«Крест Кейнса. Бюджетно-налоговая политика. Фискальная политика»
Кейнсианская экономическая теория – это теория совокупного спроса. В соответствии с теорией, для избегания потерь от спада производства необходима активная государственная политика по регулированию активного спроса. Регулирование спроса реализуется через инвестиционную деятельность.
Фактический инвестиции бывают запланированные (направленные в производство и жилищное строительство) и незапланированные (связанные с товарно-материальными запасами).
Плановая величина расходов равна:
Кривая плановых расходов изображается графически как функция потребления, «сдвинутая» вверх на величину (рис.13).
Реальные расходы отличаются от плановых величиной незапланированных инвестиций в товарно-материальные запасы. На графике кривая фактических расходов выходит из начала координат под углом 450 к горизонтальной оси (рис.13).
Рисунок 13 – Модель кейнсианского креста
При рецессионном разрыве фактические расходы превышают величину плановых расходов, имеет место незапланированное накопление запасов товарно-материальных ценностей. Для достижения макроэкономического равновесия нужно сократить расходы на величину:
|
|
Из точки с равновесие переместится в точкуb.
При инфляционном разрыве фактические расходы оказываются меньше запланированных, имеет место незапланированное сокращение товарно-материальных запасов. Из точки а нужно переместится в точкуb, для чего следует увеличить расходы на величину:
Крест Кейнса конкретизирует модель AD-AS для целей краткосрочного макроэкономического анализа. Модель кейнсианского креста предполагает фиксированный уровень цен (P = const).
Рецессионный (инфляционный) разрыв аннулируется с помощью инструментов государственного регулирования экономики: государственных расходов (G) и налогов (Т).
На стадии экономического спада проводится стимулирующая бюджетно-налоговая политика (фискальная экспансия). В краткосрочном периоде увеличиваются государственные расходы или сокращаются налоги, либо оба направления реализуются одновременно. В долгосрочной перспективе ожидается рост экономического потенциала.
На стадии экономического подъема бюджетно-налоговая политика будет сдерживающей (фискальная рестрикция). В краткосрочном периоде за счет снижения государственных расходов и (или) увеличения налогов достигается снижение инфляции спроса ценой роста безработицы и спада производства. В долгосрочной перспективе растущий налоговый клин служит для спада совокупного предложения и развертывания стагфляции.
|
|
Дискреционная фискальная политика предусматривает целенаправленное изменение государственных расходов, налоговых ставок и направленная на изменение занятости, валового дохода, уровня инфляции. В период экономического спада специально создается дефицит государственного бюджета, а в периоды подъема – бюджетный излишек (профицит).
Недискреционная фискальная политика ориентирована на автоматическое изменение госрасходов, налогов и сальдо государственного бюджета. Бюджетный дефицит (излишек) возникает автоматически за счет встроенных стабилизаторов экономики – механизма, позволяющего снизить амплитуду циклических колебаний без частых изменений экономической политики государства. Примером стабилизаторов являются прогрессивная система налогообложения и система государственных трансфертов.
В краткосрочной перспективе меры бюджетно-налоговой политики сопровождаются эффектами мультипликаторов государственных расходов, налогов и сбалансированного бюджета.
Мультипликатор государственных расходов определяется так же, как простой мультипликатор:
Мультипликатор налогов:
Мультипликационный эффект от снижения налогов слабее, чем от увеличения государственных расходов.
Мультипликатор сбалансированного бюджета:
Налоговая функция имеет вид:
где – автономные налоги, не зависимые от получаемого дохода;
– налоговая ставка.
Предельная налоговая ставка определяется из выражения: