О России петь — что стремиться в храм 10 страница

В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ

Названия разделов «В музыкальном театре» и «В концертном зале» говорят сами за себя. В них предлагаются различные способы привлечения внимания учащихся к произведениям крупных музыкальных форм. Это знакомство и с музыкально-сценическими жанрами (опера, балет, мюзикл, оперетта и др.), и с жанрами инструментально-симфоническими (сюита, концерт, увертюра, симфоническая сказка, симфония). Можно смело сказать, что цель этих разделов — заинтересовать детей этими жанрами, научить глубоко воспринимать музыку самой разной сложности, разбираться в музыкальной драматургии произведений на основе освоения принципов музыкально-симфонического развития. Но это освоение ни в коей мере не должно быть теоретическим.

Надо научить детей видеть и слышать, т. е. понять жизненный смысл произведения, разобраться, почему композитор воплотил его именно в эту, а не в какую-нибудь другую художественную форму. Важно с самого начала занятий ориентировать детей на то, что музыка находится в постоянном движении, развитии. И уяснить себе ход мыслей, в ней содержащихся, легче в том случае, если ясно воспринимается последовательность отдельных этапов развития. Такая направленность в освоении закономерностей музыкальной драматургии, принципа симфонизма способствует развитию музыкального мышления учащихся.

II класс

Разворот, открывающий данный раздел учебника, дает представление учащимся о множестве компонентов, без которых не может сложиться музыкальный спектакль: действие на сцене театра, декорации, костюмы героев и т. д. Маски комедии и трагедии, соединенные обозначением нот, — символы радости и печали, чувств, которые выражает музыка и переживают зрители-слушатели на музыкальных спектаклях. Цветной слайд балетной сцены даст повод учителю напомнить музыку из балета «Щелкунчик» П. Чайковского, с героями которого ребята уже встречались в I классе, а центральный рисунок разворота подскажет, что с героями из балета «Золушка» С. Прокофьева они встретятся на уроках во II и III классах.

«Сказка будет впереди». «Волшебная палочка». Методически целесообразно объединить эти развороты на одном уроке. В этом случае на основе принципа «забегания вперед» в русле законов музыкального развития, с одной стороны, осуществляется театрализация (как сценическое представление) исполняемой песни, с другой — учащиеся открывают для себя роль дирижера в создании музыкального спектакля.

На первом развороте представлена «Песня-спор» Г. Гладкова (слова В. Лугового) из мультфильма «Новогодние приключения Маши и Вити». Песня может быть разыграна учащимися по ролям в виде музыкального диалога. Легкое, подвижное звучание голоса при исполнении этой веселой, игровой песни необходимо сочетать с убедительностью высказывания каждого из ее персонажей. А это означает — привлечь внимание детей к интонационной выразительности речи. Учитель спрашивает: «С какой интонацией вы сказали бы: „Не бывает в наши дни чудес на свете“, а с какой — возражение: „Для тех, кто не верит в них сам“»?

Осуществляя осознанную работу над песней на основе диалога, исходя не только из значения слов, но и из характера говорящего, учащиеся переинтонируют отдельные музыкальные фразы, придавая им разные смыслы и выбирая наиболее правомерный для каждого куплета. Мальчики, например, будут петь напористо, настойчиво, с иронией, с усмешкой и т. п. Девочки — мечтательно, спокойно, но твердо, нравоучительно, иронично и т. п. Интересно, что возражение, несмотря на то что несет в себе дух противоречия, может звучать мягко, лирично. Оказывается, убеждать можно и спокойной, тихой речью.

Стремление исполнить мелодию в определенном характере побуждает искать и определенные способы подачи звука, ведет к выработке навыков легкого, короткого дыхания, ясности дикции, мягкой атаки звука, чистоты интонации, различного характера звуковедения (отрывистого или плавного, кантиленного). Все это, вместе взятое, способствует выразительности исполнения. Важно достичь слияния музыки и действия, движений детей. А это значит — проникнуться настроением, эмоциями, выраженными в музыкальном произведении, стремиться к их сопоставлению, к видению-переживанию конкретных событий.

Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам» С. Прокофьева звучит в сопоставлении с маршем из балета «Щелкунчик» П. Чайковского и «Маршем Черномора» из оперы «Руслан и Людмила» М. Глинки. В учебнике эти марши подаются через разный характер дирижирования — управления оркестром, без которого ни один музыкальный спектакль не состоится. Овладеть «волшебной палочкой» дирижера и самим продирижировать музыкой — не только увлекательное занятие для детей, но и активный способ ее постижения. На развороте дана нотная запись, которая позволит направить внимание ребят на некоторые особенности маршей.

Запись начальной фразы марша П. Чайковского и дирижирование им позволит учащимся определить, что это марш для детей, которые радостно, легко двигаются на сцене, в соответствии с характером звучания — мелодия звучит тихо, отрывисто. А каким будет дирижерский жест учеников?

Марш из оперы С. Прокофьева — задорный, энергичный. К нему дана нотная запись вступления — характерный ритм барабанной дроби, благодаря которому никогда не спутаешь марш с какой-либо другой музыкой. Этот ритмический рисунок с акцентами, указанными в нотной записи, дети могут исполнить самостоятельно, как бы играя на барабане. Затем предложите им продирижировать этим маршем. Чтобы ярче почувствовать совершенно иной характер марша, отличный от музыки П. Чайковского, можно попытаться спеть классом мелодию марша С. Прокофьева, подражая звучанию барабана, на какие-либо подходящие слоги (например, тра-та-там, там, там, там, трам, та-там… па-пам и др.). В заключение предложите классу выбрать «дирижера» — ученика, наиболее убедительно выразившего характер музыки в жесте; «барабанщика» — ученика, наиболее точно исполнявшего ритм марша, и исполнить его повторно всем классом с участием выбранных солистов.

Третья нотная запись на странице учебника состоит из двух контрастных фрагментов «Марша Черномора», определяющих его драматургическое развитие. Как композитор передал шествие сказочного властелина? Внимание учащихся можно обратить на то, что первый миг марша — звук «си» звучит на сильной доле такта: мощно, на два форте раздаются октавные унисоны оркестра. Легко, отрывисто, тихо (piano), устремляясь по звукам мажорного трезвучия вверх, звучит первый эпизод марша; в очень высоком регистре звучит его средняя часть.

Контраст отдельных частей, основанный еще и на тембровом сопоставлении, придает сказочность, фантастичность этому торжественному маршу из оперы М. Глинки. Постоянно меняющиеся интонации этих частей (суровое, строгое, грозное звучание — прозрачное, волшебное, забавное) помогают понять, как композитор раскрывает образ «злого карлы». С юмором, характерным для русского сказочного фольклора, композитор рисует образ Черномора. Грандиозные «трубные кличи» и нежные, хрустальные тембры колокольчиков подчеркивают одновременно чудовищность и комичность злого волшебника. Он бессилен перед могуществом, всепобеждающей любовью и смелостью человека.

«Детский музыкальный театр». «Театр оперы и балета». Итак, мы оказались в музыкальном театре, где музыкальные спектакли (балеты, оперы) ставит режиссер, а руководит музыкальным действием (симфоническим оркестром, певцами, хором) дирижер.

На страницах учебника дети получат определенные сведения о детском музыкальном театре, узнают, что такое опера, балет. Закрепить определенные понятия поможет еще один разворот, на котором учащиеся увидят здание Большого театра в Москве, балетные сцены и сцену из оперы. Предложите учащимся вспомнить названия опер и балетов, которые они слышали, а главное — какие спектакли они видели в театре или по телевидению.

На этих уроках начинается знакомство школьников с детской оперой «Волк и семеро козлят» М. Коваля. Учащиеся разучивают (или вспоминают по I классу) темы главных персонажей оперы: поют их, исполняют в ансамбле с учителем, подчеркивая характер музыки движениями, разыгрывают целую сценку. Тем самым они пробуют свои силы как исполнители небольших, но настоящих оперных партий, а точнее, играют роль того или иного действующего лица оперы — становятся артистами, певцами и в то же время достаточно ярко переживают действие как реальность. Музыкальную тему «Целый день поем, играем», объединяющую главных героев оперы, ребята могут спеть, ориентируясь на нотную запись в учебнике.

Учителю будет интересно узнать от учащихся, какие темы, по их мнению, звучат песенно, а какие — танцевально или маршево; случайно или нет тема Малыша — маршевого характера, хор «Семеро козлят» — песня-танец-марш, а мелодия общей песни козлят «Целый день поем, играем» в сцене из оперы звучит в характере вальса.

Исполнение хора «Семеро козлят» с включением детских музыкальных инструментов вовлекает учащихся в действие. Это поможет им ярче представить сценическую ситуацию. Исполнительский план может быть следующим: один из солистов играет в четыре руки с учителем на фортепиано, другой на барабане подчеркивает пульс первых двух фраз, третий на бубне играет каждый звук мелодии второй части, четвертый — командир — исполняет роль Малыша и поет соло фразу «Ну давайте, братцы, прыгать и бодаться». Заключительную же фразу «Прыгать и бодаться» споет опять весь класс, с включением всех солистов, играющих на инструментах.

Разучивание мягкой, напевной, ласковой мелодии «Колыбельной Мамы-козы» может предварить прослушивание ее как фортепианной пьесы. Учащиеся, определив ее песенный характер похожий на колыбельные песни, могут вспомнить, с какими колыбельными они уже встречались. Исполнение песни может быть украшено нежным звучанием треугольника на окончание фраз. Дети самостоятельно должны решить, как должно звучать сопровождение. Этому поможет работа над фразировкой, правильное распределение дыхания на целую фразу, подчеркивание ее как бы движением смычка.

Работа над выразительностью исполнения, постоянные переходы от темы одного персонажа к теме другого, их сопоставление, сравнение помогают ощутить «в себе» характер каждого действующего лица. Так, спокойному звучанию голоса со стремлением к вершинам фраз и к кульминации всей мелодии в целом в «Колыбельной Мамы-козы» как бы противостоят игры козлят — «Воинственный марш», который начинается с команды Малыша: «Стойте, друзья, командиром стал я».

Творческая работа, связанная с освоением принципов музыкального развития в опере, может быть продолжена дома. «Играем в музыкальный театр» — так называется один из разворотов рабочей тетради. Детям предлагается, прочитав начало сказки «Теремок», вспомнить текст от автора, диалоги между действующими лицами и, сочинив небольшие мелодии-темы для каждого персонажа, спеть их в классе для всех ребят. Это задание может выполняться и в коллективной работе в классе. Предложения детей о том, какие голоса должны исполнять роли сказочных персонажей, как тот или иной герой должен двигаться, и, наконец, собственно мелодические импровизации — все это станет ярким показателем успешности их музыкального развития.

В рабочей тетради в рубрике «Учимся читать и писать ноты» предлагается русская народная песня «Скок, поскок». Казалось бы, какое отношение она имеет к разделу «В музыкальном театре»? Лишний раз необходимо подчеркнуть, что дети занимаются музыкой, а не каким-либо отдельным видом деятельности (хоровое пение, музыкальная грамота, слушание музыки). Любой вид работы служит развитию их восприятия. Но для этого встреча учащихся с музыкальным произведением на уроке должна быть художественным событием в их жизни. Это происходит тогда, когда полноценно воспринимается или выстраивается в собственном исполнении художественная форма произведения. В этом отношении большое значение имеет собственный исполнительский опыт детей. Задания, связанные с работой над песней «Скок, поскок», как раз и способствуют развитию у детей чувства формы. Стремясь создать законченную музыкальную картинку, они могут придумать не только образ каждой строфы песни, но и ее отдельных фраз.

Пусть учащиеся внесут свои собственные предложения по поводу исполнения песни, которые у них будут рождаться и при выполнении задания в рабочей тетради. Попутно дети осваивают нотную запись.

Аналогичная работа предполагается с русской народной песней «Выходили красны девицы», которая также дается в рабочей тетради. Ее можно разыграть по ролям и спеть мелодию от имени разных действующих лиц, а определив характер исполнения каждого куплета, обозначить его в нотном тексте.

Так, обращаясь к нотной записи в связи с разучиванием той или иной песни, учащиеся исподволь, постепенно запоминают ноты и другие знаки нотного письма. В целом определенным образом организованная работа над песенным репертуаром, даже простой прибауткой, служит освоению принципов развития музыки, музыкальной драматургии. Переинтонирование, изменение, трансформация одной темы, контрастное сопоставление разных тем, взаимодействие их между собой, конфликтное столкновение (об этом будет сказано ниже на примере балета «Спящая красавица») — все это важные вехи развития музыкального мышления детей.

Балету посвящен следующий разворот учебника. Рисунки введут детей в атмосферу сказочного волшебства и напомнят им содержание сказки «Золушка». Это подготовит учащихся к прослушиванию достаточно большого музыкального фрагмента из балета С. Прокофьева «Золушка». Сначала можно послушать только «Вальс». Здесь учитель музыки может воспользоваться приемом свободного дирижирования и предложить детям пластичными движениями рук передать характер звучания вальса, некую восторженность, полетность, устремленность к вершине. И только после того как вальс прозвучит не один раз, можно предложить послушать весь фрагмент сцены. Может быть, ребята сделают это дома, обратившись к своей аудиокассете.

В последующей беседе с детьми о содержании всей сцены можно спросить, не нашли ли они подходящего движения, чтобы передать бездушное движение маятника часов. Пусть музыка прозвучит еще раз, а учащиеся попытаются в движении передать смену эмоциональных состояний: напряжения, нарастания и разрешения, успокоения. Важно, чтобы ребята не увлекались пересказом сюжетной линии, приписывая музыке изобразительные подробности, которые в ней отсутствуют, а постарались высказать те чувства, настроения, которые она выражает, подметить различия и связи контрастных музыкальных тем, воплощающих образы добра и зла. На это нацеливают вопросы и задания учебника и рабочей тетради, слова, характеризующие музыку, состояние героини и наши собственные чувства, когда мы обращаемся к этой музыке. Волнение и радость Золушки, впервые попавшей на бал, тревожный характер музыки часов, прервавших в полночь волшебный бал, смятение, тревога Золушки с первым ударом часов, ее светлая печаль, возвышенная любовь — развитие музыки в целом — все это учащиеся могут попытаться передать в цветовой гамме на соответствующих страницах рабочей тетради.

«Волшебная палочка». «Руслан и Людмила» 1. Развороты учебника, посвященные опере «Руслан и Людмила», выполняют важную дидактическую функцию. Они становятся ориентирами для работы учителя на уроке с произведениями крупной формы. И немалое значение имеет то, что осуществляется это уже на начальном этапе музыкальных занятий школьников, а не в старших классах, как это обычно принято на практике. Этой опере М. Глинки посвящено несколько разворотов: «Увертюра. Финал» (увертюра дается в сопоставлении с финалом), «Какое чудное мгновенье…», «Сцены из оперы» (Первая песня Баяна, сцена из первого действия оперы — хор «Лель таинственный», «Марш Черномора»)2.

Жанр увертюры в педагогическом плане имеет большое значение для усвоения слухом принципов и приемов музыкального развития (принципа симфонизма). «Характерное обобщение или выражение духа музыки какой-либо драматической концепции или поэтического произведения, или целой страны, или эпохи, или даже личности, так что в некотором отношении каждая увертюра есть монография» — такое определение увертюры дает Б. Асафьев. Присущая увертюре сжатость, тезисность и образно-интонационный смысл, лежащий в основе движения музыки, влекут за собой активность слуха детей.

В увертюре к опере «Руслан и Людмила» как в зерне-интонации содержится все «архитектурное» построение оперы. Она как бы на одном дыхании раскрывает оптимистическую идею оперы. «Летит на всех парусах», как говорил о ней сам М. Глинка. В ней — свет, богатырская сила (экспозиция, реприза и заключительная часть коды) и контрастные темы «злого», фантастического мира (разработка и кода).

С учащимися II класса сонатная форма, естественно, не изучается. Сейчас перед ними стоит задача охватить целостность через сопоставление различных эмоциональных состояний и логику их развития. Для детей опера предстает как «волшебная» повесть о чудесах сказочного мира, написанная по поэме А. Пушкина. Первый разворот носит вводный, художественно-информационный характер. Дети увидят портрет композитора и автопортрет поэта; шкатулку палехского художника Д. Буторина «У лукоморья дуб зеленый», которая поможет вспомнить содержание сказки; прочитают начало поэмы («Песнь первая»). Обратите внимание детей на нотную запись начала увертюры, а также вокальной строчки финала оперы, пока не сообщая, что это мелодия из заключительного действия оперы.

Предполагается, что учащиеся услышат на уроке начало увертюры (вступление и главную тему). В качестве художественно-познавательной задачи учитель может предложить классу исполнить эту тему в различном характере, так, как это обозначено в учебнике: грустно, торжественно, медленно, стремительно, энергично. Значительно интереснее, спев мелодию, почувствовать и понять, что меняется в исполнении, в характере звучания от его скорости, темпа, какие из определений явно не подходят к музыке М. Глинки, чем просто ответить на вопрос, как звучит увертюра. Подобные задания, с одной стороны, способствуютвокально-хоровому обучению школьников, с другой — позволяют избежать вербализации, формализации обучения в вопросно-ответной системе.

Учитель сообщает детям, что это музыка увертюры к опере. Этим французским словом «увертюра» (открывать) называют вступление к опере, открывающее ее. Поначалу увертюры имели характер фанфарных приветствий, зазывающих публику на спектакль, но постепенно в краткой форме стали отражать содержание самой оперы.

Интересно сопоставить характер звучания увертюры М. Глинки с началом поэмы А. Пушкина. Если музыка увертюры с самых первых ее аккордов позволяет почувствовать общий строй всей оперы — свет, радость, восторг, то неторопливый, размеренный характер стихов как бы вводит в мир сказки, является прологом, готовит слушателя к ее восприятию, к каким-то неожиданным событиям, которые в ней будут происходить. Поэма А. Пушкина и опера М. Глинки предстают как произведения светлого, ясного, «мажорного» тона, раскрывающие мир солнца и разума. Но «Глинка, — по словам Б. Асафьева, — на былинный лад распел пушкинскую поэму». Жанр сказки обогатился чертами былинного повествования. Это определило и особенности музыкальной драматургии оперы, ее повествовательный характер, основанный на принципе картинных сопоставлений, присущем самой природе народной сказки и народного эпоса.

Музыка первого и пятого действий, которым посвящен следующий разворот, рисует величественные картины Киевской Руси. Этот разворот нацеливает учащихся на восприятие праздничности, радости, торжества, света музыки свадебного пира (в начале и в конце оперы), который начинается, как это обычно и бывает в сказках, с неторопливого зачина. Роль своего рода пролога, зачина в опере выполняет песня Баяна — «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой», которую также интересно сравнить с «Песнью первой» поэмы А. Пушкина.

Второклассники познакомятся и с хором из первого действия оперы «Лель таинственный, упоительный» и смогут разучить его, ориентируясь на нотную запись в рабочей тетради, исполнить с движением — «разыграть свадебный хор».

Характер звучания хора учащиеся могут самостоятельно подписать над нотной строкой. Задания в рабочей тетради позволят закрепить такие понятия, как мелодия и сопровождение (аккомпанемент), солист, певец и хор, оркестр, а также названия инструментов.

Несомненно, следует обращать внимание детей на то, какие инструменты сопровождают ту или иную вокальную партию. Вслушиваясь в песню Баяна, учащиеся увидят, как необычно выглядит аккомпанемент в нотной записи (арпеджированные аккорды). Какой инструмент может исполнять такие аккорды? Как на нем играют? Подсказкой станет репродукция картины В. Васнецова «Гусляры», рисунок певца-гусляра в рабочей тетради. Инструментальные тембры, по выражению самого композитора, искусно «дорисовывают» вокальную мелодию и углубляют музыкальную мысль.

Разучивая с детьми мелодию заключительного хора (учащиеся пока еще не знают, что он звучит в финале оперы), учитель может подыграть сопровождение, каковым является музыка увертюры. После первого знакомства с этим хором в записи ребята могут продирижировать музыкой, попытаться напеть мелодии, звучащие у хора и в оркестре.

Теперь учитель может сказать, что так завершается опера. Увертюра и торжественный заключительный хор финала — своего рода «зачин» и «концовка» (пролог и эпилог) оперы — служат как бы ее обрамлением. Так учащиеся узнают о счастливом окончании оперы-сказки. Но что в ней происходило? Ведь увертюра и хор «Лель таинственный» на праздничном пиру, казалось бы, не предвещали каких-либо изменений событий.

«Какое чудное мгновенье…» К этому развороту учитель привлекает внимание детей уже после того, как они познакомятся с каноном «Какое чудное мгновенье…». Предварительно желательно напеть (разучить) эту тему без слов, не соединяя ее с оперой-сказкой. Выяснить, какое ощущение возникает у детей в связи с этой музыкой, как изменилось их состояние. Затем может прозвучать (в записи или сначала в исполнении учителя на фортепиано) музыка, рисующая сцену похищения Людмилы (удары грома, звучание настораживающей целотонной гаммы). Пусть ребята попытаются предположить, что случилось, кто появился или появится после такой музыки, что произойдет дальше. Как правило, дети говорят о зловещем звучании, о появлении какой-либо злой волшебницы или колдуна.

Учащимся можно предложить на выбор несколько музыкальных фрагментов, которые, возможно, могли бы звучать после только что прослушанной музыки. Это «Марш Черномора», с которым они познакомились ранее, канон «Какое чудное мгновенье…» и какая-либо незнакомая им музыка другого композитора, например «Избушка на курьих ножках» («Баба-яга») М. Мусоргского или тема феи Карабос из балета П. Чайковского «Спящая красавица». Чаще всего ребята называют «Марш Черномора». Интересно сравнить сцену похищения и этот марш, выявить, что их объединяет. Подводя итог, класс, как правило, решает, что у Глинки в опере так и есть. После этого слушают в записи всю сцену.

Сравнение сцены похищения в опере с тем, как описывает его А. Пушкин, позволит учащимся почувствовать и осознать, как композитор передал его в музыке, предопределив ее развитие («замерла душа…»).

Сильнейший контраст резких ударов грома (весь оркестр), страшно, зловеще ниспадающих аккордов (гамма Черномора), которые действуют как сковывающая сила, и наконец — оцепенение: все затихло, замерло… Появление таинственной, завораживающей музыки оказывается для многих детей неожиданным и вместе с тем вызывает радость — она ведь уже знакома («мы ее пели»). Всех слов они не понимают, однако ясно слышат постоянно возникающее слово, похожее на слово «чудо». И действительно, свершилось какое-то чудо, но, скорее всего, что-то страшное. Не случайно так взволнованно звучит начальный вопрос «что случилось?» отца Людмилы, князя Светозара, очнувшегося как бы ото сна.

Целесообразно вновь вернуться к канону «Какое чудное мгновенье…» и спеть его теперь уже со словами, ощутив ту «невесомость», восторженное удивление, которым охвачены герои оперы. В заключение дети со значительно бо́льшим интересом попытаются еще раз вслушаться во все происходящее в этой сцене.

Ill класс

В III классе раздел «В музыкальном театре» «открывает» фея Сирени — иллюстрация к балету «Спящая красавица» П. Чайковского, который становится своего рода кульминацией в развитии восприятия детьми музыкально-симфонической драматургии.

«Руслан и Людмила». «Я славил лирою преданья». Начинается раздел со знакомой детям оперы М. Глинки. Учащиеся вновь обращаются к уже известным им «Маршу Черномора» и сцене похищения Людмилы, знакомятся с главными героями оперы. Сравнивают полнозвучную, лирическую арию отважного Руслана и легкую, изящную каватину нежной, любящей Людмилы, узнают, какие голоса исполняют эти партии в опере (баритон и сопрано).

«Фарлаф». Как опера построена на контрастных сопоставлениях, так и страницы учебника переносят детей со свадебного пира в трудный и опасный путь, который совершает один из персонажей — Фарлаф. Чтобы дети лучше почувствовали, как композитор в стремительной арии, написанной в форме рондо, высмеивает спесь и бахвальство Фарлафа, учитель может выразительно прочитать (или попросить сделать это самих детей) начальную фразу: «О радость! Я знал, я чувствовал заране, что мне лишь суждено свершить столь славный подвиг», изображая серьезность и воодушевление. Затем спросить, что может представлять собой персонаж, которому принадлежат эти слова, каким рисуется его характер. Ребята обычно говорят: «смелый, мужественный, решительный». Однако при последующем слушании рондо выясняется, что музыка развенчивает этого «героя», выдавая его трусость и бахвальство. Дети сравнивают прямую речь героя с характеристикой, которую ему, дает Пушкин:

…Фарлаф, крикун надменный,
В пирах никем не побежденный,
Но воин скромный средь мечей…

Теперь, если обратиться непосредственно к музыке, можно убедиться в том, как ярко она передает все, что происходит в душе Фарлафа. Школьники с помощью учителя выясняют, какими выразительными средствами композитор рисует портрет Фарлафа. Вначале — короткие фразы, частые повторы одних и тех же интонаций, прерывистая речь напуганного человека: «Я весь дрожу…» Здесь можно сравнить музыкальную интонацию с разговорной: как бы ребята сами сказали такие слова, а как передал их в музыке композитор? Реплику «Откройся мне, скажи, кто ты» учащиеся могут спеть и с названием нот, и со словами. Теперь можно вернуться к словам Фарлафа «О радость!» и прочитать их так, как они того требуют: очень значительно и хвастливо. В ответ на какие слова Наины они звучат? В ходе работы выясняется, что образ волшебницы неизменен. Ее речь звучит на одном повторяющемся звуке, как заклинание: «Ступай домой и жди меня: Руслана победить, Людмилой овладеть тебе я помогу». С гордостью, важно признается она Фарлафу в том, кто она. А какое чувство возникает у детей, если они споют ее «признание»?

Тему «Рондо Фарлафа» учащиеся также могут исполнить по нотной записи. При этом они должны постараться передать теперь уже совершенно иное состояние героя — безудержную радость, торжество и хвастовство. Здесь открывается и смысловое значение формы рондо, которая дает возможность композитору путем постоянного возвращения к рефрену утвердить главную мысль: «Близок уж час торжества моего».

Интересно сопоставить рондо Фарлафа с «Болтуньей» С. Прокофьева: юмористическая зарисовка персонажей, общность их характера (хвастливая болтливость), использование формы рондо. Сравнение поможет ребятам осознать взаимодействие различных средств выразительности, придающих неповторимый характер каждому образу.

Почувствовать истинный характер героя поможет иллюстрация в учебнике — фото Ф. Шаляпина в роли Фарлафа, а также подпевание репликам действующих лиц, своего рода театрализация при повторном слушании всей сцены из второго действия оперы. Такая работа приучает детей быть внимательными к интонационной выразительности речи и музыки.

«Увертюра». В завершение работы над оперой учащимся предлагается вспомнить музыкальные темы главных героев, рассматривая их изображения на страницах учебника, и высказать предположение, на каких из них построена увертюра к опере. Ведь композитор пишет ее, как правило, после завершения работы над оперой. После прослушивания увертюры будет интересно выяснить с учащимися, насколько их предположения оказались точными. Конечно, основные темы с ребятами надо спеть, а побочную тему сначала спеть как вокализ, а затем как тему из арии Руслана со словами.

К сонатной форме, в которой написана увертюра М. Глинки, учащиеся в полной мере обратятся в средней школе, однако в III классе можно отметить особенности ее построения в самом общем плане. Увертюра как характерный зачин определяет эпико-философский склад оперы, и особенности ее построения влияют на силу ее воздействия на слушателей. Учащиеся, несомненно, смогут самостоятельно разобраться в том, один или несколько образов в увертюре, и обнаружить, что, хотя она построена на контрастном сопоставлении тем — воинственной и лирической (главной и побочной), устремлены они к одному — светлому, доброму в жизни. Уже в начальной теме вступления — могучих аккордах — ярко слышен русский характер богатырских образов. Взвивающаяся вверх «удалая» тема, характерная для музыкальной речи М. Глинки, и плавная тема любви Руслана — это те светлые темы увертюры, которые определяют ее общий строй. Им противостоят темы царства Черномора — «аккорды оцепенения». Но, несмотря на звучание устрашающих интонаций Черномора, рождается общая устремленность к свету. Тема главной партии в конце увертюры перерастает в торжественный клич победы. В увертюре преобладают «силы света», мажорные, торжествующие темы, предвещающие победу доброго начала.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: