Практическое занятие № 2

Структура романа И.С. Тургенева "Отцы и дети"

(2 часа)

I. Типология тургеневского романа. Место романа "Отцы и дети" в творчестве писателя.

II. Авторская позиция в романе и особенности ее выявления:

1. Концепция человека и принципы изображения человека:

а) функция предыстории,

б) диалог как средство раскрытия характеров,

в) смысл приема взаимоотражений характеров,

г) приемы раскрытия внутреннего мира человека,

д) речь Тургенева "Гамлет и Дон Кихот" и ее место в представлении писателя о человеческой природе,

е) способы выражения авторского лиризма,

2. Композиция и ее роль в раскрытии (выявлении) авторской позиции:

а) диалогические сцены и их значение в раскрытии основного конфликта,

б) группировка образов, ее принцип,

в) мотив блудного сына и его реализация на уровне композиции и системы персонажей;

г) два круга путешествий Базарова, значение путешествий для обозначения динамики характера,

д) эпилог и символический смысл картины кладбища.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

Писарев Д. Базаров. Реалисты.

Лебедев Ю.В. "Отцы и дети" Тургенева, М., 1980.

Габдуллина В.И. Мотив блудного сына в произведениях Ф.М. Достоевского и И.С. Тургенева. Барнаул, 2006.

Пустовойт П.Г. Роман И.С. Тургенева "Отцы и дети". Комментарий. М., 1991.

Жук А. Русская проза второй половины XIX в. М., 1981.

Недзвецкий В.А. и др. Тургенев. М., 1988.

Тирген П. К проблеме нигилизма в романе И.С. Тургенева “Отцы и дети” // Рус. лит. 1933. №1.

Еремин М. Базаров: Гибель на перепутье. К исследованию романа Тургенева “Отцы и дети” // Московский Вестник. 1922. №1.

Никитенко Н.С. Шекспировские темы и образы в романе Тургенева “Отцы и дети” // Рус. лит. 1944. № 4.

Есалнек А.Л. Типология романа (теория и историко-литературные аспекты). М., 1991.

Горелин М. Базаров: гибель на перепутье // Московский вестник. 1992. №1.

Практическое занятие № 3

«Русская поэзия середины века»

(2 часа)

1. Понятие авторского и несобранного лирического цикла.

Концепция любви в «панаевском» цикле Н.А. Некрасова.

1) Биографическая основа цикла, цикл как лирический дневник;

2) Диалогичность. Отдельные стихотворения как реплики незаконченного диалога;

3) Многосторонняя и детальная обрисовка противоречивого характера героини;

4) Сложный характер лирического героя:

5) Конфликт, определяющий сюжетное движение лирического цикла, и ключевые слова-формулы, объясняющие природу взаимоотношений героя и героини ("проза любви", "жизнь текла мятежно", любовь - борьба, любовь - мученье и мучительство, обреченность любви).

3. Художественные открытия Тютчева в "Денисъевском цикле":

1) Биографическая основа. Принцип романности (сюжет, образы, автор, толпа и т.д.);

2) драматизм и драматизация в цикле;

3) человек и природа в цикле, принцип параллелизма, его реализация в цикле;

4) хронотоп цикла (время-пространство, время и вечность);

5) сквозные образы-мифологемы в цикле (душа, сон, могила и др.) и их роль в развитии авторской мысли.

4. Любовная лирика Некрасова и Тютчева: общее и индивидуальное

Тексты

Н.А. Некрасов: «Тяжёлый крест достался ей на долю…»; «Если мучимый страстью мятежной…»; «Да, наша жизнь текла мятежно…»; «Я не люблю иронии твоей…»; «Мы с тобой бестолковые люди…»; «Зачем насмешливо ревнуешь…»; «Прости» (любые издания).

Ф.И. Тютчев: «О, как убийственно мы любим…»; «Предопределение»; «Не говори: меня он, как и прежде, любит…»; «О, не тревожь меня укорой справедливой…»; «Чему молилась ты с любовью…»; «Последняя любовь»; «Она сидела на полу…»; «Весь день она лежала в забытьи…»; «Есть и в моём страдальческом застое…» (любые издания).

Литература

Основная

1. Скатов, Н.Н. Н.А. Некрасов и Тютчев // Русская литература. – 1971. – № 2. – С. 20-35 или: Н. А. Некрасов и русская литература. – М., 1971. – С. 224-265 или: Скатов Н.Н. Некрасов: современники и продолжатели. Очерки. – М.: Советская Россия, 1986. – 336с.

2. Подсадных, О.Д. Поэзия сердца: «Панаевский» и «Денисьевский» циклы любовной лирики Н.А. Некрасова и Ф.И. Тютчева // Литература в школе. – 2010. – № 7. – С. 31-33.

3. Дарвин, М.Н. Проблема героя в любовной лирике Тютчева // Филологические науки. – 1981. – № 3. – С. 70–72.

4. Дизенко, Н.Д. Природа в стихотворениях Ф.И.Тютчева о любви // Русская речь. – 2004. – № 2. – С. 20 –26.

5. Лотман Ю.М. Ф.И. Тютчев. «Накануне годовщины 4 августа 1864 г...» // Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. – СПб., 1996. – С. 178–193.

6. 16. Непомнящий, И.Б. Об «онегинских» мотивах в «денисьевском» цикле Тютчева // Вопросы литературы. – 1997. – Вып. 5. – С. 123–144.

7. 17. Зырянов, О.В. Природа драматизации в лирике Ф.И.Тютчева 1830-х годов // Вестник Тюмен. гос. ун-та. – 2003. – № 4. – С. 29–39.

8. Корман, Б.О. Лирическая система Н.А. Некрасова // Некрасов и русская литература. – М., 1971. – С 81-129.

9. Карташева, Н.А. « Романизация» сюжета в любовной лирике Н.А. Некрасова 1850-1860-х гг. [Электронный ресурс]. Режим доступа: rusnauka.com/17_AND_2011.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: