Контент-анализ в исследованиях политических ситуаций и процессов

Методика контент-анализа является одним из наиболее распространенных научных инструментов прикладного изучения текстовой информации. Суть этой методики заключается в систематическом выделении и фиксации определенных единиц содержания текста, квантификации полученных данных и последующей интерпретации результатов с целью оценки и прогнозирования действий политических акторов.

Методика была введена в научный оборот в конце 30-х годов ХХ в. в США и долгое время использовалась главным образом для изучения содержания рекламных и пропагандистских публикаций СМИ.

В сфере политических исследований контент-анализ был впервые применен американским ученым Г. Лассуэлом и его сотрудниками, изучавшими пропагандистские материалы периода Второй Мировой войны. Основными достоинствами контент-анализа принято считать то, что, во-первых, его технология не искажает результаты обработки информации за счет взаимодействия с общественным или субъективным фоном проводимого исследования, а во-вторых, то, что этот метод дает представление об объектах, которые исследователь непосредственно не наблюдает.

В настоящее время контент-анализ применяется в исследованиях, проводимых в интересах бизнеса, политической аналитики и практики, в том числе силовых структур. И хотя текущие публикации СМИ по-прежнему составляют основную часть материалов, которые прорабатываются с применением этой методики, максимальное распространение получает ее применение для анализа содержания конкретных политических документов, важнейших выступлений политических деятелей или отдельных тематических очерков.

Во второй половине XX в. западными авторами был предложен ряд ставших классическими вариантов методики контент-анализа, наиболее интересными среди которых являются «Анализ неслучайных связей». (Ч. Осгуд); «Система слов» (Р. Икера); «Анализ агрессии» (К. Лоранца); «Анализ высказываний» (С. Вейман), автомати-зированная система «Дженерал Инквайрер» (Гарвардский университет), а также более поздние работы Г. Далера и Г. Лаклера (анализ речей канадских и французских политиков) и работы Д. Рулофа и Д. Фрайа (анализ отношений Восток–Запад в период разрядки).

Одним из наиболее известных примеров применения методики контент-анализа в сфере международных исследований считается «Стэнфордский план». Группа ученых Стэнфордского университета адаптировала технику контент-анализа к проблематике международного кризиса (на примере мировых событий 1914 г.), в частности к анализу документов, которыми обмениваются во время кризиса враждующие стороны. На основании данных сравнительного анализа содержания такого рода документов член стэнфордской группы Д. Циннес предложила логическую модель внутри-государственного информационного поведения в кризисе.

Различные исследования с применением контент-анализа особенно активизировались в 60-е годы XX в. в период «методического взрыва» и стали одним из ярких проявлений развития междисциплинарных подходов к изучению политической жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: