double arrow

КОНТЕНТ-АНАЛИЗ. Контент-анализ как метод изучения документов


Контент-анализ как метод изучения документов. Контент-анализ (анализ содержания) является одним из методов изучения документов, используемый в различных социальных исследованиях, в том числе и в социально-психологических.

Специфика контент-анализа по сравнению с другими методами исследования содержания документов заключается в том, что его процедура предусматривает подсчет частоты (и объема) упоминаний тех или иных смысловых единиц исследуемого материала. Полученные таким образом количественные характеристики объекта анализа дают возможность сделать выводы о качественном, в том числе латентном, неявном содержании документа. В связи с этим метод контент-анализа нередко обозначается как качественно-количественный анализ документов.

Правомерность использования контент-анализа в социально-психологических и других социальных исследованиях определяется тем, что материал анализируемого документа, являющийся для контент-анализа реальностью первого порядка, есть всегда продукт человеческой деятельности, социальной среды в широком смысле. Поэтому он несет в себе следы влияния разнообразных социальных и психологических факторов. Отсюда проистекает возможность обнаружения и замера этих факторов путем регистрации в материале соответствующих индикаторов или референтов этих факторов. Таким образом, целью контент-анализа является постижение внетекстовой реальности, т.е. на основе материала документа, его анализа мы делаем выводы о реальных людях или явлениях.

Главная сложность в процессе контент-анализа заключается в нахождении таких процедур, при помощи которых можно было бы обнаружить в тексте соответствующие индикаторы исследуемых явлений и характеристик, замерить их и затем адекватно интерпретировать. Для решения этой задачи контент-анализ применяет процедуры, суть которых заключается в том, чтобы исходя из конкретного материала документов и задач исследования сделать следующее:

а) сформулировать ключевые, концептуальные понятия исследования, которые принято называть категориями контент-анализа;

б) надежно и систематически зафиксировать частотуобъем) упоминания этих категорий в отдельных элементах материала документа и во всей совокупности материала анализируемых документов. Полученные таким образом количественные данные подвергаются статистической обработке и результаты интерпретируются в соответствии с целями исследования.

Принято выделять следующие условия, которые делают целесообразным применение контент-анализа:

1) изучаемые качественные характеристики, в том числе и социально-психологические, должны носить однопорядковый характер и появляться в документах с достаточной частотой;

2) изучаемого материала должно быть столь много, что его невозможно охватить без суммарных оценок, особенно когда он носит несистематизированный характер.

Эти условия особенно четко проявляются в массовой коммуникации. Неслучайно поэтому происхождение контент-анализа связано с исследованиями именно в области массовой коммуникации. Однако эти условия мы находим и во многих других документах, в том числе в документах социально-психологических исследований, например, таких как тексты ответов на открытые вопросы анкет, в материалах интервью, в данных проективных методик и т. д. Поэтому метод контент-анализа широко используется в социально-психологических исследованиях. К основным областям применения контент-анализа здесь можно отнести исследования общения для выявления социально - психологических характеристик:

а) коммуникатора сообщений, как отдельных личностей, так и социальных групп;

б) реципиентов, например, на основе анализа писем аудитории;

в) объектов сообщений, в том числе отдельных лиц и социальных групп, жизнедеятельность которых освещается в сообщении и т. п.

г) различных средств общения, в том числе невербальных, а также особенностей форм и приемов организации содержания.

Вместе с тем, коль скоро при помощи контент-анализа можно обрабатывать ответы на открытые вопросы анкет, материалы интервью и т. п., то практически контент-анализ оказывается пригодным для исследования самых различных социальных феноменов: процессов групповой активности, ценностных ориентации, межличностного и межгруппового взаимодействия и т. д. Непосредственным объектом контент-анализа чаще всего выступает текст документа, но им могут быть и фотографии в печатных изданиях, а также звуко- и видеоряд в передачах радио и телевидения.

Следует также отметить специальное науковедческое использование контент-анализа для исследования научной литературы по социальной психологии (выявление преобладания различной проблематики или тех или иных методов исследования в различные периоды развития социально психологии, анализ цитирования, ссылок и т. д.).


Сейчас читают про: