double arrow

О РОССИИ ПЕТЬ — ЧТО СТРЕМИТЬСЯ В ХРАМ 8 страница

Дополнительная информация

В селе Варницы под Ростовом Великим 3 мая 1314 г. в боярской семье у благочестивых родителей Кирилла и Марии родился мальчик Варфоломей. Вскоре семья переехала в городок Радонеж Московского княжества, где Варфоломей жил до своего монашеского подвига. Место красивое, радующее глаз. Слово «Радонеж» и произошло от слова «радость». Радонеж — радостное место.

Из жития преподобного Сергия, в миру Варфоломея, известен эпизод, ставший переломным в его судьбе. Будучи еще юным отроком, Варфоломей, посланный родителями искать затерявшуюся где-то лошадь, встретил стоящего под дубом старца, погруженного в молитву, и этот старец благословил мальчика и предрек ему необыкновенное будущее, святое подвижничество.

М. Нестеров в своей картине «Видение отроку Варфоломею» изобразил момент, когда отрок Варфоломей, подойдя к старцу, благочестиво смотрит на него, тихо ожидая окончания молитвы.

В «Видении…» М. Нестеров показал себя тонким пейзажистом и психологом, ибо сумел передать гармонию душевного покоя человека через одухотворенную красоту и гармонию русского пейзажа. Эскизы художник писал в окрестностях Троице-Сергиевой лавры, неподалеку от бывшего города Радонежа. Сейчас картина находится в Третьяковской галерее.

После смерти родителей в двенадцати верстах от Радонежа, в лесу, на вершине горы Маковец, у родника, Варфоломей срубил избушку, чтобы жить в уединении и молиться Богу. Когда человек твердо решает уйти от суеты и всю жизнь посвятить Богу, его постригают в монахи. Это великое событие в жизни человека, его можно сравнить со вторым рождением, ему даже дают новое церковное имя. Так Варфоломей стал Сергием и с этим именем вошел в русскую историю.

Согласно жизнеописанию был у Сергия в лесной глуши друг. Раз увидел монах рядом со своей кельей огромного медведя, ослабевшего от голода. Сергий пожалел зверя, накормил его хлебом. С тех пор часто приходил медведь к пустыннику и скоро стал ручным.

Но как ни одинок был в то время Сергий, слухи о нем как о молитвеннике шли по всей Руси. Стали к нему приходить люди и проситься строить кельи рядом с ним. Монах отговаривал их, ссылаясь на трудности и невзгоды, но люди были непреклонны, и одиночеству Сергия пришел конец. Увеличилась монашеская братия, ожила пустынь. С этого времени началась многовековая история Троице-Сергиева монастыря.

Это историко-культурное отступление объясняет отдельные четверостишия народного песнопения о преподобном Сергии Радонежском, предложенного в рабочей тетради и в учебнике. Сергий был известен не только своей духовной жизнью, но и участием в политической жизни страны, об этом также повествует народное песнопение:

Он отвращал молитвой беды,
И в грозный час у Бога сил,
Дар силы, славы и победы
Стране родимой испросил.

Над Русью нависла смертельная опасность: с юга на нее надвигались орды Мамая. Готовясь выступить в поход, великий князь Димитрий Иоаннович (Донской) счел своим долгом посетить преподобного Сергия. Это событие говорит нам об огромном значении личности Сергия в то время. Князь получил благословение3святого на правую битву за землю и веру.

Народная память, уважение, почитание выражены в народном песнопении о Сергии Радонежском, а также в напеве Оптиной пустыни «О, Преславного чудесе».

«Утренняя молитва». «В церкви». Службы в православном храме — это прежде всего молитвы. Во II классе мы начинаем косвенное знакомство с ними через пьесы из «Детского альбома» П. Чайковского «Утренняя молитва» и «В церкви». Первая представляет собой стилизованную молитву, а вторая заимствована композитором из церковного обихода.

П. Чайковский начинает свой альбом с «Утренней молитвы». Так начинался в его время день каждого ребенка. Обращение ребенка к Богу слышно в светлой, как бы прозрачной музыке. Известно стихотворение одиннадцатилетнего Пети Чайковского, написанное по-французски. Вот буквальный перевод этих незамысловатых, по-детски наивных строчек:

Когда молюсь от сердца,
Господь мою молитву слышит.
Молитва наша есть сестра.
Она, как свет,
Нам душу освещает.

Неторопливо, по-детски чисто обращается маленький человек к Богу, к своему Ангелу-хранителю: «Ангеле Божий, хранителю мой святый, на соблюдение мне от Бога с небес данный. Прилежно молю тя: ты меня днесь просвети и от всякого зла сохрани, ко благому деянию настави и на путь спасения направи. Аминь». Короткая молитва, музыка пьесы наставляют ребенка на благие дела, любовь.

Музыка последней пьесы альбома «В церкви» звучит торжественно, степенно, и мы понимаем, что находимся не в детской перед лампадой, а в церкви. Мелодия повторяет церковную молитву «Помилуй мя, Боже, по великой милости Твоей…». Пьеса написана для фортепиано, а слышится, будто благоговейно и строго звучит хор, гармонично сливаясь с тяжелыми ударами большого церковного колокола. Расставаясь со своим маленьким героем, композитор словно говорит ему: «Будь добр и милосерден. Будь честен перед собой, и ты никогда не обманешь другого. Люби. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих».

Сравнительный интонационный анализ двух пьес альбома не только углубит эмоциональное впечатление от музыки, но и будет содействовать пониманию особенностей композиции (формы) произведений. В обеих пьесах чрезвычайно выразительное значение имеет кода. В каждой пьесе звучит как бы сама молитва и выражено (передано) то состояние, которое возникает после нее: просветление — после «утренней молитвы» (восходящее движение на diminuendo, приводящее к pianissimo) и успокоение — после «вечерней молитвы» (тихо, мерно ниспадающие аккорды на фоне мерно «гудящего» баса — как бы замирающего вдали колокола). Сравнение окончаний пьес может подсказать учащимся место каждой из них в «Детском альбоме». На вопрос, какая из них открывает альбом, а какая его завершает, ребята смогут ответить сами.

Другой самостоятельной линией в разделе «О России петь — что стремиться в храм», как мы уже говорили, является знакомство с некоторыми из двунадесятых праздников Русской православной церкви. Двунадесятыми называются важнейшие 12 праздников русской церкви, отражающие события из жизни Иисуса Христа и Богородицы. Об этих праздниках можно прочитать в статьях Т. Шмашной и А. Кружаловой в журнале «Искусство в школе» (2000. — № 6, 2001. —№ 1—5).

Начальные сведения о празднике Рождества Христова учащиеся получают в I классе. Во II классе вспоминают историю этого праздника и разучивают славянские песнопения, посвященные ему.

Дополнительная информация

Две тысячи лет прошло с тех пор, как родился Спаситель мира Иисус Христос. Произошло это величайшее чудо на святой земле Палестины, в маленьком городке Вифлееме.

До 1917 г. праздник Рождества Христова был всенародным и одним из самых любимых в России. В ночь на 25 декабря по старому стилю (7 января по новому стилю) по всей стране в малых и больших церквах совершалось торжественное богослужение. Россияне еще накануне праздника украшали в домах любимую с детства рождественскую елку. Лесная красавица пришла в Россию из западных стран относительно недавно — при Петре I. Вечнозеленые ели и другие растения (можжевельник, лавр, омела) были символом обновляющейся жизни. Поэтому и стали у нас украшать еловыми ветками дома и храмы.

Для того чтобы рассказать историю этого праздника, обратимся к евангельскому повествованию. В тот период в стране Иудее правил царь Ирод. И страна, и царь находились под властью Римской империи. Император Август повелел провести перепись в Иудейской земле. Каждый иудей должен был записаться там, где жили его предки. Родители Девы Марии и старца Иосифа, в доме которого она жила, происходили из Вифлеема. И когда Марии пришло время родить, они отправились в Вифлеем. Мест ни в домах, ни на постоялых дворах не было. Они остановились за городом, в пещере, куда пастухи иногда загоняли скот в ненастную погоду. Это место называлось «вертеп». Ночью у Девы Марии родился Младенец — Сын Божий, Спаситель мира. Мария спеленала его и положила в ясли, куда кладут корм для скота. Об этих событиях рассказывает и стихотворение Б. Пастернака «Рождественская звезда».

Стояла зима.
Дул ветер из степи.
И холодно было младенцу в вертепе
На склоне холма.
Его согревало дыханье вола.
Домашние звери
Стояли в пещере,
Над яслями теплая дымка плыла…
Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба,
Как месяца луч в углубленье дупла.
Ему заменяли овчинную шубу
Ослиные губы и ноздри вола.

Тем временем в Иерусалим прибыли из далекой восточной страны волхвы, или мудрецы, — ученые люди, занимавшиеся наблюдением и изучением звезд. Они увидели, как на небе возникла новая необычная звезда. Увидев ее, волхвы поняли, что ожидаемый Спаситель мира родился. Мудрецы поспешили в Иерусалим, чтобы узнать, где родился царь, и поклониться ему.

Ирод, прослышав о появлении необычной звезды и о рождении нового царя, испугался, что у него отнимут власть, поэтому он принял решение убить Младенца. Волхвы вновь увидели ту самую новую звезду, которая явилась им на востоке, на сей раз она, двигаясь по небу, шла перед ними, указывая им путь. В Вифлееме звезда остановилась над тем местом, где находился родившийся Младенец Иисус. Волхвы вошли в пещеру и поклонились Иисусу до земли. Они принесли ему дары.

И вновь процитируем Б. Пастернака:

А рядом, неведомая перед тем…
Мерцала звезда по пути в Вифлеем.

Растущее зарево рдело над ней
И значило что-то,

И три звездочета
Спешили на зов небывалых огней.

…Вдруг кто-то в потемках, немного налево
От яслей рукой отодвинул волхва,

И тот оглянулся: с порога на Деву,
Как гостья, смотрела звезда Рождества.

Евангельская история о Рождестве Христове дается нами не только как историко-культурологическая справка — главное здесь то, что события двухтысячелетней давности ложатся в основу произведений искусства и далекого прошлого, и современности. Об этом событии поется в песнях, помещенных на страницах учебников I и II классов. Наряду со славянскими песнопениями предлагается разучить хорошо известные мелодии народов Европы. Все песни о «рождественском чуде» полны радости и удивительно напевны, ни в одной из них нет ликования. Они воспевают святую ночь, даря людям душевный покой и приобщение к великой тайне.

Исполнение мелодии Ф. Грубера «Тихая ночь», так же как и «Колыбельной» (польская народная песня), может сопровождаться пластическим интонированием, легким покачиванием в такт мелодии. Мелодия Ф. Грубера для учащихся I класса может оказаться сложной для исполнения, несмотря на это, предлагаем познакомить детей с этим сочинением: они могут исполнить его эскизно, подпевая учителю, обязательно прослушать на аудиокассете и вновь вернуться к ней во II классе.

Дополнительная информация

Придя на Русь, христианство не нарушило ее национальной самобытности, а, наоборот, обогатило культуру народа и его быт. Так, например, крестьяне праздновали Рождество весьма своеобразно, исходя из своих знаний о рождении Иисуса Христа. В сочельник (день накануне праздника) до самого вечера, точнее, до появления на небе первой звезды (в воспоминание о вифлеемской) никто ничего не ел и не садился за стол.

На широком небосклоне,
В звездном ярком хороводе
Светит дивная звезда.
Всюду луч она заронит,
Где людское горе стонет, —
В села, рощи, города.

Луч доходит до светлицы
И крестьянки, и царицы,
И до птичьего гнезда.

Он вскользнет и в дом богатый,
И не минет бедной хаты
Луч волшебный никогда…

Всюду ярче радость блещет,
Где тот звездный луч трепещет
И не страшна там беда,
Где засветится звезда.
И. Гриневская

В обычае было с самого утра 25 декабря (7 января) славить Христа на улицах и площадях. Обряд хождения по домам в Рождество и Новый год с поздравлениями, песнями, со звездою назывался колядованием или славлением. Песни, исполняемые при этом, назывались колядками. Обычно славлением занимались дети, которые ходили по домам с вертепом или звездой.

Звезду делали из бумаги величиной более полуметра, раскрашивали красками и освещали изнутри свечами, отчего рисунок и лучи звезды становились прозрачными. Вертеп представлял собой ящик, сделанный в виде пещеры. Внутри него помещались деревянные фигурки и были зажжены свечи. Славильщики двигали фигурки и разыгрывали сцены рождения Христа. При этом совершались песнопения о рождении Младенца Иисуса, а в заключение добавлялись от себя различные песни или колядки.

Ill класс

«Радуйся, Мария!» «Богородице Дево, радуйся». Две молитвы — два музыкальных обращения к Богородице. Их авторы — Ф. Шуберт и С. Рахманинов. Эти музыкальные произведения можно послушать и сравнить на одном уроке. После этого попытаться напеть первые фразы со словами названия молитв («Две Мария» и «Богородице Дево, радуйся»), используя при этом нотный текст из «Хрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка. 2 класс», или на гласный звук.

Главное в процессе слушания — выявить интонационное сходство молитв через характер звучания, лад, динамику, распевность, чтобы помочь детям почувствовать красоту гармонии, чистого и благозвучного обращения к образу Богородицы. Подобного рода шедевры трудно описывать своими словами, лучше прочитать поэтические строки Данте и Пушкина, обращенные к произведениям художников.

Картину Рафаэля от иконы В. Васнецова отделяет почти 350 лет, а ведь они очень похожи. Разговор о музыке можно предварить расспросом детей об изображении Девы Марии: откуда явилась Мария? Куда направляет Она свои стопы? Куда устремила взгляд? Какие краски на холстах художников, какого цвета больше? Есть ли разница на картинах между небом и землей? Где происходит действие? Перед кем стоит Дева Мария?

Хотим предостеречь учителя от сравнения образа Божией Матери на иконе и мадонны на картине. На картине лицо мадонны может быть чьим-то портретом, а икона пишется по канону (церковному установлению, правилу), и лик на ней не несет чьих-то индивидуальных черт.

Эпитет «Всепетая», обращенный к Божией Матери, поможет сохранить в детском сознании стихи А. Пушкина и итальянского поэта Данте, икону В. Васнецова и картину Рафаэля как произведения мирового искусства. В них величие и благородство Царицы Небесной: Божия Матерь служит примером человеческого достоиства.

Дополнительная информация

Много прекрасных праздников на Руси, и к каждому сложилось свое особое, трепетное отношение. Так произошло и с двунадесятым праздником Благовещения Пресвятой Богородицы.

Каждый год Благовещение отмечается 7 апреля.

Вспомним евангельскую историю, которая лежит в основе праздника Благовещения. В этот день архангел Гавриил, посланный Богом, принес Деве Марии «благую весть» о том, что она избрана между женами и от нее воплотится Сын Божий. Он сказал ей такие слова: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами».

Этот же текст, несколько измененный, является и текстом молитвы С. Рахманинова и других русских композиторов, которые обращались к этой теме:

Богородице Дево, радуйся.
Благодатная Марие, Господь с Тобою.
Благословенна Ты в женах,
И благословен плод чрева Твоего.
Яко Спаса родила еси душ наших.

Молитва Ф. Шуберта также могла бы быть написана на этот текст, так как некоторые молитвы у православных и католиков одинаковы, но композитор выбрал текст Вальтера Скотта. Практика церковной музыки показывает возможность разнообразного воплощения одного и того же текста.

«Древнейшая песнь материнства». Эти страницы посвящены иконе Богоматери Владимирской, небесной заступнице Москвы. Эта величайшая святыня Руси в течение нескольких столетий находилась в Успенском соборе Московского Кремля. Многое «видела» и «слышала» икона:

Страшная история России
Вся прошла перед Твоим Лицом…

Здесь в Успенском — в сердце стен Кремлевых,
Умилясь на нежный облик Твой,
Сколько глаз жестоких и суровых
Увлажнялось светлою слезой!
М. Волошин

Путь иконы с Сиона в Киев, из Киева во Владимир, из Владимира в Москву — путь многовековой, а образ остается неизменным.

Нет в мирах слепительнее чуда
Откровенья вечной красоты!

По выражению художника И. Грабаря, эта икона — «древнейшая песнь материнства».

По уставу Русской православной церкви каждому празднику полагается свой тропарь. Тропари составлены и написаны много лет назад ко всем иконам Божией Матери, а их в церковном календаре более ста. Существует тропарь и к Владимирской иконе Божией Матери. В нем частично рассказана история иконы. Обычно тропарь поется на определенный глас, т. е. имеет навсегда закрепленную за ним мелодию. В данном случае мы знакомим вас с авторской мелодией. Композитором ее является московский священнослужитель, протоиерей о. Борис Писарев (в хрестоматии его фамилия не указана). Это пример подлинной церковной музыки в соединении с архаичным текстом. Он должен прозвучать на уроке, ребята могут проследить за первыми словами текста по учебнику, напеть мелодию.

У А. Фета есть стихотворение «Ave, Maria» 4 (в переводе с латинского — «Радуйся, Мария»). Оно тоже подчеркивает мировую общность различных культур, связанных образом Богородицы.

Богородица прежде всего мать, поэтому и чтят ее образ во всех странах мира как вечный символ страдающей матери. Все обращенное к ней несет характер великой светлой печали, скорби, умиления, прошения за самое дорогое.

«Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!» На этом развороте представлены две картины: «Петроградская мадонна» К. Петрова-Водкина и «Мадам Шарпантье с детьми» О. Ренуара. К. Петров-Водкин рисует образ матери, возвышенный в своей чистоте и нравственной силе. Название мадонны — «петроградская» (с привязкой к определенному месту) — ассоциируется с традиционным изображением икон Божией Матери (Владимирская, Донская, Казанская). Общая интонация картины тревожная — жест матери, сжимающей руку ребенка, воспринимается как желание уберечь сына от невзгод.

Картина О. Ренуара, напротив, передает атмосферу уюта, любви, счастья. Непринужденные позы матери, детей и даже собаки полны покоя и умиротворения.

Сравнение песен, предлагаемых для исполнения детьми, — «Мама» В. Гаврилина (на слова А. Шульгиной) и «Мама» итальянского композитора Биксио — аналогично сопоставлению картин. Какая из песен больше соответствует образу картины О. Ренуара?

Дополнительная информация

Возможно, не всем известно, что песня «Мама» — последний номер вокально-симфонического цикла «Земля» В. Гаврилина. Этот цикл включает в себя семь номеров, семь контрастных песен, не связанных сюжетно, но объединенных общей темой: «Память», «Окоп», «Хлеб», «Ветерок», «Колыбельная», «Земля», «Мама». Из всех номеров цикла особую популярность получил седьмой — «Мама».

Образ матери является символом всего самого дорогого, родного, кровного, святого. Мать-кормилица, мать-земля, Родина-мать… Выразительностью музыкального решения нежных и трогательных строк о маме в соединении их с классической интонационностью песенной мелодии, чистой, строгой, но возвышенной простотой распева песня «Мама» напоминает классическое Adagio. Непрерывность разворачивающейся мелодии широкого дыхания с мягкими задержаниями, форшлагами, красочными, но благородно-спокойными скачками и мерно пульсирующим аккомпанементом вызывает в памяти такие известные мелодии, как соло флейты из второй сцены оперы Э. Глюка «Орфей и Эвридика», валторновую тему второй части Пятой симфонии П. Чайковского, арию альта № 47 из «Страстей по Матфею» И.-С. Баха.

Рядом с песней В. Гаврилина контрастно звучит песня итальянского композитора. Национальный колорит, присутствующий в ней, придает музыке страстность и экспрессивность выражения чувства. Предлагаем следующий вариант знакомства учащихся с этими двумя песнями: до прослушивания учитель выписывает нотные строчки — первую из итальянской песни и последнюю из русской.

«Вербное воскресенье». Эти страницы знакомят учащихся с еще одним двунадесятым праздником православной церкви — Вербным воскресеньем. Этот праздник еще называют Вход Господень в Иерусалим.

Вход в Иерусалим — это возвращение Иисуса Христа из странствий в Иерусалим, последний вход Его в город, где произойдет Его крестная смерть и грядущее за ней воскресение. В учебнике учащиеся увидят две иконы, посвященные Вербному воскресенью.

