double arrow

Постановка задач контент-анализа


Алгоритм проведения контент-анализа

Алгоритм выполнения контент-анализа представлен на рис. 9.1 и со­стоит из следующих этапов:

1. Постановка задач контент-анализа.

2. Определение системы категорий анализа.

3. Определение единицы анализа.

4. Выбор количественных и качественных характеристик текста, которые интересуют исследователя для характеристики взаимосвязи содержания с внешними параметрами.

5. Выбор источников для обследования.

6. Разработка таблиц сбора данных на каждую категорию анализа.

7. Разработка инструкций кодировщику, где описывается система правил сбора эмпирических данных, пояснения для правильного понимания персоналом процедур регистрации заданных единиц анализа, алгоритм действий.

8. Сбор информации.

9. Обработка результатов и их интерпретация.

10. Подготовка отчета.

Объектом анализа могут выступать материалы газет и других печат­ных изданий, содержание радио- и телепередач, кинофильмов, рекламных обращений, а также данные, полученные посредством открытых вопросов анкет или свободных интервью.

Цель исследования — выявление аспектов, касающихся объекта и предмета исследования, которые получили подробное рассмотрение в документах, вышедших в течение некоторого периода времени. На­пример, изучение общественного мнения по поводу нового закона об обороте земель.




В зависимости от целей исследования можно выделить несколько типов контент-анализа:

• Первый тип контент-анализа: подсчет символов (ключевых слов), содержащихся в материалах. Например, упоминание торговой марки или названия фирмы.

• Второй тип: дальнейшая проработка первого — это классификация символов по отношению авторов публикаций к изучаемому объекту (в положительном или отрицательном аспекте).

• Третий тип: анализ по элементам содержания — классификация отдельных частей документов по заданным критериям.

• Четвертый тип: тематический анализ — выявление явных и скрытых тем публикаций.

• Пятый тип: структурный анализ — выявление взаимоотношений различных тем публикаций. Эти отношения могут быть взаимо­дополняющими, развивающими одну тему, и конфликтными (когда темы работают на взаимно противоположные цели).

• Шестой тип: анализ взаимоотношений различных материалов, имеющих общую цель публикаций, кроме вопросов пятого типа контент-анализа, — здесь изучается последовательность появле­ния публикаций и отслеживается динамика характеристик со­держания во времени. Например, изучение реакции на предвы­борную агитацию.

Недостаток – содержание документа может раскрываться выражениями, которые не вошли в число распознаваемых свойств. Вторым недостат­ком является то обстоятельство, что очень важные, но единичные сообщения об объекте исследования могут быть не охвачены в результате контент-анализа или просто проигнорированы в большом массиве информации.



Интересный пример применения контент-анализа приведён в работе известно­го отечественного историка и знатока кулинарии В.Похлёбкина «Из истории рус­ской кулинарной культуры». В этой работе анализу подвергаются драматичес­кие произведения русских писателей: Д.И.Фонвизина, И.А.Крылова, М.Н.Загоски­на, А.С.Грибоедова и т. д. до А.П.Чехова.

Категорией анализа была выбрана тема еды и питья, которые так или иначе встре­чаются почти во всех драматических произведениях русских классиков.

Единицами анализа являлись слова и словосочетания, имеющие отношение к еде или питью, встречающиеся в ходе анализируемых пьес. Например, фраза: «Кушать подано» являлась единицей анализа.

Для целей, поставленных В.Похлёбкиным, не требовалось статистически обраба­тывать анализируемые тексты. Достаточно было лишь выделить единицы анализа и расположить их в той последовательности, в которой они встречаются в тексте. Например, изучая таким образом известную пьесу А.Чехова «Чайка», В.Похлёбкин пишет:



«Первое действие проходит без всякой гастрономии. Тут не до неё. Со второго акта и до четвёртого рассыпаны робкие "кулинарные" намёки, имеющие, как обнаружи­вается, "сквозное действие" для всей пьесы.

Чтобы понять, как проявляется и откуда это можно усмотреть, постараемся выпи­сать в порядке их последовательности все кулинарные лексемы, начиная со второ­го действия.

Второе действие Третье действие Четвёртое действие  
Рюмка водки Херес Завтракать Завтрак Две рюмочки Водка Мармелад Мёд Ржаной хлеб   Завтракает Не повторить ли по рюмке Наливает по рюмке Водка и коньяк Пьёт воду Кофе Отбивные котлеты Сладкие сливы   Мука Ужинать Закусить Не обедали Ужин Ужинать Дайте воды Хочется есть Дам поужинать Красное вино Пиво Будем пить

Здесь вырисовывается некоторая тенденция в распределении и роли игрового кулинарного антуража... Фоном второго и третьего действий является завтрак, а содержанием — выпивка, причём выявляется и некий ритм этой выпивки — рюмка, две рюмки, рюмка, снова две рюмки, рюмка. Это можно понимать так, что хоть и пьют! да всё же ритм "чёткий" и вроде ситуация спокойная...»

Как видно, модель пьесы, построенная с помощью первого метода контент-анали­за, а именно с помощью элементарного выделения единиц анализа, уже много даёт исследователю для понимания структуры документа, последовательности разво­рачивающихся событий, некоторой характеристики происходящих событий.







Сейчас читают про: