Структура работ в рамках научного исследования

ОЦЕНКА КОММЕРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА И ПЕРСПЕКТИВНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ НАУЧНЫХ ИСЛЕДОВАНИЙ С ПОЗИЦИИ РЕСУРСОЭФФЕКТИВНОСТИ И РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЯ

Потенциальные потребители результатов исследования

Для анализа потребителей результатов исследования необходимо рассмотреть целевой рынок и провести его сегментирование.

Целевой рынок – сегменты рынка, на котором будет продаваться в будущем разработка. В свою очередь, сегмент рынка – это особым образом выделенная часть рынка, группы потребителей, обладающих определенными общими признаками.

Сегментирование – это разделение покупателей на однородные группы, для каждой из которых может потребоваться определенный товар (услуга). Можно применять географический, демографический, поведенческий и иные критерии сегментирования рынка потребителей, возможно применение их комбинаций с использованием таких характеристик, как возраст, пол, национальность, образование, любимые занятия, стиль жизни, социальная принадлежность, профессия, уровень дохода.

Целесообразно выбрать два наиболее значимых критерия: размер компании и отрасль, по которым будет производиться сегментирование рынка.

Таблица 1 – Карта сегментирования рынка

  Отрасль
Нефтеперерабатывающие предприятия
Размер компании Крупные    
Средние    
Мелкие    

 

  Омский НПЗ   Киришский НПЗ   Рязанский НПЗ   Новоуфимский НПЗ

 

Как видно из таблицы 1, наиболее перспективным сегментом в отраслях нефтепереработки для формирования спроса является сегмент крупных и средних нефтедобывающих компаний.

 

Анализ конкурентных технических решений

Детальный анализ конкурирующих разработок, существующих на рынке, необходимо проводить систематически, поскольку рынки пребывают в постоянном движении. Такой анализ помогает вносить коррективы в научное исследование, чтобы успешнее противостоять своим конкурентам. В настоящий момент в России можно выделить лишь два наиболее влиятельных предприятий-конкурентов в области разработок и производства депрессорных присадок для улучшения вязкостно-температурных свойств нефти: НПП «Квалитет» и ООО «НПП Астрохим»

В таблице 2 приведена оценочная карта, включающая конкурентные технические разработки в области производства катализаторов ФТ.

Таблица 2 – Оценочная карта

Критерий оценки Вес крите-рия Баллы Конкуренто- способность
Бф Бк1 Бк2 Кф Кк1 Кк2
               
Технические критерии оценки ресурсоэффективности
1. Способствует росту производительности труда пользователя 0,08       0,32 0,24 0,32
2. Удобный в эксплуатации (соответствует требованиям потребителей) 0,06       0,30 0,30 0,24
3. Помехоустойчивый 0,07       0,35 0,28 0,28
4. Энергосберегающий 0,07       0,35 0,28 0,35
Продолжение таблицы 2
5. Надежный 0,06       0,24 0,24 0,18
6. Безопасный 0,03       0,12 0,12 0,12
7.Функциональная мощность (предоставляемые возможности) 0,06       0,18 0,24 0,24
8. Простота эксплуатации 0,08       0,40 0,32 0,32
Экономические критерии оценки эффективности
1.Конкурентоспособность продукта 0,05       0,25 0,25 0,20
2. Уровень проникновения на рынок 0,06       0,24 0,18 0,24
3. Цена 0,03       0,15 0,12 0,15
4.Предполагаемый срок эксплуатации 0,03       0,12 0,09 0,12
5.Послепродажное обслуживание 0,02       0,08 0,08 0,06
6. Финансирование научной разработки 0,03       0,12 0,09 0,15
7. Срок выхода на рынок 0,04       0,20 0,12 0,16
8. Наличие сертификации разработки 0,03       0,15 0,15 0,12
Итого         4,32 3,85 3,89

Бф – продукт проведенной исследовательской работы;

Бк1 – «Квалитет»;

Бк2 – «Астрохим».

Таким образом, на основании таблицы 2 можно сделать вывод, что разработанный в ходе исследовательской работы депрессорный присадки могут составить серьезную конкуренцию уже имеющимся на российском рынке производителям. Главными преимуществами данной разработки является довольная высокая производительность при относительно низкой цене.

 

SWOT-анализ

SWOT – Strengths (сильные стороны), Weaknesses (слабые стороны), Opportunities (возможности) и Threats (угрозы) – представляет собой комплексный анализ научно-исследовательского проекта. SWOT-анализ применяют для исследования внешней и внутренней среды проекта.

На основе анализа, проведенного в предыдущих разделах бакалаврской работы был составлен SWOT-анализнаучно-исследовательского проекта. Результаты первого этапа SWOT-анализа представлены в таблице 3.

Таблица 3– Матрица первого этапа SWOT-анализа

  Сильные стороны научно-исследовательского проекта: С1. Экономичность С2. Мобильность рабочего места С3.Экологичность технологии Слабые стороны научно-исследовательского проекта: Сл1. Отсутствие у потенциальных потребителей квалифицированных кадров по работе с научной разработкой Сл2. Длительный анализ
Возможности: В1. Использование инновационной инфраструктуры ТПУ В2. Появление дополнительного спроса на новый продуктнаучных исследований В3. Переход нефтеперерабатывающей отрасли на ресурсосберегающие технологии    
Угрозы: У1. Низкий спрос на новые технологии производства У2. Переход на альтернативное топливо У3. Исчерпание природных ресурсов    

На втором этапе SWOT-анализа строятся интерактивные матрицы, которые представлены в таблицах 4, 5, 6, 7.

 

 

Таблица 4– Интерактивная матрица «Сильные стороны и возможности»

Сильные стороны
Возможности проекта   С1 С2 С3
В1 + - -
B2 +   +
B3 - + +

 

Таблица 5 – Интерактивная матрица «Слабые стороны и возможности»

Сильные стороны проекта
Возможности проекта   Сл1 Сл2
В1 + -
В2   +
В3 + -

 

Таблица 6 – Интерактивная матрица «Сильные стороны и угрозы»

Сильные стороны проекта
Угрозы   С1 С2 С3
У1 + - -
У2 + - +
У3 - - +

 

Таблица 7 – Интерактивная матрица «Слабые стороны и угрозы»

Слабые стороны проекта
Угрозы   Сл1 Cл2
У1 - -
У2 + -
У3 + -

 

Таким образом, в рамках третьегоэтапа может быть составлена итоговая матрица SWOT-анализа (таблица 8).

Таблица 8–Итоговая матрица SWOT-анализа

  Сильные стороны научно-исследовательского проекта: С1. Экономичность С2. Мобильность рабочего места С3.Экологичность технологии Слабые стороны научно-исследовательского проекта: Сл1. Отсутствие у потенциальных потребителей квалифицированных кадров по работе с научной разработкой Сл2. Длительный анализ
Возможности: В1. Использование инновационной инфраструктуры ТПУ В2. Появление дополнительного спроса на новый продуктнаучных исследований В3. Переход нефтеперерабатывающей отрасли на ресурсосберегающие технологии Результаты анализа интерактивной матрицы проекта полей «Сильные стороны и возможности» 1Анализ позволяет использовать данные для определения направленности дальнейшей переработки торфа. 2 Невысокая затратность проекта может привлечь больше сотрудников и исполнителей. Результаты анализа интерактивной матрицы проекта полей «Слабые стороны и возможности» 1. Повышение квалификации кадров 2. Привлечение новых заказчиков 3.Разработка научного исследования 4. Приобретение необходимого оборудования опытного образца
Угрозы: У1. Низкий спрос на новые технологии производства У2. Переход на альтернативное топливо У3. Исчерпание природных ресурсов Результаты анализа интерактивной матрицы проекта полей «Сильные стороны и угрозы» 1. Продвижение новой технологии с целью появления спроса 2. Применение технологии к альтернативным топливам Результаты анализа интерактивной матрицы проекта полей «Слабые стороны и угрозы» 1. Повышение квалификации кадров 2. Привлечение новых заказчиков 3. Продвижение новой технологии с целью появления спроса 4. Отсутствие прототипа научной разработки говорит об отсутствии спроса на новые технологии и отсутствии конкуренции проекта.
       

 

 

ПЛАНИРОВАНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ

Структура работ в рамках научного исследования

Для выполнения научных исследований формируется рабочая группа, в состав которой входят: бакалавр, научный руководитель, консультант по части социальной ответственности (СО) и консультант по экономической части (ЭЧ) выпускной квалификационной работы. Составим перечень этапов и работ в рамках проведения научного исследования и проведем распределение исполнителей по видам работ (таблица 9).

Таблица 9–Перечень этапов, работ и распределение исполнителей

Основные этапы № раб Содержание работ Должность исполнителя
Разработка технического задания   Составление и утверждение технического задания Руководитель темы, консультанты СО, ЭЧ, бакалавр
    Выбор направления исследований   Выбор направления исследований Руководитель
  Подбор и изучение материалов по теме Бакалавр
  Патентный поиск Бакалавр
  Календарное планирование работ по теме Руководитель, бакалавр
  Теоретические и экспериментальные исследования   Проведение теоретических расчетов и обосно­ваний Бакалавр
  Проведение экспериментов Бакалавр
  Сопоставление результатов экспериментов с теоретическими исследованиями Руководитель, бакалавр
  Обобщение и оценка результатов   Оценка эффективности полученных результатов Руководитель, бакалавр
  Определение целесообразности проведения ВКР Руководитель,
Проведение ВКР    
Разработка технической документации и проектирования   Оценка эффективности производства и применения разработки Бакалавр, консультант по ЭЧ
  Разработка социальной ответственности по теме Бакалавр, консультант СО

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: