественной обусловленности сознания человека.
Эмпирическая и ассоциативная философия 19-го века и ее значение для развития психологических знаний (И.Гербарт, Дж. Милль, Дж. Ст.Милль, Г.Спенсер и др.).
|
|
Содержательный модуль 3. Первые психологические школы и развитие отраслей психологии. Кризис в психологии
Экспериментальная психология. В.Вундт и экспериментальная психология
Первые психологические школы. Структурализм Э.Титченера. Вклад структурализма в развитие психологии. Критика структурализма. Функционализм В. Джемса. Вклад функционализма в развитие прикладной психологии. Критика функционализма.
Прикладные исследования в психологии. Метод бессмысленных слогов Г. Эббингауза.
Дифференциальная психология. Проблема индивидуальных различий в работах Ф.Гальтона. Развитие метода тестов: Д.Кеттел, А.Бине, Т.Симон, В.Штерн, Г.Мюнстерберг.
Зарождение социальной и культурно-исторической психологии – Г.Тард, Дж.Болдуин, Э. Дюркгейм.
Кризис в психологии. Расширение зоны познания. Преобразование категориального аппарата психологии. Признание роли бессознательной сферы. Оценка кризиса Л.С.Выготским.
Содержательный модуль 4. Возникновение и развитие бихевиоризма.
Предшествующее влияние: зоопсихология, исследования Э.Торндайка, учение И.П.Павлова и М.Бехтерева. Джон Б.Уотсон – основатель новой школы. Методы бихевиоризма. Предмет изучения бихевиоризма. Критика бихевиоризма Дж.Уотсона.
Необихевиоризм: Э.Толмен (когнитивные карты, латентное научение), К. Халл(первичноеи вторичное подкрепление), Б.Ф.Скиннер – респондентное и оперантное научение, виды и режимы воздействия на поведение.
Социальный бихевиоризм: работы А.Бандуры, Д.Роттера.
Истоки гештальтпсихологии. Основатели гештальтпсихологии - М.Вертхеймер, К.Коффка, В.Келер. Понятие гештальта. Гештальт-принципы организации восприятия. Гештальт-исследования проблем научения: интеллект человекообразных обезьян, продуктивное мышление человека и инсайт. Изоморфизм.
Теория поля К.Левина. Исследования К.Левина в области социальной психологии. Продолжение исследований К.Левина его учениками – Б.Зейгарник, Т.Дембо и др.
Критика гештальтпсихологии. Вклад гештальтпсихологии в развитие психологии.