В центре русской иконы и фрески5 итальянского художника Джотто мы видим едущего на осле Иисуса Христа, а за ним — группу апостолов, учеников Христа. Встречающие Иисуса жители Иерусалима машут пальмовыми ветвями и расстилают под ноги Его ослу свои одежды. Так было принято встречать победителя.

«Вербочки». Следующий разворот знакомит учащихся с этим же праздником с помощью детских песенок А. Гречанинова и Р. Глиэра на слова А. Блока «Вербочки» и яркой, запоминающейся мелодии английского композитора Ллойда Уэббера из рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда». Работа над песнями требует глубокого осмысления их поэтического текста.

Песня «Вербочки» А. Гречанинова, несмотря на ее кажущуюся простоту, требует кропотливой вокально-хоровой работы с интонацией. Для того чтобы совместно с детьми обсудить исполнительский план, желательно выписать несколько тактов песни на доске, подчеркнуть направление движения мелодии, найти кульминацию. В этом помогут вопросы: с каких слов начинается кульминация? Какой диапазон она охватывает? Какие главные слова в песне? Обратите внимание учащихся на длительности. Пение по полутонам придает песне некоторую трепетность, ассоциирующуюся с колеблющимся огоньком свечи. Нужно обратить внимание учащихся на то, что здесь нет привычной куплетной формы, определить характер музыки, сравнить его с хором из рок-оперы, после чего задать вопрос: какая музыка изображает праздничное действие — шествие, а какая выражает состояние человека, ожидающего праздник?

Работа с песней Р. Глиэра «Вербочки» сводится к установлению различий с песней А. Гречанинова. Думаем, что после разового прослушивания учащиеся не смогут отличить одну песню от другой — так они похожи. Следует, видимо, задать вопрос, на какие слова приходится интонационная кульминация в этих маленьких произведениях и с чем это связано. Если учащиеся верно ответят на этот вопрос, значит, смысл песен им понятен.

«Святые земли Русской». Здесь учащиеся знакомятся с музыкой величания, взятой из церковного обихода, и с «Балладой о князе Владимире», посвященных образам святых — княгине Ольге и князю Владимиру. Ольга и Владимир не только русские князья, но и русские святые. Русская православная церковь называет их равноапостольными, т. е. дела их на земле равны делам учеников Иисуса Христа — апостолов, которые просвещали народы мира, рассказывая о Христе и его заповедях. Так же как апостолы, которые проповедовали учение Христа, они принесли православную веру на Русь.

Дополнительная информация

Княгиня Ольга была одной из первых христианок нашей земли, а внук ее — князь Владимир — крестил Русь, т. е. обратил в христианство все подвластное ему государство

Образы святой равноапостольной княгини Ольги и святого равноапостольного князя Владимира, которые учащиеся увидят на страницах учебника, являются фрагментами росписи В. Васнецова Владимирского кафедрального собора в Киеве.

В. Васнецов хорошо знал старинные русские и восточные узоры и орнаменты. Он изобразил княгиню Ольгу и князя Владимира в византийских одеждах (именно в Византии Ольга приняла крещение). Крест, церковь в руках Ольги, меч на ее поясе — все это символы княжеской власти и признаки святых земли Русской. Павлины на ткани одежды княгини Ольги символизируют вечную жизнь. Обратите внимание учащихся на эти символы.

«Баллада о князе Владимире» на стихи А. Толстого является народным песнопением. Мелодия баллады безыскусная, с ровным ритмическим рисунком. Она близка историческим народным песням. Спокойно, размеренно звучит напев — рассказ о делах князя Владимира. Мелодию баллады интересно сравнить с величанием, с песнопениями о Сергии Радонежском, выявляя контрастное и тождественное в интонациях.

Величание — это молитвенное торжественное песнопение. Характер музыки спокойный, величавый, мелодия распевная.

Величать — значит восхвалять, славить, чествовать. В величании нет спешки, поэтому слова произносятся спокойно, нараспев. В старину величали песнями, заздравными пожеланиями, почетными причитаниями.

Величание, данное в учебнике, является музыкой православной церкви. Постарайтесь спеть с учащимися это величание спокойно, достойно, широко и напевно. Своеобразна нотная запись величания: непривычный размер, постоянно повторяющиеся звуки.

Желательно выписать продолжение нотной записи величания на доске из «Хрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка. 3 класс» и обратить внимание учащихся на то, как проговариваются (пропеваются) слова на одном звуке.

Интересно, что эта музыка остается неизменной для величания всех святых. И к нему учащиеся вернутся, но уже в связи с величанием святых Кирилла и Мефодия.

IV класс

«Святые земли Русской». Учащиеся уже познакомились со многими русскими святыми, но это лишь небольшая часть людей, которые несли на Руси свет Истины, Добра, Правды. Все они по-разному делали одно и то же дело: утверждали наше Отечество как сильное, единое, православное государство. Русская православная церковь установила день памяти Всех русских святых, и в честь этого праздника была написана «Икона Всех святых, в земле Русской просиявших».

Дополнительная информация

На иконе изображено очень большое количество людей. По канону группы святых расположены на иконе по кругу, по ходу солнца, последовательно отображая юг, запад, север и восток России, просвещенной светом православной веры. В верхней части иконы, в центральном радужном медальоне, Святая Троица. По обе стороны от медальона наряду с образами Богородицы, святого Иоанна Крестителя и другими изображены просветители Кирилл и Мефодий, а также множество иных угодников, так или иначе исторически связанных с Русской церковью. Расположенная вверху икона «Троица» преподобного Андрея Рублева, заключенная в круг, освящает собор (собрание, сбор) русских святых.

В нижней части иконы — корень православной Русской державы, святой Киев со своими угодниками-просветителями Русской земли. Сердцевиной русского исторического древа является «славный град Москва», «корень царства». Московские святые находятся под кровом Владимирской иконы Божией Матери, в молении у Престола Успенского собора Московского Кремля. Справа от Москвы — святая Троице-Сергиева лавра с преподобным Сергием Радонежским и его ближайшими учениками.

Помимо иконы к празднику Всех русских святых была написана стихира русским святым, которая поется в самый торжественный момент для совместного с народом молитвенного обращения к прославляемым святым.

Дополнительная информация

Стихира — один из важнейших видов церковного песнопения. Она посвящалась святым, праздникам, событиям церковной и государственной жизни и писалась в стихотворной форме.

1. Земле Русская, граде святый!

Восклицание, обращение к Русской земле, в котором она сравнивается с одним из самых важных христианских символов — небесным градом Иерусалимом — городом, гражданами которого будут святые и праведные люди.

Украшай твой дом,
В нем же Божественный
Велий сонм святых прослави.

Этими словами как бы подчеркивается (служба составлялась в 20-е годы XX в.), что Россия дала такое количество святых, какого не было ни в одной христианской стране. И Российская земля, украшенная духовно тайно, теперь, прославляя своих святых, украшается явно.

2. Церковь Русская, красуйся и ликуй!

Восклицание, обращение к Церкви, проповедью и трудами которой стало возможным появление русских святых.

Се бо чада твои Престолу Владычню
Во славе предстоят радующеся.

Святые подвижники, чьи труды и молитвы всю жизнь приближали их к Богу, по окончании своей земной жизни минуют испытания грядущего Страшного суда и, окружая невидимый Владычний Престол, молятся за Отечество. Поэтому Русская церковь имеет все основания красоваться и ликовать.

Стихира построена по иерархическому принципу. Три части — это три ступени. От внешнего — к внутреннему, от периферийного — к главному. В первой части стихиры Русь уподобляется граду. Что является центром града? Соборный храм. Во второй части стихиры прославляется Русская церковь как образ храма в городе, который, в свою очередь, становится прообразом Руси. И наконец, что же является самым важным, самым главным достоянием храма? Кто окружает престол храма Русской земли, престол, на который страшно поднять взор из-за яркого света и славы, его окружающих?

3. Соборе святых русских,
Полче Божественный.

В третьей части (в отличие от первых двух) не нужно сравнений, не нужно метафор и образов, ибо здесь реальность духовная совпадает с реальностью исторической: в образе русских святых реализовалась встреча неба и земли, встреча человека, прошедшего трудную земную жизнь, но не забывшего своего высокого духовного предназначения, с Истиной, с Богом. Это кульминация стихиры.

Молитеся ко Господу
О земном отечестве вашем
И о почитающих вас любовию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями: