ОЦЕНКА КОММЕРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА И ПЕРСПЕКТИВНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ НАУЧНЫХ ИСЛЕДОВАНИЙ С ПОЗИЦИИ РЕСУРСОЭФФЕКТИВНОСТИ И РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЯ
Потенциальные потребители результатов исследования
Для анализа потребителей результатов исследования необходимо рассмотреть целевой рынок и провести его сегментирование.
Целевой рынок – сегменты рынка, на котором будет продаваться в будущем разработка. В свою очередь, сегмент рынка – это особым образом выделенная часть рынка, группы потребителей, обладающих определенными общими признаками.
Сегментирование – это разделение покупателей на однородные группы, для каждой из которых может потребоваться определенный товар (услуга). Можно применять географический, демографический, поведенческий и иные критерии сегментирования рынка потребителей, возможно применение их комбинаций с использованием таких характеристик, как возраст, пол, национальность, образование, любимые занятия, стиль жизни, социальная принадлежность, профессия, уровень дохода.
|
|
Целесообразно выбрать два наиболее значимых критерия: размер компании и отрасль, по которым будет производиться сегментирование рынка.
Таблица 1 – Карта сегментирования рынка
Отрасль | |||
Нефтеперерабатывающие предприятия | |||
Размер компании | Крупные | ||
Средние | |||
Мелкие |
Омский НПЗ | Киришский НПЗ | Рязанский НПЗ | Новоуфимский НПЗ |
Как видно из таблицы 1, наиболее перспективным сегментом в отраслях нефтепереработки для формирования спроса является сегмент крупных и средних нефтедобывающих компаний.
Анализ конкурентных технических решений
Детальный анализ конкурирующих разработок, существующих на рынке, необходимо проводить систематически, поскольку рынки пребывают в постоянном движении. Такой анализ помогает вносить коррективы в научное исследование, чтобы успешнее противостоять своим конкурентам. В настоящий момент в России можно выделить лишь два наиболее влиятельных предприятий-конкурентов в области разработок и производства депрессорных присадок для улучшения вязкостно-температурных свойств нефти: НПП «Квалитет» и ООО «НПП Астрохим»
В таблице 2 приведена оценочная карта, включающая конкурентные технические разработки в области производства катализаторов ФТ.
Таблица 2 – Оценочная карта
Критерий оценки | Вес крите-рия | Баллы | Конкуренто- способность | ||||
Бф | Бк1 | Бк2 | Кф | Кк1 | Кк2 | ||
Технические критерии оценки ресурсоэффективности | |||||||
1. Способствует росту производительности труда пользователя | 0,08 | 0,32 | 0,24 | 0,32 | |||
2. Удобный в эксплуатации (соответствует требованиям потребителей) | 0,06 | 0,30 | 0,30 | 0,24 | |||
3. Помехоустойчивый | 0,07 | 0,35 | 0,28 | 0,28 | |||
4. Энергосберегающий | 0,07 | 0,35 | 0,28 | 0,35 | |||
Продолжение таблицы 2 | |||||||
5. Надежный | 0,06 | 0,24 | 0,24 | 0,18 | |||
6. Безопасный | 0,03 | 0,12 | 0,12 | 0,12 | |||
7.Функциональная мощность (предоставляемые возможности) | 0,06 | 0,18 | 0,24 | 0,24 | |||
8. Простота эксплуатации | 0,08 | 0,40 | 0,32 | 0,32 | |||
Экономические критерии оценки эффективности | |||||||
1.Конкурентоспособность продукта | 0,05 | 0,25 | 0,25 | 0,20 | |||
2. Уровень проникновения на рынок | 0,06 | 0,24 | 0,18 | 0,24 | |||
3. Цена | 0,03 | 0,15 | 0,12 | 0,15 | |||
4.Предполагаемый срок эксплуатации | 0,03 | 0,12 | 0,09 | 0,12 | |||
5.Послепродажное обслуживание | 0,02 | 0,08 | 0,08 | 0,06 | |||
6. Финансирование научной разработки | 0,03 | 0,12 | 0,09 | 0,15 | |||
7. Срок выхода на рынок | 0,04 | 0,20 | 0,12 | 0,16 | |||
8. Наличие сертификации разработки | 0,03 | 0,15 | 0,15 | 0,12 | |||
Итого | 4,32 | 3,85 | 3,89 |
Бф – продукт проведенной исследовательской работы;
|
|
Бк1 – «Квалитет»;
Бк2 – «Астрохим».
Таким образом, на основании таблицы 2 можно сделать вывод, что разработанный в ходе исследовательской работы депрессорный присадки могут составить серьезную конкуренцию уже имеющимся на российском рынке производителям. Главными преимуществами данной разработки является довольная высокая производительность при относительно низкой цене.
SWOT-анализ
SWOT – Strengths (сильные стороны), Weaknesses (слабые стороны), Opportunities (возможности) и Threats (угрозы) – представляет собой комплексный анализ научно-исследовательского проекта. SWOT-анализ применяют для исследования внешней и внутренней среды проекта.
На основе анализа, проведенного в предыдущих разделах бакалаврской работы был составлен SWOT-анализнаучно-исследовательского проекта. Результаты первого этапа SWOT-анализа представлены в таблице 3.
Таблица 3– Матрица первого этапа SWOT-анализа
Сильные стороны научно-исследовательского проекта: С1. Экономичность С2. Мобильность рабочего места С3.Экологичность технологии | Слабые стороны научно-исследовательского проекта: Сл1. Отсутствие у потенциальных потребителей квалифицированных кадров по работе с научной разработкой Сл2. Длительный анализ | |
Возможности: В1. Использование инновационной инфраструктуры ТПУ В2. Появление дополнительного спроса на новый продуктнаучных исследований В3. Переход нефтеперерабатывающей отрасли на ресурсосберегающие технологии | ||
Угрозы: У1. Низкий спрос на новые технологии производства У2. Переход на альтернативное топливо У3. Исчерпание природных ресурсов |
На втором этапе SWOT-анализа строятся интерактивные матрицы, которые представлены в таблицах 4, 5, 6, 7.
Таблица 4– Интерактивная матрица «Сильные стороны и возможности»
Сильные стороны | ||||
Возможности проекта | С1 | С2 | С3 | |
В1 | + | - | - | |
B2 | + | + | ||
B3 | - | + | + |
Таблица 5 – Интерактивная матрица «Слабые стороны и возможности»
Сильные стороны проекта | |||
Возможности проекта | Сл1 | Сл2 | |
В1 | + | - | |
В2 | + | ||
В3 | + | - |
Таблица 6 – Интерактивная матрица «Сильные стороны и угрозы»
Сильные стороны проекта | ||||
Угрозы | С1 | С2 | С3 | |
У1 | + | - | - | |
У2 | + | - | + | |
У3 | - | - | + |
Таблица 7 – Интерактивная матрица «Слабые стороны и угрозы»
Слабые стороны проекта | |||
Угрозы | Сл1 | Cл2 | |
У1 | - | - | |
У2 | + | - | |
У3 | + | - |
Таким образом, в рамках третьегоэтапа может быть составлена итоговая матрица SWOT-анализа (таблица 8).
Таблица 8–Итоговая матрица SWOT-анализа
Сильные стороны научно-исследовательского проекта: С1. Экономичность С2. Мобильность рабочего места С3.Экологичность технологии | Слабые стороны научно-исследовательского проекта: Сл1. Отсутствие у потенциальных потребителей квалифицированных кадров по работе с научной разработкой Сл2. Длительный анализ | ||
Возможности: В1. Использование инновационной инфраструктуры ТПУ В2. Появление дополнительного спроса на новый продуктнаучных исследований В3. Переход нефтеперерабатывающей отрасли на ресурсосберегающие технологии | Результаты анализа интерактивной матрицы проекта полей «Сильные стороны и возможности» 1Анализ позволяет использовать данные для определения направленности дальнейшей переработки торфа. 2 Невысокая затратность проекта может привлечь больше сотрудников и исполнителей. | Результаты анализа интерактивной матрицы проекта полей «Слабые стороны и возможности» 1. Повышение квалификации кадров 2. Привлечение новых заказчиков 3.Разработка научного исследования 4. Приобретение необходимого оборудования опытного образца | |
Угрозы: У1. Низкий спрос на новые технологии производства У2. Переход на альтернативное топливо У3. Исчерпание природных ресурсов | Результаты анализа интерактивной матрицы проекта полей «Сильные стороны и угрозы» 1. Продвижение новой технологии с целью появления спроса 2. Применение технологии к альтернативным топливам | Результаты анализа интерактивной матрицы проекта полей «Слабые стороны и угрозы» 1. Повышение квалификации кадров 2. Привлечение новых заказчиков 3. Продвижение новой технологии с целью появления спроса 4. Отсутствие прототипа научной разработки говорит об отсутствии спроса на новые технологии и отсутствии конкуренции проекта. | |
|
|
ПЛАНИРОВАНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ
Структура работ в рамках научного исследования
Для выполнения научных исследований формируется рабочая группа, в состав которой входят: бакалавр, научный руководитель, консультант по части социальной ответственности (СО) и консультант по экономической части (ЭЧ) выпускной квалификационной работы. Составим перечень этапов и работ в рамках проведения научного исследования и проведем распределение исполнителей по видам работ (таблица 9).
|
|
Таблица 9–Перечень этапов, работ и распределение исполнителей
Основные этапы | № раб | Содержание работ | Должность исполнителя |
Разработка технического задания | Составление и утверждение технического задания | Руководитель темы, консультанты СО, ЭЧ, бакалавр | |
Выбор направления исследований | Выбор направления исследований | Руководитель | |
Подбор и изучение материалов по теме | Бакалавр | ||
Патентный поиск | Бакалавр | ||
Календарное планирование работ по теме | Руководитель, бакалавр | ||
Теоретические и экспериментальные исследования | Проведение теоретических расчетов и обоснований | Бакалавр | |
Проведение экспериментов | Бакалавр | ||
Сопоставление результатов экспериментов с теоретическими исследованиями | Руководитель, бакалавр | ||
Обобщение и оценка результатов | Оценка эффективности полученных результатов | Руководитель, бакалавр | |
Определение целесообразности проведения ВКР | Руководитель, | ||
Проведение ВКР | |||
Разработка технической документации и проектирования | Оценка эффективности производства и применения разработки | Бакалавр, консультант по ЭЧ | |
Разработка социальной ответственности по теме | Бакалавр, консультант СО |